Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нй тнэ врмаль ос яныг вит урыл потыртасыт
  • гит-пыгыт мт щирыл нтуӈкве патавет
  • Саӈквлыпил трсыт ӈкылман ӯнттувсыт
  • ЮГУ колт ханищтахтуӈкве винэ врмаль вылтахтас
  • Янге-мне кӯщаитн нтавет
  • Мхум мньхпыл кассыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хӯрум мнь пвыл урыл
  • Мньлат хтпат ханищтан врмаль
  • лнэ-хӯлнэ тлат лаль ттавет
  • Нврамыт ань ӯщлахтгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи н хтпа яныгмам поратэ урыл потыртас
  • Слыӈколт яласан н
  • Мньщи нкве янытлылӯв!
  • Намыӈ-суиӈ хтпав кстувес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пӯмыщ суссылтапыг щпитлсыт
  • Тав Сыӈ-Вар пвылт самын патыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Мньщи н хтпа яныгмам поратэ урыл потыртас
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи н хтпа яныгмам поратэ урыл потыртас

Тамара Семёновна Мезенцева, такви парищ наме Сайнахова, Ягрим пвылт колтглэ ёт лы. Тав ётэ ам мньполь тпост хнтхатыгласум. Мньщи н такви яныгман поратэ номылматыглас ос ты урыл тох потыртас.

