Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина Хозумова

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ Дума выл сапрнитэ лыс
  • Мхум порс хот-атсыт
  • Мньщи мйтыт французыт ловиньтгыт
  • Пслын хуриянэ акваг пӯмщалавет

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Мāнь пāвлыӈ мн ялсг
  • рнэ нпакыт пирмайтасыт
  • Приян хтал лыс
  • Ёмас рӯпатаныл мгыс янытлавсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Рӯпататэ кркамыг вритэ
  • Щнь лтыӈ ханищтан тил нтв
  • Тав «Срипосэ» ёт рги ос йӣкви
  • Яркин рӯтныл лнэ н
  • Лккарыг рӯпитам мньщи хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пс щирыл пӯрлахтгыт
  • Сāпта тох вāргыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Сӯкыръя мньлат ги

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Щнь лтыӈ ханищтан тил нтв
  • Мансийский
  • Русский

Щнь лтыӈ ханищтан тил нтв

Ань ты йист мньщи лтӈув лаль тотнэ мхум наманыл акваг суйтуӈкв та патсыт. Ты хтпат урыл Государственный Дума депутатув Татьяна Гоголева тох лвыс: «Щнь лтӈе внэ мньщи хтпа ань тав сака яныг ст ньщи, ты стэ – мньщи лтыӈ».

Тамле стыӈ хтпав Саранпвылт с лы, тав наме — Светлана Савельевна Мерова. Тав школат ханищтахтын нврамыт мньщи лтӈын ханищтыянэ. Рӯпататэ урыл ос трвитыӈ врмалянэ урыл Светлана Савельевна тох потыртас:
— Ам ты школат 1996 тл псныл рӯпитгум. Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен нампа педагогический институт стламум юи-плт рӯпитаӈкв тыг ёхтысум. Ань вт нупыл тит тл мньщи лтӈумн нврамыт ты ханищтыянум.
Рӯпитаӈкв вылтахтамум порат кӯпнит-нув лыс, тнт нврамыт щнь лтӈув мощ всаныл, потыртаӈкв врмысыт. Ань тай щар акв нврам потыртаӈкв ат врми, туп тват мощ торгамтгыт. 
Ос мк трвитыӈ врмалюв ань тамле – ханищтан нпакыт сака псыт, тн лтыӈ внэ нврамыт мгыс хосат хасвсыт. Ты нпакыт пуссын йильпииг щпитаӈкв ос щар мт щирыл хансуӈкв ргыт.
 
Нврамыт лтыӈ ханищтаӈкв ат ксащгыт

Ам 2 классныл 11 класс мус нврамыт ханищтыянум. Ст сыс ксыӈаныл мгыс акв урок мыгум. 2 ос 4 классыгт мньщи лтыӈ мгыс урок тим, урокыг ат ловиньтавет. Туп яныг классыт мгыс акв урок лы.
Нврамыт ты урокн ёхтгыт, щнь лтӈув ханищтылӯв. Юв матыр заданиел мыганум. Мтыт стыт ёхтгыт, маныр мāн та урок порат ханищтасӯв, нматыр ат номгыт. Юн с нматыр ат врмыт. ста йильпииг ханищтыянум. Тох ксыӈъмт та лыглы.
Ты уроканувн тн ялантаӈкв с сака ат ксащгыт. Юн щняныл ос щаныл мньщи лтӈыл ат потыртгыт, нвраманыл с лтыӈ вӈкв ат таӈхи. Тамле нврамыт ёт рӯпитаӈкв сака трвитыӈ.
Ос мт нврамыт, сараныт ман рущит, тн тай мньщи лтӈыл сака пӯмщалахтгыт, урокн ёхталгыт. Лтӈанув ханищтыяныл, потыртаӈкв с сака таӈхгыт. 

Ханищтан нпакыт такви хансы

Потыртамумн порат Светлана Савельевна лвыс, нврамыт ханищтан мгыс тав такви программат хансы. Уроканэ мгыс свсыр нпакыт ловиньты. Хт матыр рнэ ут хнты, таиянэ щирыл нврамыт та ханищтыянэ. 
Ос образование районный комитетныл тав акваг титыглаве, хоты нпакыт щирыл тав нврамыт мгыс урокыт щпиты, тав воссыг хоталь врхаты, ты нпакыт пуссын та лвиянэ. 
Яныг классыт ханищтахтын нврамыт мгыс нпакыт с лльсаӈ хансым лгыт. Тот хансым пот-рыт сака янгыт. Лтыӈ ат внэ нврамыт ты потрыт ловиньтаӈкв ос толмащлаӈкв ат врмияныл. 
Ты урыл Светлана Савельевна лвыс: «Тыи мгыс яныг рӯпата вруӈкв ат ри. 
Е.И. Ромбандеева хансум букварь-нпаке 
мощ мт щирыл вос хансаве. Ос мт учебникыт щпитан мгыс мн, школат рӯпитан учителит, акван вос атавв. Мн ты ёмащакв вглӯв, нврамыт мгыс манхурип учебникыт ргыт, хумус тнаныл хансуӈкв ри. 
Ам Ханты-Мансийск ӯсн ввавем те, ам яныг щгтыл тув мингум ос йильпи учебникыт хансуӈкв нтгум. Ос матрыг мн тув ат ввыглавв, акван аты атыглавв».

Лтӈанув мт щирыл ул вос хансавет

— Мн, хотьютув мньщи лтӈув вгтэ, потыртаӈкв врми ос матыр лтыӈ хансуӈкв тавн кӯпнит. Ос мт хтпатн, нврамытн лтыӈ ханищтаӈкв трвитыӈ. Ань таим-гыс мньщи лтӈанув мт щирыл хансуӈкв щар ат рви. Тн хумус свсыр словаритт ос ханищтахтын нпакытт хансым лгыт, аквта щирыл лаль 
вос хансавет. Нматыр йильпи тла вруӈкв ат ри. (Тӯйыйыг — тох хансуӈкв щар ат ри, хассӯв — «тӯииг», лаль тох хансуӈкв патв).

Мт рӯпата с врв

Мн нврамыт ханищтанв коныпал св-сыр мт рӯпата с врв. Нврамыт мгыс свсыр касылыт, пӯ-мыщ урокыт врыглв. Тлы «Лӯи мв» нампа округ касыл лыс. Мн нврамыт ктыл пслум хурияныл, пслым тина-охсат, нпакн хансум потраныл тув ттсанӯв. Тн пуссын янытлавсыт.
Тувыл «Мньщи лтӈыл потыртв» («Говорим на родном языке») пӯмыщ тла врыглаве. Мн школавт ханищтахтын нвраманув тинан пслым тнти потраныл тув с ттыглы-яныл. Ётыл пуссын «интернетыг» лвнэ ищхӣпыӈ утн вравет, тнаныл тот сунсуӈкв рви.
Мощщаг хультум мирыт янытлан мгыс «Неделя культуры народов Севера» школавт врыглаве. Та хталытт нврамаквет хотьют мньщи суп, хотьют ос саран суп масгыт. Ксыӈ тл свнув нврам тох масхатуӈкв ксащгыт.
Номтаныл рталан мгыс пӯмыщ касылыт вравет, рущ лтӈыл викторинаг лвавет. Пс врмалит, пс пормасыт урыл титыглыя-нӯв. Хосат ты пӯмыщ тла Раиса Павловна Хозумова, ты лыпал нврамыт ханищтам н тав номылматас. Ань тав хансум титыглахтын лтӈанэ нврамытн ты ханьщавет.

Щмьятэ урыл

Светлана Савельевна Хслх пвылт самын патыс, колтгланылт онтолов нврам лыс, тав нилыт нврамыг яныгмас. Тав йкатэ с мньщи хум – Алексей Васильевич Вьюткин. Тн сака кркам нг-хумг, аквъёт хт-ти акваг та яласг. 
Юн мньщи лтӈыл потыртг. Улякщи враяӈкв ос хӯл алыщлаӈкв сака ксащи. Светлана ос нсхаты, мньщи супыт нтуӈкв патыс, пāквпалыл, хо-рамыл нтыянэ. Св тл аквъёт лг, халнт сака нтхатг. Тн сас ёмас сымпа хтпаг. 
Матъёмас мн халувт тамле мк мньщи щмьят лгыт. Ань Светлана Савельевнан ос Алексей Васильевичин ты лвв — тилаквег, аквтох св ст, св щунь ньщн. Пус кт, пус лгыл. Трум ёт, тыр ёт лаль лн. Нй-тыранн вос ӯргалавн. 

В школах ждут новые учебники по родным языкам

Распоряжение «О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре КМНС, проживающих в ХМАО-Югре, и плане мероприятий («дорожной карты») по ее реализации» принята правительством ХМАО-Югры округа 8 августа 2015 года, последние изменения были внесены 8 июня 2018 года. В концепции прописано: «Обучающиеся изучают учебные предметы «Родной язык» в объеме 2 часов в неделю, «Литературное чтение на родном языке» - 1 час в неделю.
 

О том, как реально обстоят дела по обучению детей родным языкам, и с какими трудности сталкиваются учителя родных языков в школах, об этом нам рассказала педагог Саранпаульской средней общеобразовательной школы Мерова Светлана Савельевна. К слову, она сама выпускница этой школы. После окончания Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в городе Санкт-Петербурге, Светлана вернулась в родные стены. В школе Светлана Савельевна работает с 1996 года.

- Я преподаю родной (мансийский) язык со 2 по 11 классы. В нашей школе преподавание родных языков в начальных классах считается внеурочной деятельностью. Уроки мансийского языка с 5 по 11 классы бывают один раз в неделю. Хочется отметить, что это крайне мало для усвоения такого сложного предмета как мансийский язык. В последние годы дети с большим нежеланием ходят на них. Это зависит от многих факторов – и большая загруженность детей, и оттого, что сегодня ни один из них не владеет родным языком, нет доступной языковой среды, нет общения на родном языке родителей с детьми. За один урок в неделю мы успеваем изучить мало тем. На следующий урок дети приходят совершенно неподготовленными, забыв то, что мы изучали на прошлом уроке. Когда нет закрепления новой темы, ими тут же все забывается. Через неделю мы начинаем все по новой. И так каждый раз.

Сегодня очень многое зависит и от родителей, их заинтересованности в обучении детей родному языку. Когда ни у одних, ни у других нет интереса к мансийскому языку, учителю очень сложно работать с такими детьми. Но самой главной трудностью сегодня в преподавании родного языка в школе, как считает Светлана Савельевна, является отсутствие новых учебников, учебных пособий и программ. Для педагога очень важно то, какие дети изучают родной язык – это дети хоть немного владеющие или совсем не владеющие мансийским языком. К сожалению, сегодня в общеобразовательных учреждениях совсем нет учебников для не владеющих родным языком. Поэтому на уроках учителю приходиться пользоваться учебными пособиями, неприспособленными для обучения детей в нынешних условиях.

- У нас нет учебников, по которым можно заниматься с детьми. Выстраивая урок, я пользуюсь сразу несколькими изданиями. Из одного возьму что-то, из другого, что-то придумываю сама. Например, для 9 классов есть тестовые учебные пособия по литературе, где напечатаны огромные тексты на мансийском языке и все они предназначены для детей владеющих языком. Мне приходиться выбирать, или мы работаем только с этим текстом, или занимаемся грамматикой.

По словам учителя родного языка, работающего в школе более двадцати лет, решить эту проблему очень просто. Для этого необходимо собрать всех учителей-практиков в одну комиссию для создания и подготовки новых учебных пособий, проводить с ними ежегодные практические семинары. Ведь только они, кто реально работает с детьми, лучше знают, какие учебники сегодня нужны в школе.

-За основу можно взять уже существующие учебники и просто их немного изменить, - выразила свое мнение педагог. - К примеру, для учеников начальных классов можно просто чуть-чуть изменить букварь Е.И. Ромбандеевой. Дети во 2 классе все умеют читать, а обучать их снова по букварю нет смысла. Добавить туда небольшие рассказы, стихи. Если бы меня пригласили на подобный семинар, я бы с большим удовольствием поехала туда и приняла самое активное участие в создании новых учебных пособий. Но, к сожалению, нас никуда не приглашают. Мы сами пишет для уроков стихи, небольшие рассказы. Могли бы поделиться этим материалом с авторами учебников.

Далее Светлана Савельевна добавила:

- Система обучения детей родным языкам должна быть, как можно быстрее пересмотрена. Сейчас дети коренных народов, как и все остальные дети, сильно отличаются от сверстников, которые учились, например, 10 лет назад. К ним нужен другой подход.

В последние годы в Саранпаульской школе педагоги и учащиеся организовывают различные мероприятия по популяризации и сохранению языков и культур народов манси и коми. В течение всего учебного года проводятся творческие конкурсы, учащиеся участвуют в окружных мероприятиях. С каждым годом все больше детей участвуют в таких акциях, как «Говорим на родном языке». Стало традицией проводить в школе «Неделю культуры народов Севера», когда девочки в школе демонстрируют традиционную одежду манси и коми. В первое время дети стеснялись приходить так в школу, но в последнее время участников становиться все больше. Ежегодно проводится интеллектуальный марафон по мансийскому языку, где учащимся задают определенное количество вопросов по языку, культуре и литературе народа манси.

Для справки: как стало известно, в 2018 году в издательство «Просвещение» были напечатаны 28 комплектов пробных вариантов новых учебников по мансийскому языку для начальной школы. Над данным проектом работали сотрудники департамента образования и науки, а также сотрудники обско-угорского института прикладных исследований и разработок. Данные комплекты поступили к 1 сентября в некоторые общеобразовательные учреждения округа. Сейчас они проходят апробацию. Насколько они будут востребованы учителями родных языков и будут ли при этом достигнуты планируемые образовательные результаты, согласно требованиям ФГОС, мы узнаем в скором будущем.

Генеральной Ассамблеей ООН следующий 2019 год объявлен Международным годом языков коренных народов. Хотелось бы пожелать всем учителям, преподающим родные языки в округе, чтоб их наконец-то услышали.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 18 (1179)
20.09.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика