- Мансийский
- Русский
нтап мщтырыг врнэ хум
Юи-выл тлыт мн пс врмалянув, пс наканув нх-врмалтан мгыс св хтпа мщтырлаӈкв патсыт. Хум пормасыт морсыӈ хтпа вруӈкв хсы, мщтырлан н тай св.
Акв хум ёт, тав наме Сергей Валерьевич Аляба, туи порат потыртасмн. Тав Сургут ӯсн фестивальн ёхталас, тот свсыр мныл мщтыр хтпат акван-атыглавсыт. Сергей тот такви врум нтапанэ тыналас. Тав ётэ мн мощ потыртасмн. Тав такви уртыл тох лвыс:
– Ам мнь пвлыӈ мныл лгум, яныгмам пвлум тох лваве – Вершина-Войкары, Шурышкарский районт лы. пам, омагум-тягум слыӈколт яласасыт, тот рӯпитасыт. пам св слы ньщис, тав юи-плт тям слыянув ӯрсанэ.
Мн, нврамыт, самын хунь патсӯв, омам пвылт хультыс, та юи-плт тям с пвылн лмыгтас. Ань мн слыянув рӯтанувн ньщавет.
Колтглувт ам янгыг лгум, налыман тлум ты твлыс, ам ёлы-плумт тит пщиягум ос тит йӣгрищагум. Ань тн с пуссын нас лгыт.
Школат ам Восяхово нампа пвылт ханищтахтасум, интернатыт лсум. Мнав тот Михаил Иванович Ануфриев ханищтастэ, мн «труд» урокыт порат лувныл, йӣвныл свсыр пормасыт ёргысӯв. Тав ре хосытыл мн, св пыг, «косторезыг» ты мтсӯв.
Мн мвт Ямальский многопрофильный колледж рӯпиты, тув ты школа юи-плт минасӯв, нила тл тот ханищтахтасӯв. Ам «мастер дпи» рӯпатан ханищтавсум. Колледж юи-плт Салехард ӯст рӯпата тинсуӈкв патсум. Дом ремесел колн ёхтысум, тра тув та вуйвсум. Атхуйплов тл тот ты рӯпитгум. Ты тлыт сыс ам св свсыр пормас врсум.
– нтап хоса врилын?
– Акв нтап тпостем врилум. Мн слы ньтныл, янгуй ньтныл свсыр нтапыт врв. Тва порат мхар лув ктын те ликми, та лувныл ёргв. Ань тыт суссылтан нтапанум хораманэ пуссын янгуй ньтныл ёргим лгыт.
Вруй ньтыт мнавн хӯл алыщлан мхум, слы ӯрнэ мхум тн тыналгыт. Тн хт тунра мт хнтыяныл. Тванакт мхар лувыл тотавв, тн янгыщ втат хнтавет.
ньтыт тват мнти ёвтыянӯв, тнт ты нтапыт мнти ньщиянӯв ос тыналаӈкв врмиянӯв. Сов с мнти ёвтв, акв хум мис ос пӯрщ сов ӯсувт тыналы, слы сов сака ввта, нтап врнэ мгыс ат хйхаты.
Рӯпатавт мн «художник-косторез» тох лвавв. Ам ётум ань хт хум рӯпиты. Мщтырлан мгыс свсыр станокыт лгыт, рӯпитаӈкв ёмас ос кӯпнит. Амти нтапанум тыналыянум, ущты акватэ ёвтвес, тынэ 45 стыра солкви лыс. Сыпалит с вргум, тват йӣвныл, ос ӯй ньт те яныг, ньтныл вргум. Свсыр хорамыӈ хурит ньтныл ёрггум.
Нврамаквет мн палтув с ёхталгыт, тн мгсыланыл «косторезный» школа рӯпиты. Тванылн ты рӯпата татем пӯмыщ, сака пӯмщалахтгыт. Мнти с свсыр колн ввыглавв, ханищтапыт врыглв.
– кван хотьют?
– Ам квам с ханты н, такви парищ наме Талигина. Тн Талигиныт Сыня вта хосыт лгыт, пвлэ Тильтим лваве. Мн хӯрум нврам ньщимн, тит пыг, акв ги. Юн халувт щнь лтӈыл потыртв кос, ос нвраманмн сака ат ксащгыт. Акваг рущ лтӈыл ювле лгалгыт.
Салехард ӯсувт нврамыт мгыс пусмалтан ос ханищтан кол лы, тув округув янытыл слыӈколныл, мнь пвлытныл гмыӈ нврамаквет тотавет. Тот лнныл сыс тн ёмащакв пусмалтавет. квам тот воспитателиг рӯпиты.
Тув порат ос Белгород ӯсныл тотым нврамаквет тот лсыт.
Ос таи лвгум, нн округын мн аты ввыглавв. Ань амти ты лххал ксаласлум, нпак тув ттыслум, лввсум, вос ёхталгум. Тыщир ты амти ввхатым свсыр яныг ӯсыӈ мн та ялантгум.
Валентина УЗЕЛЬ
Мастер-косторез из Ямала
Ямал всегда славился косторезами. Один из лучших мастеров Ямальского Дома ремёсел Сергей Валерьевич Аляба в этом году свои изделия и миниатюрные композиции представил на Международном фестивале ремёсел в городе Сургуте. Большое внимание участников и гостей этого фестиваля привлекали сделанные им мужские охотничьи пояса. О том, долго ли их делать и сложная ли эта работа, Сергей рассказал:
– Один пояс я делаю почти месяц, самое сложное в работе – это вырезание из кости украшения. Но я уже давно работаю с этим материалом, для меня сложностей нет.
– Почему именно кость?
– В школе я учился в посёлке Восяхово Шурышкарского района, жил в интернате. У нас был прекрасный учитель труда – Михаил Иванович Ануфриев. Он и научил работать с деревом и костью, обучил всем азам мастерства, увлек нас этим делом. Благодаря ему, из нашей школы вышло много косторезов. Окончив школу, я пошёл учиться в наш Ямальский многопрофильный колледж и получил специальность мастера по декоративно-прикладному искусству. Сразу устроился на работу в окружной дом ремёсел, где более пятнадцати лет работаю художником-косторезом.
За эти годы работы я сделал много различных изделий, в том числе и мужских поясов. Большая часть их – это собственность дома ремёсел, но есть и мои личные пояса. Реализую их самостоятельно, стоимость у них разная, всё зависит из какой кости сделаны украшения. В работе мы используем чаще всего лосиные и оленьи рога, но бывает, работаем и с бивнем мамонта. Материал нам поставляют местные рыбаки и оленеводы, они находят на просторах тундры и берегах рек рога и бивни, потом продают нам или дому ремёсел. А мы им делаем мужские охотничьи пояса, такой вот у нас с ними взаимообмен.
Чтобы вырезать из кости какое-либо украшение, я сначала делаю трафарет, затем бормашиной выпиливаю рисунок. Для работы с этим материалом у нас есть все необходимое оборудование – это и специальные инструменты, ленточные пилы, шлифовальные станки. Для мужских поясов используем обработанную коровью или свиную кожу, оленья кожа для этого не подходит, она тонкая.
Также мы проводим работу с детьми, по средам и пятницам для них организованы мастер-классы в «Косторезной школе». В группе обычно по двадцать человек. Многие сразу начинают интересоваться нашей работой, видно, им это очень нравится. Есть у нас и выездные мероприятия по разным учреждениям.
Нас часто приглашают на различные семинары, фестивали. Принимаем в них самое активное участие, ездим и за пределы нашего автономного округа. Но ваш округ почему-то очень редко присылает нам приглашения. Даже на этот международный фестиваль ремёсел я приехал самостоятельно, прочитал новость и отправил заявку, пригласили. Приехали вдвоём с мастером по дереву Егором Наковым. В поясах, что я представляю на этом фестивале, использованы только лосиные рога. Кроме поясов, я делаю скульптурные композиции, в них использую оленьи рога. Делаю ножны для ножей и многое другое.
– Расскажи о своей семье, откуда ты родом?
– Я родом из деревни Вершины-Войкары, она расположилась на берегу реки Войкары, которая берёт начало в Уральских горах и впадает в реку Сыня. Мои родители и дедушка с бабушкой были оленеводами. У деда было два брата, один охотник, другой рыбак и сам дед – оленевод. После него оленями стал заниматься мой отец. У нас и сейчас есть свои олени, но никто из близких родственников в стадах не ездит, за ними смотрят наши знакомые.
Когда мы стали появляться на свет, мама осталась жить в деревне, потом и отец не стал работать в оленеводстве. Я самый старший в семье, мне сорок лет, есть две сестрёнки и братишка. Супруга тоже ханты, её девичья фамилия Талигина. У нас трое детей. Дома стараемся говорить на родном языке, но дети в школе и на улице говорят на русском, поэтому с этим у нас возникают сложности. Но мы не теряем надежды и думаем, что наши дети будут хорошо знать и говорить на своём языке.
Жена работает воспитателем в санаторно-лесной школе, раньше туда привозили заболевших детей с тундры и маленьких посёлков, в данный момент там находятся дети из Белгорода. Когда у нас отпуск, всей семьёй едем домой в родные края, там рыбалка и охота. Хочу сказать, в последнее время рыба ловится очень плохо, с каждым годом её становится всё меньше и меньше. А дальше, я так думаю, будет только хуже.
Отметим, Сергей Аляба является членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 2019 года за сохранение в своих работах аутентичности и тематики народного искусства народа ханты. В них автор чаще изображает сюжеты из быта оленеводов и рыбаков.
Валентина УЗЕЛЬ