- Мансийский
- Русский
Пуӈктр щнэ ос таве пиннэ вылтыт
Сосса мхум пуӈктр пиннэ врмаль акваг янытлым щсаныл. Тамле нак тн палтаныл пс йис псныл лы. Пуӈктр н хтпат ос хум хтпат пуссын свсыр щирыл пиныгласыт.
Ханты-Мансийскат «Трум Маа» музейт рӯпитан мхум ты вылтыт «Тр. Маснут. Пс. Мӯйлупса» нампа йильпи проект врсыт. Ос пуссын тра-паттум тлат суссылтан мгыс музейн мӯй мхум ввиньтлсыт. Тн ёмас ос пӯмыщ суссылтап щпитлсыт.
Мньщит ос хантыт тр пиннэ ос щнэ вылтыт потыртасыт, хурит суссылтасыт. Пс порат мир манхурип тр щсыт, хумус тнки тр нтсыт, мӯй мхум та накн ханищтавēсыт.
Мщтыр ква Зоя Лозямова тох лвыс, н хтпат хотталь мт мн миннныл порат акваг кит-хӯрум тр ёт щсыт. Ащирмаӈ порат лап-пантхатыглгыт, тох ат плявет, кон ракви манос тӯйи — тр кӣвырн хот-тӯйтхатгыт.
Нвраманыл пӯтит щнэ мгсыл трыл лап-нгсалыяныл. Тн роттыг вос лсыт, тр каниг мнигтаве. па хасап пнтсыл трыл нгумтыяныл. Тувыл рӯтаныл палт мӯйлуӈкве ёхтгыт ке, пуӈктр мӯйлуптгыт. Тва порат н хтпат кастгыт, таимгыс тн траныл вильтын хартым ньщияныл.
Пс порат хум хтпат пуӈктрыл с лсыт, ётыл ущ кнт пинуӈкве патсыт. Тн туи лмвойныл ӯргалахтасыт. Ӯй йӣвкнэ порат тр пиным тӯлыглахтасыт. Пӯрлахтын порат тр мӯйлупсаг тотсаныл.
Раиса Решетникова акв пс врмаль номитэ. Тав мньпорат лмēт, акв н ст трыл пинвес. Ос та щирыл н врн хотталь пикщаӈкве ялыс. Ань ты тла ёмщакв тра-паттуӈкве ос лаль ханищтаӈкве ри.
Музей суссылтап кол-накēт св хурит акван-атвсыт, н ос хум нтнг мастувесг. Кит колсмыгт пикщан мг щпитавесг ос манырсыр тр тув пинаве, таи суссылтавес.
Сосса мхум свсыр трыт хумус лвсаныл, та лтӈыт нас нпак-лмтын хасвсыт. Мньщи щирыл мн «тр» лвв, хантыт «ухшам», мт лтыӈ-охсат тув с нтумтавет: русыӈ тр – русаӈ ухшам, мньтр – ай ухшам, втаӈ тр – паркан ухшам, ярмак тр — ермак ухшам, псыл тр — псы ухшам. Ань ты врмалит иӈ лаль ханищтавет.
Хантыт ос мньщит тр хумус щсаныл, ты вылтыт сосса мир ханищтан учёный хтпат Зоя Соколова, Надежда Лукина ос Елена Фёдорова потрыт хансыгласыт.
Особенности ношения платков у обских угров
Платок в материальной и духовной культуре обских угров является одним из самых исторически устойчивых и почитаемых атрибутов. На протяжении многих веков его круглогодично использовали как женщины, так и мужчины. Традиционный платок хантов и манси хранит в себе много удивительных открытий. Разнообразие платков, отличительные особенности и способы их ношения локальных групп обских угров стали предметом исследования научных сотрудников музея под открытым небом «Торум Маа». В связи с чем они подготовили и открыли для посетителей интерактивный выставочный проект «Платок. Одежда. Символ. Приношение».
«Народный мастер РФ» Зоя Лозямова рассказала о том, как раньше ханты и манси применяли платок. Зимой, отправляясь в дорогу, женщины всегда надевала на себя несколько платков. Во-первых, так они плотно укутывались, это укрывало их от холода и снега. Во-вторых, перед собой могли затянуть платком грудного ребёнка, чтобы он был постоянно перед глазами. Если ребёнок был постарше, мать из платка делала куколку «акань», чтобы он мог поиграть в пути. Зоя Никифоровна показала мастер-класс, как нужно сложить платок, чтобы получилась «акань».
Платок также служил как полог для колыбельки. Раньше это был самый любимый и распространенный подарок. Приехав в гости, у женщины всегда под рукой был новый платок, который она могла подарить. Другой момент постоянного ношения платка связано с обычаем избегания, когда невестка закрывает лицо от старших родственников мужа и свекра, тёща – от зятя.
В древности мужчины ханты и манси тоже надевали на голову или шею платок, и уже позже стали носили шапки. Укрывшись платком, мужчины защищались от гнуса. Во время исполнения «Медвежьих игрищ» или в местах молебен они всегда были прикрыты платком.
Сотрудник музея Раиса Решетникова рассказала о том, что когда-то в детстве видела древний обряд, связанный с семью платками. Сейчас он, конечно, требует хронологического и детального восстановления. В ближайшее время она намерена заняться восстановлением и описанием забытого обряда.
Посетители выставки увидели разнообразие расшитых платков, посмотрели на фотографиях способы их ношения, а также узнали их различные названия на мансийском и хантыйском языках. Например, само слово платок, на мансийском звучит как – «тор», на хантыйском – «ухшам», к ним же присоединяют добавочные слова и получают следующие слова: «русынг тор» - «русанг ухшам» (платок с кистями), «мань тор» - «ай ухшам» (маленький головной платок), «ватанг тор» - «паркан ухшам» (шерстяной платок с блестящими нитями), «ярмак тор» - «ермак ухшам» (шёлковый платок), «песыл тор» - «песы ухшам» (траурный платок).
Следует отметить, что среди современных учёных тему особого ношение платков у народов ханты и манси исследовали этнографы Зоя Соколова, Надежда Лукина и Елена Федорова.