Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Николай МЕРОВ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мн лнэ мв янытлан хтал
  • Тнут-пормас суссылтавес ос тыналавес
  • Мньщи лупсал пӯмщалавсыт
  • Тл оигпан урыл мхум акван-атхатыгласыт
  • Пс йис врмалит ханищтгыт
  • Свсыр мйтыт щирыл сккарыӈ ннь вргыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тва скконытн йильпи лтыӈ хӯлтгыт
  • Мв вуянтан хōтпат номавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сосса мирыт китыглавсыт
  • лнэ мтēв янытлылӯв!
  • Ловиньтан нпакыт хурил пслыянэ
  • Мāньщи лāтыӈ толмащлан нпак тāратавес
  • Ищхӣпыӈ ут хосыт пслым хурит нх-ялтгыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Оматэ слыӈколт яныгмас

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Āгирищит-пыгрищит ялпыӈ хталыл врыглавсыт
  • Хум сосса нврамыт касуӈкве ханищтыянэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мāньщи лāтыӈ толмащлан нпак тāратавес
  • Мансийский
  • Русский

Мāньщи лāтыӈ толмащлан нпак тāратавес

Ханты-Мансийскт ӯс Āс-угорский институтт рӯпитан мāньщи н хтпа Светлана Алексеевна Попова, такви парищ наме Анемгурова, мāньщи-рущ лāтӈыгтыл толмащлан нпак хансыс. Ань н ханты ос мāньщи мāхум акван-атыгласанэ, такви тāратам нпаке урыл потыртас.

Светлана Алексеевна лнтэ палытыл китсāт арыгтем научный рӯпата хансыс ос тāратас. Та нпакыт ялпыӈ хталыт, мāньщи мāхум лнэ-хӯлнэ накыт, Ӯй йӣквнэ накыт ос мт тлат урыл хансыс. 

Ты н Хāльӯс район Нх­щамвль пāвыл школат нёлолов класс āстлас, лаль ос Хāльӯс школат ханищтахтас. Тувыл Сале­хард ӯс училищан нпак ловиньтан колт рӯпитан хтпаг ханищтах­туӈкве минас. Āстламе юи-пāлт тāра рӯпитаӈкве выл­тах­тас.

1993 тāлт тав Хāльӯст сосса мир лупса лаль тотнэ архив-кол пӯнсыс. Тот лов тāл рӯпитас. Щар влт Кульпасн, Хулюм­сӯнтын ос Саранпāвылн ялантас. Тот яныгпāла мāньщи хтпатныл пс йис потрыт, мйтыт, āм­щит ос ргыт хансыс. выл щёс пāвылн ялан­таме порат, оматн нт­вес. Оматэ тав ётэ яла­сас, хӯлтыг­ластэ: маныр китыглаӈ­кве рви, маныр ос ат рви. 

Светлана Алексеевна толмащлан нпак урыл тох лāвыс:

– Ам ты нпак вāрнэм лы-пāлт, вāтахкем тāл Хāльӯс район янытыл яласасум, сāв мāньщи хтпа ёт потрамасум. Сāв потыр Саквъя вāтат лнэ Саранпāвыл мāньщит­ныл хассум. Тувыл сунт пāвыл «Мāнь Ӯскве» нампа нврамыт ӯщлах­тын мāт сāв яныгпāла хт­пат ёт хнтхатыгла­сум. Тāн потраныл пуссын нпакн хансыгласанум. Хāльӯсныл вылтахтуӈ­кве ке, Шайтанка, Восыӈ­тур, Āнъя, Сортыӈъя, Куль­пас, Потрасӯй, Ким­къя­сӯй, Няхлаӈ, Мāнья­сӯнт пвыл ос Тӯрвāт пāвлытын ялсум. 

Светлана Алексеевна лāвме щирыл, мāк та яныгпāла хтпат потра­ныл хосыт, тав ань тол­мащ­лан нпак тāратаӈ­кве врмыс. Та мāхум тав ёмщакв номиянэ ос вāганэ, кāсыӈ хтпа урыл хоса потыртаӈкве врми. Тва хтпат урыл лаль ловиньтн:

Тāпсвāтпāвылт акв кол ӯнлыс. Тот Устин Анем­гу­ров кватэ ёт лыс. Устин йка акваг враим яласас. Хунь мāколыӈйка кā­тын-патталас, тн ква­тнтыл тнкирот кит хтпа Ӯй йӣквсг.

Константин Васильевич Самбиндалов 1917 тāлт Яныгпāвылт самын патыс, тав щар яныгпāла хтпаг лыс. Тав палтэ туи порат ёхталас. Хум мйтыт, āм­щит ос тӯлыглапыт урыл сāв потыртас.

Татьяна Романовна Садомина с сāв пс потыр потыртас, ргыт ргыс. Ты н Светлана Алексеевна Кульпас пāвылн Ӯй йӣквнэ накн ввиньтāлыстэ. Тав ётэ Кимкъясӯй ос Хулюмсӯнт пāвлыгн ялыс. 

Елена Кирилловна Сетова тавн ос āтимыг мтум хтпа ёл-щпитан урыл потыртас. Ты ква Няхлаӈ пā­вылныл лы.

Екатерина Яковлевна Анемгурова ос нврам самын патнэ вāрмаль урыл потыртāлыс. Ты н Хулюмсӯнт пāвылныл лыс. Тнт пāвылт лккар хтпа āтим лыс, н мāнь нврам самын патнэ мāт нтыс. Ты коныпал ос мт сāв мāньщи хтпат нт­мил вāрсыт.

Светлана Алексеевна ты мāньщи лāтӈыт ос пот­рыт хосыт ань тол­мащлан нпак ты щпи­тас. Нпак тāратан порат тавн пс йис лнэ вāр­малит лаль тотнэ тлат доктор нам щнэ хтпаг Викто­рия Ивановна Сподина, Александр Георгиевич Киселев ос куль­туро­ло­гият кандидатыг лнэ н Любовь Василь­евна Каш­латова научный рӯпата вāруӈкве нтсыт.

Яныг пӯмащипа лāтыӈ мāньщи филология кан­дидатыг лнэ н хтпан Мария Владимировна Кумаеван лāвыс. Тав мāньщи лāтӈыт толмащ­лан нпакн ёмщакв хас­санэ.

Ты нпакт ниласāт на­лыман нупыл сāт лāтыӈ хансым лы. Акв влт нквет лнэ-хӯлнэ, пӯри вāрнэ, мāнь нврам са­мын патнэ, хтпа ёл-щ­питан тлат урыл тол­мащлан лāтӈыт хасвсыт. Мт пāлт ос пс йис лум вāрмаль урыл потрыт. Тыи яныг вит вāрнэ нак, нрыт, лумхлас мт мāн вāнтлын тла, пс йис мāхум ос мт вāрмалит урыл хансым лы. 

Николай МЕРОВ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Мāньщи лāтыӈ толмащлан нпак тāратавес
< previous
> next

Вышел мансийско-русский словарь по духовной культуре манси

Светлана Алексеевна Попова – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории и этнологии обско-угорского института прикладных исследований и разработок, автор более двухсот работ по мансийскому фольклору и традиционной культуре – это материалы по календарным праздникам, обрядам перехода манси, по Медвежьим игрищам. Недавно вышел в свет ее новый словарь по духовной культуре народа манси.

Родилась Светлана Попова в семье оленеводов, обучалась в восьмилетней школе деревни Няксимволь, среднее образование получила в посёлке городского типа Берёзово. Затем в городе Салехард выучилась на библиотекаря. Оттуда и начала свою трудовую деятельность.

В 1993 году в Берёзово открыла научно-фольклорный архив, где проработала десять лет. С 1994 года завела дневник, и туда записывала все свои командировочные труды. Бывало, в поселениях, где проживают манси, собирала материалы по сорок дней. Мама ей давала советы, какие вопросы можно задавать, какие нельзя. Первые командировки были в посёлки Сосьва, Хулимсунт и Саранпауль, сопровождала её мама. 

На протяжении 30 лет Светлана Алеексеевна объехала все деревни Березовского района. Она работала с ляпинскими манси села Саранпауль, в детском этническом стойбище «Мань Ускве», которое находится в деревне Ясунт. Много материала записала, работая в населённых пунктах Берёзово, Шайтанка, Ванзетур, Анеева, Сартынья, Сосьва, Патрасуй, Кимкъясуй, Нильдино, Усть-Манья и Турват. Благодаря её информантам, носителям родного языка и культуры, сегодня появился тематический словарь. 

Немного об информантах. Светлана Алексеевна посещала деревню Тапсватпавыл, тогда там была один дом, в ней жили Анемгуров Устин с супругой, у них не было детей. Устин был охотником, когда он добывал медведя, они с супругой вдвоём праздновали Медвежьи игрища. Сколько дней положено, столько и проводили обряд. 

Самый пожилой Самбиндалов Константин Васильевич из деревни Яныгпауль, он с 1917 года рождения. Это был первый информант, к которому Светлана Алексеевна поехала самостоятельно. Константин Васильевич делился сказками, пел мансийские песни и рассказывал сценки из Медвежьих игрищ. 

Садомина Татьяна Романовна, она также ей рассказывала сказки и пела песни. Приглашала Светлану Алексеевну на Медвежий праздник в посёлок Сосьва, где мужчины показывали разные сценки, а женщины танцевали. По её приглашению она побывала в деревнях Кимкъясуй и Хулимсунт. 

Сетова Елена Кирилловна рассказывала ей про погребальный обряд. Елена Кирилловна из деревни Верхнее Нильдино. Анемгурова Екатерина Яковлевна рассказывала о родильном обряде. Она была родом из Хулимсунта, тогда там ещё не было фельдшера, женщина сама принимала роды у женщин. 

Почти в каждом поселении у Светланы Алексеевны есть родственники. Её принимали очень хорошо, всегда помогали. За всё время работы она побывала на 23 обрядовых праздниках, в том числе была на кладбище мертворождённых детей. 

В издании словаря ей помогали доктор исторических наук Сподина Виктория Ивановна и доктор исторических наук Киселев Александр Георгиевич, кандидат культурологии Кашлатова Любовь Васильевна. В плане научной работы, оборотов и прочего они оказали своевременную помощь. 

Сейчас Светлана Алексеевна выразила огромную благодарность отделу мансийской филологии и фольклористики. Особо отметила кандидата филологических наук Кумаеву Марию Владимировну, она выступила редактором мансийского текста. И, конечно же, Герасимова Светлана Алексеевна, оказавшей огромную помощь ученой.

В словарь включены 437 развёрнутых словарных статей, по духовной культуре северной группы манси. Статьи выставлены в алфавитном порядке, с учётом написания слов мансийского словаря. Тематика статей самая разнообразная, это перевод слов обрядовой культуры, обряды перехода, женская тематика, свадьбы, рождения ребенка, похороны и так далее. 

Николай МЕРОВ

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 24 (1330)
19.12.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика