Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мн трпил пуссын тōвлавēв
  • Нврамаквет пустгыл самын вос патгыт
  • Щнь лтӈыт лаль суйтгыт
  • Лккарыт мир уральтым яласгыт
  • Мирн нтуӈкве туп сккон щирыл рви
  • «Титул» яныг сапрни ври
  • Нврамыт халанылт кассыт
  • Мньщи мир пс лупса с вос вганыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Яныг ӯсн мньщи лтӈыл ханищтан хтпа ри

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хомус мн хӯл тӈкв ялсӯв
  • Мк св слы Россиявт янмалтаве
  • Нй-тыранылн ӯргалан рӯт мхум
  • Лӯсум мхманув лнэ м
  • Товлыӈ лāтӈув ӯлылылӯв
  • Лӯим мирн нтмил врнэ нпак пирмайтавес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сӈквылтаӈкве ханищтавсыт
  • «Мнь хнкве» нпак ань мньщи лтӈыл ловиньтылӯв
  • Рущ рыг нтнэ суе

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • лумхōлас  ōлнэ  посыӈ  хōтал

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)

Вы здесь

Главная » Сӈквылтаӈкве ханищтавсыт
  • Мансийский
  • Русский

Сӈквылтаӈкве ханищтавсыт

Юи-выл тлытт мхум нрнэйӣвыл ёнгуӈкве, сӈквылтапыл ос трыг-сыплув-йӣвыл свсыр тныт сӈквылтаӈкве сака ксащгыт. Таимгыс мньполь тпос юи-выл хталант Ханты-Мансийскат лнэ Творчество колт ханищтап врыглавес. Ты тлат тармыл Алексей Рещиков пуӈктотыс. Тав ань тох лвыс:

– Ты накт мн палтув 23 хтпа ханищтахтуӈк­ве ксащасыт. Тваныл ӯсн ёхтуӈкве ат врмы­сыт. Ос Анатолий Вади­чупов гмыл мтыс, тн ты порат сӈквылта­пыт вруӈкве нмхотьютн ат ханищтавсыт. 

Мхум ань Новоаганск пвыл Нижневартовский районныл ос Русскин­ская пвыл Сургутский районныл, Югорск ос Белоярский ӯсыгныл тыг ёхталасыт. Ханты-Мансийский район Кышик пвылныл акв щмья ёхталас, мтаныт Ярки ос Шапша пвылныл лсыт. 

Ханты-Мансийск ӯст лнэ хтпат с ёхтыгпл­сыт. Ты мхманум ёт ам втихал акван-хнтха­тыг­лахтгум. Тн теле­фон хосыт акваг матыр-ти китыглгыт, тванакт видео суснэ щирыл мнки халувт ханищтахтв. 

Акв н Самароват мнь нврамаквет ёт садикт рӯпиты, тав ань с пӯм­ща­лахтуӈкве патыс. Мт хтпат хт музейт, ёнгын колт ман школат рӯпи­тгыт, тват тнки мгсы­ланыл сӈк­вылтаӈ­кве ха­нищтахтгыт.

Юлия Орлова Белояр­ский ӯсныл ёхталас, тав ань тох потыртас: 

– Белоярский ӯст ам «этнокультурный центр» колт рӯпитгум. Млты тл псныл ам «Увас хура­мат» йӣквнэ колн ялан­тгум, ос сускēмт, тот сӈквылтан хтпа тим. Номсгум, гит пуссын вос йӣквгыт, ам ос сӈк­вылтаӈкве патгум тах. 

влт ам ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтын уро­кыт хнтыгласум, ос тна­нум лльсаӈ тлгыт. Ань тыт тамле ханищтап вр­вес, тыи сака ёмас, матыр ат торгамтан тлат пус­сын китыглаӈкве рви ос тн тра-торгамтахтгыт. 

Млты тл лӯпта т­пост ам выл щёс тыг ёхта­ласум, ты лы-плт Алексей Рещиков ёт «ВКонтакте» ищхӣпыӈ лпст вйхатсумн. Тав нум мньщи ос ханты тныт хумле лнэ нотат щирыл сӈквылтавет, тыит пуссын суссылтас.

Тнт ам хӯрум хтал сыс акв тн ханты мхум щнэ нарсъюхыл сӈк­выл­таӈкве ёмщакв ханищ­таслум ос ётыл музейт мӯй мхум лы-плт сӈквылтылум. Ань мньщи мир щнэ сӈк­выл­тап ханищтылум. 

Алексей Александро­вич йильпи нпак тра­там, тот тныт нотаныл щирыл хансымат, мн пуссын нас лпсыл ту­выл майвесӯв. Тот хоты кр тн тулёвлыл мкыг хасум­таӈкве ос хумус таве кен­хальтаӈкве, пуссын хан­сым лы. Тамле ёмас тлат врнныл мгыс творчество колт рӯпитан хтпатн пӯмащипа лтыӈ лвуӈкве таӈхгум. 

Ты ханищтап вылтах­там лы-плт ты кол ищхӣпыӈ ут хосыт рущ щирыл лвнэ «телемост» врыглас. Тот история наукат кандидат нам щнэ хум Тимофей Молданов архивт акван-атым пс ргыт, мйтыт, тӯлыгла­пыт урыл потыр­тас. 

Творчество кол 60 арыгкем тл рӯпитантэ сыс 3 стыракем свсыр ргыт, йӣквыт, аудио-видео потрыт акван-ат­всыт. Тимофей Алексее­вич лвыс, тот пуссын тимыт, тав эстон­цыт хан­сыглам ргыт, тӯ­лыг­лапыт насати ат хнтум. 

1970 тлыт порат тн Касум, Нумто, Аманья пвылт лум хантыт палт ялсыт ос тнаныл кинан пслысаныл. Ань тн ты кинат, хурит мнавн суссылтлсаныл ке, такем ёмас лнув. 

Тувыл Алексей Рещи­ков ос Якутск ӯст лнэ искусствовед н Оксана Добжанская лӯимт лнэ мирыт нпакт хансым т­наныл урыл потырта­сг.  Н лвыс, мхум «История музыкальной культуры народов Сибири» Юрий Шейкин хансум нпаке вос ловиньтгыт, йка тот ханты ос мньщи рыгсов тныт с хассанэ.     

Тамара МЕРОВА

Обучение игре на музыкальных инструментах имеет большой успех

29 марта в Окружном Доме народного творчества школа мастеров  провела практический семинар по обучению игры на музыкальных инструментах обских угров. Об этом поделился с нами руководитель школы мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов, организатор семинара Алексей Рещиков.

– Из заявленных ранее 23 заявок по разным причинам не все участники смогли приехать в Ханты-Мансийск. К сожалению, в виду болезни народного мастера Анатолия Вадичупова, отменили занятия по изготовлению музыкальных инструментов обских угров. На семинар по обучению игре на сангквылтапе, нарсъюхе прибыли участники из Нижневартовского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов, городов Югорска и Белоярский. По возрастной категории мы приглашаем детей от +7 и старше, взрослых мы не ограничиваем в возрасте. В этот раз из села Кышик приезжала целая семья с детьми на обучение. Наши ученики подготовлены все по-разному, одни уже не раз были на наших семинарах, а кто-то впервые решил заниматься музыкой. С теми, с кем занимались изначально на семинарах, постоянно созваниваемся или встречаемся, бывает, продолжаем обучаться по видеосвязи. Интерес у людей есть, поэтому проводить семинары будем и в дальнейшем.

Юля Орлова из города Белоярский приехала на обучающий курс второй раз. Она сказала:

– Я работаю в этнокультурном центре города Белоярский, поэтому всегда интересуюсь культурой обских угров. Также хожу в народный танцевальный коллектив «Увас хурамат», и там, как оказалось, нет человека, который бы обеспечивал нас музыкальным сопровождением. В прошлом году я для себя решила, что научусь играть на музыкальных инструментах народов ханты и манси, в центре они у нас имеются. Потом нашла «ВКонтакте» онлайн-уроки по интернету с Алексеем Рещиковым, и по его видеозаписям начала заниматься самостоятельно. Не зная нот, поначалу мне ничего не удавалось, но я не оставила свою мечту. И на первые очные занятия к Алексею Рещикову приезжала в июне прошлого года, где при его помощи разучила одно музыкальное произведение и даже выступала с ним перед посетителями в центре. Тогда я обучалась игре на хантыйском инструменте нарсъюхе, сейчас приехала учиться играть на мансийском инструменте сангквылтап.

На очных занятиях Алексей Александрович хорошо объяснил нотные знаки, где какими пальцами играть на струнах. Очень своевременно вышло в свет его методическое пособие «Обучение игре на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов». В этот раз нам распечатали из сборника листы с нотными знаками, и мы уже сами могли разучивать мелодию. Очень благодарны Дому народного творчества за такие обучающие семинары, нам они очень нужны.

В рамках  семинара также состоялся телемост «Музыка ханты и манси в социокультурном пространстве: традиции и современные реалии». Перед онлайн-аудиторией выступил кандидат исторических наук, этнограф Тимофей Алексеевич Молданов. Он рассказал об уникальном архиве, собранным Окружным Домом народного творчества за многие десятилетия. По разным источникам, начиная со второй половины прошлого столетия по сегодняшний день,  собрано более 3 000 разных жанров фольклорного материала. Сотрудники  часто выезжали в экспедиции либо организовывали культурные мероприятия, где могли вести аудиозаписи. В истории обских угров зафиксировано, певцы раньше знали порядка 300-400 песен. Бывает, что встречается одна и та же песня, но она исполнена в разных вариациях. Те, кто брал в руки сангквылтап, они только играли, не пели. К сожалению, Тимофей Алексеевич не нашёл архивных аудио-видео материалов, записанных в 1970-е годы экспедицией из Эстонии. Возможно, что они не оставили их здесь, но он помнит тех участников-старожилов, которые играли на музыкальных инструментах или что-либо исполняли.

Затем поделился опытом своей многолетней работы по изучению игре на разных музыкальных инструментах Алексей Рещиков, он рассказал об учебных семинарах. Некоторые музыкальные произведения переложены им на нотные знаки и выпущены в новых сборниках. Эти сборники можно заказать, обратившись в приёмную с заявкой в Окружной Дом народного Творчества.

Также участие в разговоре приняла доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск) Оксана Добжанская. В дополнении к сказанному, она посоветовала почитать книгу «История музыкальной культуры народов Сибири», изданную в 2002 году. Его автор Юрий Шейкин, музыковед, член Союза композиторов республики Саха (Якутия) встречался с некоторыми знатоками фольклора обских угров, от носителей записывал музыкальные наигрыши и затем перенёс на нотные знаки.

Мы надеемся, что найдём всю необходимую литературу в библиотеках автономного округа и ознакомимся до следующих занятий, которые состоятся уже в июне.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 7 (1265)
6.04.2022

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика