Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • лнэ кол винэ урыл
  • Āгит-пыгыт диплом-нпакыл майвсыт
  • Мнь нврамыт пусмалтан н янытлавес
  • Ёмащакв ос пустгыл лн
  • Стихыт хансум мньщи хōтпа 85 тлэ тōвлум кастыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тӯрвтн ялме урыл титыт потре

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Апыгрищанумн нтавем
  • Лӯсум н
  • Мньлат хум св лтыӈ ханищты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ялпыӈ тглыт рущ колт ньщавет
  • Мньлат пыг лупсатэ

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Н округ карта хорамтастэ
  • Пӯмыщ накыт хуритн пслыянэ

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Кульпас нврамыт ӯщлахтгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Ялпыӈ тглыт рущ колт ньщавет
  • Мансийский
  • Русский

Ялпыӈ тглыт рущ колт ньщавет

Ханты-Мансийск ӯст «М-вит ос лумхōлас» нампа музейт йильпи суссылтап вылтавес, тав «Дом и Космос» лваве. 

Ялпыӈ мт, пӯрлахтын мт учёный хум Измаил Гемуевн хуньт атум пу­пыг тглыт, койпыт, щ­лыголн ныт, пормасыт суссылтавет. Ōйка лыс те, нёлст тлэ твлынув, тав лӯимв яныттыл яласастэ.

Тав мньщит ос хантыт пӯрлахтын мнылт лум пупгыт сунсыглас, пс­лыс, тва тглыт ёт ви­санэ, ань ты суссылтапыт так­тала­вет. 

Пс порат пупганув пх хтпан сунсыглаӈкве щар ат рвыс, ань пупга­нув супаныл, сахияныл, тнтаныл ос мт тгла­ныл тыг та тотымат. 

Мн ты мгыс номта­нув сака савалгыт, тувле нупыл ӈкватаӈкве щар пилв ос учёныит лв­гыт, мт мирыт халт нм­хотьют пӯрлахтын мт тох ат ври, тыи ха­нищ­таӈкве тна­нылн ты пӯм­щиг лы. 

Аркадий Бауло, этно­граф ос археолог хум, мньлат тгыл И. Гемуев ёт рӯпитас, хт-ти тав ётэ яласас, мн сосса мир лупсав ёмщакв ханищтастэ ос вгтэ. 

Выставка вылтым порат тав Новосибирск ӯсныл ёхталас ос такви ты урыл потыртас: 

– Тыт мн ксыӈ мир пормасаныл нас атса­нӯв – Сакв мньщит, Тгт мньщит, Шурышкары м хантыт, Саня хантыт. Тнаныл лкква-уртым пинсанӯв ос тагатасанӯв. Тыт сака пс маснутыт лгыт. Акв алпи маснут «камзол» лваве, ты нёлоловхуйплов нотыт, хунь Екатерина II хныг лыс, тнт тамле маснут слтатыт щсыт. Ты маснут ханты пупгын мастым лыс. Тувыл тыг тотвес. 

Ам номсынэм щирыл, лӯим янытыл мньщи ос ханты мирыг тн культуранн щар нтнэг ос ёмасыг лг, таил мн акваг ща­тахтыглв. 

Ань йист мирыт пус­сын акван-тлыгласыт, ам сосса мхумн таи лвуӈкве таӈхгум – пс йис лупсаныл хот ул вос ёрувлыяныл, ктыл ма­тыр-ти вос вргыт, тр­ныл, ссныл вос нс­хатгыт, пс мхманыл хольт вос щаквщгыт. 

Пупганыл мгсыл тнти вос нтгыт, тс маснут лпкат ул кос ёвтгыт, тнти ктыл врнутаныл рнэгнув лгыт. Пс мхум пуссын хорамыл тнти нтсаныл.

Суссылтан колнакт атвосыл овумлаптым ӯйхул хурит лгыт. Тот лув, охсар, лӯлы, ялпыӈ­ӯй, матырсыр хӯл ос мт хурит пинымат, тнаныл мхманув мулысм нор­мат щсаныл манос пӯр­лахтын мт ӯран тотса­ныл. 
Лвгыт, тва порат лӯлы хотмус хӯлупн прхаты ос тот ӯсы, тамле товлыӈ ӯй мньщитн алуӈкве ат рви. 

