- Мансийский
- Русский
Пс щирыл пӯрлахтгыт
Ханты-Мужи пвылт мщтыр мхум акван-атхатыгламаныл порат пасан врыгласыт, свсыр тнут ёт тотыгласыт, ёмщакв рӯпитан мгсыл пӯрлахтасыт.
Тн мн хольтув ос пӯрлахтын мн ат-хатыглгыт. Тот пвланыл сыспалт пӯрлахтын м ньщгыт, св плыл тув атхатыглгыт. Галина Артанзеева нумн л-выс, акв плэ хум мхум планыл, мт плэ — н хтпат мгсыл лы.
Рӯпитамув юи-выл хталт йирхатсыт. Кӯ-щаяныл А.Г. Брусницына рущ н кос, ос ты врмаль ёмщакв вгтэ, тав Мужи пвлыӈ хт-патныл тит выгыр щищкурекыг ёвтыс, н ос хум щищкурекыг тув тотвесг. Музейт тлы коланылт Хуль тыраныл ньщияныл, йирхатнэ кастыл таве кон пӯрлахтын мн квāлттысаныл, твыль тармыл ӯнттысаныл, та ляпат пасан врсыт.
Ты врмаль врнэ мгсыл щар внэ хумыг тот Емельян Кириллович Куртямов лыс. Маныр, хумус вруӈкве, тав ты хӯлтыглахтас. Та ляпат лльнэ йӣв прияс, ӈк трслум тит товыгн прна хольт нгумтас, лвыс, тох ханты прна враве.
ссыныт щпитасыт. Нщищкурек нт магсыл ос хум-щищкурек хумыт мгсыл хотты Акиянув-кванув торыг ссыныл нгвесг. Щищкурекыг хот ул вос ог, трквлгыл нгим пуввесг. Ос ӯиг татем та Трумн, улпыл, та рсг, щар ат мангатахтыгласг, роттыг ӯнлысг.
Янгемне тув атха-тыгласыт, мхум пуссын аквъёт пуӈк пинсыт. Ос щищкурекыг йирыг та тӯщтувесг. Емельян Кириллович, Владислав Пырысев, Егор Наков ос мт хум хтпат сованн хотнуйсаныл, нвлиг лкква-яктысаныл, йильпииг ӯнттым кол сме тлпыл сартсаныл. вылтам тланыл ёмщакв лаль вос лы.
Щищкурек нвлиг тит пӯтын птвесг ос пйтуӈкве нлув та тагатавесг. Та сыс хумыт пгле врн ялсыт, совыг карыс нӈкын тагатасаныл, тот пуӈк пинсыт, пасан врыгласыт, щрка айсыт.
Нвыль пӯтыг с мн, мньщи мхманув хольт, пйтсаныл, мощ коласыл ос солвалыл тртсаныл, воссыг нматыр ат тртгыт.
Пс мхум йирхатнэ нвыль пӯт туп колас лмтыл тртлсаныл. Пӯтыг стумыг юи-плт, нт нвыль хӯнсаныл, та порат хум мхум ювле ёхтысыт.
Исум тнут ёт ос пасан врсыт, пӯрлахтасыт, ӯнлахлсыт. Егор Наков щищкурекыг луввлытыл свсыр ӯйхул хурит – вāс , свыр врыс, насати, луввлыт сль тох сусхатнныл.
Ямал мт лнэ ханты мхум халт ам выл щёс лсум, тва врмаляныл щар с мн хольтув врияныл. Тн нупыланыл сунсым сымум щгты, мāньнув хумыт яныг йкат нупыл сунсым с матырти вгыт, тнти вруӈкве хсгыт. Тох, вим, нвраманыл с ханищтыяныл, св тл с лаль пс йис наканыл луӈкве патгыт.
Тув Ханты-Мужи пвылн ксыӈ хтал хотты хтпат ёхталасыт, яныг кват тынтлахтасыт, нт ос хумыт матыр рӯпата врсыт.
Щар мн пвланувт яныгмамув порат тн ань иӈ тох лгыт, мн ос тувле номсым, нас та тыстувълв, сака сль, пс лупсав, яныг мх-манув ювле та хульт-сыт, улпыл нмхуньт воссыг тох маньщи мирув луӈкве ат паты.
Ханты провели древний обряд
Во время работы VI фестиваля мастеров «Земля мастеровая» в Шурышкарском районе в деревне Ханты-Мужи был проведен обряд задабривания духов-покровителей. Для этого в парке-музее «Живун» имеется место поклонения, как пояснила представительница шурышкарских ханты Галина Артанзеева, оно поделено на мужскую и женскую половины. Туда приезжают жители из близлежащих поселений и проводят традиционные языческие обряды.
В этот день на обрядовое место привезли красного петуха и курицу. К этому времени строительство кузницы завершилось, и нужно было обмазать углы постройки кровью жертвенного животного. В зимнем доме музейного комплекса имеется изображение духа-покровителя нижнего мира Хинь Ики, по-мансийски Хуль Отыра, для этого случая его вынесли из дома и разместили на оленьей шкуре вблизи места поклонения. Приготовили обрезки тканей, на уголки завязали монеты. Носитель традиционной культуры Емельян Кириллович Куртямов поблизости выбрал небольшую берёзку, срезал несколько не нужных веток, так на дереве получился крест, на который горизонтально привязал тонкую полоску белой ткани. Рядом накрыли несколько столов, мужчины, женщины и дети поклонились, попросили у духов здоровья и благополучия. Петух был предназначен мужчин, курица – для женщин. После принесения в жертву птиц, мужчины не общипывали, а сняли шкуры. Тушки разделали, разложили в два котла и женщины повесили вариться на костре.
В это время мужчины отправились вглубь леса, отнесли туда шкуры жертвенных птиц, повесили на высокую лиственницу. Там они провели ещё один обряд поклонения, накрыли стол из продуктов, принесённых с собой. Мужчины старшего поколения делились с молодежью своими знаниями, своим опытом, наглядно демонстрировали действия, которые нужно выполнять во время обряда.
Женщины у костра готовили мясо птиц, по традиции в котёл добавляется только соль и немного муки, так готовиться жертвенная пища.
К приходу мужчин блюдо было уже готово, мясо вынули и разложили в деревянные чаши, бульон разлили по кружкам. Пока от пищи исходил пар, всех присутствующие ещё раз поклонились духам, перевод дословно звучит так – «голову класть», затем принялись за трапезу.
Так ямальские ханты традиционно провели обряд поклонения духам-покровителям. Отрадно, что древние обряды сохраняются старшим поколением и передаются молодёжи. Хочется пожелать всем присутствовавшим на этом культовом месте, пусть хватит сил и энергии им на целый год.