Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт свсыр щирыл пӯмщалыяныл
  • Ань матрыг щнь лтыӈ ханищтаӈкв ат ксащгыт
  • Янге-мне касуӈкве ёхталасыт
  • «Рахтынья» общинат сāвсыр тнут вāраве
  • Товтыл хāйтнэ мāхум нупыл сунсуӈкве сāв мир ёхталас

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Сосса мхум мгсыл Ассамблеят скконыт сусвсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Оматэ мйтыт ёл-хансыглавсыт
  • Слыл каснэ мт атпанахтем рнкол тӯщталавес
  • Армиян тотыглан пыгыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Осма-хӯрыг ос втаӈ тр нтсыт
  • Сака пӯмыщ сыре-сыр ӯлылапыт вӈкве
  • Хансум потраныл ловиньтасаныл
  • Нврамыт пс йис лупса урыл потыртавет
  • Пыг щащкватэ Сйнах рӯтныл лыс

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • «Ӯринква хтал» мӯйлысыт
  • Финно-угор рӯт мирыт вылтыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Нврамыт свсыр щирыл пӯмщалыяныл
  • Мансийский
  • Русский

Нврамыт свсыр щирыл пӯмщалыяныл

с-угорский институтыт рӯпитан мхум яныгпль тпос хӯрмит хталт ханищтап врыгласыт. Мн округувт ос Ямал мт школатт щнь лтӈыл нврамыт ханищтан хтпат тув ввыгласыт. 

с-угорский институт кӯщай вӈын н Елена Косинцева мхумн лвыс:

– Ты тлныл мн лильпи ханищтапыт выл­таса­нӯв. Ты лы-плт мнь нв­рамыт ӯргалан колт вос­питатель-нквет ак­ван-атыгласанӯв. Ос сосса мхум хоты ялпыӈ хта­лыт садикыт врыглаӈ­кве рви, та урыл пуссын аквъёт потыртасӯв. 

Ань ос школан ялантан нв­ра­мыт наука щирыл ман­хурип потыр хансуӈ­кве врм­гыт, та урыл учите­лит ёт тах потыртв. 

Ты юи-плт с-угор­ский институтт рӯпитан н Анастасия Шиянова потре ловиньтастэ. Школат ханищтахтан нврамы­тын наука щирыл рӯпата хумус вылтаӈкве ри, хт рнэ нпакыт кин­суӈ­кве, хумус потыр хан­суӈкве ос св мт рнэ врмалит урыл тот лвыс. Тувыл с-угор­ский институт ищхӣпыӈ мт врим «Элек­тронная библио­тека» нампа лпс сус­сыл­тастэ. Ты колт рӯ­питан мхум нврамыт ханищ­тан учебникыт хансгыт ос щнь лтӈыл хансым нпакыт пус­сын тот акван-атыяныл. Учитель-хтпат ты нпа­кыт щирыл рӯпитаӈкве с врмгыт.   

Тувыл ты институтт рӯпитан н Виктория Сязи потыртас: 

– Мн округувт втихал свсыр конференцият щпитлавет. Еремей Айпин, Юван Шесталов ос Владимир Волдин наманылтыл намаим конференциятн мхум ввыглавет. Нврамыт тнки хансум потраныл тот ловиньтаӈкве с ввыглавет.  

Ос ты юи-плт тав с-угорский институт ищ­хӣпыӈ мт лнэ «Литера­турная карта Югры» нампа лпсэ суссылтастэ. Тот мньщи, ханты ос рн мхум хансум нпа­каныл акван-атым л­гыт. Ань ты ин­ститутт рӯ­питан хтпат акв лильпи тла выл­тасыт, ты нпа­кыт турсуил ōс ловинь­тыяныл, ксащан мхум нас вос хӯнтлысыт. 

Тнт тав Мария Кузь­минична Вол­дина хан­сум н­паканэ суссыл­тас. Ханты ква стиханэ, мнь потыр-ох­санэ такви ловиньтасанэ. Ты нпа­кыт ханты лтыӈ ханищ­тан нврамыт уро­кыт хӯнтлаӈкве тах с вр­м­гыт. 

Свсыр школатт рӯпи­тан хтпат пуссын кина суссылтан ттап щирыл ты юи-плт потыртасыт.  Ямал мт Шурышкарский район Питляр пвыл школат рӯпитан н Эльвира Серасхова нврамыт щнь лтӈыл ханищтан врмаль урыл таи лвыс:

– Ань сака мощща нв­рам щнь лтыӈ вгыт. Тн ханты лтыӈ ханищ­таӈкве вос ксащасыт, мн ищхӣпыӈ мт «Родной язык в каждый дом» нампа лпс врсӯв. Ань ты лпсыт акваг рӯпитв, урокыт порат нврамыт ёт акваг ханты лтӈыт тув хансв. Хӯлыт ке ханищтыянӯв, тра ты лпсыт ты урыл лтыӈ кинсв. 

Врум лпсанылт хумус рӯпитаӈкве рви, Эльвира Прокопьевна тот с сус­сылтастэ. 

Яна Лузянова Белояр­ский район Полноват пвыл школат рӯпиты. Ты школан ялантан гит ос пыгыт халт 64% свит мньщи, ханты ос рн нврамыг лгыт. Тн нила – английский, немецкий, рущ ос ханты лтӈыл ханищтавет. Тн лтӈыт мӯсхалыг вос ха­нищт­гыт, свсыр ёнг­и­лыл «В стране языков» нампа проект хосыт в­рыглавет. 

Октябрьский район Лӯи Нрихумит пвыл школат нврамыт мньщи ос английский лтӈыл хумус ханищтавет, та урыл Наталья Карсканова лтыӈ лвыс. Ты школан ялантан гит, пыгыт щнь лтыӈ ханищтаӈкве с пӯмщалавет. Тн ханищ­тан хтпат ёт мньщи ос английский лтӈыл 30 мщит акван-атсаныл ос ёма­щакв ханищтасаныл. 

Ос ты рӯпата врим нвра­мыт таи тра-пат­тысыт, тва мщит щар аквхурипаг лгыт. Ты урыл тот рӯпитан учите­лит нврамыт ханищтан мгсыл «Югорские за­гадки» нампа нпак хас­сыт. Ань ты нпакыл мт свсыр школат рӯпитан хтпат нврамыт ханищ­таӈкве врмгыт. 

Людмила ТЕТКИНА

Обсудили вопросы организации научно-исследовательской работы в школе

3 апреля в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок прошёл научно-практический семинар «Изучаем родной язык и литературу в школе». В нём приняли участие научные сотрудники института, педагоги Югры, Ямала и студенты. Основной темой встречи стал вопрос организации научно-исследовательской работы в образовательных организациях. 

Приветствуя участников, заместитель директора по научной работе Обско-угорского института прикладных исследований и разработок  Елена Косинцева сказала: 

- Коллеги, гости, друзья, сегодня у нас очередная встреча. Я надеюсь, что она будет интересной и полезной. Эта встреча продолжает серию семинаров, которые запустил наш институт в этом году. Первый семинар был посвящён организации праздников обских угров в детском саду. Сегодня он посвящён не менее важной теме, которая, на мой взгляд, помогает реализовать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях. Мы будем говорить о том, как правильно организовать научно-исследовательскую работу в школе, мы услышим и теоретические аспекты, на которые стоит обратить внимание при организации научно-исследовательской работы, а также поделимся опытом, как привлечь детей к этой деятельности, как правильно оформить работу и где представить её результаты вместе с учениками разных классов. И самое интересное, на мой взгляд, это вторая часть семинара, когда педагоги из разных регионов поделятся своим опытом и расскажут, как они организуют научно-исследовательскую деятельность, какие формы работы с учениками оказались наиболее эффективными. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча станет интересной дискуссионной площадкой для обмена опытом, и каждый, кто пришёл сегодня на семинар, кто подключился к нам, получит новые знания и возьмёт для себя что-то интересное.

С лекцией «Методика организации научно-исследовательской деятельности в школе» выступила ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладный исследований и разработок, к.ф.н. Анастасия Шиянова. Она рассказала о том, с чего необходимо начать работу и как определиться с целями и задачами. Представила информацию о том, как правильно работать с научной литературой и источниками информации, как нужно оформить исследовательскую работу, как подготовиться к её защите.

Анастасия Шиянова показала электронный ресурс Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. На данном сайте имеется электронная библиотека, в которой можно найти все книги, издаваемые научным институтом, в том числе и на хантыйском, мансийском и ненецком языках. Все эти ресурсы могут помочь школьникам в исследовательской деятельности. 

Заведующая научно-исследовательским отделом обско-угорских литератур, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок к.ф.н. Виктория Сязи выступила с лекцией «О формах предоставления результатов научной работы в школе и не только…». Она рассказала, что исследовательская работа может быть представлена в форме реферата, доклада, тезисов. Сообщила, что в Югре ежегодно проходят научные конференции – это Айпинские чтения, Шесталовские чтения, Волдинские чтения, в которых могут также участвовать педагоги и учащиеся. 

Для педагогов она презентовала «Литературную карту Югры», на данном ресурсе можно найти информацию о писателях и аудиокниги. В качестве примера, показала детскую книгу Марии Вагатовой, которая озвучена самим автором. Данный ценный ресурс педагоги могут использовать на уроках родного языка и литературы. 

В рамках практической части семинара педагоги Югры и Ямала поделились своим лучшими практиками в области преподавания родных языков и литератур. Учитель родного языка из села Питляры Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа Эльвира Серасхова поделилась опытом работы в организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. 

– В последние годы мы фиксируем устойчивое снижение числа детей, владеющих родным хантыйским языком. В настоящее время есть ребята, которые понимают язык, но уже не говорят на нём. Для того, чтобы заинтересовать их изучать хантыйский язык, мы проводим проектно-исследовательскую работу. На протяжении ряда лет мы реализуем проект «Родной язык в каждый дом». Мы вместе с ребятами в сети Интернет создали  электронный ресурс, в который заносим хантыйские слова, им очень легко пользоваться и, самое главное, мы вместе с детьми ежегодно его пополняем, – рассказала Эльвира Прокопьевна. 

Учитель английского  языка из Полновата Белоярского района Яна Лузянина презентовала проект «В стране языков». Она сообщила, что в школе села Полноват 64% учащихся – это представители коренных малочисленных народов Севера. В образовательном учреждении дети изучают четыре языка – русский, английский, немецкий и хантыйский. Чтобы заинтересовать школьников изучать языки педагоги проводят различные мероприятия, в рамках которых дети показывают свои знания в области изучения этих языков. К примеру, в школе организуются такие познавательные мероприятия как «Что? Где? Когда?».

Учитель английского языка Нижненарыкарской школы Октябрьского района Наталья Карсканова выступила с докладом «О роли мансийских загадок в языковой картине мира». В образовательном учреждении дети изучают мансийский и английский языки. Школьники вместе с педагогами перевели 30 мансийских и английских загадок, провели их сопоставительный анализ. Сделали вывод, что разные народы имеют одинаковые по смыслу загадки, но также есть заимствованные и оригинальные загадки. Через такую работу школьники из деревни Нижние-Нарыкары изучают родные языки и проявляют интерес к научно-исследовательской деятельности.   

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 7 (1337)
10.04.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика