Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт ӯргалан кӯщай приявес
  • Югра мт ёмащакв ӯщлахтуӈкве с рви
  • Йильпи мӯтра мнь пвлыӈ мн ты ёхты
  • Мирн приим мхум рӯпатаныл урыл
  • Щнь лтыӈ внэ мхум мгыс лххал

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ксыӈ колтгыл касуӈкв врми
  • Номтыӈ нврамыт тнки халанылт кассыт
  • Лххал тотнэ хтпат атыглавсыт
  • Йис мнын ннки нупылын хансэлн
  • Мньлат гит-пыгыт лаль вос ханищтахтгыт
  • Лль накыт ёл-пилттан хтпат

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Саранпвыл нврамыт пассаӈ щахныл касгыт
  • «Колмодай» община хӯл алыщлы
  • Тн св ханищтан нпак щпитасыт
  • Соссаӈ мирн рнэ нпакыг
  • Мньщи хум мнь пвылквет лккарыг рӯпиты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Урай ӯст лнэ н рӯтанэ урыл потыртас
  • Тлы пора тпосыт урыл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Мнь тгыл ёсал хйтнэ саран хум

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Яныг утыт ос мнь утыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мньлат гит-пыгыт лаль вос ханищтахтгыт
  • Мансийский
  • Русский

Мньлат гит-пыгыт лаль вос ханищтахтгыт

Сртын студентыт соссаӈ мхум лтӈытн ханищтан мгыс ЮГУ тармыл нас институт лыс. Ётыл тав рӯпататэ хот-пилтавес. 2013 тлт мт институт врвес, тав Лӯима мхум институтыг намаявес. Ань хумус тав рӯпиты, маныр рӯпата тот враве, ты вылтыт тлат тра-паттын мгыс ам Дина Васильевна Герасимова ёт потыртасум. Тав тот кӯщаиг лы, ань тав лвыс:

– Мн округувт 
соссаӈ мхманув лупсаныл ӯргалан мгыс, тн лтӈаныл, пс наканыл лаль 
тотнэ мгыс ты институт врыслӯв. Тувыл мньлат гит-пыгыт халт свнув хтпа 
яныг образование вос щсыт, тнанылн нтуӈкве вуйхатсӯв.
Ань туп тыт тамле трвит врмаль лы, 
ты институтыт ханищтахтан мгыс мн вт 
нупыл ат хтпа тув атуӈкве ат врмв. Тысвит студент выл курсын пирмайтаӈкве кос ри. Образование скконыт палт тамле хӯлтнэ лтыӈ лы. Мн ханты, мньщи 
ос рн лтӈыт, 
литература ос культура ханищтан мгыс ат манос хт хтпа хнтв ке, тувыл та. Ань свыӈплэ гит-
пыгыт мт мт ханищтахтуӈкве кса-щгыт. 
Ты тлт  гуманитарный институтувт 
хтпан нупыл онтолов соссаӈ нврам ханищтахты, менеджмент ос экономика палт - 
нёлсат акв хтпа, политехнический институтт - китхуйплов студент, юридический тлат – атхуйплов хтпа, м-вит ӯргалан институтт – стхуйплов лумхлас ос управление мт ищхӣпыӈ утыт ёт рӯпитан 
хтпаг хӯрумхуйплов студентыт ханищтахт-гыт. Хӯрумхуйплов соссаӈ хтпа аспирантурат ловиньтахтгыт 
ос яныгсткем 
лумхлас юил ёхталым свсыр мт тыт ханищтахтгыт.
Таи ёмас - мн 
лӯим мхум институтув плыл тнанылн 
матыр нтмил в-
руӈкве врмв. Тнки пуссын акван-юрщхатым мт финно-
угорский универси-тет студентыт ёт 
вйхатгыт ос свсыр 
проектыт, семинарыт 
щпитгыт. 
Мнки тланув лаль тотнэ мгыс, образование ос мньлат мхум ёт рӯпитан 
департамент ёт акван-потыртахтым рӯпитв. Мн палтув пуӈктотнэ нг 
Ирина Борисовна Лисютина лы. Мн 
тав ётэ мнь пвлыӈ 
школатн аквъёт 
ялантымн ос соссаӈ 
нврамыт ёт вйха-тымн. Щнь лтӈыл олимпиадат миннэ 
порат та гит-пыгыт 
ёт потыртахтв, мн 
институтувн ханищтах-туӈкве вос ёхтгыт. 
Ам ётум рӯпитан 
хтпа воссыг тим. 
Ам амккем тыт рӯ-
питгум, соссаӈ студентыт тланыл мгыс пуӈктотгум ос ксыӈ институтыт «Языко-
вая картина мира 
обско-угорских 
народов» нампа курс ловиньтгум. Налыман щс лекцият 
ксыӈ институтыт 
ловиньтыянум ос 
тувыл студентыт зачёт мыгыт. Тот 
ханты, мньщи ос рӯтыг лнэ мхманув лтӈаныл, пс лупсаныл вылтыт матыр-ти пуссын 
потыртыянум. Тва-накт, вим, рущ 
манос мт мир 
студентыт воращлгыт, нматыр вӈкве ат таӈхгыт ос тувыл кит-хӯрум лекция 
хӯнтлын юи-плт 
лаль пӯмщалахтгыт, нмат ат нёсарлгыт. Зачёт щирыл ёмас 
рефератыт хансгыт. Тувыл тн ётаныл 
ханищтахтын соссаӈ нвраманув ат 
ссамтгыт, номтыӈыг 
мтгыт. 
Ты лӯим институвт нврамыт рущ ос щнь лтыӈ, литература ханищтан хтпаг ханищтасанӯв. Юи-выл тланувт рущ лтыӈ ханищтан врмаль хот-вуйвес. Таимгыс св мньлат гиянув-пыганув школан рӯпитаӈкве ат 
вивет. Мн ань лаль 
тох номсв, щнь 
лтыӈ ханищтан коныпал тн культурологыг, историкыг акв 
специальность стлан хтпаг вос ханищтавет. Тнт свнув студентыт мн палтув ханищтахтуӈкве ксащанувыт. Студентыт тнки с анкета 
щирыл тох лвсыт. Ос мн акв курс, ты вт 
нупыл ат студент, атуӈкве врмынувӯв. 
 
Тамара 
хатанева

Подготовка специалистов с высшим образованием

В структуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Югорский государственный университет» идет подготовка и выпуск  специалистов высшего образования в шести институтах. Система образования в  университете такова, что нет факультетов, есть институты, по которым студентов выпускают в степени бакалавров после четырех лет обучения и после шести лет магистров.

2013 году был создан ещё один - институт народов Севера. О том, как он функционирует, какие цели и задачи ставились, о перспективах рассказала профессор, кандидат филологических наук и директор института Дина Васильевна Герасимова.

- Главными  целями создания института народов Севера было сохранить этническую идентичность титульных народов, проживающих в Югре, развивать и возрождать их культурное наследие, родные языки. А одной из основных задач подготовить специалистов с высшим образованием, переподготовка и повышение квалификации национальных кадров по всем специальностям и направлениям. Пока в нашем институте нет настоящего образовательного процесса, причина в том, что мы не можем набрать полноценную группу студентов на первый курс из 25 человек, которые обучались бы на преподавателей родных языков и литературы. Количество желающих получить эту специальность немного меньше, чем требуется по уставу в высших учебных заведениях.

Но студенты из числа коренного населения поступают и учатся во всех институтах Югорского государственного университета. В настоящее время на дневном обучении находятся 198 ханты, манси и ненцев, около ста на заочном обучении. По основному направлению работы наш институт оказывает им социально-педагогическую помощь и государственную поддержку.

Так  в Гуманитарном институте обучается пятьдесят девять  хантов, манси или ненцев, в Институте менеджмента и экономики семьдесят один студентов, в Политехническом институте двенадцать человек, в Юридическом институте пятнадцать студентов, в Институте природопользования семнадцать и в Институте (НОЦ) систем управления и информационных технологий тринадцать студентов. Также из числа коренных малочисленных народов тринадцать человек поступили в аспирантуру.

С нашими студентами отлажена работа по развитию международного сотрудничества с финно-угорским миром,  установлены связи с международной Ассоциацией финно-угорских университетов. Югорский государственный университет является одним их учредителей Международной ассоциации наряду с Марийским, Сыктывкарским, Удмуртским государственными университетами, а также с Сомбатхейским педагогическим институтом в Венгрии.
Тесно сотрудничаем с окружным департаментом образования и молодежной политики.  Ирина Борисовна Лисютина, начальник  отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ответственно подходит  к нашим вопросам. Оказывает помощь в проведении  профориентационной работы по привлечению местных абитуриентов в институты ЮГУ  по основным населенным пунктам Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Обращаем особое внимание на старшеклассников, прибывших на окружную олимпиаду по родным языкам.

В данное время в институте народов севера работаю я одна. Веду курс «Языковая картина мира обско-угорских народов» во всех шести институтах. Лекции рассчитаны по 40 часов на каждый институт, в каждой группе от 50 до 60 слушателей. Здесь я знакомлю студентов с традиционной и духовной культурой хантов, манси и ненцев, с древними обычаями и о языковом родстве финно-угорских народов. По вопросу нужен ли такой курс, я считаю, что каждый югорчанин должен знать титульные народы своего края. По моим наблюдениям  студентов это тоже начинает заинтересовывать, они обращают внимание и на свои родословные корни. А студенты из числа коренного населения перестают стесняться своего происхождения. В конце курса все сдают зачет. Отмечу, что многие из них делают очень интересные доклады на различные темы, проводят презентации и участвуют в научно-практических семинарах.

Но мы не забываем работать в направлении подготовки кадров, специализирующих по родному языку, культуре, литературе и истории. По новым общепринятым образовательным стандартам мы в последние годы в университете не могли выпускать студентов по двум специальностям, таких как «учитель русского языка и литературы» и «учитель родных языков и литературы народов севера» одновременно. Полагаю, если разработать образовательную программу по этнологии, культурологи, языкознанию и истории и затем получить разрешение по выпуску студентов сразу по двум специальностям, то набор в наш  институт может осуществиться. Мы проводили анкетирование среди старшеклассников и первокурсников, и у них есть желание не только изучать родные языки, культуру, но и продолжать работать в этом направлении, вести преподавательскую и исследовательскую деятельность.

Тамара Мерова

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1117)
11.02.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика