- Мансийский
- Русский
Тав «Срипосэ» ёт рги ос йӣкви
Хльӯс район Кульпас пвылт «Срипос» нампа ансамбль лы. Тув ялантан нт мньщи ргыт рггыт ос йӣквыт йӣквгыт. Татьяна Абрамовна Качанова мт н хтпат ёт св тл тув ргуӈкв ос йӣквуӈкв яланты.
Мньщи н ты ансамбль ос такви щмьятэ урыл газетав мгсыл потыртас:
— «Срипос» нампа ансамблювт кӯщаиг Светлана Николаевна Немкова ань лы. Св тл ювле хультум порат ты ансамбль Анфиса Михайловна Хромова врыстэ ос Кульпаст лнэ гит, нквет ргуӈкве, йӣквуӈкве ввсанэ. Тнт ам с мньщи нт ёт тув ялантаӈкве патсум. Анфиса Михайловна ёт втихал свсыр фестивалитын ялантасӯв, мт мир нупыл сус-сӯв, тнт тай сака пӯмащ лыс.
Ань воссыг нмхотталь ат ялантв, туп пвылт лыглан ялпыӈ хталыт ргв ос йӣквв. Мт мн ялуӈкве олн ат ньщв. «Нāй тыр Мā» нампа музейн втихал ввыглавв. гим мниг хунь лыс, с мн ётув мньщи ргыт ргыс, йӣквыт йӣквыс. Ань янгыг мтыс, ргуӈкве, йӣквуӈкве щар ат таӈхи, ссамты.
Ты лы-плт пвлувт пс йис врмалит внэ мхум св лыс, мнавн йӣквуӈкве Елена Филипповна Русскина ханищтасанэ. Мньщи ква ань тимыг мтыс. Матахкем тл ювле хультум порат пвлувт йӣквыт, ргыт внэ св хтпа лыс. Св кват мньщи супыл лсыт, ань щар нм-хотьют тох ат масхаты. Мн туп ялпыӈ хталт нтнэ супанув масыглв.
Ам яныгмам порамт омамн акваг лвыглавсум: «гикве, ам пхамн ӯнтн, сунсн, хумус мньщи суп н-таве». Тнт мн пус-сын рущ нупыл лсӯв, школат щнь лтӈыл потыртаӈкве ат рвыс. Мнки халанувт мньщи лтӈыл ке потыртасӯв, лвыльттавсув. Тыи мгсыл пс йис врмалянув нупыл ат суссӯв.
Ань кисхатуӈкве патсӯв, тувыл внэ хтпа тим. Пенсиян патхатамум юи-плт ущ нсхатуӈкве патсум, омам супанэ нупыл сунсым, амкинмн суп нтсум. Хораманум, улпыл, лльсаӈ тлсыт, ань мщтырлаӈкве ханищтахтгум, мт щёс тах мӯсхалыг нтыянум.
Омам тай сака щаквщис, мньщи супыт, пӯркат, кнтыт ос мт маснутыт нтыс. тям с мщтыр хумыг лыс, матырти пуссын вруӈкве хсыс. Мн тай маснут, тнут, свсыр пормасыт лпкат ёвтуӈкве ханьщувласӯв, тыимгсыл тох вруӈкве ат хāсв.
Омам наме Фёкла Филипповна Качанова лыс, такви парищ наме Садомина. тям – Абрам Васильевич Качанов, Рāктъя пвылныл лыс. Тн Патрасӯй пвылт колтглыл лсг. Война порат сас колхозт рӯпитасг. Яныг хнтлын нак юи-плт слыӈ-колт яласасг. 1961 тл мус нрт слы ӯрим лсг.
Тувыл кит совхозыг акван-тӯлвесг, Кульпаст ньщим слыт Саранпвылн тотв-сыт. Слыӈколт рӯпи-
тан мхум тув внтлаӈкве лввсыт. Щнягум-щагум тув ат минасг, нрт яласан мныл пйтсг ос Кульпасн лмыгтасг. Каӈкум нрт самын патыс, мн пуссын Кульпаст самын патсӯв.
Ам ты пвылт школа стласум ос тра рӯпитаӈкве патсум. влт зверофермат рӯпитасум, ты юи-плт пӯльницан вуйвсум. Тнт пс пӯльница нāлми втат лыс. Тувыл хум врсум ос Саран-пвылн луӈкве минасум. Тав ётэ слыӈколт яласасум. Нрт луӈкве нумн сака ёмас лыс, ос йкам ёт хоса ат лсум, тав мори капыртас, ам ётум алхатас.
Ам ювле Кульпасумн минасум. Тнт трвитыӈыщ лсум, гим аквта тлт самын патыс. гим амки та янмалтаслум. Юв ёхтумум порат ювле, пӯльницан рӯпитаӈкве ввхатасум, св тл тот рӯпитасум. гим Ханты-Мансийск ӯст āт хӯратан нг ханищтахтас, тувыл ювле ёхтыс, колтглэ ёт пвылт лы. Пенсия-олн мощщал ойтвсум, тыимгсыл иӈ лов тл пӯльницат рӯпитасум, ань пхын минасум. Юн тла тл с ат ӯнлгум, ялпыӈ хталыт, свсыр ханищтапыт лыглан порат тув ялантгум.
Татьяна Абрамовна ёт ам Ягрим пвылт вйхатасум, тав мньполь тпост ханищтапн ёхталас ос мт мщтыр н хтпат ёт нуйсахи йинуӈкве ос нтуӈкве ханищтахтас. Ам мньщи нквен паща лтыӈ ктгум, пӯс кт, пӯс лгыл лвгум.
Участница мансийского ансамбля «Сэрипос»
В Берёзовском районе в посёлке Сосьва много лет существует ансамбль «Сэрипос». Участницы коллектива исполняют мансийские песни и танцы. Татьяна Абрамовна Качанова является участницей ансамбля со дня его основания. Женщина рассказала о том, как создавался мансийский коллектив, и с чего всё начиналось.
- Сейчас наш коллектив возглавляет Светлана Николаевна Немкова. А много лет назад создателем и идейным вдохновителем была Анфиса Михайловна Хромова. Тогда она пригласила всех женщин, которые знают мансийский язык, петь мансийские песни и исполнять традиционные танцы. Когда коллектив только образовался, нас очень часто приглашали на различные фестивали, концерты и другие культурные мероприятия. Сейчас, к большому сожалению, мы почти никуда не выезжаем, выступаем только на праздниках, которые проходят у нас посёлке. Нас часто приглашают в поселковый музей «Най Отыр Маа», конечно, мы с удовольствием там выступаем. Сейчас в нашем коллективе шесть женщин. Раньше приходили и дети, и подростки, сейчас у них нет к этому интереса. Когда моя дочь была маленькой, то с удовольствием выступала, сейчас её не заставишь выйти на сцену.
Нашим учителем и наставником много лет была Елена Филипповна Русскина. Она прекрасно знала мансийскую культуру и поэтому многому нас научила. Каких-то пару лет назад у нас в посёлке были ёще знатоки культуры народа манси, сейчас никого уже нет, и спросить уже некого. Если несколько лет назад пожилые женщины ходили в мансийских платьях, сейчас на улицах посёлка вы не увидите людей в традиционных нарядах. Мы надеваем мансийские платья только на праздничные мероприятия.
Когда я была маленькой, мама мне часто говорила: «Доченька, садись рядом со мной и учись шить мансийское платье». Мы росли в годы советской власти, и нам запрещали говорить на родном языке. Если учителя слышали, что мы между собой общаемся на мансийском языке, то ругали нас. Поэтому мы не интересовались своей культурой. Прошло время, и мы стали интересоваться своими корнями, своими традициями, а знающих людей почти не осталось, спросить теперь не у кого.
После выхода на пенсию, я занялась рукоделием и сшила себе мансийское платье. Скроила и сшила его по маминому платью. Конечно, орнаменты у меня вышли не очень хорошо, но это мое первое платье, думаю, что в другой раз получится намного лучше. Моя мама была большая мастерица, искусно умела шить бурки, меховые шапки, сахи (меховую шубу) и другую традиционную одежду. Отец также был мастером на все руки. Теперь все что нам нужно, мы покупаем в магазине, поэтому не умеем делать все то, что умели делать родители и не обладаем теми знаниями, которыми обладали они.
Мою маму звали Фёкла Филипповна Качанова, в девичестве – Садомина. Отец – Абрам Васильевич Качанов. Родители жили в деревне Патрасуй. Во время войны работали в колхозе, были тружениками тыла. После войны ездили в оленеводческих бригадах. В 1961 году совхоз в Сосьве ликвидировали и всех оставшихся оленей перегнали в Саранпауль. А тем, кто работал оленеводами, предложили переехать в Саранпауль. Родители переезжать не захотели, ушли из оленеводства и обосновались в Сосьве. Мой старший брат Ефим родился в Уральских горах, когда родители там каслали. Я родилась уже в Сосьве, здесь выросла. После окончания школы сразу пошла работать. Сначала работала на рыбучастке в звероферме, потом перешла санитаркой в больницу. Тогда ещё стояла старая больница на берегу посёлка. А когда вышла замуж, переехала в Саранпауль. Муж был оленеводом, поэтому сразу увез меня в горы. Мне нравилось ездить в оленеводческих бригадах. Там я прожила целый год, но потом он стал распускать руки и наша семейная жизнь разладилась. Несмотря на то, что я была беременна, приняла решение уйти от мужа и вернутся в родной поселок. В то же год у меня родилась дочь.
Дома я снова устроилась на работу в больницу, где проработала много лет, недавно ушла на пенсию. Сейчас у меня появилось много свободного времени, и я с удовольствием участвую во всех праздничных мероприятиях, которые проходят у нас в посёлке.
Татьяна Абрамовной я познакомилась на семинаре мастеров в посёлке Игрим. Женщина с другими участницами семинара шила «нуйсахи» - традиционную мансийскую одежду. Она говорит, что на таком обучающем мероприятии она обрела новых знакомых и многому научилась, чему когда-то не научилась у мамы.