Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Яныг колтглыт мгсыл пирмайтым скконыт
  • Враян хтпат врмаляныл
  • Нквет ялпыӈ хталаныл кастыл
  • Саманыл постл патнэ мхум урыл
  • Хāльӯст кāминьт пāссаӈ ктыл алхатнэ касыл вāрыглавес
  • Рӯпатам руптылум
  • «Нй лылып» кина касылыт хотьютыт нх-патсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Прт-лмтыл врнэ ёнгынутыт
  • Сāлыӈколт яныгмам щмья

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ткыщ нуйхатым слы пснэ суваныл сакватгыт
  • тпос нупыл пйкщасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Сакныл хорамыт врнэ н
  • Тав Лӯимт св тл рӯпитас

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Прт-лмтыл врнэ ёнгынутыт
  • Мансийский
  • Русский

Прт-лмтыл врнэ ёнгынутыт

Белоярский районт юи-выл тлыт мхум св мнь организацият вргыт ос тнти рӯпатаныл мгсыл проектыт хансгыт, хотты касылытын ттыяныл. Мирн яныг прыс тотнэ тлат тувыл олныл мивет ос тн лаль та рӯпитгыт. Акв тамле щмья, ты Татьяна ос Денис Любавиныг, тн «Люкан» нампа мнь организация мгсыл нпакыт атсг ос нврамыт мгсыл ань ёнгынутыт врг. Ты урыл ам Татьяна ёмщакв титыгласлум, тав тох потыртас: 

– Ам выл проектанум мт организациятныл хансыгласанум, тувыл нумн ты рӯпата вруӈ­кве татем пӯмщиг мтыс, ос лаль вруӈкве патсум, тувыл амти НКО мгсыл нпакыт атсум ос 2021 тлт йкамнтыл мнти рӯпитаӈкве патсумн.

Ты лы-пал мн Сургут ӯсныл Касум пвылн внтлысамн. Тнт яныг пыгум ос гим янмалтас­мн, ам тахсум тн ётн ёнгасым ханты лтӈыл м-витув, вруй­хулыт урыл потыртаӈкве. Рущ лтӈыл свсыр хуриӈ ёнгынутыт лгыт: профессият, яла­сан ос рӯпитан свсыр м­ши­нат, номслгум, мнавн тамле утыт мн лупсав урыл вруӈкве ри. Тох ты номсасум ос Денис йкамн потыртасум. 

влт ты тла урыл хт-ти ловиньтасмн, маныр ты мгсыл ри ос хумус рӯпиты. Тувыл йӣв сылнэ станок ос ввта пртыт ёвтсумн. Ам акваг тох, матыр вруӈ­кве тахмагум, йкамн потыртгум, тувыл тавн лвгум: «Хумус ань ты пормас манос ёнгынут вруӈкве, наӈ номсахтэн ос врен». Денисум тувыл номсахты, рнэ нпакыт ловиньты, станокыт хумус ри, тащир рталым лаль рӯпитаӈкве паттыянэ. 

Тувыл ам мн пвлувт «Слыкве» мнь нвра­мыт колн ялсум, тот тлаг врнэ номтум урыл по­тыр­тасум. Мхманув хот-щгтсыт, нтуӈкве патсыт. Ам выл проект хассум, олныл майвесӯв, лазер­ныиг лвнэ станок ёвтсӯв, рӯпатав та вылтаслӯв. Ам нврамыт ханищтан хтпат ёт по­тыртасум, рущ лтӈыт ханты лтӈыг аквъёт тол­мащласанӯв. 

выл лов ёнгынут вр­сӯв, ты округ картатэ, св­сыр ӯйхулыт, ома ос нв­раме, лумхлас алпитэ ос мт урыл. Ты ввта прт тармыл хурит пс­лавет ос ты хури мнь лм­тыг сартаве, нвра­мыт ты лмтыт акван вос атыя­ныл, ты коныпал тот ксыӈ хури ханты лтӈыл хансым лы. Тох тн ханты лтыӈ ханищ­тгыт. Ты выл ёнгынутыт музейн, нврамыт колы­тын мӯйлуп­тасанӯв. 

Акв порат ам хотты семинар лум порат по­тыртаӈкве вввсум, ам ты ёнгынутыт урыл нв­рамыт ханищтан хтпа­тын потыртасум. Тн та­с­вит ёмас номт нумн лв­сыт, хӯлтыглахтасыт, та юи-плт ос лаль рӯ­пи­таӈкве сымыӈыщ вуй­хатсум. 

Ётыл ос Саранпвыл мхум ёт рӯпитаӈкве пат­сӯв, тн тот мн лупсав ханищ­тан ёнгил вруӈ­кве тахсыт. Тн ёнгынута­ныл суссанӯв, хт мощ ёмщаквнув врсанӯв ос тох аквъёт рӯпитаӈкве патсӯв. Ханты лтӈыл в­рум ёнгынутанув мньщи лтӈыл толмащлавсыт ос мн тнаныл Саран­пвыл нврамыт мгсыл врсанӯв. Тот свсыр урыл ёнгынутыт лсыт: трыӈхомлахыт, пилыт, йӣвыт, тнаныл мн домино, лото хольт вр­са­нӯв. Акв пӯмыщ ёнгил врсӯв, рущ щирыл «Путешествие по реке Ляпин». Тот т, пвлыт, хоты м хумус лваве рущ ос мньщи лтӈыл хансым лы. Нврамыт ёнгасым тнти мныл ёмщакв вӈкве патгыт, хоты пвыл хт лы ос хумус лваве, хумыт хт врагыт ос хӯл алыщ­лгыт, карта щирыл нв­рамыт м нумыл сун­сыг­лым вганыл. 

выт ёнгынутыт нас пнт прт-лмт тармыл акв оспаг пслым лсыт, ётыл льпыл хорамтаӈ­кве патсанӯв, тн прт-лмт тармыл ткыщ хан­лым лгыт, мори хот-кон­суӈкве манос ниль­та­лаӈ­кве ат врмия­ныл. Тамле тк ёнгыну­тыт врсӯв, хоса нь­щуӈ­кве вос врмияныл. 

Ос свсыр мт ты урыл ловиньтасӯв, хумус ль­пыл сартуӈкве, маныр ты кастыл вруӈкве рви. Молях врнэ щирыл тай нас нпак-лмт тармыл пслым хури пртын хан­лаве, та щирыл тыналаве. Мн тай мӯсхал щирыл вриянув, нтнэ ос пӯм­щиг вос лсыт, гирищит ос пыгрищит ксащим ктын вос висаныл. Ты про­ектув тох намтыслӯв – «Таёжные краски Югорского края». 

Ты рӯпата врнэ кастыл мн ультрафиолетовый печать врнэ принтер ёвтсӯв, тав влт грун­товка сарты, тувыл льп ос та юи-плт лак, тох пслым хури хот-кон­суӈ­кве ат врмаве. Ты лы-пал врум ёнгынутанув свсыр оспа льпыл ат пслысанӯв. Ань хусах­тем ёнгынут свсыр оспа льпыл пслым врсӯв. Тот ханты ос мньщи мй­тыт пслысув, рнкол, лнэ кол кӯрыӈ, свсыр пормасыӈ тгыл врыс­лӯв. рнкол св прт-лм­тытыл акван-атым лы, нврам пӯнсытэ, та тӣвырт кӯр кональ выгтэ ос мньщи лтӈыл хумус лваве – ловиньтытэ. Аквтох тот пӯт, щйпут, пасаныт, уласыт, матыр-ти пуссын лы. лнэ кол ос ко­лалатэ хот-виве, тӣвырт пормасыт, канит лгыт, тащир нврамыт ёнгасгыт. Тох мн пыг­ри­щит мгсыл хӯл алыщлан урыл, враян урыл, гири­щит мгсыл сов маснут нтнэ урыл, сс ёт рӯпитан урыл ён­гынутыт врсӯв. 

Яныгнув нврамыт мгсыл хоса номсахтым ёнгасан прт-лмтыт, мнь нврамыт мгсыл мощ кӯпнитнув ёнгынутыт лгыт. 

– Ты рӯпата вруӈкве, улпыл, св хтпа ри? Хотьютыт нн ётын рӯпитгыт?

– Ань ищхӣпыӈ ут хо­сыт сака кӯстыр рӯпитаӈ­кве, мт ӯсытыт лнэ хтпат ёт потыртахгум, ты художникыт, дизайне­рыт, тн нумн пслум хурияныл ттгыт, ам сунсыглыянум, мнавн те ртмгыт, лаль ёнгыну­тыг вриянӯв. Вим, к­сыӈ порат ам лвгум, хт мтнув щирыл ри пс­луӈкве манос щар тох ат ри. 

Хунь хурит ёмщакв пславет, тувыл цехт йӣв ёт рӯпитан хумыт прт-лмтыт сартуӈкве та вылтахтгыт, ёмщакв ёргащлыяныл, щпитыя­ныл, нмхт хастул ул вос щсыт, нврамыт к­таныл ул вос плтыяныл. 

Мн ётув ат дизайнер-хтпа рӯпитгыт, цехт тит хтпа, свсыр мт лнэ хт-ст хтпа мнавн нтгыт. Пслын хтпат с свсыр щирыл рӯпитгыт, тват акварель-льпыл пслгыт, тват ищхӣпыӈ планшетыт пслгыт. Акв хум Владивостокыт лы, тув телефоныл пслым кол хури манос рнкол хури ттгум, тав ман янытаг вруӈкве ри, тра ксалытэ. 

рнкол ос лнэ кол мг­сыл Касум мщтыр нк­вет мольщаӈыӈ, сахиӈ канит нтсыт, супыӈ, тр­сахиӈ кань с нь­щв. Тамле канит вруӈ­кве ам рущ куклат урыл номылматсум, мн май мнь порат с тамле кук­лал ёнгасасӯв, свсыр масну­тыл мастысанӯв. Мн алам мпкол с вр­сӯв. Ксыӈ пвылт мхум мп нь­щгыт, таимгсыл тыи нвра­мытын вӈкве ри. 

– Ёнгынута­нын хт тыналыянын? Хт тна­ныл мхум ёвтуӈкве вр­мгыт?

– Мн «ВКонтакте» ищ­хӣпыӈ мт «Думающие игрушки народов Севера» лпс врсӯв, мхум нумн тув хансгыт, потыртах­тв ос посылкал тна­нылн ттгум. Ты коныпал Касум пвылт «Касум ёх» колт тыналавет, Ханты-Мансийск ӯст «М-вит ос лумхлас», «Трум Маа» музеигт ёвтуӈкве рви. 

– Татьяна, наӈтинн хантыиг манос сараныг ловиньтылын?

– Ам ханты, ащйкам Пол­но­ватныл лыс, ханты хум. Пс порат Резаны пвыл лыс, мн тувыл лнэ рӯтыт. Ащōйкам Терен­тий Алек­сеевич Федотов, тав рӯтанэ Лель­ховыт ос Себуровыт. Мтпал рӯ­танум сараныт, тн хуньт мт нрпал рыл, Ижманыл тыг внт­лысыт. Тамле ты рӯтыл ам лгум. Матъёмас ань ханты ос мньщи маснут ньщуӈ­кве мхум тахмаясыт, хотты ялпыӈ хталт акваг тнти масну­таныл мас­гыт, нтыл­тахтым мыг­тгыт, щнь лтӈыл по­тырт­гыт, ат ссамтгыт. 

Мньлат нг-хумыг хӯрум нврам янмалтг – пыг ос тит гииг. Тна­нылн мн пустгыл лнэ лтыӈ лвв, с св ёмас ён­гы­нут гирищит-пыг­рищит мгсыл вос вр­гыт.

Галина КОНДИНА

Родной язык можно изучать, играя в деревянные игрушки

Об этой организации, точнее об игрушках, которые выпускает некоммерческая организация «Люкан», многие знают уже не понаслышке, имеют такие познавательные игры и игрушки у себя дома. Супруги Татьяна и Денис Любавины сначала стали создавать игрушки, а позже уже сами решили зарегистрировать организацию и постоянно заниматься этим увлекательным делом. Татьяна о работе над игрушками и о создании организации «Люкан» рассказала следующее:

– У нас автономная некоммерческая организация развития культуры коренных народов Югры – Центр инновации «Люкан». Мы свою деятельность начали ещё до создания её, на первые проекты я писала заявки от других организаций, была волонтёром. И уже когда поняли, что нам тема эта нравится, тогда мы в 2021 году уже открыли свою организацию.

Начали мы с игр и игрушек. В 2020 году мы написали проект от фонда «Пупи». Тогда мы с супругом переехали из Сургута в Казым, на тот момент у мас было двое детей – сын и дочь, мне хотелось в игровой форме рассказать о природе и культуре наших народов. Я увидела, что любую тему можно преподнести в виде пазл, игр, рамочек. На русском языке созданы такие игры, как транспорт, профессии и другие. Я пошла в нашем селе Казым в такие организации как детский сад «Олененок», центр «Касум ёх» и предложила свою идею. Друзья поддержали, подготовила проект, мы смогли приобрести тогда первый лазерный станок, и началась работа. Я придумала тему игрушек, посоветовалась с педагогами, с носителями языка, мы перевели слова на хантыйский язык. Первые 10 игрушек – это карта округа, животные, мама и малыш, девочка и мальчик  –  части тела, подарили их в музей, в детский сад. Сделали около 50 игрушек, подарили их разным организациям, партнёрам. Мне посчастливилось, что пригласили меня выступить перед педагогами родных языков, в детском саду во время семинара. Там я получила много нужных знаний.

С супругом мы сначала разобрались в технологии, приобрели станки, сырьё. Нашли знакомых, кто так же работает. Получается что идея моя, разработка моя, а стал изготавливать супруг Денис. У нас так и происходит, я придумываю, а потом говорю: «А теперь ты думай, как это всё сделать». И он изучает технологию, станки настраивает и прочее. 

После этого стали работать с партнёрами из Саранпауля, потому что у них в детском саду была идея инновационных игрушек своего края. Но они не знали с кем работать. А тут появились мы, совместно разработали, у них были свои наработки, я их посмотрела, мы внесли какие-то коррективы, где-то усовершенствовали эти игрушки, формы им предали. Такая у нас совместная работа была. Кроме этого, какие игрушки у нас были на хантыйском языке, они перевели их на мансийский язык для Саранпаульцев. То есть, мы имеем игрушки с названиями на мансийском-русском, хантыйском-русском. 

Когда с Саранпаулем работали, тогда у нас появились игрушки с насекомыми, ягодами, деревьями, появились игры для закрепления полученных знаний. Для этого мы сделали домино, лото, игры «мемори», очень интересная настольная игра «Путешествие по реке Ляпин». Она в точности не соответствует географическому расположению объектов, но она схематически понятна, где какая река впадает, какая притока, место, всё отмечено в правильном порядке. Ребёнок, играя в неё, узнает особенности этой местности. Он, например, знает, что в деревне Хошлог тут охотятся, здесь на этой реке такая-то рыба, где находится Саранпауль и так далее. Благодаря настольной игре всё это ребёнок может узнать. Он видит расположение местности сверху. 

Первые игрушки были только в контурном стиле, бесцветные для раскрашивания. Потом появилась мысль, что хорошо бы их сделать цветными, яркими как в магазине. Изучали чем лучше украсить, можно сделать наклейки, но это всё недолговечно. Ребёнок может легко оторвать, поцарапать. И пришли к тому, что необходим принтер с ультрафиолетовой печатью. Это когда на поверхность сначала наносится грунтовка, потом краска, потом лак и всё это под ультрафиолетовыми лучами, её очень сложно механически повредить, долговечная игрушка для детей. Для усовершенствования игрушек подготовили проект, подавали на разные конкурсы, чтобы получить финансирование. Дорабатывали, улучшали, и получился проект «Таёжные краски Югорского края», это цветные игрушки. Из Президентского фонда грантов «Фонд гражданских инициатив», на реализацию проекта получили средства. Все игрушки, которые у нас ранее были созданы, этого почти 20 игр, мы их сделали цветными. 

И ещё мы разработали серию из 10 игр. 8 игр – это традиционные промыслы и ремёсла, из них 4 игры – мужские ремесла, охота, оленеводство, рыболовство, работа с деревом; 4 женских – работа с мехом, работа с берестой, рукоделие и сбор ягод. 2 игры – это чум, трёхслойный пазл, сначала закрытый чум, его открываешь, там можно вытащить, например, печь и посмотреть, как называется на хантыйском или мансийском языках. После этого были проекты по фольклору, мы выбрали сказки территории Казым, тот вариант сказок, который именно на Казыме. Разработали 10 пазлов, они были сложнее, сначала для детей старшего возраста, затем – младшие школьники и детский сад. К примеру, взяли сказку «Как щука себе голову сделала». Это большая голова щуки, в которой есть косточки с названиями. 

– Татьяна, чтобы сделать детали, ведь нужно сначала нарисовать их, кто этим занимается?

– Сейчас у нас много специалистов задействовано, есть художники, дизайнеры. Художник рисует, после дизайнер перекладывает на макет, который подойдёт для станков, для лазерного принтера. Там отдельные слои разделяются, чтобы каждый станок свою часть работы правильно выполнил. После того, как макеты готовы, ребята в цеху это режут, шлифуют, подготавливают, склеивают слои, наносят печать, потом упаковывают. Вот такой у нас длительный, интересный, творческий процесс. Сейчас у нас уже работает пять дизайнеров, в цеху два человека, на удалёнке порядка 6-7 человек работают. Художники тоже по-разному работают, есть, кто рисуют акварельными красками, мы им приносим рисунки. Есть иллюстраторы, которые, например, на графических планшетах рисуют изображения, есть несколько дизайнеров, которые работают с макетами для лазерной резки. У них есть разделения, которые работают с плоскими изображениями. Я знакома с дизайнером из Владивостока, он сам архитектор, для нас он делает объёмные конструкции. У нас есть такие объёмные игрушки как избушки, чумы, лабазики. Ему достаточно отправить фотографию и он пропорционально подберёт, так как надо и никаких комментариев давать мне не нужно. Он сделает всё нужного размера и всё получится. Останется только нарезать на станках и собрать. 

У нас появились объёмные макеты, есть большие и маленькие, порядка 10 см. Например, у избушки крыша открывается, внутри стоит печка, нары и другие предметы. Есть лабаз и чум такой. Проект макет традиционного стойбища у нас продолжается. Нас вдохновила детская игра, когда девочки играют в куколки, кукольный домик есть, что можно сделать в таком формате, только избушку и полностью всё стойбище выстроить. Некоторые объекты уже есть, есть избушка 40-50 см, там снимается крыша, внутри находится всё убранство, нам мастерицы сшили разные куколки-акани. У нас есть деревянные куклы в традиционной одежде и плюс акани меховые, в платье, в халате. Вот такой набор будет с этой избушкой. 

У лабаза тоже открывается крыша, дверцы. Есть конура для собаки. Всё как в настоящем стойбище. Работаем над конструкцией чума, чтобы она была устойчивой. Чтобы можно было разобрать и увидеть всё убранство в реальной жизни. 

У нас проекты социальные, поэтому мы приглашаем участвовать партнёров, они помогают нам с консультациями, также они гарантируют по окончании проекта провести занятия с определённым количеством детей. Каждый из них работает в школе, в саду и так далее. С каждым проектом количество партнёров увеличивается и нам становится интереснее. И им интересно, они в завершении получают набор игрушек бесплатно.

– Как вы продаёте игры и игрушки?

– У нас есть группа в соцсети  ВКонтакте «Думающие игрушки народов Севера», там представлены все наши игры, сейчас дорабатываем цветной каталог. Его рассылаем по запросу педагогам, родителям, организациям. Работаем над сайтом, в скором времени появится. Игрушки продают в центре «Касум ёх», в Ханты-Мансийске  в Музее Природы и Человека, в музее «Торум Маа».

Затраты на изготовление игр и игрушек, конечно, не маленькие, это работа специалистов, электроэнергия, сырьё. Нам помогают гранты в плане того, что мы приобретаем оборудование и в дальнейшем используем в следующих наших проектах. Благодаря грантам оплачиваем работу специалистов. 

– Татьяна, вы сами к какой национальности относитесь? 

– Я сама отношу себя к ханты. У нас дедушка ханты, он из села Полноват. Раньше была деревня Резаны, между Теги и Полноватом находилась. Дед Терентий Алексеевич Федотов там жил. У него в роду Лельховы и Себуровы. С другой стороны родственники коми-зыряне. Они когда-то больше ста лет назад сюда пришли через Урал с оленями с Коми республики со стороны Ижмы. Обосновались и пустили корни, благодаря им наш род продолжил жить на казымской земле.    

Также хочу отметить следующее, что сейчас очень круто стало одеваться на праздник в свою национальную одежду. Ещё хочется, чтобы пошла мода на знание родного языка. Тогда бы и у молодёжи появился больший интерес. 

Мы с большой радостью поздравляем Татьяну с Международным женским днём, желаем творческих успехов и семейного благополучия! Они с супругом Денисом воспитывают троих детей – сына и двух дочерей. Пусть семейное дело им приносит радость и финансовый достаток для реализации новых идей!

Галина КОНДИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 5 (1335)
13.03.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика