- Мансийский
- Русский
Мньлат гит-пыгыт лаль вос ханищтахтгыт
Сртын студентыт соссаӈ мхум лтӈытн ханищтан мгыс ЮГУ тармыл нас институт лыс. Ётыл тав рӯпататэ хот-пилтавес. 2013 тлт мт институт врвес, тав Лӯима мхум институтыг намаявес. Ань хумус тав рӯпиты, маныр рӯпата тот враве, ты вылтыт тлат тра-паттын мгыс ам Дина Васильевна Герасимова ёт потыртасум. Тав тот кӯщаиг лы, ань тав лвыс:
Подготовка специалистов с высшим образованием
В структуре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Югорский государственный университет» идет подготовка и выпуск специалистов высшего образования в шести институтах. Система образования в университете такова, что нет факультетов, есть институты, по которым студентов выпускают в степени бакалавров после четырех лет обучения и после шести лет магистров.
2013 году был создан ещё один - институт народов Севера. О том, как он функционирует, какие цели и задачи ставились, о перспективах рассказала профессор, кандидат филологических наук и директор института Дина Васильевна Герасимова.
- Главными целями создания института народов Севера было сохранить этническую идентичность титульных народов, проживающих в Югре, развивать и возрождать их культурное наследие, родные языки. А одной из основных задач подготовить специалистов с высшим образованием, переподготовка и повышение квалификации национальных кадров по всем специальностям и направлениям. Пока в нашем институте нет настоящего образовательного процесса, причина в том, что мы не можем набрать полноценную группу студентов на первый курс из 25 человек, которые обучались бы на преподавателей родных языков и литературы. Количество желающих получить эту специальность немного меньше, чем требуется по уставу в высших учебных заведениях.
Но студенты из числа коренного населения поступают и учатся во всех институтах Югорского государственного университета. В настоящее время на дневном обучении находятся 198 ханты, манси и ненцев, около ста на заочном обучении. По основному направлению работы наш институт оказывает им социально-педагогическую помощь и государственную поддержку.
Так в Гуманитарном институте обучается пятьдесят девять хантов, манси или ненцев, в Институте менеджмента и экономики семьдесят один студентов, в Политехническом институте двенадцать человек, в Юридическом институте пятнадцать студентов, в Институте природопользования семнадцать и в Институте (НОЦ) систем управления и информационных технологий тринадцать студентов. Также из числа коренных малочисленных народов тринадцать человек поступили в аспирантуру.
С нашими студентами отлажена работа по развитию международного сотрудничества с финно-угорским миром, установлены связи с международной Ассоциацией финно-угорских университетов. Югорский государственный университет является одним их учредителей Международной ассоциации наряду с Марийским, Сыктывкарским, Удмуртским государственными университетами, а также с Сомбатхейским педагогическим институтом в Венгрии.
Тесно сотрудничаем с окружным департаментом образования и молодежной политики. Ирина Борисовна Лисютина, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ответственно подходит к нашим вопросам. Оказывает помощь в проведении профориентационной работы по привлечению местных абитуриентов в институты ЮГУ по основным населенным пунктам Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Обращаем особое внимание на старшеклассников, прибывших на окружную олимпиаду по родным языкам.
В данное время в институте народов севера работаю я одна. Веду курс «Языковая картина мира обско-угорских народов» во всех шести институтах. Лекции рассчитаны по 40 часов на каждый институт, в каждой группе от 50 до 60 слушателей. Здесь я знакомлю студентов с традиционной и духовной культурой хантов, манси и ненцев, с древними обычаями и о языковом родстве финно-угорских народов. По вопросу нужен ли такой курс, я считаю, что каждый югорчанин должен знать титульные народы своего края. По моим наблюдениям студентов это тоже начинает заинтересовывать, они обращают внимание и на свои родословные корни. А студенты из числа коренного населения перестают стесняться своего происхождения. В конце курса все сдают зачет. Отмечу, что многие из них делают очень интересные доклады на различные темы, проводят презентации и участвуют в научно-практических семинарах.
Но мы не забываем работать в направлении подготовки кадров, специализирующих по родному языку, культуре, литературе и истории. По новым общепринятым образовательным стандартам мы в последние годы в университете не могли выпускать студентов по двум специальностям, таких как «учитель русского языка и литературы» и «учитель родных языков и литературы народов севера» одновременно. Полагаю, если разработать образовательную программу по этнологии, культурологи, языкознанию и истории и затем получить разрешение по выпуску студентов сразу по двум специальностям, то набор в наш институт может осуществиться. Мы проводили анкетирование среди старшеклассников и первокурсников, и у них есть желание не только изучать родные языки, культуру, но и продолжать работать в этом направлении, вести преподавательскую и исследовательскую деятельность.
Тамара Мерова