Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мн трпил пуссын тōвлавēв
  • Нврамаквет пустгыл самын вос патгыт
  • Щнь лтӈыт лаль суйтгыт
  • Лккарыт мир уральтым яласгыт
  • Мирн нтуӈкве туп сккон щирыл рви
  • «Титул» яныг сапрни ври
  • Нврамыт халанылт кассыт
  • Мньщи мир пс лупса с вос вганыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Яныг ӯсн мньщи лтӈыл ханищтан хтпа ри

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хомус мн хӯл тӈкв ялсӯв
  • Мк св слы Россиявт янмалтаве
  • Нй-тыранылн ӯргалан рӯт мхум
  • Лӯсум мхманув лнэ м
  • Товлыӈ лāтӈув ӯлылылӯв
  • Лӯим мирн нтмил врнэ нпак пирмайтавес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сӈквылтаӈкве ханищтавсыт
  • «Мнь хнкве» нпак ань мньщи лтӈыл ловиньтылӯв
  • Рущ рыг нтнэ суе

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • лумхōлас  ōлнэ  посыӈ  хōтал

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Мньщи мир пс лупса с вос вганыл
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи мир пс лупса с вос вганыл

Нврамыт каснэ мныл стуманыл юи-плт тн мгсыланыл мт пӯмыщ тла врыглавес, рущ лтӈыл «семинар-практикумыг» лваве.

Ксыӈ пвлыӈ школа­ныл ханищтан н такви гирищанэ-пыгрищанэ мньщи мир пс лупса урыл матыр пӯмыщ тла щпитлсыт ос таве мт мӯйлын мхумн суссыл­тасаныл.

Лӯи Нрихумит пвылт школат рӯпитан нг Мария Владимировна Пакина ос Вера Василье­вна Яркина мньщи кол­см врыгласг. 

Тув ёх­талам нврамыт потыр­тасыт, манхурип мньщи лтӈыт вгыт. Пыгрищит хӯл алыщлан врмаль урыл потырта­сыт, гири­щит скныл хорамыт ху­мус хартавет, таи суссыл­тасыт.

Та пвыл школаӈ нв­рамыт Лариса Николае­вна Карпенко мньщи лтӈыл потыртаӈкв ха­нищтыянэ. Тав ос нвра­мыт ёт суссылтас, пс порат хумус мньщи ги хйталавес, хумус пури кастыл мхум щпи­тах­та­сыт.

Нврам самын патнэ врмаль урыл мхумн Ягрим пвылт лнэ н Галина Николаевна Вын­ги­лева потыртас. Пс по­рат тох лыс, трвиты­ӈыщ лнэ н ляпа рӯтанэ пус­сын таве ӯргаласаныл. Нкве ёмащакв встэ, маныр тавн вруӈкв рви, маныр ат рви. Ты урыл Галина Николаевна ты потыртас.

Шеркалы пвыл музей кӯщаиг Валентина Иванов­на Пащанина лы. Тав ос Лидия Игоревна Старкова мньщи пс лупса урыл ос св пӯмыщ потыр щ­питасг. Тн та урыл по­тыртасг, ущты самын патум мнь нврам Нй-тыранн вос ӯргалаве, тыи мгыс маныр вруӈкв ри. 

Юи-вылт акван-атха­там мхум мгыс Лӯи Нри­хумит пвылт куль­тура колт рӯпитан нквег Алек­сандра Юрьевна Кобыляцкая ос Ольга Петровна Петрова свсыр тнут пйтсг ос пасан врсг. 

Мӯйлын хтпат хӯл исмит ос вс нвыль тсыт, солвалтым ос мнь солвалыӈ хӯлыл тытту­всыт. Сӯйпилыӈ ннь ёт исум щй айсыт. 

Та мнь пвылт атха­тыг­лам нврамаквет ос тнаныл ханищтан хт­пат пуссын ёмас номтыл юв миныгласыт, тн тот сака ёмащакв мӯйлысыт, нврамыт халанылт пус­сын вйхатасыт, ань лаль юртыӈыщ луӈкв тах патгыт.

Галина Вынгилева ттум потраге мньщи лтӈыл В. УЗЕЛЬ хассаге

Реконструкция мира манси через театрализованное представление

В рамках XIX районной спартакиады состоялся межмуниципальный семинар–практикум «Изучение культуры коренных малочисленных народов Севера как один из факторов успешного развития современных национальных видов спорта». Пока ребята соревновались, взрослые провели межмуниципальный семинар-практикум: «Реконструкция мира манси через театрализованное представление». Так, театрализованное представление мансийской избы продемонстрировали учащиеся школы д. Нижние Нарыкары, авторы-организаторы:  учитель русского языка и литературы Пакина Мария Владимировна, педагог-библиотекарь Яркина Вера Васильевна.  Дети рассказали, как живут, чем занимаются в доме, какое хозяйство и предметы быта используют в жизни –  о неводе и черкане рассказал мальчик, а девочки показали, как шьют и плетут из бисера. Замечательно то, что все названия предметов ребята произносили на мансийском языке.

Следующее театрализованное представление, подготовленное  Карпенко Ларисой Николаевной,  учителем родного языка и родной литературы МБОУ «Нижненарыкарская СОШ» – «Свадебный обряд народа манси». Девушки готовились к встрече жениха, мастерили, наряжались, готовили еду. Из другого селения приехали сваты сватать девушку, предлагали выкуп, родители сопротивлялись, но затем согласились. Предложили выбрать одну из трех представленных девушек. Жених долго рассматривал руки мастериц, шов на изделиях, а затем выбрал самую умелую, у которой строчка аккуратней и почти не заметна.

Игримский центр ремесел декоративно-прикладного творчества и национальных культур под руководством Вынгилевой Галины Николаевны представил театрализованное представление «Обряд рождения ребенка». Участники семинара ознакомились с тем, как будущая мать готовится к рождению ребенка: изготавливает куклу сос, люльку для первых дней жизни ребенка, коробочку из бересты для хранения детского места и пупка ребенка. Будущая мать соблюдает все правила поведения в данный период: не стрижёт волосы, не перешагивает через собаку, не рубит дрова, одежду носит широкую и  снимает ее через ноги. Существует ряд ограничений в еде: нельзя есть мясо, жирную пищу, мерзлый костный мозг и сырое мерзлое мясо. Существует особый запрет голова  табуированных животных (лося и медведя). Пищу принимают небольшими порциями, чтобы не был плод крупным. У ребенка обских угров не одна мать, а несколько. Вся система родильных практик у северных групп обских угров связана с культом богини-матери Калтащ (сев.-хант., манс.), посылающей человеческие души в средний мир и дающей жизнь. Родами руководила повитуха (в этой роли могла выступать свекровь). Она поддерживала огонь в очаге, приносила и кипятила воду, следила за состоянием роженицы, принимала ребёнка, перерезала пуповину и совершала все необходимые действия. Женщина, которая принимала роды, по традиции обских угров, считалась «пуповинной» матерью для родившегося ребенка – пукни щань. Мать по ношению – алтум щань, несла ребенка из родильного дома в общий дом. Была  у ребенка и Пернан щань (крестная мать). По представлениям манси, ребенок в состоянии младенца считается духом, поскольку все еще является представителем иного мира и может выступать медиатором между миром предков и миром живых. Для приобщения младенца к миру людей в жилом доме проводится целый цикл ритуалов, главные из которых –  узнать, душа какого умершего родственника переселилась (возродилась) в младенца и какой из духов-покровителей возьмет лично его под свою защиту.

Заведующий Шеркальским краеведческим музеем Валентина Ивановна Пащанина и Лидия Игоревна Старкова провели мастер-класс по изготовлению оберега для хранения детского пупочка.

– Пуповины наших бабушек строго хранились в сундуках, а пуповины наших мам почему-то не сохранились, я думаю, это влияние того времени. И на сегодняшнее время у многих моих сверстников не сохранились пуповины, –   начала свое выступление Валентина Ивановна. – Но в последнее время этот обычай снова возрождается. Многие молодые мамы забирают пуповины своих детей, зашивают в красиво сшитые мешочки, пуповины своих детей я храню в таком мешочке. Обязательное условие – при изготовлении оберега, укладывая пупочек в ткань, украшали его бисером по кругу, таких рядов должно быть 7, а далее изготавливается веревочка, так пупок ребенка всегда хранился с ним, как связь матери и дитя.

Завершился семинар-практикум  «Кухней народов Югры»,  специалисты Дома культуры «Родник» д. Нижние Нарыкары Александра Юрьевна Кобыляцкая и Ольга Петровна Петрова. Александра Кобыляцкая рассказала о том, как ежегодно в День рыбака на их территории проходит фестиваль «Уха на Оби», продегустировали уху из щуки, шурпа из утки, разносолы рыбы (соленая, вяленная),  пироги из брусники.

 Участники семинара остались довольны не только от кухни, но и от полученной информации.

Методист Игримского центра ремесел ДПТиНК Галина Вынгилева

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 7 (1265)
6.04.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика