Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нй харыгтан поран ань щпитахтгыт
  • ӈк нтуӈкве ты паты
  • Ӯщлахтын хталт атыӈ тнут тыналаве
  • Йис потрыт щирыл хурит пслувсыт
  • Поэт-н нврамыт ёт хнтхатыгллы
  • Христиан-мирыт Паска хталаныл
  • Потыр хаснэ хтпат
  • Ёсал ос товтыл хйтуӈкве св мхум атхатыгласыт
  • Йильпи нпакыл ктвсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мāньтāгыл ōщнэ номтум тлаг вос ēмты
  • Слыт нупыл щгтым сунсв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сосса мхум урыл акваг потыртавет
  • Тӯя хталанув та ёхтысыт
  • Хулюмсӯнт пвылт «Ӯринква хтал»
  • Нягань ӯст «Ӯринква хтал» лыс
  • Нрыт урыл потыр
  • Врнэ тлав лнэ мвн прыс тоты

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Йис потрыт щирыл хурит пслувсыт
  • Мансийский
  • Русский

Йис потрыт щирыл хурит пслувсыт

Яныг учёный хтпав Евдокия Ивановна Ромбандеева яныгпль тпос вт нупыл титыт хталт яныгст нупыл ат тлэ твлынув, ты хтал кастыл Райшев музей-колт ӈта пасан втан мхум атхатыгласыт ос «Героический эпос народа манси (вогулов)» нпак урыл потыртасыт. Татьяна Гоголева, округ депутат-н, мхум янытласанэ ос Евдокия Ромбандеева урыл, тав врум рӯпататэ урыл ёмас лтыӈ лвыс.   

Пс порат мн мвн финн, венгр ос немец учёный хумыт ёхталасыт ос мньщи мхманувныл пс потрыт, мйтыт хансыгласыт. Тувыл ты пс йис потрыт Евдокия Ивановна транс­лите­ра­ция врыс ос рущ лтӈын научный щирыл тол­мащ­ласанэ. Трансли­те­ра­ция тох врыстэ – ты ла­тиница букватыл хансым потрыт кириллицан хас­санэ. Ты пс потрытыл осыӈ нпак врвес, тот акв лпсыт мньщи лтӈыл, мт лпсыт рущ лтӈыл толмащлым ловинь­таӈ­кве рви.  

Евдокия Ивановна лмт венгр учёныит ёт св рӯпитас, Москва ӯст академият рӯпитас, таи­мгсыл тав ты врмаль мӯсхалыг ханищтастэ, хумус вруӈкве ри, ём­щакв встэ. Мньлатнув порат тав ул иӈ номсах­тас ос ётыл яныгплаг мтме порат ты пс йис потрыт ёт рӯпитаӈкве вуй­хатас ос ань мньщи мирув потрыт св мир рущ лтӈыл ловиньтыя­ныл. 

Наталья Николаевна Фёдорова, искусствовед н, лвыс: 

– Мн, ань лнэ мхум, стыӈыг лнв, мн акв порат тамле намыӈ-суиӈ, номтыӈ хтпат ляпат л­сӯв, тн ляпанылт рӯпи­тасӯв, ты Геннадий Райшев, Евдокия Ромбандеева ос мт мхманув. Геннадий Степанович ты нпак ктын вимт ловиньтаӈ­кве патыс ос тав номтн хурит ёхтысыт, тра пслуӈкве патыс. Ты лы-пал тав ханты мхум потраныл с кос ловинь­тасанэ, ос мньщи потрыт ловиньтаме юи-плт тра пслуӈкве тахмаяс. 

Светлана Алексеевна Попова, Āс-угорский ин­ститутт рӯпитан н, Пкв-Псы-Вуйкан-Ōтыр урыл пс йис потыр потыртас. Таве св щёс 18 нот псыл свсыр учёнытын нпакн хансыглыма, акв хтпа Тгт  хосыт лум, тавныл хансым, тувыл атпан тл ювле хультум порат ос Сакв  хосыт лум лумхласныл мт учёныин хансым, ксыӈ хтпа мощ такви щирнув мйтыстэ. Тох ты пс йис потрыт акв хтпаныл мт хтпа нупыл потыртав­сыт, тав ос лаль та ми­нас. Пс йис мйтыт – ты хуньт мкыг лум лум­хлас урыл потыртаве, тав мире вуянтан мгсыл рвгыл капыртас, мт мныл ёхтын утыт ёт хнтлыс, таимгсыл мньщитын тав Нй-тырыг ньщаве, яныт­лаве. 

Тох ты Пкв-Псы-Вуйкан-Ōтыр пыге акв потыр щирыл Хрыӈ­пвылт янытлавес, тав тот хуньт лыс. Мт потыр щирыл тав Хнт Трум Ōйкаг лввес ос ӯс ща­хылэ Мувынтес лумп­лыт сӯй щахылт лыс. Акв щёс ты потыр Евдокия Ромбандеева 1959 тлт Егор Семёнович Овёсо­выл Хслхт хансыгла­стэ, юи-вылт 1992 тлт Никита Партановын Ягрим пвылт Парасковья Николаевна Пакинаныл хансыглавес.   

Светлана Силивер­стовна Динисламова ты пс йис «Героический эпос народа манси (вогулов)» потрыт ёт с рӯпитас, тн Юван Шесталов ёт акван-нтхатым ты мйтыт ос потрыт литера­турный щирыл толмащ­ласаныл ос стих хольт хассаныл, ты нпаканыл «Именитые богатыри Обского края» намтсаныл. 

Геннадий Степанович Райшев пслум хурит ань лӯпта тпос мус тах суссылтавет, тув ялн, мньщи тырыт урыл хурит сунсн.  

Галина КОНДИНА

Графические изображения по древним сказаниям манси

В Галерея-мастерской Г.С. Райшева состоялся круглый стол под названием «Героический эпос манси. Формы бытования и трансформации». Мероприятие посвящено 95-летию со дня рождения известного мансийского учёного, лингвиста Евдокии Ивановны Ромбандеевой.

В  XIX веке венгерские учёные-финноугроведы Антал Регули (работал с 1843 по 1845 годы)  и Бернат Мункачи (1888-1889 годы) собирали тексты у носителей фольклора, финский учёный А. Алквист (1858-1859г.г. и 1877 г.) также записывал мансийское устное народное творчество, большую часть текстов он собрал на кондинском диалекте мансийского языка. Собранные тексты  Е.И. Ромбандеева впервые перевела на русский язык. Перед этим следовала транслитерация, тексты были переведены с латиницы на кириллицу, а затем сделаны переводы на русский язык. Этот материал был подготовлен и издан учёным в 2010 году в томе «Героический эпос манси. Песни святых покровителей».

После книга попадает в руки хантыйскому художнику Геннадию Степановичу Райшеву. Прочитав произведения, мастер создает большой цикл графических работ по мотивам мансийского эпоса.

Искусствовед, кандидат культурологических наук Наталья Николаевна Фёдорова вспоминает: «Геннадий Степанович знал много текстов, был знаком и с эпосом народа ханты, но его больше впечатлил героический эпос народа манси, перевод оказался более поэтичным. И художник объяснил, почему так хорошо получилось у Евдокии Ивановны - потому что она носитель генетики, потому что она получила академическое образование, всё вместе дало такой огромный результат».

Далее участники круглого стола прослушали аудиозапись, где Геннадий Степанович читал  фрагменты героического эпоса.

Мероприятие проходило в пространстве выставки «Г.С. Райшев. Героический эпос манси». В экспозиции кроме графических изображений представлены издания Е.И. Ромбандеевой по фольклору, лингвистике, её документальные материалы и фотографии.

Светлана Алексеевна Попова, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, рассказала  повествование о мансийском герое Пакв-Посы-Вуйкан-Отыр, что в переводе означает «богатырь с белым телом как ядрышко кедрового ореха». Оно опубликовано в Героическом эпосе, это произведение записано от нескольких информантов разными исследователями в разное время в разных местах проживания манси. Как рассказала Светлана Алексеевна, мансийский эпос хорошо ложится на историю народа, по древним сказаниям видна география проживания, история передвижения и все прочие изменения. По этому сказанию прослеживается переселение манси с предгорья Урала на территорию Оби. Насколько был популярен и «живуч» текст, можно судить по записанным материалам. Первым его записал Б. Мункачи от манси с реки Лозьва; в 1901-1906 годах на Северной Сосьве был финский учёный Каннисто; затем его записал российский исследователь В.Н. Чернецов в 1935 году; из Московской консерватории Н.М. Владыкина-Бачинская в 1938 году была в Сосьве на Олимпиаде оленеводов, там она записала подобный текст от информанта; Е.И. Ромбандеева 1959 году сделала запись в деревне Хошлог на реке Ляпин; Н.К. Партанов в 1992 году записал его в посёлке Игрим Березовского района, это нижнее течение реки Северная Сосьва; П.С. Новьюхов, сотрудник Берёзовского архива народа манси, в 1994 году в Саранпауле записал текст, то есть также на  реке Сыгве. С.А. Попова записала его  в 1995 году в деревне Нильдино от сказителя П. Е. Вынгилева.

Светлана Алексеевна отметила, по тексту понятно, что главный герой находится постоянно в состоянии войны, он не снимает свою кольчугу даже во время сна, ему приходится всё время от кого-то защищаться. В этом тексте особо выделяется личность вождя-богатыря Пакв-Посы-Вуйкан-Отыра, он представлял элиту того времени, это был примерно 16-18 век, период переселения народа манси с предгорий Урала на Обь. 

Так изучая эпос, можно изучить историю народа манси. Вероятно, поэтому так интересны были тексты для великого хантыйского художника, ими он вдохновлялся и затем сделал множество графических изображений.

Выставка открыта до конца июня, горожан и гостей города приглашают посетить экспозицию в галерее-мастерской Г.С. Райшева. 

Галина КОНДИНА

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 8 (1290)
20.04.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика