- Мансийский
- Русский
Ань матрыг щнь лтыӈ ханищтаӈкв ат ксащгыт
Ань ты йист нврамыт мньщи манос ханты лтыӈ школат ханищтанныл мгыс тн оманылн-тянылн заявление-нпак хансуӈкв ри. Тваныл тамле нпак хансуӈкв щар ат ксащгыт, тох ты лвгыт: «Ам нврамумн ты лтыӈ ат рмыглы, тав лтӈув ханищтытэ те, тувыл хт рнэ рӯпата хнты».
Округувт лнэ сосса нврамыт школат ханищтахтын тланыл уральтым департамент колт Оксана Рыжкова рӯпиты. Ос тав щнь лтӈыт лаль тотнэ Советыт пуӈктотнэ кӯщаиг лы. Ты Советн хансым хтпат тл сыс тит щёс акван-атхатыглгыт. Ты тл тн ювле хультум мньполь тпос юи-выл хталт выл щёс акван-атхатыгласыт.
влт «стойбищный школа-сад» колыт урыл потыртасыт. Мн округувт тамле колыт 18 мнь пвлыӈ мтт рӯпитгыт. Врт лнэ налыман нупыл тит ханты щмьят тн мнь нвраманыл тох ханищтавет.
Ольга Кочурова Сургутский район образование департаментыт рӯпиты. Тав потыртас, тн районанылт 5 стойбищат 23 мнь нврамаквет школат ханищтахтуӈкв щпитавет. Н тох лвыс:
– Врыӈ мтт лнэ тва щмьят «спутниковый тарелкаг» лвнэ утыл врвсыт, ань тн лнэ мнылт интернет тот ньщгыт. Мнь нврам щнэ хтпат лпыл «ноутбук» квлтапияныл ос тувыл ханищтан хтпа тн нвраманыл ёт рӯпитаӈкв та вылтахты.
Акв хтал сыс туп хӯрум урок вруӈкв рви, ксыӈе 15 кӯм сыс мины, тыгыл хосанув рӯпитаӈкв ат рви, нврамаквет сака мнит ос молях вгтал патгыт. Тн 36 свсыр врмальн ханищтавет. Ос таи лвуӈкв ри, ты занятият пуссын рущ лтӈыл вравет.
Татьяна Канева Касум пвыл школа кӯщаиг лы. Ты сапрнит лум мхумн тав Белоярский районт лнэ ханты ос рн нврамыт урыл потыртас, хумус тн ты ищхӣпыӈ ут хосыт врыӈ мт яныгман мнь гирищквет ос пыгрищаквет ханищтыяныл.
– Мн с 2020 тл псныл ты рӯпата врилӯв. Тва щнит-щит нвраманыл тох вос ханищтавет, щар ат ксащгыт. Ос тн тнут мгыс пвылн хунь ёхтгыт, тнт нвраманыл ущ мощ ханищтавет.
Ювле хультум тлт врт лнэ сосса щмьят свсыр рнэ оборудованиял пуссын ёвтвсыт. Ань таимгыс сака ёмас ос кӯстыр ты нврамаквет ёт рӯпитаӈкве.
Ты сапрнит лум ханты ква Аграфена Семеновна Сопочина титыглахтас, Нижневартовский районт тва щмьят с врт лгыт, ос матрыг тот нврамаквет тох щар ат ханищтавет.
Тавн акв кӯщай ювле тох лвыс, ома-тят ты тла ёт ат те ксащгыт ос тн заявление-нпак ат те хассыт, тнт нвраманыл ханищтаӈкв ат патаве. Ань та районт лнэ сосса щмьят нмхотьютаныл тамле нпак ат хансыс.
Ханты мхум лтӈаныл тра аты паттыяныл
Вт арыгтем тл сыс округувт лнэ ханты мхум халанылт воритотгыт, акван-потыртахтуӈкв щар ат врмгыт. Тн щнь лтӈаныл нила нас лтӈыг уртым лы – казымский, сургутский, ваховский ос приуральский диалектыт.
Тва порат халанылт потыртанныл порат лтӈаныл щар ат торгамтыяныл. Ань учёный мхум лвгыт, ксыӈ диалект нас щнь лтӈыг вос хансаве. Ос алфавит аква вос лы, букваныл с аквщирыл вос хансавет.
Ос матрыг нмхотьютаныл ты тла ёт ат ксащи. Ксыӈ хтпа такви номылматам букванэ тув хансуӈкв номсы. Тох вт тл сыс халанылт ты капыртгыт.
Сургут рт лнэ хантыт тнти алфавитаныл с щпитасаныл, тот хӯрум буква «А» ос нила буква «О» хансымат. Мнь нврамыт хотыл вганыл, хоты рнэ буква хансуӈкв тавн ри ос таве суиӈыщ хумус ловиньтаӈкве рви.
Ань ты трвитыӈ врмаль паттат ханты пвлыӈ школат йильпи учебникыт тимыт, тн пуссын кос хасвсыт, ос свнувег тратаӈкве ханищтап тла щирыл рӯпитан яныг кӯщаит ат ксащгыт. Ханты алфавитаныл хунь ёмащакв ос рнэ щирыл хансаве, туп тнт йильпи учебникыт тах тратавет ос школатн тотавет.
Валентина УЗЕЛЬ
Учебники не будут изданы, пока ученые не придут к единому мнению
Первое заседание Научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера состоялось в департаменте образования автономного округа в конце марта. На повестке заседания были заслушаны три вопроса. Первый вопрос был о реализации образовательного проекта «Стойбищная школа-сад в ХМАО – Югре». Данный проект реализуется с 2020 года в Нефтеюганском, Сургутском и Белоярском районах автономного округа. В этих муниципальных образованиях открыты 18 дошкольных групп, которые посещают 45 детей из 32 семей.
О том, как обучаются самые маленькие жители стойбищ в Сургутском районе, рассказала директор районного департамента образования Ольга Кочурова. Сегодня в этом муниципалитете на пяти территориях традиционного природопользования обучаются 23 ребёнка, проживающие там вместе с родителями.
– Всего за период с 2020 года в Сургутском районе обучили 55 детей. В нашем муниципальном образовании это направление хорошо работает. Все семьи, чьи стойбища подключены к высокоскоростному интернету и имеющие детей дошкольного возраста, получили интерактивное оборудование и ноутбуки. Мы заранее узнаём количество детей и подключаем их родителей к образовательному процессу. Для этих деток организованы три занятия в день по 15 минут, также по заявке родителей могут с ними работать психолог и логопед. Всего по этой программе предусмотрено 36 обучающих тем – это 180 занятий по различной тематике: математические представления, знакомство с окружающим миром, занятия по художественно-эстетическому воспитанию. Сейчас по району работает шесть педагогов, из них четверо знают родной язык, все они заранее прошли обучение. Занятия проводятся как на родном языке, так и на русском.
Подобная ситуация с обучением дошкольников и на стойбищах Белоярского района. Об этом рассказала директор Казымской школы Татьяна Людвиговна Канева. С начала введения проекта первых стойбищных школ-садов группы открыли в посёлке Полноват, в деревнях Пашторы и Тугияны. Позже группы открыли в Юильске и Нумто. Но стоит отметить, что не все родители охотно соглашаются на проведение подобных занятий с их детьми. Только в случае приезда родителей в близлежащий населенный пункт за продуктами у педагогов есть возможность позаниматься с этими ребятами. Татьяна Канева также рассказала о том, что все занятия с детьми проводятся на русском языке, так как сами родители со своими детьми не говорят на родном языке.
О совершенствовании письменного хантыйского языка выступила доктор филологических наук Наталья Борисовна Кошкарёва. Учёная отметила, сегодня все четыре диалекта (казымский, сургутский, ваховский и северо-уральский) рассматриваются как отдельные языки, и письменность каждого из них развивается самостоятельно. Для каждого диалекта учёные разработали свой собственный алфавит.
– Сегодня существует дилемма – если это один язык, для него должна использоваться единая письменность, и все явления должны обозначаться одинаково, – доложила участникам заседания Наталья Кошкарёва. – Но практика показывает другой вектор развития – создание самостоятельных письменностей для каждого из северных диалектов, хотя у них у всех есть общие признаки, которые и обеспечивают их единство. Поэтому рабочая группа по совершенствованию хантыйского языка сейчас должна утвердить свод правил для всех диалектов. Деятельность рабочей группы заключается в том, чтобы подготовить письменные нормы этого языка для устранения противоречивого применения в школьных учебниках, при проведении государственного экзамена по родному языку и в печатных изданиях.
Также она высказалась о том, что необходимо переиздать произведения Еремея Айпина на родном языке и сопроводить их аудиозаписями авторского прочтения на хантыйском языке. Это позволит устанавливать соответствие между написанием и произношением ваховского диалекта.
Член научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, депутат окружной Думы Татьяна Гоголева также поделилась своим мнением с участниками заседания, по её словам, в алфавите сургутского диалекта хантыйского языка есть три буквы А, четыре буквы О. Маленьким детям будет крайне сложно определить, какая именно буква пишется в том или ином слове, а самое главное, как она произносится.
Вопрос о совершенствовании хантыйского языка будет и дальше рассматриваться на последующих заседаниях рабочей группы. Но сегодня ситуация обстоит так – издание всей линейки школьных учебников и учебных пособий по хантыйскому языку в издательстве «Просвещение» приостановлено из-за разногласий между разработчиками письменности хантыйского языка.
Валентина УЗЕЛЬ