- Мансийский
- Русский
Сосса мирыт китыглавсыт
Елена Пивнева, Москва ӯст Н.Н. Миклухо-Маклай нампа РАН институтт этнология ос этнография тлат пуӈктотнэ н, тынакт Ханты-Мансийскан ёхталас. Тав М-вит ос лумхлас музейн ханищтапн ввиньтлвес.
Елена Анатольевна ср тлытыт мньщит ос хантыт палт осн-паттым тлат хӯлтыс. Ань маныр вылтыт тот потыртасыт, тав мнавн тох лвыс:
– Ам нн округын ёхталанэм сыс мньщи ос ханты хтпат пс наканыл урыл китыглыянум. Янгыщ нумн таи пӯмыщ – ань ӯсн внтлам хтпат пс мхманыл врум накыт вганыл манос ти, тнаныл лаль тотыяныл ман хот-ёрувласаныл. Тамле тлат мирхал наука рӯпитан колт, рущ щирыл «научный центр мирового уровня», ёмщакв ханищтасанӯв, рталасанӯв ос ханищтап порат ам ты урыл потыр ловиньтасум.
Сосса мир врмалит институтыт ханищтан щирыл тлат хумле лгыт, тувыл сосса лумхлас такви хумус номсы ос маныр ври, та потрумт пуссын хассанум. Ань тыг мус нн палтын ёхталанэм порат тамле тлат лаль ханищтыянум, мньщи ос ханты хтпат лупсаныл хумус пнтхатас ман ти. Хоты щмьятн пс накыт мкыг лаль тотавет – тыи туп сосса мхум колтглыт. Мт национальность хтпа ёт акван-луӈкве мингыт ке, ос щнь лтӈаныл, пс наканыл та ёрувлыяныл.
Ты ханищтапт выл хталт рущ щирыл лвнэ «междисциплинарность» мнавн сака мӯстыс, ты наукат свсыр ханищтан тлат учёныит пуссын акв мн атавет ос тн тнки тра-паттум тланыл урыл потыртгыт, матыр рнэ врмалит хӯлтгыт. Туп таи сль, ётыл тн пуссын нас колнакт лкква-атавет ос тот рӯпитгыт, таимгыс тва врмалит втал лгыт, маныр учёныит лвгыт, с ат вганӯв. Ос хотты мталан халт, акван-хнтхатнв порат матыр китыглв ос мнки халувт воритотуӈкве врмв. Тнт свсыр номтыӈ врмалит вӈкве сака ёмасыг лы.
Ам ань томский учёныит потраныл хӯнтлуӈкве сака тахсум, тн 1990 тлыт мньщит палт ялсыт ос генетика тра-паттын рӯпата врыгласыт. Мн туп мнки секциявт потрыт хӯнтлысӯв ос тванакт ам антропология урыл вти кина сунсуӈкве мт колнакн щалтаплсум.
– Нн рӯпитан колнакынт маныр вылтыт потрыт сака пӯмщиг лсыт ос ннки халынт воритотсын?
– Мн «Этнографические исследования населения Югры и сопредельных территорий» нампа секциявт Татьяна Волдина-Ледкова ос Наталья Тучкова пуӈктотсг. Тот свсыр музейт рӯпитан хтпат ос учёныит сосса мир пс наканыл ос Трумн, Нй-тыранылн пикщан вылтыт потрыт ловиньтасыт.
Екатеринбургныл ёхталам хум Илья Абрамов ловиньтам потре юи-плт мхум хоса воритотсыт, насати, ханты мхум нефтяникыт ёт м-вй нх-винэ мнаныл мгыс сутытахтгыт. Тувыл Татьяна Александровна Молданова этнография мгыс ханищтан пормасыт вылтыт св китыглавес. Ань сосса мхум пс наканыл, щнь лтӈаныл ты йильпи порат хумле лгыт, ань тыг мус учёныит пӯмщалым ньщавет.
Акв хталт Елена Пивнева мн рӯпитан редакция колувн ввиньтлыслӯв ос свсыр врмалит вылтыт потыртасӯв. Тав мнав китыгластэ, мн ань ӯст лнв мгыс мнкинв ӯсыӈ хтпаг ман пвлыӈ хтпаг ловиньтыянӯв. Тувыл ӯст лнв сыс пс накыт лаль тотыянӯв манос хот-ёрувласанӯв, щнь лтӈув нвраманувн ханищтаве манос манрыг тн ханищтаӈкве ат ксащгыт.
Елена Анатольевна тва ювле лвум лтӈанувн ощатахтым лыс, св тл ӯст лнв сыс мн лаль пс мхманув щирыл номсахтв, щнь лтӈыл потыртэв, йир врыглв, пӯрлахтв. Пс накыт тотнэ кастыл, Нй-тыранув ос пупганув нупыл пикщим пустгыл ос посыӈ номтыл лаль лв.
Тамара МЕРОВА
Этнокультурная идентичность обских угров в городском пространстве
Елена Пивнева, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, заведующая отделом Севера и Сибири института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН в Москве, недавно побывала в Ханты-Мансийске. Сюда приезжала на биеннале по приглашению Музея Природы и Человека.
Елена Анатольевна на протяжении нескольких лет занимается исследованием вопроса идентичности обских угров, в округе знакома и дружит со многими ханты и манси. И нам хотелось узнать у нее об этой работе, что новое она услышала на конференции в исследованиях коллег. В беседе она нам рассказала:
– Я продолжаю исследования в вашем округе, и мне всегда приятны живые встречи и беседы с людьми. Сейчас мне интересна тема этничности хантов и манси, проживающих в городской среде. Сложилась ли у них городская идентичность или осталась сельской, если нет, то какие причины. С годами во взглядах человека что-то меняется, что-то остаётся неизменным, по возвращению в институт будет проведён глубокий анализ всего.
На биеннале я поделилась некоторыми результатами работы по НЦМУ, научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Мой доклад был посвящён «работе» культурного наследия в городских культурных практиках ХМАО–Югры. Именно такой теоретический подход, рассматривающий наследие не как «вещь», а как культурный процесс, который осуществляет определённую «работу», используется в последнее время в научной литературе. При этом «работа» наследия может быть прослежена как на институциональном уровне, так и на примере отдельных «этноличностей».
Отличительная черта конференции – междисциплинарность, что было продемонстрировано уже на пленарной сессии. К сожалению, не было возможности послушать все интересующие меня доклады, поскольку работа других секций проходила параллельно с нашей секцией. Это, кстати, проблема многих такого рода конференций. Но организаторы постарались представить участникам различные площадки для неформального общения, что дало возможность обсудить многие вопросы вне секционных заседаний.
Мне, например, было интересно узнать об исследованиях томских генетиков, поскольку в 1990-е годы я занималась генеалогическими описаниями манси. Удалось также посмотреть несколько интересных фильмов в секции по визуальной антропологии.
Какие моменты подробно и более остро обсуждались по докладам коллег?
На нашей секции «Этнографические исследования населения Югры и сопредельных территорий», модераторами которой выступили Татьяна Владимировна Волдина и Наталья Анатольевна Тучкова, обсуждался довольно широкий круг проблем, связанных с материальной и духовной культурой обских угров. Были представлены содержательные доклады музейных работников и исследователей из разных научных учреждений нашей страны. Из докладов, вызвавших наиболее острую дискуссию, я бы отметила выступления Ильи Викторовича Абрамова и Татьяны Александровны Молдановой, посвященных проблемам традиционного природопользования. Тема современного состояния народов и культур Югры остается весьма актуальной для дальнейшего изучения.
В один из дней Елена Анатольевна посетила редакцию национальных газет, и она послушала наши размышления по поводу мировоззрения городской и сельской идентичности, о сохранности и передачи культурного наследия, вероисповедания. Что и в какой форме все эти действия функционируют. Этнограф была приятно удивлена, казалось бы, уже давно проживающие в городе ханты и манси, может и не все, но осознанно ориентируются на укрепление, либо на возрождение идентичности.
Тамара МЕРОВА