Таимгыс та хтпа лӯлы хури ат­восыл ври ос мулысм норман та пинытэ, пйк­щи, нматыр лль нак тав ётэ ул вос мты. 

Пс порат лумхлас гмыл мты ос тав нйт хтпан лваве, лув манос мт ӯйхул тавн алуӈкве ри, пусмынт мус рӯтанэ тав пнтсылэ лув хури атвосыл вргыт ос мулысмн пиныяныл, тват ӯран тотыяныл. Āгмыӈ лумхлас пусми те, тав йирыг лув та алы. 

Мт матыр тлат мгсыл с улпыл тамле хурит врыглавсыт, ксыӈ мт лнэ мхум ос тнти щи­рыл лгыт, тнти щирыл матыр-ти врыглгыт, пуссын аквхольт хунь лыглы. 

Учёный хум лтӈе щирыл, пс порат мх­манув хунь пӯрлахтын канын ялсыт, Мир-суснэ-хум пӯрламаныл порат, тав луве лльсан мгсыл м тармыл нила щлы­голн ны ӯнт­тала­сыт, тав лувн нас м тармыл тр­тахтуӈкве ат рвыс. 

Трумныл ёлаль тр­тах­тынт порат туп ты ныт тармыл тоӈ­хантыл вос лли, м тармыл ат рви. Тох ты мхманув пупга­ныл, Ōтыраныл сака ӯр­га­ласаныл. 

Таимгсыл пӯр­лахтын мнылт щлыголн ны щсыт, тананыл тн ос хōтыл ёвтыгласыт. 

Округ культура депар­таментыт кӯщаиг рӯпитан хум Артур Латыпов с ты суссылтапын ёхталас, тав лвыс: 

– Пӯрлахтын мныл тотым тасвит пормас ам выл щёс ксаласум, ты суссылтап тохи лваве «Кол ос Трумхар». 

Ам вглум ос акваг лвгум, мньщи ос ханты мир куль­тураныл сака ём­щакв ӯрга­лыяныл, пс йис мхманыл хольт матыр-ти вгыт ос хот ат ёрувлыяныл. 

Тн мощщаг хультум мирыт кос, ос тнти лупсаныл, пс йис врмаляныл ӯргалым ньщияныл. Тамле ялпыӈ пормасыт нмхт воссыг ат суссылтавет, туп тыт мн мвт, мн музеювт тн лгыт. Тыг ань св хтпа лыл ёхталаӈкве тахмагыт.

Этнограф йка Измаил Гемуев рӯпитам мхманэ ёт ювле хультум нотыт 1980 тлыт порат мн мв янытыл яласасыт, свыӈплэ тн туи порат  хосыт ёхталасыт, мнь пвлыт пуссын яласаса­ныл, хоты пӯрлахтын мт лсыт, пуссын уральта­саныл. 

Та порат пслым хурит выставкат норыт онтсыл хангыт. Тот Т.И. Номин кватнтыл, А.Д. Хозумов, Хрыӈпвыл йка, пс­лым лгыт. 

Алексей Дмитриевич пвлт юи-выл нйт хум лыс, лвгыт, тав турманкол врыглас. Та пора яныгпла мхум рущ лтӈыл ёмщакв потыртасыт, учёныит тнанылныл св потыр хассыт ос нпакыг тра­та­саныл. 
Тыт суссылтапыт тас­вит нтым ялпыӈыт хангыт, тнаныл хуньт нквет нтсыт. 

Тнт та­щирыл врыг­лавес: нйт хтпа хн­тытэ, хотьютын ялпыӈ нтуӈкве ри, тувыл та н та нты, нас тох ты врмальн ат вуйхатыгла­сыт, ат рви. 

Наталья Фёдорова, искусствовед н, лвыс: 

– Ты лы-пал ам мт сус­сылтапыт акв-тит тамле пормас ксаллсум ос тысвит ам нмхт ат в­щинтлсум, ты щар мк сака тыныӈ сус­сылтап, тыт тасвит ялпыӈыт сус­сылтавет. 

Ты ти нас пормасыт манос маснутыт, ты пӯр­лахтын мныл пупыг тглыт ос колалат щнэ ял­пыӈыт тыг атв­сыт. Ань мщтыр нквет нас мас­нутыт, щнутыт нтгыт, тамле ялпыӈ хосат тгыл нмхотьют ат нты, ам хӯлыгласлум, таве нас тох нтуӈкве ат рви. 

Ксыӈ тгыл хотты пупыг мгсыл нтаве, вим ксыӈ пвылт манос мт тнти щирыл вруӈ­кве ри. 

Пс порат нйт хум нтнэ н хнтытэ ос тав рӯпитаӈкве та ӯнты. Нас тох ат вуйхатыгласыт, туп хӯлтнныл юи-плт ущ нтсыт. 

Ань искус­ст­во­ведыт ос этнографыт лвгыт, хосат тгыл нм­хотьют тох ат нты, улпыл тах хот та ёрувлахты. Нйт лумхлас тим, нмхотьют ат хӯлтхаты, ты нак туп нпакыт хан­сым тах та хульты. Мщ­тырыг нсхатнэ нквет лгыт кос, ос хӯлты­глах­тын нйт тим. 

Мирн внэ археолог ос этнограф хум Аркадий Бауло мньлат псыл Измаил Гемуев ёт аквъёт рӯпитасыг ос яласасыг. Тав лтӈе щирыл 1980 тлыт юи-плт йильпииг нтым ялпыӈ тав воссыг нмхōт ат хōнтыглас.
Хум ань лви, учёныит яныг рӯпата врсыт, ял­пыӈ мт ос пӯрлахтын мт урыл св нпак тра­тасыт. 

Тва мхум вим л­вгыт, ты ялпыӈыт хт-ти мирн такталаӈкве ат рви, ос тав лви, тн ат те п­с­лысаныл, нпакн ат те хассаныл, тох вōрт ёл та патнувыт. 

Ань пӯрлахтын мт свыӈплэ нмхотьютн ат уральтавет, мрсыӈ мт йильпииг вравет. Тва пӯрлахтын мт щар лап-яныгмавсыт, пвлыт ттлаг мтгыт, нмхотьютн уральтаӈ­кве. 

Хуньт тах нврамыт туп нпакыт хосыт ты урыл вӈкве патгыт. 

Галина КОНДИНА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных, внешних связей и молодёжной политики Югры
< previous
> next

Выставка в музее «Природы и Человека»

В Ханты-Мансийске в окружном музее «Природы и Человека» работает выставка «Дом и Космос». Она проходит в рамках празднования 80-летия со дня рождения сибирского этнографа, археолога Измаила Нуховича Гемуева.

Мировоззрение и религиозная обрядовая практика народов манси и ханты стали предметом изучения известного этнографа. Выставка носит научно-исследовательский характер и сформирована из атрибутов культа. Известный российский археолог, этнограф, ученик Измаила Гемуева Аркадий Бауло считает, что культура обских угров уникальна.

На выставке представлены священные халаты, покрывала, шапки, бубны, серебряные предметы из культовых мест. Интереснейшим фактом является то, что серебряные блюда использовались на священных местах во время проведения обряда, четыре блюда ставили на землю, якобы для коня Мир-суснэ-хума. Копыта коня не должны ступать на обычную землю,  а только на специальную серебряную посуду.

На открытии выставки у посетителей была возможность услышать экскурсию от самого Аркадия Викторовича, он сказал: «Иногда нас спрашивают: «А чем отличается открывающаяся выставка от выставки, представленной в музее «Природы и Человека» «Мифологическое время?» Отличие такое, что выставка «Мифологическое время»,  там атрибуты иллюстрируются мифологией – мифами, фольклором. А эта выставка построена по научному характеру. Мы, исследователи, пытаемся объяснить, почему это изображение именно такое, почему шили именно такую одежду, откуда появляется иконография Всадника, если у манси никогда не было всадничества. То есть эта выставка  носит исследовательский, научный характер, не столько иллюстрирующее мировоззрение, насколько позволяющий понять людям – как образовались вот эти феномены, которые представлены на выставке.

Обско-угорская культура уникальная, самая яркая среди народов Западной Сибири и Восточной Сибири. Здесь выделены локальные особенности некоторых групп, например, ляпинских манси, северных манси, шурышкарских хантов, сыньских хантов. Из уникальных предметов, я бы выделил камзол – это военный мундир пехотинца, который был пошит в конце XVIII века в эпоху правления Екатерины, сейчас невозможно найти такие мундиры, но его уникальность в том, что он был надет на фигуру хантыйского божества. В этом его необычность.

На витрине находятся свинцовые отливки. Ханты и манси отливали свинцовые отливки по разным причинам, первая причина была связана с тем, что нельзя было убивать некоторых животных и птиц. Например, нельзя было убивать гагару, потому что она подняла землю и участвовала в сотворении земли. Охотник мог её случайно убить, гагара запутывалась в сетке и умирала. И тогда охотник должен возместить эту душу божеству, он отливал фигурку гагары из свинца и клал эту фигурку в священный лабаз. Таким образом, он извинялся за невольный проступок и этой душе дарил вторую жизнь. Другой вариант для чего использовали фигурки, когда человек заболевал. Тогда приглашали  шамана, который определял причину болезни, но чтобы выздороветь, больной должен был принести в жертву коня. А как может больной человек принести в жертву коня, когда он лежит почти бездыханным. Тогда больной обещает по выздоровлению принести коня в жертву божеству, но в залог он должен  в священный сундук положить фигурку либо вырезанную из бересты, либо отлитую из свинца. Тогда кто-то из родственников отливал лошадь и клал в сундук в священном углу. И когда больной действительно выздоравливал, то он обязан был принести в жертву коня. Но фигурка свинцовая оставалась как подарок».

Артур Латыпов, директор окружного департамента культуры поделился своим впечатлением от выставки: «Культовую атрибутику в таком объёме вижу впервые, и название выставки символично – «Дом и Космос». Считаю, что ханты и манси – уникальные народы, это изюминка нашей страны. Они настолько малочисленны, но при этом сохранили все свои традиции. И представленная экспозиция уникальна, многие предметы имеются только у нас, таких нет в ведущих музеях нашей страны и мира».

Этнограф И.Н. Гемуев работал с информантами в 80-е годы прошлого столетия. В то время, в начале исследований, в деревнях было много знатоков, которые рассказывали учёному о древних обрядах и традициях. Большинство информантов свободно владели русским и мансийским языками. Мужчины прошли фронт, и у них не было барьера общения с другими представителями народов. Много информации рассказали хранители культовых мест, зная, что самобытная культура уходит, и в каком виде была – не сохранится. На выставке представлены священные покрывала из сукна. Их шили женщины только по назначению шамана – «няйт хотпа». В обычной жизни их никогда не использовали и прятали от посторонних глаз.

Искусствовед Наталья Фёдорова приятно поражена множеством предметов культовой атрибутики: «Если на других выставках представлены отдельные образцы, то здесь собрана уникальная экспозиция культовых предметов разных локальных групп хантов и манси. Это не просто изделия, их назвать изделиями никак нельзя. Например, пошив жертвенных покрывал был связан с определённым событием. Каждая вещь изготавливалась для конкретного духа-покровителя, в каждой присутствует локальная особенность».

На выставке отметили, что искусствоведам и этнографам стоит задуматься о том, возможно ли мастерам продолжить изготовление тех или иных культовых предметов. Ведь сегодня утрачивается целый пласт культуры обских угров. Этнограф и археолог Аркадий Бауло констатировал, что сшитых новых жертвенных покрывал после 1980-х годов он больше на севере не встречал, это очень печальный факт.

Аркадий Викторович много лет работал с Измаилом Гемуевым. Он сказал, что труд российских исследователей в области религиозных обрядовых практик велик. Хотя учёным ставят в упрёк, что, согласно мировоззрению обских угров, выставлять напоказ культовые предметы запрещено. В эпоху глобализации многие священные места поклонений заброшены, молодое поколение теряет связь с религиозным мировоззрением. Возможно, книги учёных и собранные ими обрядовые предметы станут единственными свидетельствами уходящей эпохи.

Напоследок учёный пожелал, чтобы в эпоху глобализации коренные жители не теряли свои традиции, ремёсла, работали с берестой, бисером, тканью. Чтобы сами шили традиционную одежду для культовых мест, а не покупали готовую в магазине, по возможности сохраняли уникальную культуру.

Галина КОНДИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 13 (1271)
7.07.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика