Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нй тнэ врмаль ос яныг вит урыл потыртасыт
  • гит-пыгыт мт щирыл нтуӈкве патавет
  • Саӈквлыпил трсыт ӈкылман ӯнттувсыт
  • ЮГУ колт ханищтахтуӈкве винэ врмаль вылтахтас
  • Янге-мне кӯщаитн нтавет
  • Мхум мньхпыл кассыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хӯрум мнь пвыл урыл
  • Мньлат хтпат ханищтан врмаль
  • лнэ-хӯлнэ тлат лаль ттавет
  • Нврамыт ань ӯщлахтгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи н хтпа яныгмам поратэ урыл потыртас
  • Слыӈколт яласан н
  • Мньщи нкве янытлылӯв!
  • Намыӈ-суиӈ хтпав кстувес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пӯмыщ суссылтапыг щпитлсыт
  • Тав Сыӈ-Вар пвылт самын патыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Нврамыт ань ӯщлахтгыт
  • Мансийский
  • Русский

Нврамыт ань ӯщлахтгыт

Хльӯс район Кульпас пвыл школат ювле хультум тлт 157 нврам ханищтахтас. Ты урыл та колт пуӈктотнэ н Наталья Александровна Слепцова лвыс. Нн ань лаль тав потре ловиньтэлн.

— Тн халанылт 98 мньщи нврамыт ханищтахтасыт. Школа ляпат интернат ӯнлы, тот 19 гирищит ос пыгрищит лсыт. Ань пуссын ӯщлахтгыт, Лпмус ос Кимкъясуй пвыл нврамыт юв минасыт.
Ксыӈ класс ст сыс щнь лтыӈ урок ханищты. Тувыл акв литература урок ньщгыт. Хӯрмит ос — театр, тот нврамыт тнти лтӈыл потыртгыт, мньщи мйтыт ловиньтгыт, йӣквгыт, тӯлыглахтгыт. Ты урок тн сака руптыяныл, тув щгтым ялантгыт. Евдокия Ивановна Кугинан ханищтавет.
— Наталья Александровна, мньщи лтыӈ ханищтан мгыс ст сыс туп акв урокыл хасвсыт, ты сака мощща. Тох тай щнь лтӈаныл торыӈыщ вӈкве хунь патыяныл.
— рнэ нпакыт щирыл туп акв урок хансым лы, тыгыл свнув вруӈкве ат тртавв. Таквсы ты урок с хот-виӈкве таӈхаве, нас факультативыг вруӈкве лввес. Хотьют ксащи, тув ялантаӈкве паты. Ам омат ос тят нупыл акваг лвслэгум, нвраманын ёт юн щнь лтӈыл потыртн. Тнти лтӈаныл мньтгыл вос хӯлыяныл, вос вганыл. Школат ул кос ханищтавет, ос юн ат те хӯлгыт, тнанылн трвитыӈ. Таимгыс тн ань тнти лтӈаныл мт хн лтыӈ хольт та ханищтыяныл.
тил омат ос тят, таяныт ёмас врн, нвраманын ёт юн потыртн, лвн, щнь лтыӈ ос культура вӈкв ри. Ань тванакт телевизор хосыт св матыр внэ нврамыт суссылтавет, акв щёс суссум, ат тл яныт нврам нёлолов лтыӈ вг, потырты, пуссын торгамты. Номсгум, нврамакве тортл та хснтэ, св хащтал лтыӈ вг.
Ос мн мньщи нвраманув сакати тāнти лāтӈаныл вос ханищтыяныл, тнанылн нтуӈкве ри, хӯлтуӈкве, св потыртаӈкве тн ётаныл ри. Мт хн лтыӈ (английский манос немецкий) ханищтгыт, вӈкв патыяныл. Ос тнти лтӈаныл вӈкв ат патыяныл. Ты ёмас хунь.
Лпмус нврамыт оманыл ос тяныл ёт ам втихал хнтхатыглгум, ты урыл с потыртлгум. Мньполь тпост школаныл намхталэ лыс, атхуйплов тлэ твлыс. Мн учителит ёт тув ялсув, свсыр мастер-классыт врыгласӯв, пуссын аквъёт мӯйлысув. Мхум тув округ янытыл ёхталасыт, халанувт ханищтахтасув, концерт врыгласув, сака пӯмыщ лыс.
— Тӯяг Кульпас школан Лпмус нврамыт ввыгласанын, тн нн палтын втихал ёхталгыт?
— Мн ань акваг номсв, мнь пвылт лнэ нврамытын хотмус нтуӈкве ри, тн туп юн лгыт, школаныл мус ялантгыт, тувыл та. Тваныл щнь-щанылн нмхотталь ат тотыглавет, мт м ат вщинтлгыт, мирыӈ мт ат лыглгыт. Хунь тыг атыт классын ёхтгыт, тнанылн тыт луӈкве трвитыӈ паты. «День открытых дверей» тла мн ань таимгыс ты врыслув.
Лпмус пвыл школат хӯрумхуйплов нврам ханищтахты, тн мгсыланыл автобус ктыгласлув, пуссын тыг тотвсыт. Тыт кит хтал лсыт, интернатыт т хӯлсыт. Нврамыт лпыл школат ӯрвсыт, Кульпас нврамыт ёт урокыт хӯнтлысыт, ханищтахтасыт. Кит накпа школа суссаныл, тыт мыгтасыт, учителит ос нврамыт ёт вйхатасыт, потрамасыт, пслахтасыт. Ам сустмт, тнанылн тыт сака мӯстыс, ювле ёмас номтыл минасыт. Ань Кульпас школа вганыл, хунь пораныл ёхты, тыг тах ёмас номтыл лмыгтгыт.
Тамле тла мн выл щёс щпитлыгласлув, ань тыгыл лаль нврамаквет ксыӈ тл тыг ввыгллуӈкве патыянув, тыт лнэ коланыл ос школаныл мньтгыл вос вганыл.

Кульпас школа кӯщай Н.А. Слепцова ёт 
Светлана РОМБАНДЕЕВА потыртас 

Пришла пора отдохнуть

В прошедшем учебном году в средней общеобразовательной школе посёлка Сосьва Берёзовского района обучалось 157 детей.

 

 – Из общего количества учащихся нашей школы 98 детей являются представителями народа манси, – рассказала директор школы Наталья Александровна Слепцова. – Во время учебного года в интернате проживали 19 детей из деревни Кимкъясуй и деревни Ломбовож. Сейчас разгар летних каникул, поэтому все дети разъехались по домам.

По школьной программе у нас один раз в неделю преподаются уроки родного языка, наши дети учат мансийский язык. Ведутся уроки по литературе народов Севера, и третье – это театр. Там дети говорят на родном языке, а также это один из способов развивать творческие способности, артистические данные наших школьников. С ребятами занимается Евдокия Ивановна Кугина, они с удовольствием ходят на её уроки.

–- Наталья Александровна, один урок в неделю – это ведь очень мало. Как дети будут знать родной язык?

– Да, мы прекрасно понимаем, что один урок это очень мало. Но мы работаем согласно образовательной программе. Сейчас идет речь о том, чтобы вообще убрать уроки родного языка и перевести их на факультатив. Здесь, в первую очередь, надо работать родителям над самосознанием детей, именно они должны научить их разговаривать на родном языке. Никакой учитель, никакой педагог не сможет передать те знания, которые могут дать только в семье. Я думаю, мансийский язык находится на грани исчезновения потому, что сегодня он практически нигде не применяется, и самое главное, сами манси в семье не стали говорить на родном языке. И поэтому, к сожалению, в школе дети изучают его как иностранный язык.

Родителям нужно дома разговаривать на мансийском языке, ребёнок должен слышать родную речь с самого раннего детства. Дети должны знать о своих корнях, о своей культуре. Ведь возможности человеческого мозга очень велики, в раннем детстве ребёнка можно научить сразу нескольким языкам. Недавно по телевизору показывали сюжет про пятилетнего ребёнка, который знает восемь иностранных языков. Почему мы должны знать иностранные языки, а родной нет. А всё потому, что нет применения родного языка, нет круга общения.

В марте этого года нашему филиалу Ломбовожской начальной школе исполнилось 15 лет. К юбилейной дате были организованы сразу два мероприятия семинар для учителей и спортивный праздник «Лыжнёй Андрея». На два этих знаменательных события приезжали гости со всего округа. Были учителя из Сосьвы, Саранпауля, Няксимволя, Кимкъясуя, Ханты-Мансийска. В семинаре педагоги учителя делились опытом и проводили различные мастер-классы. Воспитатели и дети детского сада показали гостям сказку на мансийском языке. Вечером для всех гостей и жителей деревни был организован концерт, где артисты исполняли мансийские танцы и песни, читали стихи.

– Весной дети Ломбовожской начальной школы приезжали в Сосьву с ознакомительной экскурсией. Часто ли у вас проходят такие мероприятия?

– Ежегодно с апреля месяца у нас начинает работу «Школа будущего первоклассника». В апреле и мае к нам приходят дети подготовительной группы детского сада. Каждый день для них мы проводим по одному уроку. И когда они приходят первого сентября в школу, им уже легче адаптироваться, они много знают, и самое главное, дети знакомы с учителями. У ребят из деревни Ломбовож нет возможности приезжать к нам каждую неделю, для них мы придумали «День открытых дверей». Они живут в маленьком труднодоступном поселении, многие родители не вывозят своих детей даже в период летних каникул. И когда ребята приезжают в Сосьвинскую среднюю школу и оказываются практически в незнакомом месте, конечно, они испытывают большое потрясение. Для того, чтобы знакомство со школой для них проходило в положительном ключе, мы и придумали такие ознакомительные экскурсии. В Ломбовожской школе обучается тринадцать детей. Для маленьких гостей мы организовали насыщенную программу. Для них провели экскурсию по школе. У нас двухэтажная школа с большими и просторными классами. Такое здание многие ребята увидели впервые и поэтому с неподдельным интересом все рассмотрели и изучили. Специально для них педагоги провели несколько уроков. Затем они поучаствовали в спортивных соревнованиях. Показали им новый интернат, который откроет свои двери осенью этого года. В этот день детей ждала не только образовательная программа, но и познавательная. После посещения школы, они отправились в поселковый музей «Найотыр ма». Сотрудники музея провели для них интересную экскурсию.

Такие поездки для ребят из Ломбовожа мы будем проводить ежегодно.

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 13 (1175)
4.07.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика