- Мансийский
- Русский
Пыг щащкватэ Сйнах рӯтныл лыс
Ханты-Мансийск ӯст лнэ «Трум Маа» музейт св мхум ёт хнтхатыглв, потрамв. Тынакт тув Ямал мныл Илья Иванович Ребась ёхталас. Таве китыгласлум, хоты рӯтныл лы, манхурип рӯпата ври. Нн ань лаль ты мньлат хум потре ловиньтэлн.
– Ам Ямало-Ненецкий автономный округныл Шурышкарский район Мужи пвылныл ёхтысум. Ам лнэ пвлум ляпат Ханты-Мужи нампа мнь пвыл ӯнлы, тот «Живун» нампа природно-этнографический парк-музей лы. Та мт рӯпитгум, сосса мир колыт, сӯмъяхыт, суныт, хпыт ӯргалыянум.
Ты музейт рӯпитан хтпат татем пӯмыщ ханищтап щпитасыт – тыхтал мн псыглап врсӯв, ханты щирыл «ёш пур» лваве, Анатолий Александрович Каюковын ханищтавесӯв.
Тыт ань сосса хтпат ёт вйхатасум. лнаӈ туп лӯи хантыт ос мньщит всум, ань хтал нглын рт лнэ ханты мхум ёт потрамгум. Тувыл сунсгум, сосса мхманув манхурип пормасыт ньщгыт, китыглахтгум, тнти ктыл вргыт манос хотыл тотгыт, ёвтгыт. Св пормас, маснут ос сыре-сыр колыт-сӯмъяхыт щнныл.
– Илья Иванович, наӈ хоты рӯтныл лгын?
– Ам щащквам, тям оматэ, Сйнах рӯтныл лыс, мньщи н. Хосат яныг щащквам ос пам Ямал мн Ханты-Мансийский округныл внтлысг. Омам ос ханты н.
– Омагын-тягын ханты лтӈыл потыртг?
– тям млты порат тимыг мтыс. Тн халнт, вим, ханты лтӈыл потыртасг, рӯтанув с пуссын лтӈув вганыл. Ам мниг хунь лсум, номилум, ащйкам палт матыр китыглахтгум рущ лтӈыл, тав туп пуӈке хосувллы, рущ лтӈыл ат потыртас. Тнт Советский пора лыс, школат сака хунь ханищтавсыт, ащйкам нила класс стлас, анквам акв класс туп.
– Наӈ мхманын ктыл матыр мщтырлгыт?
– Мн хум хтпанув пуссын акваг хӯл алыщлым лсыт. лнаӈ хпыт, суныт, та маныр, пуссын тнти врсыт. Тамле тла пвлыт ам мрсыӈ порат всум, кр хпыт ос р моторыт хосат квлтапаптувсыт, ань туп тамле утытыл яласв.
Ам музейт рӯпитгум, тот йӣвхпанув, мньхпанув, суныт ос мт свсыр пормасыт пуссын лгыт. Мн тнаныл ӯргалым ньщиянӯв, акваг уральтыянӯв, хот ул вос сагыт, саквалгыт. Тванакт хп врт ксалв, хотты ялпыӈ мт тамле пормасыт тай ат новиянӯв, ёл та мтавет.
– Наӈ Ханты-Мансийск ӯсн ты лы-плт ёхталасын?
– ти, татем ёмас ӯскве, тыт сымыӈ мхум лгыт. Ты хталытыт мощ сосса мхманум ёт хсум, потрамасум, матыр-ти вруӈкве ханищтахтасум. Ты мгыс номтум сака ёмас.
Светлана РОМБАНДЕЕВА
Моя бабушка была из рода Сайнаховых
В музей «Торум Маа» города Ханты-Мансийска на научно-практический семинар «Традиционные инструменты и материалы обских угров: виды, технологии и использование» приезжал мастер из Ямала Илья Иванович Ребась. Мы поинтересовались у молодого человека, откуда родом, чем занимается. Илья Иванович рассказал:
- Приехал я из села Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Я являюсь сотрудником природно-этнографического парка-музея «Живун» под открытым небом, специалист по объектам культурного наследия. Слежу за объектами, к ним относятся традиционные жилища северных ханты, охотничьи постройки, лабазы священные и хозяйственные, а также амбары.
В музее «Торум Маа» я впервые. Семинар прекрасный, всё очень интересно, познакомился не только с северными, но и восточными представителями ханты. Сегодня мы изготавливаем лучковое сверло восточных ханты, обучает нас мастер Анатолий Александрович Каюков. Отрадно, что сотрудники музея «Торум Маа» проводят такие семинары. Здесь мы знакомимся с творчеством представителей из других регионов. Лично для меня самое главное, познакомиться с югорским менталитетом, с представителями народов ханты и манси. И просто чтобы появилось больше знакомых из Югры, чтобы мы могли общаться друг с другом, обмениваться опытом.
– Откуда вы родом?
– Я вырос в традиционной хантыйской среде. Мама моя ханты, а по отцу у меня мансийские корни. Отца мама, моя бабушка, манси, она была из Югры, из рода Сайнаховых.
– Родители говорят на родном языке?
– Они, конечно, знали свой язык. Отец покойный интервью давал на хантыйском языке и дома с мамой всегда говорили на родном языке. А дедушки и бабушки не знали русского языка. Я маленький был, пойду к деду, что-нибудь спрошу на русском, дед просто кивнёт или ответит на хантыйском языке. Они в советское время толком не получили образование – у деда было четыре класса, бабушка один класс окончила.
– Ваши дедушка и отец мастерили традиционные лодки, сани?
– Я не помню, чтобы они дома что-то изготавливали, в селе были мастера, которые готовили лодки-калданки. Они рыбаками были, когда я рос, то все уже на современных лодках и моторах ездили. А деревянные лодки, калданки ушли в прошлое, находятся на суше, в основном их можем увидеть в музеях. В каких-то местах возле деревни или в лесу находятся, на священном месте. Люди знают об этом, и никто их не трогает.
Беседовала Светлана РОМБАНДЕЕВА