Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Николай МЕРОВ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Пенсия-олныт мнки вос атв
  • Лккарыт рӯпатаныл урыл потыртасыт
  • М-витув ёмщакв сыстамтаӈкве патаве
  • лумхлас йильпи мйтыл вāрвес
  • Мāк ёмас кина пēриявес

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ханищтахтын гит-пыгыт ань мт щирыл нтавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тāксар хум кāстувес
  • Лпмуст мāньщи мāхманув кассыт
  • Тав Ллья втат яныгмас
  • Ялпыӈ мныл ӯргалан колтгыл

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Касумт 80-ыт касыл лыс
  • Йӣвныл ёргуӈкве мньтгыл хсы
  • Яныгман тпос нупыл пӯрлахтасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Ялпыӈ мныл ӯргалан колтгыл
И.С. Тырлина
И.С. Тырлина
  • Мансийский
  • Русский

Ялпыӈ мныл ӯргалан колтгыл

Семён Александрович ос Любовь Николаевна Айпиныг ос Ирина Тырлина, гитн, туи порат Мегион ӯсн мӯйлуӈкве ёхталасыт. Тот св сосса мхум акван-атхатыгласыт, ялпыӈ хтал лыс.

Ты ханты щмья Усть-Варъёган пс йис мт слыяныл ӯрим лгыт. Та атхатыглам хталт тн рӯтаныл урыл потыртасыт. Айпиныт рӯт мхум свыӈплэ Нижневартовский районт лгыт. Ирина рӯтанэ урыл потыртас. 
Н ты врмаль ущнув тра-паттуӈкве выл-тастэ, пс потрыт ул вос хот-тлыгтыянэ, тыимгыс яныгхтпат нтуӈкве ввсанэ. ще  рӯтыт хотыл лсыт, пс йис потыр ань  ловиньтн. 

 

Хосат Аган  втан, слы тпыӈ мн Нуми Трумныл Пакин ёл-тратахтас. Ты н Отман йка ёт лыс, тн Виталий пыг янмалтасг. Виталий Отманович ос Пётр пыг ньщас. Яныгпла хтпат Пакин наме лвуӈкве ат тртсаныл, ёлтуйтсаныл. Мхум таве «Трумныл вглум вр н» намаясаныл. 
Аквмат порат ты рӯт хум хтпат пуссын н хӯл алыщлаӈкве мингыт. Отман ос юн хульты. йкат тав нупылэ лвгыт: 
— Отман, ты хтал наӈ сртыннув н минн, акваг юн та хультгын. 
— Ам иӈ ат атхатасум, нн минн, ам тах ёхтгум. 
йкат н хӯл алыщлаӈкве ёхтысыт. Тав тот хохса хартым ӯнлы, ос рӯтанн китыглаве: 
— Хумус наӈ ёхтуӈкве лымасын, наӈ юн хультсасын. 
Тав мовиньтым ювле лвыс: 
— Нн сака хоса хуегн.
 Алыщлан мныл стгыт, хум хтпат ювле атхатгыт. Отман хӯл ёт ат выг. Хум хтпат таве китыглыяныл:
— Наӈ манрыг хӯл юв ат тотгын? 
— нумн ат ри, юн хӯл ньщгум. 


Мхум юв ёхтгыт, сль, Отман нтэ, Пакин, хӯлыт сāманыл хот-нильманэ, якытламанэ ос пйтуӈкве лымаманэ. выл порат мхум ты тлал пуссын хот-щатахтгыт. Ос та порат сака р нйт хтпат лсыт. Тн ты врмаль тра-паттысаныл. Насати, яныг Пакин ти нас н лыс. Тав Трумныл ёл-вглыс, матырсыр р ньщас, ты хосыт йкатэ хотмус мт мн молях тотыгпаӈкве врмыстэ. 
Тувыл ты н рӯтанн матыр ллил врвес. Тав пыганэ ёт Трумн нӈхаль хотталь та минас, ётыл ты н урыл воссыг нмхотьют нматыр ат хӯлыглас. 
Аквматнакт Андрей Петрович Айпин враяӈкве минас, янгуй ктын-паттыс. Янгуй нуиматэ, аквтупмат тав нупылэ хотьют сунсы, кквасы манос йӣв сгмыты. Тувыл янгуе акв пāлэ нуистэ, тимаӈкве патвес, ос тот т хӯлуӈкве хультыс. Хуйнэм щпитас, татем ткыщ ёл-оилматвес. 
Ос ӯлмаяс, рттам ргыӈ, сыстам кол кӣвырн щалтыс. Тот нмхуньт ат лыглас. Ос тот лыматэ татем гмыл мтыс, номсы, аман хумус холытан янгуюм нуилум ос юв тотылум. Тав ётэ хотьют потыртаӈкве ты патыс.  
Хтпа  лвыс:
— Мн рӯтыг лв. Наӈ мн колувн ёхтысын, мн тыт омав ёт лв. Тыт лнэ лумхласыт мкве ос в ӯргалв. Ляпат вр щахыл лы. Ётыл нн тот пуӈк пинуӈкве ос пӯрлахтуӈкве патэгн тах. Ань лаль вруй ктынпаттэгн ке, таве янытт хот-нулн, акв пāлэ ул хультуптэлн, ат рви. Юв ёхтгын, маныр тыт хӯлсын ос ксаласын, ты урыл рӯтанын потыртэн. 
Тувыл йка нх-сйкалас, сунсы, нмхотьют тим, кол с тим. Нортум хуйнэмтэ тармыл тох та хуям. Нматыр гм тим. Квлыс, янгуе янытт хот-нуистэ. Тувыл ӯлмаям вр щахыл ксаластэ, юв ёхтыс, ӯлме урыл рӯтанн потыртас. 

Сль, ань та ялпыӈ мн ты рӯт мхум яныг-сткем тл палыт пӯрлахтуӈкве  ялантгыт. 

Легенда о происхождении родословной

На конференции по языку, культуре и традициям, которая проходила в Мегионе, среди участников были восточные ханты. На заседании с докладом «Древнее древо рода Айпиных» выступили супруги Семён Александрович и Любовь Николаевна Айпины и их дочь Ирина Тырлина. Супруги проживают в Новоаганске, а дочь работает в историко-культурном парке «Югра», которое находится недалеко от города Мегион.
 

История происхождение их фамилии передавалась из поколения в поколение. С ней связана легенда о духах и инопланетных существ.

По рассказам старцев, женщина Паки-нэ спустилась на землю с небес у реки Аган, посреди ягельного бора. Это стойбище отца и деда Семёна Александровича. В фольклоре восточных ханты её имя упоминается как «Женщина, спустившаяся с небес». Паки-нэ, спустившись на землю, стала жить с Отманом, он был обычным жителем земли. У них родились два сына Виталий и Пётр. Это родственники Семёна Александровича Айпина.

Паки-нэ была непростая женщина. Её имя было очень загадочным, и просто так произносить не разрешалось. Простые люди её называли «Таинственная божественная женщина».

Однажды все мужчины из этого рода собираются ехать на рыбалку. А Отман остаётся дома, никуда не собирается, сидит и курит трубку. Рыбаки обращаются к нему:

- Отман, ты езжай сегодня впереди, а то всегда остаёшься последним!

- Я ещё не собрался, вы езжайте, я приеду позже.

Мужчины приезжают на рыбалку, к их удивлению, Отман уже сидит у речки и курит трубку. Спрашивают его:

- Как ты так приехал первым, ты же был не собран и остался дома?

Он в шутку отвечал:

- А-а, это вы долго собираетесь.

Порыбачили мужчины и собираются домой, складывают рыбу, а Отман себе рыбу не берёт, мужчины его спрашивают:

- Отман, ты почему себе рыбу не берёшь?

- А мне не надо, у меня дома рыба есть. Жена уже приготовила блюда.

Действительно, приезжают домой, а Паки-нэ почистила рыбу, нарезала, успела сварить и вся еда уже стоит на столе. Вначале все люди этому делу много удивлялись. В те времена были очень сильные шаманы, они всё-таки узнали, что эта женщина обладает сверхъестественной силой. Она быстро перенесла своего мужа на большие расстояния. Затем родственники чем-то сильно обидели Паки-нэ, она взяла своих сыновей и ушла на небеса. С тех пор её никто не видел.

Позже Отмана не стало. И однажды Андрей Петрович Айпин во время охоты добыл лося. Разделал половину туши, стало темнеть, и он остался на ночлег в лесу. Сделал лежанку и уснул крепким сном. Приснилось ему, что он зашёл в чистый и светлый незнакомый дом. И послышался ему мужской голос:

- Здравствуй родственник, ты в наш дом пришёл, мы здесь проживаем с мамой. В этих краях мы охраняем коренных жителей, землю и реки.  Рядом находится ягельный бор, запомни его, в будущем вы будете приходить туда молиться. В дальнейшем, если добудете лося, наполовину оставлять нельзя, надо его разделывать полностью. Всё, что ты здесь услышал и увидел, передай своим родственникам.

После этих слов Андрей Петрович проснулся, огляделся, нет дома, он лежал на сделанной собственными руками лежанке. Встал, полностью разделал тушу лося. Недалеко от себя увидел ягельный бор, который приснился во сне. Пришёл домой, рассказал о своём сне родственникам. И вот более ста лет уже род Айпиных ходит на это святое место молиться.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1192)
20.03.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика