Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

  • Календарь на 2022 год с названиями месяцев на мансийском языке.

Лххалыт - Новости

  • Сосса щмьят лнэ колыт ӯст ёвтгыт
  • рнэ скконыт пирмайтасыт
  • Щнь лтӈыл лххал тотнэ мхум янытлыянӯв
  • Св нврам янмалтан щмьят нтавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Йильпи 2022 тлыл янытлыянӯв!
  • Мньщи мирн паща лтыӈ ктг
  • Тав Мнья втат яныгмас
  • Св тлат вруӈкве лыми
  • ргын ос йӣквнэ кркам н
  • Сосса хтпа намхталт янытлавес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мщтырлан хтпат акван-атыглавсыт
  • Хнтаӈ мт мньщи лупса урыл потыртасыт
  • Йильпи нпак тратавес
  • Тучаӈыт суссылтавсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Тучаӈыт суссылтавсыт
  • Мансийский
  • Русский

Тучаӈыт суссылтавсыт

Ксыӈ мщтыр н
Такви щирыл щаквщи,
Пс мхманэ тла лаль тоты – 
Ктыл врнутанэ хосыт ханьщаве … 

Вт сграпнал тпост Хльӯс Культура колт, прикладной творчество ос национальный куль­тура колнакт «Тучанги мастериц посёлка Берёзово» суссылтап врыглавес. 
Округт лнэ мньщи ос ханты сосса нквет тучаӈыт пс тгыл нтсыт. 

Ксыӈ н такви щирыл щаквщи – тучаӈе йины, хорамытыл яктытэ, нт­нэг нтытэ. 

Тучаӈ – ты н хтпа сака рнэ хӯрыгсове. Тав слы котыл, нуйил манос хӯл совыл (сыг ос сорт хӯл совыл) враве. Тучаӈ хӯрыг конытэ слы сов­ныл хорамыл нтаве. Ксыӈ н тамле хӯрыг­сове такви рӯт хора­мы­тыл вритэ, пквпалыл нтытэ, сакыл нтумтытэ, щлыголн трыл тагта­лытэ.

Лӯимā нквет тнти в­ганыл, маснутаныл-пор­масаныл хумус хорам­таӈкве ри, пквпалыл нтуӈкве манос мт хотты хури тув вруӈкве ри. 

Нтнэ нг туп щакв­щуӈкве хснэ н, кркам ос нвраманэ ёмащакв янмалтан н тав лваве. Пс порат хум хтпа нг мщтыр нкве прияс, пквпаланэ нтнэг, мнь нтмилыл вос нтыянэ. ги 14-16 тланэ твлын порат, матахмат тучаӈ вос ньщи, та щирыл нӈкыс, ги щаквщуӈкве хсы ман ти.

лнаӈ ксыӈ гирищ выл тучаӈыл оматн нтвес. Тучаӈыт ксыӈ мт тнти щирыл вравет, тват янгыт, тват сака янгыт ти, тувыл щар мнь хӯрыгсовыт. Н тучаӈе туп такви ньщитэ, лнтэ псыл акваг тав ляпатт лы. 

Тлы, ащирмаӈ порат, матыр хал мты, н хтпа акваг нсхаты, колтгыл мхманэ мгыс рнэ маснут, пормас щпиты. Матыр совлмт манос трлмт арыгты те, хот ат вущкасыянэ, пуссын ту­чаӈе тӣвырн пинумтыянэ, хуньт тах рмыглгыт.  

Мщтыр нквет

«Тучанги мастериц посёлка Берёзово» сус­сылтапт 12 сосса нт ту­чаӈаныл суссылтавсыт, ювле хультум юи-выл тлыт сыс нтыгламаныл.

Ханты н Раиса Петровна Загородняя (Рябчикова) тучаӈанэ пс мхманэ врыглам щирыл нтсанэ. Совныл нтум хӯрыгсованэ ханты хорамыл врсанэ, щлыголн трыл тагтала­санэ. 

Акв тучаӈе сыгсовныл с пс щирыл врыстэ. Хорамыт мгыс щпитам сованэ сс тытум витн пинтласанэ, тувыл хунь клвесыт, тслысанэ. Хорамыт йиныс, тучаӈн врсанэ. Нас трыл врум тучаӈе тай супе мгыс нтыстэ – акван вос рвг, тох рттам нтнэг сусхатг.

Раиса Петровна ту­ча­ӈанэ пуссын сака нтнэт, мнь нтмилыл нтым лгыт.

Лидия Александровна Артанзеева ос Галина Матвеевна Руденко ты суссылтапын с св тучаӈ майласыг. Ты кркам нг пормасанн с сака мщтырыт, пс щирыл врим лгыт. 

Любовь Вынгилева потре мньщи лтӈыг Светлана РОМБАНДЕЕВА толмащластэ    
 

Выставка изделий по ДПИ «Благородство тутчанга»

У каждой мастерицы свой подход:

Особенный семейный есть узор –

Передается он из рода в род –

И по нему хозяйку всякий узнает …

В отделе прикладного творчества и национальных культур Берёзовского  районного Дома культуры в декабре 2021 года прошла выставка изделий традиционных женских сумок «Тучанги мастериц посёлка Березово». 

Изготовление таких женских сумок в настоящее время является особым видом прикладного искусства двух близкородственных северных народов ханты и манси. Сколько сегодня на Севере имеется женщин-мастериц,  столько существует и разнообразных сумок, изготовленных умелыми, старательными и проворными руками.

Тучанг – повседневная женская сумка, основной бытовой атрибут северной женщины. Она изготавливается из оленьих камусов (лап с ног оленя), сукна или хорошо выделанной рыбьей кожи (налима или щуки). Тучанги  украшали меховой или кожаной мозаикой, родовыми орнаментами представительниц того или иного рода, к которым относились мастерицы. С течением времени их узоры начали выкладывать бисером, а также многочисленными медными металлическими подвесками.

У северных народов своё представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего, хорошая рукодельница, экономная хозяйка и, конечно, заботливая мать своих детей. В старину невесту выбирали по рукоделию, по  красоте вышитых ею изделий. Таким образом, ближе к 14-16 годам каждой девушке было положено иметь несколько меховых женских сумок. 

Первую сумочку-тучанг для дочери шила мама. Долгими зимними вечерами женщины изготавливали одежду для всей семьи. Ни один кусочек  кожи, ткани или меха никогда никуда не пропадал, после шитья всё тщательно складывалось в свой личный мешочек для рукоделия – тучанг. Все традиционные женские сумки имеют общие черты, но в то же время достаточно сильно отличаются по регионам проживания мастериц.

 Они часто бывают разнообразных размеров: большие, средние и маленькие.

Тучанг – это рукодельная индивидуальная сумка, которая всегда должна  принадлежать только одной мастерице и иметь особенное, очень большое значение в жизни каждой женщины.

Тучанг – это символ женской природы, часто он олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжения всей жизни.

В нашей выставке женских сумок приняли участие 12 самобытных мастериц, которые представили тучанги, выкроенные и сшитые ими в разное время.

Классические образцы женских сумок мы можем увидеть у Раисы Петровны Загородней (Рябчиковой). Зимние меховые тутчанги она сшила по старинным образцам из меха контрастных цветов, они искусно украшены орнаментом из меха оленя и металлическими подвесками. Раиса Петровна  восстановила технологию обработки рыбьей кожи, сшила традиционный тучанг из кожи налима, который орнаментирован рыбьей кожей различных цветов, покрашенной раствором чаги. Тучанг из обычной ткани Раиса Петровна сшила в дополнение к своему красивому хантыйскому платью. Все её работы здесь отличаются достаточно мелким шитьём и особенным мастерством рукоделия.

Тучанги остальных мастериц были сшиты из сукна и украшены национальными орнаментами, бисером и различными подвесками. Несколько тучангов из сукна на нашу выставку представили Лидия Александровна Артанзеева и Галина Матвеевна Руденко. Они занимаются шитьём  национальных изделий. Все работы оказались интересными, так как каждая женщина решает сама, как будет выглядеть её тучанг.

Любовь Вынгилева, п. Берёзово. Перевела на мансийский язык С. РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1259)
12.01.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика