- Мансийский
- Русский
Мньщи мир пс лупса с вос вганыл
Нврамыт каснэ мныл стуманыл юи-плт тн мгсыланыл мт пӯмыщ тла врыглавес, рущ лтӈыл «семинар-практикумыг» лваве.
Ксыӈ пвлыӈ школаныл ханищтан н такви гирищанэ-пыгрищанэ мньщи мир пс лупса урыл матыр пӯмыщ тла щпитлсыт ос таве мт мӯйлын мхумн суссылтасаныл.
Лӯи Нрихумит пвылт школат рӯпитан нг Мария Владимировна Пакина ос Вера Васильевна Яркина мньщи колсм врыгласг.
Тув ёхталам нврамыт потыртасыт, манхурип мньщи лтӈыт вгыт. Пыгрищит хӯл алыщлан врмаль урыл потыртасыт, гирищит скныл хорамыт хумус хартавет, таи суссылтасыт.
Та пвыл школаӈ нврамыт Лариса Николаевна Карпенко мньщи лтӈыл потыртаӈкв ханищтыянэ. Тав ос нврамыт ёт суссылтас, пс порат хумус мньщи ги хйталавес, хумус пури кастыл мхум щпитахтасыт.
Нврам самын патнэ врмаль урыл мхумн Ягрим пвылт лнэ н Галина Николаевна Вынгилева потыртас. Пс порат тох лыс, трвитыӈыщ лнэ н ляпа рӯтанэ пуссын таве ӯргаласаныл. Нкве ёмащакв встэ, маныр тавн вруӈкв рви, маныр ат рви. Ты урыл Галина Николаевна ты потыртас.
Шеркалы пвыл музей кӯщаиг Валентина Ивановна Пащанина лы. Тав ос Лидия Игоревна Старкова мньщи пс лупса урыл ос св пӯмыщ потыр щпитасг. Тн та урыл потыртасг, ущты самын патум мнь нврам Нй-тыранн вос ӯргалаве, тыи мгыс маныр вруӈкв ри.
Юи-вылт акван-атхатам мхум мгыс Лӯи Нрихумит пвылт культура колт рӯпитан нквег Александра Юрьевна Кобыляцкая ос Ольга Петровна Петрова свсыр тнут пйтсг ос пасан врсг.
Мӯйлын хтпат хӯл исмит ос вс нвыль тсыт, солвалтым ос мнь солвалыӈ хӯлыл тыттувсыт. Сӯйпилыӈ ннь ёт исум щй айсыт.
Та мнь пвылт атхатыглам нврамаквет ос тнаныл ханищтан хтпат пуссын ёмас номтыл юв миныгласыт, тн тот сака ёмащакв мӯйлысыт, нврамыт халанылт пуссын вйхатасыт, ань лаль юртыӈыщ луӈкв тах патгыт.
Галина Вынгилева ттум потраге мньщи лтӈыл В. УЗЕЛЬ хассаге
Реконструкция мира манси через театрализованное представление
В рамках XIX районной спартакиады состоялся межмуниципальный семинар–практикум «Изучение культуры коренных малочисленных народов Севера как один из факторов успешного развития современных национальных видов спорта». Пока ребята соревновались, взрослые провели межмуниципальный семинар-практикум: «Реконструкция мира манси через театрализованное представление». Так, театрализованное представление мансийской избы продемонстрировали учащиеся школы д. Нижние Нарыкары, авторы-организаторы: учитель русского языка и литературы Пакина Мария Владимировна, педагог-библиотекарь Яркина Вера Васильевна. Дети рассказали, как живут, чем занимаются в доме, какое хозяйство и предметы быта используют в жизни – о неводе и черкане рассказал мальчик, а девочки показали, как шьют и плетут из бисера. Замечательно то, что все названия предметов ребята произносили на мансийском языке.
Следующее театрализованное представление, подготовленное Карпенко Ларисой Николаевной, учителем родного языка и родной литературы МБОУ «Нижненарыкарская СОШ» – «Свадебный обряд народа манси». Девушки готовились к встрече жениха, мастерили, наряжались, готовили еду. Из другого селения приехали сваты сватать девушку, предлагали выкуп, родители сопротивлялись, но затем согласились. Предложили выбрать одну из трех представленных девушек. Жених долго рассматривал руки мастериц, шов на изделиях, а затем выбрал самую умелую, у которой строчка аккуратней и почти не заметна.
Игримский центр ремесел декоративно-прикладного творчества и национальных культур под руководством Вынгилевой Галины Николаевны представил театрализованное представление «Обряд рождения ребенка». Участники семинара ознакомились с тем, как будущая мать готовится к рождению ребенка: изготавливает куклу сос, люльку для первых дней жизни ребенка, коробочку из бересты для хранения детского места и пупка ребенка. Будущая мать соблюдает все правила поведения в данный период: не стрижёт волосы, не перешагивает через собаку, не рубит дрова, одежду носит широкую и снимает ее через ноги. Существует ряд ограничений в еде: нельзя есть мясо, жирную пищу, мерзлый костный мозг и сырое мерзлое мясо. Существует особый запрет голова табуированных животных (лося и медведя). Пищу принимают небольшими порциями, чтобы не был плод крупным. У ребенка обских угров не одна мать, а несколько. Вся система родильных практик у северных групп обских угров связана с культом богини-матери Калтащ (сев.-хант., манс.), посылающей человеческие души в средний мир и дающей жизнь. Родами руководила повитуха (в этой роли могла выступать свекровь). Она поддерживала огонь в очаге, приносила и кипятила воду, следила за состоянием роженицы, принимала ребёнка, перерезала пуповину и совершала все необходимые действия. Женщина, которая принимала роды, по традиции обских угров, считалась «пуповинной» матерью для родившегося ребенка – пукни щань. Мать по ношению – алтум щань, несла ребенка из родильного дома в общий дом. Была у ребенка и Пернан щань (крестная мать). По представлениям манси, ребенок в состоянии младенца считается духом, поскольку все еще является представителем иного мира и может выступать медиатором между миром предков и миром живых. Для приобщения младенца к миру людей в жилом доме проводится целый цикл ритуалов, главные из которых – узнать, душа какого умершего родственника переселилась (возродилась) в младенца и какой из духов-покровителей возьмет лично его под свою защиту.
Заведующий Шеркальским краеведческим музеем Валентина Ивановна Пащанина и Лидия Игоревна Старкова провели мастер-класс по изготовлению оберега для хранения детского пупочка.
– Пуповины наших бабушек строго хранились в сундуках, а пуповины наших мам почему-то не сохранились, я думаю, это влияние того времени. И на сегодняшнее время у многих моих сверстников не сохранились пуповины, – начала свое выступление Валентина Ивановна. – Но в последнее время этот обычай снова возрождается. Многие молодые мамы забирают пуповины своих детей, зашивают в красиво сшитые мешочки, пуповины своих детей я храню в таком мешочке. Обязательное условие – при изготовлении оберега, укладывая пупочек в ткань, украшали его бисером по кругу, таких рядов должно быть 7, а далее изготавливается веревочка, так пупок ребенка всегда хранился с ним, как связь матери и дитя.
Завершился семинар-практикум «Кухней народов Югры», специалисты Дома культуры «Родник» д. Нижние Нарыкары Александра Юрьевна Кобыляцкая и Ольга Петровна Петрова. Александра Кобыляцкая рассказала о том, как ежегодно в День рыбака на их территории проходит фестиваль «Уха на Оби», продегустировали уху из щуки, шурпа из утки, разносолы рыбы (соленая, вяленная), пироги из брусники.
Участники семинара остались довольны не только от кухни, но и от полученной информации.
Методист Игримского центра ремесел ДПТиНК Галина Вынгилева