— Ам нъят самын патсум, омам потыртлыс, мнь порат сака ворыӈ лсум, сака лщсум. Лньщим лсум,  садикын ат ялантасум. Ты лы-пāлт яселькан тотыглавсум, тувыл тув мус та лщсум, тот рӯпитан хтпат паляныл, улпыл, лап-минасыт, клеёнкал супум лап-ханлысаныл. Кит повар нгн хнтвсум, осум щар смлыг мтыс, лылым тув марыс. Садикн воссыг ат тотыглавсум, юн лсум.
Мхманум потыртлсыт, нмхоталь ат ртмысум, юрт гиянум саватасанум, ам ётум ат ёнгасасыт. Яныг хтпат ёт ӯнлуӈкве с ат врмысум, каӈканум ёт юи-плт та нвлалахтасум, мечик сӈхим та хйтыгтасум. Акв порат сып ёлы-плн латы рагатасум, Ваня Ендыревн пувуӈкве лымавсум. ӈк нтнэ порат ты врмаль лыс. Ат ке пуввсум, ӈк ёлы-плн та минасум.
Ос хотталь ялуӈкве ктавем, тванакт хот-тӯйтхатгум, врн мингум ос мнь таргыт ӈханыл тот атгум, ӈх твтащлгум. Тувыл пусасын нх-хӈхгум, тот та ӯнлахлгум. Акв порат щум хп врыс, мнь пщим ёт тавн нтуӈкве ёт-висаге. Йӣв-выл хумус сартуӈкве, мнамн хӯлтыс. Мн сартуӈкве та вылтахтасмн, йӣв-выл ввта. Тамле утыл хп акван-хасумтаве. пщирищум иӈ мнь. Такос сартымн, сартнэкр та порги, тувыл пщирищум ктэ кит щёс та щуртумтастэ.
А-на-на, клп та ссхаты, ам тыи ксаласум, ӯльпан нх молях хӈхыгпасум. Ёл-сунсгум, тав тай та щисги, та лньщи. щум ёхтыс, китыглахты: «Хумле мтапас?» пщирищум ущпыл лньщалтахтас.
Ам тай ёл та сунсгум. Ктэ лап-нгсаластэ ос китыглахты: «Я-та, Тамарам ос хоталь минас?» Ам тай роттыг ӯнлгум, номсгум, ёл ке вглгум, хявем. Тн атхатсг, юв минасг, ам та хультсум. Манасвит ӯльпат ӯнлысум, ат номилум. Итӣпалаг юв ёхтысум.
Пыгрищит юи-плт хйтыгтаӈкве р щсум. Каӈкум ст тл яныгнув лыс. Пыгрищит акван-атхатгыт, нл тратгыт, ам с тув юрщхатгум, тн ётаныл тӯйт кӣвырт та мӯрсгум.
Ӣтиплаг мты, тпосыӈ порат пвлыӈ нврамыт акван-атхатв, слы совныл сып ёлы-плн тахсв. Юв ёхтв, а-на-на, вянув тув плявет. Тнт мн пупайкал яласасӯв, с тув плявет. Кон акваг хйтыгтасӯв, щар ат гмылтасӯв. Ань нвраманув юв ртхатгыт, юн ӯнлгыт.
Щащквам кантыӈ ква лыс, акв порат тавн вит лумтаӈкве лввсум. щум втрасовыл врвсум. Вит лумтасум, лумтасум, пӯтэ ты тгиньтас. Роп йӣвыт атгум, тавн с тотгум. Ёхтгум, щащквам лви: «Наӈ нматыр ат врсын, ат тпъялгын. Ялн, мискван юв тотлн». Мис юв та внттылум. Юв ёхтгум, щащквам ста лви: «Щар нматыр ат врсын».
Щащквам нумн лви: «Наӈ суливй ул тн, щаквит ракс ул тпъялн, наӈ щар нматыр ат врсын». Ам кантмаявсум, нысанум хот-вущкасаслум. Кон хйтсум, юв ёхтыгпасум, хот-тӯйтхатасум. Хӯрум хтал щащквамн кисвсум.
Каӈкум Павел армияныл юв ёхтыс, ты 1959 тл порат лыс. Ам школан минасум. Кирилкан школан тотвсум, выл партат ӯнттувсум. Та ӯнлгум, амкирот номсгум, Павел ниӈхпыл ты ёхты. Акв урок стыс, юв та оясум.
Юв щалтсум, Павел ӯнлы. Ам номилум, тав армиян минас, хӯрум тл тот лыс. Тав сāнснакын ӯнттсум, щум яныг хорам курыскал щй агум. Та курыска ктын кос вислум, тав ёл-нёплатас, киттыг та саквалас. Ам хот-рохтысум, кон оясум, мискол алан нх-ххсум, пум кӣвырн тув тӯйтахтасум.
Тот тӯйтхатамум ёл-ойвсум, тувыл нх-сйкаласум, хӯлгум, мхманум рӈхгыт: «Мнь ги аман хоталь минас? Хт яласы? Срни хтал, аты тпъялас». Тувыл хӯлгум, хотьют ам пхамт суйты, щум вилал пум мис мгсыл вис, щар ам пхамт вила та минас, латы хйвсум. Ст-лмт щсум, тнт иӈ мнь, аты торгамтаслум, торген ны мгсыл рохтысум. Свсыр тамле врмаль св щсум.
Школан минасум, ханищтахтгум. Номилум, Новинский пвылныл нврамыт мн палтув ханищтахтасыт. Ныюм пыге Боря школан тртылум, Волохов Васька ат тртылум. Сака лль лтӈыл капыртас. Ам нупылум лль лтыӈ лгалы, ам таве та пувилум.
Тав мгсылэ акваг колнак смн та тӯщтавем. Тав нумн хаснэ урак ат мыг. нъя пвыл нврамыт тамле лтыӈ ат всыт. Пх пвылныл ёхтум нврамыт тай лль лтӈыл потыртасыт. Лль лтӈыл пинавем, ат таве та пувумтылум манос чернильницатэ ёл-ссантылум. Маткем тав ётэ та лхатсум.
Китыт тлт нврамыт ханищтахтуӈкве ёхтысыт, ниӈхпыл нлми втан вглгыт, ам ныюм пыге Борька нлми втан тртыслум, Волохов Васька витын туясаслум, пг ат тртыслум. Ань тва порат номылматгум, амкинам китыглылум: «Наӈ манрыг тамле лсын?» Ань тай сака сръёр.
Аквнакт кисыӈ-йӣвыл н вит мгсыл минасум. мимам ксаласлум, клуб пхыт пыгрищитн пщирищум та ртаве. Втраг ёл-вӯщкасасагум, кисыӈ-йӣв вислум, пуссын та ртлыгтасанум. Тувыл втрагум висагум нлми втан вит мгсыл лаль та мантасум.
Юи-выл классыт Сортыӈъя пвылт ханищтахтасум. Пвлыӈ мхумн с нтуӈкв лвыглавсум, ам акв колн щалтгум, ёмащакв щил айтавем, тыттавем. щум хольт сака потрыӈыг лсум. Колн лщлакв щалтгум, найӣв кӯр пхан пингум. Пасан втан ввавем, ам тот тай маткем та мйтгум, потыртгум. Акв колт тох ӯнлахлгум, мт колн мингум, матыр нтлыгтгум с пасан втан тпъялаӈкве ӯнттавем. гиянум тувыл китыглахтгыт: «Наӈ хт тасвит пора лсын?» Ам ювле лвгум: «Тпъяласум». Найӣв сартуӈкве тнт ктавв, ам тай сграп, сартнэкр мгсыл щар влт та хйтгум.
Учителюв наме Туев Николай лыс, отчестватэ хот-ёлувласлум. Акв пӯмащ лыс, тав прт тармыл матыр хансы. Тнт маснутыл сака ат майвесӯв, колнакыт ащирмаӈ, кит кӯр кос. Яныг шлил майвсум, ам лап-утхатасум ос пртын тув нгсалахтасум.
Ам пхамт Фая Хозумова ӯнлыс. Ам пример хансуӈкве стысум, тувыл пуӈкум тыщирыл нх-лмаяслум, партам нх-лпаяхтас, Фаям кӯр пхан хны та ргатас. Учителюв ам палтум ёхтыгпас, ам хоса ат номсысум, минаяптаслум, самкраге  хот та рагатасг. Аман нервныйиг лыс, питьмияге нас тргысг. Пыгрищит ос нх-ллюмтасыт, ам сайтум та ртвес.
Перемена порат мн Валя, Фая, Света Гындыбина, Соня коридорн минв, скакалкал тот поргв. Ювле щалтв, учителюв сӯльясов ты аи. Тувыл мнавн ханищты.
щум тлы ты ёхтыс, ам школат мори капыртамум мгсыл директор палт вввес. Директор лви: «Семён Кириллович, наӈ гин сака лль, нврамыт акваг ртыянэ, ам нупыл алхаты». Ам палюм вин пиныслум, хӯнтлгум. щум ювле китыглахты: «гит с ртыянэ, н учителит нупыл с алхаты?»
Хум ювле лви: «ти, тнаныл ат новиянэ, пыгрищит ёт алхаты. Учитель нн сгаве». щум пасан тармыл щахныл та ныгтас ос ювле рӈхалтахтас: «Наӈ ос манрыг лвгын, ам гим лль». Ам та оясум, хот-тӯйхатасум, воссыг ат хӯлыслум, маныр потыртасг.
Ханищтахтуӈкве ст-ласӯв, мхманум пуссын ёмас характеристикал хасвсыт, ам лль нпакыл майвсум. Лль характеристика ёт культпросветучилищан та минасум. Тот хумус лсум, ты тай мт потыр.

Детских лет мои воспоминания

С Тамарой Семёновной Мезенцевой я познакомилась в посёлке Игриме на межмуниципальном семинаре по традиционным промыслам обско-угорских народов «Хошум хот» (Теплый дом). Мансийская мастерица показывала мастер-класс для тех, кто хотел научиться шить традиционную одежду.

 

Женщина рассказала о своем детстве. Будучи маленькой, была очень озорной, шаловливой, и как она сама призналась, была настоящей хулиганкой.

– Я родилась в деревне Анеева, – начала свой рассказ Тамара Семёновна. – Мама говорила, что я была очень плаксивой, поэтому в детский сад не ходила. Перед этим меня определяли в ясли, и там я постоянно плакала. И когда у воспитателей закончилось терпение, они заклеили мне рот клеёнкой. Меня нашли повара, когда я уже вся посинела. После этого случая родители больше не водили меня ни в ясли, ни в детский сад.

Я с детства была  хулиганкой. Оправят меня куда-нибудь по делам, а я убегаю в лес собирать смолу, наберу полный рот и хожу по деревне жую её, забыв про все дела.

У меня была подруга Наташа. Один раз решила покататься на ней и запрыгнула ей на спину. Люди увидели и стали кричать: «Что она делает, сейчас убьет ребёнка». После этого случая у меня больше не было подружек.

Девочек постоянно обижала, они со мной не играли. С взрослыми мне было не интересно, поэтому всегда бегала за старшими братьями. Они играли в футбол, и я с ними. Однажды, играя с мальчишками, побежала за мячом и чуть не упала в воду. Дело было в мае, когда шёл ледоход. Ваня Ендырев только успел схватить меня за ноги, если бы не его реакция, сразу ушла бы под лед. И такие случаи со мной происходили регулярно.

Однажды отец пошёл делать лодку-калданку и нас с младшим братом взял с собой помогать. Дал небольшую палку и сказал, чтобы мы её распили. Такой палкой скрепляли края лодки-калданки. Братик был маленький, тогда ему не было и пяти. Он взялся за пилу с одной стороны, я с другой, и начали пилить. Как бы мы не старались ровно держать пилу, у нас ничего не получалось. Я была постарше и сил, наверное, было больше, пила отскочила и два раза задела руку братика. С руки побежала кровь, он начал плакать, увидев такую картину, я испугалась. Вместо того чтобы броситься помогать или позвать отца, я быстренько забралась на ближайший кедр. Сижу на дереве, как белка, и смотрю вниз на брата, как он там плачет. Отец, услышав плач, прибежал. Спрашивает: «Что случилась?» Увидев отца, братик расплакался ещё сильней. А я продолжала смотреть со своего наблюдательного пункта. Отец перевязал ему руку. Потом оглядевшись, спросил: «А где Тамара?» А я сидела и не шевелилась, думала, если слезу, то мне хорошо попадёт. Они собрались и ушли домой, а я осталась сидеть на кедре. Сколько там просидела не помню, когда вечером меня начали искать, пришла домой.

Бегать за мальчишками у меня всегда хватало сил. Брат был старше на семь лет, за ним я всегда и бегала. Мальчишки соберутся, и я с ними. Самое удивительное, что они меня всегда брали в компанию. Все деревенские ребятишки собирались кататься с горки. Особенно интересно было вечером, когда светила луна. Было очень весело кататься на оленьих шкурах при лунном свете. Тогда мы постоянно играли на улице и ведь не болели, как болеют наши дети. Сейчас моих внуков на улицу не выгонишь, сидят дома, смотрят телевизор или в компьютер играют.

Моя бабушка была очень суровой женщиной, и мне казалось, что она не очень меня любила, наверное, потому что я была озорной. Однажды мне сказали принести ей воды. Отец сделал небольшие ведра, и я стала носить воду. У бабушки стоял огромный бак, мне понадобилось полдня для того, чтобы его наполнить. Потом меня отправили в лес за хворостом. Когда пришла к бабушке, то она мне сказала: «Ты ничего сегодня не делала, кушать не будешь. Сходи, приведи корову». Сбегала за коровой, прихожу домой, а бабушка опять мне говорит: «Ты опять сегодня ничего не делала». Потом посадила нас с Кириллом за стол, брату конфеты и другие угощенья положила, а мне один чай только налила. Тут я долго не думая, рассердилась и так размахнулась, что смела чашку с чаем со стола. Чашка упала и разбилась. Я выскочила со стола, хлопнула дверью и убежала. После этого бабушка еще три дня спрашивала, почему к ней внучка не приходит. Вот такая была своенравная.

В 1959 году мой старший брат Павел пришёл с армии. Хорошо помню день, когда он вернулся домой. В тот год я пошла в первый класс. Утром Кирилл отвел меня школу. Сижу за первой партой и думаю, сейчас закончится урок, и сбегу домой, потому что скоро придет теплоход, на котором приедет старший брат. Павел служил в морфлоте три года. Когда он уехал, мне было всего четыре года, поэтому я его совсем не помнила. Поэтому решила, что мне нужно сбежать с уроков. Когда прибежала домой, вся семья сидела за столом. Я сидела у Павла на коленях, и пила чай из большой красивой кружки отца. Не знаю, как все произошло, но кружка выпала из рук, упала на пол и разбилась. Я испугалась, выбежала на улицу и спряталась на сеновале. Пока сидела там, уснула. Проснулась от того, что взрослые звали меня по имени. Потом услышала, что кто-то ходит рядом. Это отец пришел положить сена корове. И тут я услышала, как вилы прошли совсем рядом со мной, и каким-то чудом не задели меня. Тогда я была ещё маленькой и больше, конечно, испугалась из-за разбитой кружки отца.

Учиться в школе мне нравилось. В нашем классе учились дети из деревни Новинское. С одноклассниками я тоже дралась, но чаще других доставалась Ваське Волохову. С ним мы сидели за одной партой. Он постоянно меня дразнил, конечно, я такое не могла терпеть и набрасывалась на него с кулаками. Поэтому постоянно стояла в углу. Когда начинал меня обзывать, я хватала его за волосы или проливала его чернильницу.

На следующий год дети из Новинского снова приехали учиться в нашу школу. Помню, как стояла на берегу и встречала теплоход. Борьку одноклассника выпустила на берег, а Ваську Волохова столкнула в воду. Иногда вспоминаю эту историю, и сама себя спрашиваю: «Почему я была такой хулиганкой?»

Однажды пошла за водой, иду в сторону берега и вижу, как деревенские мальчишки бьют моего брата. Недолго думая, поставила ведра и коромыслом разогнала всех обидчиков. А после это как ни в чем ни бывало, взяла ведра и пошла за водой. Деревенские мальчишки знали мой нрав, поэтому лишний раз не пытались со мной спорить или драться.

Школу окончила в деревне Сартынье. Жила там в интернате. Мы помогали местным жителям, кому дров нарубим, кому воды принесем. С детства мы были приучены к труду, и во всем помогали старшим. В одном доме помогу дрова наколоть, в другом подоить корову. В деревне люди всегда были очень гостеприимные, поэтому меня в каждом доме приглашали за стол. Я была, как мой отец, очень общительной и могла очень долго разговаривать с гостеприимными хозяевами. Пока ходила по деревне и помогала всем по хозяйству, так пролетал день. Вечером мои подружки спрашивали: «Где ты так долго была?» Хоть и была драчливой хулиганкой, но была очень трудолюбивой, поэтому от чистого сердца помогала жителям деревни.

Нашим классным руководителем был Николай Туев. Вот отчество его сейчас не помню. Был один случай, шёл урок математики, учитель что-то писал на доске. В те годы теплой одежды особо у нас не было, а в классе было очень холодно. Чтоб хоть как-то согреться, девочкам раздали шали. Я попыталась укутаться, и зачем-то привязала шаль к парте. Рядом со мной сидела Фая Хозумова. Когда решила пример, и подняла голову, то парта поднялась вместе со мной, и моя соседка упала со стула. В этот момент ко мне подбежал учитель, а я, недолго думая, ударила его и сломала очки. Его губы затряслись от злости, тогда я сильно испугалась. Тут со своих мест соскочили одноклассники на мою защиту. Конечно, потом пыталась оправдаться и сказать, что сделала это не специально, но он мне уже не верил. Наверное, учитель сильно устал от моего постоянного баловства.

Мы с подругами Валей, Фаей, Светой Гындыбиной, Соней на перемене любили прыгать на скакалке. И однажды увидели, как наш учитель выпивал прямо в школе, а потом еще и нас учил. Когда стали постарше, то совсем перестали его уважать.

А потом наступило лето, отец приехал забрать меня на каникулы. И его, конечно, сразу вызвали в школу. Директор говорит: «Семён Кириллович, ваша дочь очень плохая, с мальчишками дерётся и даже со мной драться пытается». Я стою под дверью и слушаю. Отец спрашивает: «Девочек и других учителей тоже обижает?» Директор отвечает: «Нет, девочек и других учителей она не обижает. Учителя хвалят, учится она хорошо, но поведение у неё очень страдает». Тут отец как стукнет по столу и закричит: «Так почему Вы тогда говорите, что моя дочь плохая, если обижает мальчиков, значит, есть за что». После этих слов я убежала и больше не слышала, о чем они разговаривали.

Когда мы окончили школу, всем одноклассникам дали хорошие характеристики, мне написали плохую. С такой бумагой и поехала учиться в Салехардское культпросветучилище. Там тоже плохо себя вела, но это уже совсем другая история.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 13 (1175)
4.07.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика