- Мансийский
- Русский
Ялпыӈ тглыт рущ колт ньщавет
Ханты-Мансийск ӯст «М-вит ос лумхōлас» нампа музейт йильпи суссылтап вылтавес, тав «Дом и Космос» лваве.
Ялпыӈ мт, пӯрлахтын мт учёный хум Измаил Гемуевн хуньт атум пупыг тглыт, койпыт, щлыголн ныт, пормасыт суссылтавет. Ōйка лыс те, нёлст тлэ твлынув, тав лӯимв яныттыл яласастэ.
Тав мньщит ос хантыт пӯрлахтын мнылт лум пупгыт сунсыглас, пслыс, тва тглыт ёт висанэ, ань ты суссылтапыт такталавет.
Пс порат пупганув пх хтпан сунсыглаӈкве щар ат рвыс, ань пупганув супаныл, сахияныл, тнтаныл ос мт тгланыл тыг та тотымат.
Мн ты мгыс номтанув сака савалгыт, тувле нупыл ӈкватаӈкве щар пилв ос учёныит лвгыт, мт мирыт халт нмхотьют пӯрлахтын мт тох ат ври, тыи ханищтаӈкве тнанылн ты пӯмщиг лы.
Аркадий Бауло, этнограф ос археолог хум, мньлат тгыл И. Гемуев ёт рӯпитас, хт-ти тав ётэ яласас, мн сосса мир лупсав ёмщакв ханищтастэ ос вгтэ.
Выставка вылтым порат тав Новосибирск ӯсныл ёхталас ос такви ты урыл потыртас:
– Тыт мн ксыӈ мир пормасаныл нас атсанӯв – Сакв мньщит, Тгт мньщит, Шурышкары м хантыт, Саня хантыт. Тнаныл лкква-уртым пинсанӯв ос тагатасанӯв. Тыт сака пс маснутыт лгыт. Акв алпи маснут «камзол» лваве, ты нёлоловхуйплов нотыт, хунь Екатерина II хныг лыс, тнт тамле маснут слтатыт щсыт. Ты маснут ханты пупгын мастым лыс. Тувыл тыг тотвес.
Ам номсынэм щирыл, лӯим янытыл мньщи ос ханты мирыг тн культуранн щар нтнэг ос ёмасыг лг, таил мн акваг щатахтыглв.
Ань йист мирыт пуссын акван-тлыгласыт, ам сосса мхумн таи лвуӈкве таӈхгум – пс йис лупсаныл хот ул вос ёрувлыяныл, ктыл матыр-ти вос вргыт, трныл, ссныл вос нсхатгыт, пс мхманыл хольт вос щаквщгыт.
Пупганыл мгсыл тнти вос нтгыт, тс маснут лпкат ул кос ёвтгыт, тнти ктыл врнутаныл рнэгнув лгыт. Пс мхум пуссын хорамыл тнти нтсаныл.
Суссылтан колнакт атвосыл овумлаптым ӯйхул хурит лгыт. Тот лув, охсар, лӯлы, ялпыӈӯй, матырсыр хӯл ос мт хурит пинымат, тнаныл мхманув мулысм нормат щсаныл манос пӯрлахтын мт ӯран тотсаныл.
Лвгыт, тва порат лӯлы хотмус хӯлупн прхаты ос тот ӯсы, тамле товлыӈ ӯй мньщитн алуӈкве ат рви.
Таимгыс та хтпа лӯлы хури атвосыл ври ос мулысм норман та пинытэ, пйкщи, нматыр лль нак тав ётэ ул вос мты.
Пс порат лумхлас гмыл мты ос тав нйт хтпан лваве, лув манос мт ӯйхул тавн алуӈкве ри, пусмынт мус рӯтанэ тав пнтсылэ лув хури атвосыл вргыт ос мулысмн пиныяныл, тват ӯран тотыяныл. Āгмыӈ лумхлас пусми те, тав йирыг лув та алы.
Мт матыр тлат мгсыл с улпыл тамле хурит врыглавсыт, ксыӈ мт лнэ мхум ос тнти щирыл лгыт, тнти щирыл матыр-ти врыглгыт, пуссын аквхольт хунь лыглы.
Учёный хум лтӈе щирыл, пс порат мхманув хунь пӯрлахтын канын ялсыт, Мир-суснэ-хум пӯрламаныл порат, тав луве лльсан мгсыл м тармыл нила щлыголн ны ӯнтталасыт, тав лувн нас м тармыл тртахтуӈкве ат рвыс.
Трумныл ёлаль тртахтынт порат туп ты ныт тармыл тоӈхантыл вос лли, м тармыл ат рви. Тох ты мхманув пупганыл, Ōтыраныл сака ӯргаласаныл.
Таимгсыл пӯрлахтын мнылт щлыголн ны щсыт, тананыл тн ос хōтыл ёвтыгласыт.
Округ культура департаментыт кӯщаиг рӯпитан хум Артур Латыпов с ты суссылтапын ёхталас, тав лвыс:
– Пӯрлахтын мныл тотым тасвит пормас ам выл щёс ксаласум, ты суссылтап тохи лваве «Кол ос Трумхар».
Ам вглум ос акваг лвгум, мньщи ос ханты мир культураныл сака ёмщакв ӯргалыяныл, пс йис мхманыл хольт матыр-ти вгыт ос хот ат ёрувлыяныл.
Тн мощщаг хультум мирыт кос, ос тнти лупсаныл, пс йис врмаляныл ӯргалым ньщияныл. Тамле ялпыӈ пормасыт нмхт воссыг ат суссылтавет, туп тыт мн мвт, мн музеювт тн лгыт. Тыг ань св хтпа лыл ёхталаӈкве тахмагыт.
Этнограф йка Измаил Гемуев рӯпитам мхманэ ёт ювле хультум нотыт 1980 тлыт порат мн мв янытыл яласасыт, свыӈплэ тн туи порат хосыт ёхталасыт, мнь пвлыт пуссын яласасаныл, хоты пӯрлахтын мт лсыт, пуссын уральтасаныл.
Та порат пслым хурит выставкат норыт онтсыл хангыт. Тот Т.И. Номин кватнтыл, А.Д. Хозумов, Хрыӈпвыл йка, пслым лгыт.
Алексей Дмитриевич пвлт юи-выл нйт хум лыс, лвгыт, тав турманкол врыглас. Та пора яныгпла мхум рущ лтӈыл ёмщакв потыртасыт, учёныит тнанылныл св потыр хассыт ос нпакыг тратасаныл.
Тыт суссылтапыт тасвит нтым ялпыӈыт хангыт, тнаныл хуньт нквет нтсыт.
Тнт тащирыл врыглавес: нйт хтпа хнтытэ, хотьютын ялпыӈ нтуӈкве ри, тувыл та н та нты, нас тох ты врмальн ат вуйхатыгласыт, ат рви.
Наталья Фёдорова, искусствовед н, лвыс:
– Ты лы-пал ам мт суссылтапыт акв-тит тамле пормас ксаллсум ос тысвит ам нмхт ат вщинтлсум, ты щар мк сака тыныӈ суссылтап, тыт тасвит ялпыӈыт суссылтавет.
Ты ти нас пормасыт манос маснутыт, ты пӯрлахтын мныл пупыг тглыт ос колалат щнэ ялпыӈыт тыг атвсыт. Ань мщтыр нквет нас маснутыт, щнутыт нтгыт, тамле ялпыӈ хосат тгыл нмхотьют ат нты, ам хӯлыгласлум, таве нас тох нтуӈкве ат рви.
Ксыӈ тгыл хотты пупыг мгсыл нтаве, вим ксыӈ пвылт манос мт тнти щирыл вруӈкве ри.
Пс порат нйт хум нтнэ н хнтытэ ос тав рӯпитаӈкве та ӯнты. Нас тох ат вуйхатыгласыт, туп хӯлтнныл юи-плт ущ нтсыт.
Ань искусствоведыт ос этнографыт лвгыт, хосат тгыл нмхотьют тох ат нты, улпыл тах хот та ёрувлахты. Нйт лумхлас тим, нмхотьют ат хӯлтхаты, ты нак туп нпакыт хансым тах та хульты. Мщтырыг нсхатнэ нквет лгыт кос, ос хӯлтыглахтын нйт тим.
Мирн внэ археолог ос этнограф хум Аркадий Бауло мньлат псыл Измаил Гемуев ёт аквъёт рӯпитасыг ос яласасыг. Тав лтӈе щирыл 1980 тлыт юи-плт йильпииг нтым ялпыӈ тав воссыг нмхōт ат хōнтыглас.
Хум ань лви, учёныит яныг рӯпата врсыт, ялпыӈ мт ос пӯрлахтын мт урыл св нпак тратасыт.
Тва мхум вим лвгыт, ты ялпыӈыт хт-ти мирн такталаӈкве ат рви, ос тав лви, тн ат те пслысаныл, нпакн ат те хассаныл, тох вōрт ёл та патнувыт.
Ань пӯрлахтын мт свыӈплэ нмхотьютн ат уральтавет, мрсыӈ мт йильпииг вравет. Тва пӯрлахтын мт щар лап-яныгмавсыт, пвлыт ттлаг мтгыт, нмхотьютн уральтаӈкве.
Хуньт тах нврамыт туп нпакыт хосыт ты урыл вӈкве патгыт.
Галина КОНДИНА
Выставка в музее «Природы и Человека»
В Ханты-Мансийске в окружном музее «Природы и Человека» работает выставка «Дом и Космос». Она проходит в рамках празднования 80-летия со дня рождения сибирского этнографа, археолога Измаила Нуховича Гемуева.
Мировоззрение и религиозная обрядовая практика народов манси и ханты стали предметом изучения известного этнографа. Выставка носит научно-исследовательский характер и сформирована из атрибутов культа. Известный российский археолог, этнограф, ученик Измаила Гемуева Аркадий Бауло считает, что культура обских угров уникальна.
На выставке представлены священные халаты, покрывала, шапки, бубны, серебряные предметы из культовых мест. Интереснейшим фактом является то, что серебряные блюда использовались на священных местах во время проведения обряда, четыре блюда ставили на землю, якобы для коня Мир-суснэ-хума. Копыта коня не должны ступать на обычную землю, а только на специальную серебряную посуду.
На открытии выставки у посетителей была возможность услышать экскурсию от самого Аркадия Викторовича, он сказал: «Иногда нас спрашивают: «А чем отличается открывающаяся выставка от выставки, представленной в музее «Природы и Человека» «Мифологическое время?» Отличие такое, что выставка «Мифологическое время», там атрибуты иллюстрируются мифологией – мифами, фольклором. А эта выставка построена по научному характеру. Мы, исследователи, пытаемся объяснить, почему это изображение именно такое, почему шили именно такую одежду, откуда появляется иконография Всадника, если у манси никогда не было всадничества. То есть эта выставка носит исследовательский, научный характер, не столько иллюстрирующее мировоззрение, насколько позволяющий понять людям – как образовались вот эти феномены, которые представлены на выставке.
Обско-угорская культура уникальная, самая яркая среди народов Западной Сибири и Восточной Сибири. Здесь выделены локальные особенности некоторых групп, например, ляпинских манси, северных манси, шурышкарских хантов, сыньских хантов. Из уникальных предметов, я бы выделил камзол – это военный мундир пехотинца, который был пошит в конце XVIII века в эпоху правления Екатерины, сейчас невозможно найти такие мундиры, но его уникальность в том, что он был надет на фигуру хантыйского божества. В этом его необычность.
На витрине находятся свинцовые отливки. Ханты и манси отливали свинцовые отливки по разным причинам, первая причина была связана с тем, что нельзя было убивать некоторых животных и птиц. Например, нельзя было убивать гагару, потому что она подняла землю и участвовала в сотворении земли. Охотник мог её случайно убить, гагара запутывалась в сетке и умирала. И тогда охотник должен возместить эту душу божеству, он отливал фигурку гагары из свинца и клал эту фигурку в священный лабаз. Таким образом, он извинялся за невольный проступок и этой душе дарил вторую жизнь. Другой вариант для чего использовали фигурки, когда человек заболевал. Тогда приглашали шамана, который определял причину болезни, но чтобы выздороветь, больной должен был принести в жертву коня. А как может больной человек принести в жертву коня, когда он лежит почти бездыханным. Тогда больной обещает по выздоровлению принести коня в жертву божеству, но в залог он должен в священный сундук положить фигурку либо вырезанную из бересты, либо отлитую из свинца. Тогда кто-то из родственников отливал лошадь и клал в сундук в священном углу. И когда больной действительно выздоравливал, то он обязан был принести в жертву коня. Но фигурка свинцовая оставалась как подарок».
Артур Латыпов, директор окружного департамента культуры поделился своим впечатлением от выставки: «Культовую атрибутику в таком объёме вижу впервые, и название выставки символично – «Дом и Космос». Считаю, что ханты и манси – уникальные народы, это изюминка нашей страны. Они настолько малочисленны, но при этом сохранили все свои традиции. И представленная экспозиция уникальна, многие предметы имеются только у нас, таких нет в ведущих музеях нашей страны и мира».
Этнограф И.Н. Гемуев работал с информантами в 80-е годы прошлого столетия. В то время, в начале исследований, в деревнях было много знатоков, которые рассказывали учёному о древних обрядах и традициях. Большинство информантов свободно владели русским и мансийским языками. Мужчины прошли фронт, и у них не было барьера общения с другими представителями народов. Много информации рассказали хранители культовых мест, зная, что самобытная культура уходит, и в каком виде была – не сохранится. На выставке представлены священные покрывала из сукна. Их шили женщины только по назначению шамана – «няйт хотпа». В обычной жизни их никогда не использовали и прятали от посторонних глаз.
Искусствовед Наталья Фёдорова приятно поражена множеством предметов культовой атрибутики: «Если на других выставках представлены отдельные образцы, то здесь собрана уникальная экспозиция культовых предметов разных локальных групп хантов и манси. Это не просто изделия, их назвать изделиями никак нельзя. Например, пошив жертвенных покрывал был связан с определённым событием. Каждая вещь изготавливалась для конкретного духа-покровителя, в каждой присутствует локальная особенность».
На выставке отметили, что искусствоведам и этнографам стоит задуматься о том, возможно ли мастерам продолжить изготовление тех или иных культовых предметов. Ведь сегодня утрачивается целый пласт культуры обских угров. Этнограф и археолог Аркадий Бауло констатировал, что сшитых новых жертвенных покрывал после 1980-х годов он больше на севере не встречал, это очень печальный факт.
Аркадий Викторович много лет работал с Измаилом Гемуевым. Он сказал, что труд российских исследователей в области религиозных обрядовых практик велик. Хотя учёным ставят в упрёк, что, согласно мировоззрению обских угров, выставлять напоказ культовые предметы запрещено. В эпоху глобализации многие священные места поклонений заброшены, молодое поколение теряет связь с религиозным мировоззрением. Возможно, книги учёных и собранные ими обрядовые предметы станут единственными свидетельствами уходящей эпохи.
Напоследок учёный пожелал, чтобы в эпоху глобализации коренные жители не теряли свои традиции, ремёсла, работали с берестой, бисером, тканью. Чтобы сами шили традиционную одежду для культовых мест, а не покупали готовую в магазине, по возможности сохраняли уникальную культуру.
Галина КОНДИНА