Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мн лнэ мв янытлан хтал
  • Тнут-пормас суссылтавес ос тыналавес
  • Мньщи лупсал пӯмщалавсыт
  • Тл оигпан урыл мхум акван-атхатыгласыт
  • Пс йис врмалит ханищтгыт
  • Свсыр мйтыт щирыл сккарыӈ ннь вргыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тва скконытн йильпи лтыӈ хӯлтгыт
  • Мв вуянтан хōтпат номавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сосса мирыт китыглавсыт
  • лнэ мтēв янытлылӯв!
  • Ловиньтан нпакыт хурил пслыянэ
  • Мāньщи лāтыӈ толмащлан нпак тāратавес
  • Ищхӣпыӈ ут хосыт пслым хурит нх-ялтгыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Оматэ слыӈколт яныгмас

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Āгирищит-пыгрищит ялпыӈ хталыл врыглавсыт
  • Хум сосса нврамыт касуӈкве ханищтыянэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Оматэ слыӈколт яныгмас
  • Мансийский
  • Русский

Оматэ слыӈколт яныгмас

Елена Павловна Соломина Ханты-Мансийск ӯст лы, тав св тл окружной Дом творчества колт рӯпитас. Вт сграпнал тпос 11 хталт Елена Павловна 70 тлэ твлыс. Ты кастыл тав ётэ хнтхатыгласӯв, рӯпататэ ос рӯт мхманэ урыл китыгласлӯв. Нн ань лаль ты н потре ловиньтэлн.

– тям Павел Констан­тинович Микумин сосса хтпа, ханты хум, Томский область Александров­ский район юрты Летне-Киевские мт 1932 тлт самын патыс. Ты пвыл Новоникольский сельский совет палт тӯлым лыс, тот туп ханты мхум л­сыт, ос манрыг тох на­мая­вес, тавагт. 

Омам Любовь Ефимов­на саами н лыс, такви парищ наме Стрел­кова. Тав Кольский полуостров мт Мурманский областьт Териберский пвылт 1933 тлт самын патыс. Колтгланыл слыӈ мхум лсыт, омам мньтгыл рнколт яныгмас.

– Омагын-тягын хт акван-хнтхатасг?

– Тн Ленинград ӯст лӯи мир Институтт акван-хнтхатасг, 1952-1953 тлт. Тув тн ханищтах­туӈкве минасг кос, ос тям гмыл хартыс, ха­нищ­тах­тын мныл та пйтсг, Ханты-Мансийск ӯсн йисг. 

1954 тлт ам тыт самын пат­сум. Та порат тям комсомольский путёвка щирыл Нижневар­товский район Корлики пвылн «Красный чум» колн рӯ­пи­таӈкве ктвес, тув та лмыгтасӯв. Омам тот нв­рам садикт пуӈк­тотыс. Корлики пвылт 1957 тлт Серёжа пщим самын патыс. 

Тувыл омагум-тягум ювле Ханты-Мансийск ӯсн внтлы­сг, тыт сас мед­училищат ханищ­тах­та­сг, тям фельдшер­ский отде­ле­ният, омам – аку­шер­ский. 

Тыт 1960 тлт мнь пщим Матвей самын патыс. Омагум-тягум округувт св тл пӯльни­цат лккарыг рӯ­питасг, влт Ханты-Мансийск ӯст, тувыл Ларьяк пвылн ктвесг. Школан выл классын ам Ларьяк п­вылт минасум.   

Ётылнуве мн колтг­лыӈыщ тям яныгмам мтн Томский областьн минасӯв. Ам тот школа стласум ос Томск ӯст лнэ культурно-просве­ти­тельский учи­лищан ха­нищтах­туӈкве минасум, оркестровый отделе­ниян. 1973 тлт училище стласлум, Александров­ский районт лнэ Ново­николь­ский культура колн рӯпитаӈкве ктв­сум. Ты район Нижне­вар­тов­ский район ляпат лы, грани­цатн аква. 

Тот ат тл рӯпитасум, 1978 тлт Челябинск ӯсн ми­насум, тот государст­вен­ный институт куль­ту­ры колт нила тл ханищ­тахта­сум. Направ­ление щи­рыл Ханты-Мансийск ӯсн кт­всум, тыт твор­чества округ колн патхатасум. 

Хум врсум, наме Борис Нико­лаевич Соло­мин лыс. Тав рущ хтпа, Ханты-Мансийск ӯст яныгмас, технический тла торыг рӯпитас. Тав хосат тимыг мтыс. Мн кит пыг янмалтасмн, Алек­сандр ос Михаил. Тн сас лаль Санкт-Петербург ӯст ханищ­тахтасг, ань тыт Ханты-Мансийск ӯст лг, рӯ­пи­тг, колтглыӈыг мтсг.

– Елена Павловна, тнт творче­ства округ колт мньщи ос ханты хтпат рӯпитасыт?

– Тот ам вт нупыл кит тл рӯ­питасум. Свсыр м­хум рӯпитасыт – округ сосса мхманув, рущ хт­пат, пуссын сака ёмас, сымыӈ мхум лсыт. 

Куль­турно-просвети­тель­ский колнак кӯщаиг Людмила Ивановна Кобрик лыс, тав йкатэ Влади­мир Васильевич Кобрик «Хо­рам» нампа ргын-йӣквнэ ансамбль тармыл пуӈк­тотыс. Тувыл «Миснэ» ан­сам­бль лыс, тот мньщи ос ханты нквет ргысыт. 

Окружной Дом твор­чества колт сака ёмас н Нина Никитична Секисо­ва рӯпитас, тав «Миснэ» ансамблит с ргыс. Фольклорный отдел кол­нак тармыл Еремей Дани­лович Айпин тав пуӈк­тотыс. Декоративно-при­кладной твор­че­ство колнак кӯщаиг Михаил Ефимович Бронников лыс. 

Тувыл мньщи ос ханты лтыӈ ханищтан курсыт врыглавсыт. Мньщи лтыӈ Тамара Сергеевна Мерова ха­нищтас, ханты лтыӈ Валентина Николаевна Соловар. Тн палтн щнь лтыӈ ханищтаӈкве св хт­пат ёхталасыт.

Ам влт методистыг рӯпитасум, округ янытыл свсыр мн ктыгла­ве­сӯв, свсыр семинарыт врыг­ласӯв, ргын-йӣквнэ мхум врум тланыл суссанӯв. Тох рӯпитамум щирыл ам округ янытт яласаслум, яныг ӯсытт ос мнь пвлытт лсум, св мхум ёт хнтхатыгласум, вйхатасум. 

Та тлыт сака пӯмщит лсыт. 1993 тлт Ханты-Мансийск ӯст финно-угор мхум мирхал фес­тиваль лыс. Мир св мныл ёхталасыт. Мн ялпыӈ хтал щ­питым, хӯрум тэ-хталэ пуӈка­нув ёл ат пинтлы­санӯв, мхум маттем та мӯй­лы­сыт. Юи-выл х­тал Долина ручьёв мт кон­церт лыс, св мныл ёх­та­лам мхум тнти р­га­ныл ргысыт, йӣкваныл суссыл­тасаныл. 

Аквта тлт ам творче­ства кол кӯщаиг паттув­сум, тот 22 тл рӯпитасум. Ань пенсият лгум. Та пора ам ёмас номтыл номыл­матлылум, ань св хтпа тим. Аквъёт рӯпитам тва хтпанум ёт хн­тхатыглв, потра­мв. Ты тил мхумн ам пӯма­щипа лтыӈ лв­гум, матъёмас аквъёт рӯпита­сӯв, св тл пус кт, пус лгыл вос лгыт.

– Наӈ лвсын, тян ханты хум, такви лтӈе встэ?

– Вим, встэ, потыртас. Тн лтӈаныл ваховский диалектыг лваве. Тав яныгмам пвлн ялсӯв, тот щащквав лыс Марина Матвеевна Ми­кумина. 

Номилум, мнь порат тав палтэ ёхтысӯв, тав мнав мньхпыл ӯрыстэ, нум ос пщим тлт­ты­саге, Летне-Киев­ские п­вылн та минв, тав тови. Рущ лтӈыл потыртаӈкве ат хсыс, тяв ёт ханты лтӈыл потыртасг. Ам тувыл лтӈн мощ тор­гамтаӈ­кве патыслум. 

пав хнтлын нак порат юн тимыг мтыс, гмыл хартыс, пус­мал­таӈкве ат врмувес. Ос щащквав тятэ Матвей тай мощ лыс, таве вс­лӯв, сампыльтлыг м­тыс. Мн ётув ханты лтӈыл потыртас, матыр вви, мн тавн та хйттв, то­тыг­пв.

Тнт ам 14 тлум твлыс, стыт класс ст­ла­сум, 1968-1969 тлыт порат. квум, тям ув­щитэ, Валентина Кон­стан­тиновна Мику­мина ань тыхтал мус Ново­ни­кольский пвылт лы. Тынакт тав 81 тлэ тв­лыс, юртнтэ ёт с т хӯл алыщ­лг. 
тям школат ты п­вылт ханищ­тахтас, Летне-Киевские пвыл мус нёлолов врыста. Тувыл тав Ханты-Мансийский пед­училищан ктвес, тот матрыг ат ха­нищтахтас, тра лаль Ленинград ӯсн ктвес. 

Омагум-тягум Ханты-Мансийск ӯст лмн по­рат, тям радио хосыт ханты лтӈыл, ваховский диалек­тыл потыртлыс. Потранэ коррес­пон­ден­тытн ёл-хан­сыг­лымат, ань тав тур­суе хӯнтам­л­лы­лум.

– Оман такви лтӈе, улпыл, с встэ?

– Тав мнь тгыл слыӈ­колт яныгмас, тот пуссын саами лтӈыл потырта­сыт, лтӈе атхунь встэ, по­тыртас. Школан мина­ме порат рущ лтӈыл ат по­тыр­тас. 

Ёмащакв ханищ­тах­таме мгыс Ленинград ӯсн ктвес, тот ты тям ёт акван-хнтхата­сг. Мн мнь тгыл омам яныг­мам мтн Мурман­ский областьн акваг то­тыг­лавесӯв, ам нврама­гум ёт тув с втихал ялан­тлсум, анкватн рӯт вг­тн. 

Хунь тям тимыг м­тыс, 1987 тлт, омам такви яныгмам мтн Териберка пвылн л­мыгтас. Тнт анквам Анна Михайловна иӈ лыс, тав саамыт ргыт сака нтнг ргыс, таи­мгыс акваг Мурманск ос Ленин­град ӯсыгн ргуӈ­кве ввинь­тлвес. Ань омам, анквам ос тва рӯт мхманум тимыт. Пвланыл оссувлавес, мхум мт мн лмыгта­сыт.

Таи сль, ань мнти лтӈанув сймуӈкве та патсыт, нвраманув ёт рущ лтӈыл потыртв. Ань, улпыл, туп слы ӯрнэ мхум ос вр мт лнэ колтглыт щнь лтӈыл потыртгыт. 

Ань потрумн та оиг­пас. Елена Павловна сымыӈ, нёмса лумхлас. Мн, «Лӯим срипос» газета врнэ хтпат, Елена Павловна нам­х­та­лт янытлылӯв! Св тл пус­тгыл вос лы, стыӈыщ, щуниӈыщ вос лы!

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Мама выросла в оленеводческой семье

Елена Павловна Соломина живёт в Ханты-Мансийске, 11 декабря отметила 70-летний юбилей. Она много лет проработала в окружном Доме народного творчества. Накануне юбилея мы встретились с Еленой Павловной, она вспоминала родителей, коллег, друзей.

– Мой папа Павел Константинович Микумин родился в 1932 году в Томской области Александровского района юрты Летне-Киевская в традиционной хантыйской семье. Мама Любовь Ефимовна, в девичестве Стрелкова, родилась в 1933 году на Кольском полуострове в Мурманской области, выросла в оленеводческой семье.

– Где познакомились родители?

– Родители мои познакомились в Ленинградском педагогическом Институте народов Севера, в 1952-1953 годах. Они не стали продолжать учёбу по причине болезни отца, приехали в Ханты-Мансийск. Здесь в 1954 году я родилась. Отца направили по комсомольской путёвке работать в «Красный чум» посёлка Корлики. Тогда это был Ларьякский район, а сейчас – Нижневартовский район. Наша семья туда переехала. Мама работала заведующей детских яслей. В селе Корлики в 1957 году родился мой брат Серёжа.

Потом родители выехали учиться в Ханты-Мансийск, здесь окончили Ханты-Мансийское национальное медицинское училище. Отец учился на фельдшерском отделении, а мама на акушерском отделении. И вот они все годы работали медиками в нашем округе, вначале в Ханты-Мансийске, затем в Ларьяке. В 1960 году родился наш младший брат Матвей.

В первый класс я пошла в селе Ларьяк, а школу окончила в Томской области, куда наша семья позже переехала. После школы я поступила в Томское культурно-просветительское училище на оркестровое отделение. Окончила его в 1973 году, и по направлению работала в Новоникольском сельском Доме культуры Томской области. Этот район Александровский, он граничит с Нижневартовским районом. Поработав в Доме культуры, в 1978 году я поступила в Челябинский государственный институт культуры, окончила его в 1982 году.

По направлению приехала в Ханты-Мансийск, устроилась в окружной Дом народного творчества, где проработала 22 года. Здесь я вышла замуж за Бориса Германовича Соломина. Он родился в Ханты-Мансийске, в Тюмени окончил приборостроительный техникум, работал по ремонту приборов в техническом участке нашего города, потом перешёл в газовую службу электриком. Его не стало в 2008 году.

Мы вырастили двух сыновей Александра и Михаила, после школы они учились в Санкт-Петербурге, получили высшее образование. Теперь уже взрослые, женились, у меня четыре внучки.

– Елена Павловна, когда Вы работали в окружном Доме народного творчества, там были представители ханты и манси?

– Да, конечно, там работали люди разных национальностей. В то время это был небольшой коллектив, но очень интересный. Заведующей отделом культурно-просветительной работы была Людмила Ивановна Кобрик, а её муж Владимир Васильевич Кобрик в то время возглавлял хореографический коллектив «Хорам». Также там работала Нина Никитична Секисова, был тогда ансамбль «Миснэ», она пела в этом коллективе. А фольклорным отделом руководил Еремей Данилович Айпин. Декоративно-прикладное творчество возглавлял Михаил Ефимович Бронников.

В Доме народного творчества проводились даже курсы родных языков. Хантыйский преподавала Валентина Николаевна Соловар, мансийский – Тамара Сергеевна Мерова. Многие приходили учить хантыйский и мансийский языки, горожане с радостью посещали занятия.

Через выставки я тогда впервые познакомилась с творчеством наших самодеятельных мастеров, художников. Были интересные работы, например, у знаменитого резчика из Ломбовожа Петра Ефимовича Шешкина.

Вначале я была методистом отдела культурно-просветительной работы. Как молодого специалиста, меня тогда направляли в каждый уголок округа, и благодаря этому я познакомилась со всем округом. Мы организовывали семинары на территории нашего округа, в командировках проводили эти семинары. Проходили смотры художественной самодеятельности, и благодаря этому я знаю практически все населённые пункты в нашем округе, познакомилась с людьми. Но на сегодняшний день многих уже нет, к сожалению, подросло уже новое поколение.

Те годы, конечно, интересные были в плане творчества. Я вспоминаю, как проходил Международный фестиваль финно-угорских народов в 1993 году в Ханты-Мансийске. Мы тогда три дня и три ночи почти не спали, потому что проводили праздник, проходил он на горе в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа». А заключительный концерт состоялся в Долине ручьёв. Это было грандиозное событие.

Я всю жизнь в культуре работала, сейчас уже на пенсии. Но я полностью не отхожу от дел, стараюсь быть на всех мероприятиях, на тех, которые проводят наши музеи. На данный момент я эксперт по музейной деятельности, нас пять экспертов, мы осматриваем проекты музеев нашего округа. Мне интересно, примерное представление имею о наших территориях, и какие проекты есть у работников культуры, какие у них задумки, мне это очень интересно.

Я вообще благодарна тому времени, тем людям, с кем работала. Люди были интересные, у меня остались только приятные воспоминания. У нас есть ветераны культуры, мы встречаемся на мероприятиях в городе. Дай Бог, чтобы они ещё долго жили, работали, были здоровы.

– Ваш отец знал свой родной язык?

– Да, конечно, он знал хантыйский язык, говорил. В деревне Летне-Киевская, где он родился и вырос, жили только ханты, у них ваховский диалект. Мою бабушку по отцовской линии звали Марина Матвеевна Микумина. В детстве мы к ней ездили. Она плохо говорила по-русски, разговаривала на хантыйском. Я понимала бабушку, но если бы чаще ездили к ней, я бы стала говорить наверно, потому что я понимала, о чём она говорит.

Дед наш рано умер, в годы войны, он болел, врачи не смогли спасти. А прадед Матвей, отец моей бабушки Марины, долго жил. Мы его застали, он уже был ослепший. Мы тогда дети, всё ему подносили, и он с нами только на хантыйском говорил, и мы его понимали. Мне тогда 14 лет было, седьмой класс окончила, это были 1968-1969 годы. Помню, как-то мы к ним приехали, бабушка нас встречала на обласе. Говорит: «Садись, греби». Мои братья, Серёжа и Матвей, тихонько сидели, а я помогала бабушке грести.

Папиной сестре Валентине Константиновне Микуминой в прошлом году исполнилось 80 лет. Она живёт в Новоникольске Александровского района Томской области. До сих пор сама рыбачит. Со своей подружкой, которой 83 года, ходят на Обь рыбачить.

­– На родине отца люди говорят по-хантыйски?

– Почти не говорят, тётя Валя знает хантыйский язык, но ей не с кем разговаривать, её дети и внуки не говорят на родном языке. У моего отца был ещё брат Владимир, он был технически грамотный человек, здесь в Ханты-Мансийске работал в ремонтно-тракторной станции. У него была семья, сын Борис, жена родом из Омской области. Дяди Володи не стало, а с его женой и сыном связь потеряли, к сожалению. Теперь я не знаю, где мой двоюродный брат живёт.

В деревне Летне-Киевская жили только ханты. Когда началась война, в эти места с Поволжья переселяли немцев, и вот часть немецких семей были высажены на берегу Оби и дальше их отправили в эту деревню Летне-Киевская. Когда я приехала работать после училища в 1973 году, я знакомилась с сельчанами в Новоникольске, тогда немцы благодарили хантов за то, что они помогли им выжить в те годы, научили рыбачить, продуктами помогали. В 1973 году ещё много немцев было, а уже в 1990-е годы они начали уезжать в Германию. Деревни Летне-Киевские уже нет, оставалась одна избушка, где останавливались рыбаки-охотники.

­– Мама ваша, наверное, тоже говорила на родном саамском языке?

– Мама родилась в посёлке Териберка, сейчас это Североморский район, а тогда Териберка был райцентром – Териберский район Мурманской области. По национальности мама саами, язык свой она хорошо знала. Её родители были оленеводами, она в тундре выросла с оленями. Когда в школу пошла, русский язык не знала, на саамском только разговаривала.

Школу мама окончила в Териберке, потом по направлению поехала в Ленинград учиться. Там познакомилась с отцом, вышла за него замуж и вместе с ним уехала в Сибирь, и долгие годы прожила здесь. Отец мой понимал саамский язык, мама говорила с ним на родном языке, он её понимал очень хорошо, но отвечал на русском. Его корреспонденты записывали на радио здесь, в Ханты-Мансийске, говорил на своём родном ваховском диалекте хантыйского языка.

Когда отца не стало, мама вернулась к себе на родину. Она очень хорошо пела, танцевала, поэтому её пригласили в фольклорный коллектив. Пели песни на родном языке, танцевали, принимали участие на концертах в городах Оленегорске и Мурманске. Их коллектив приглашали в Норвегию, там выступали. Бабушка моя, мамина мама, Анна Михайловна, тоже прекрасно пела. Её даже направляли в Ленинград, там какой-то фестиваль был в 1936 году, она пела на саамском языке. Мамы моей не стало в 2014 году, ей был 81 год.

К сожалению, наши языки стали утрачиваться, я думаю, одна из причин – это смешанные браки. У меня, допустим, муж русский, и в нашей семье тоже все на русском разговаривали, я лишь понимала хантыйский и саамский, но не говорила. Смешанные семьи они все говорят на русском. Сохраняется язык в глубинках, кто ведёт традиционный образ жизни, они ещё говорят на своём родном языке.

Газетам «Луима сэрипос» и «Ханты ясанг» хочется пожелать процветания, чтобы её читали, чтобы люди хоть немного, хотя бы на уровне понимания, читали газеты на наших родных языках. Всем читателям желаю здоровья, всего самого доброго!

Елена Павловна – прекрасная мама, бабушка, добрая, светлая женщина. Мы, журналисты газеты «Луима сэрипос», поздравляем Елену Павловну с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, солнечных дней, прекрасного настроения! Пусть забота близких и родных придаёт Вам сил и бодрости! С Днём Рождения!

Беседовала Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 24 (1330)
19.12.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика