- Мансийский
- Русский
Яныгман тпос нупыл пӯрлахтасыт
Пс пораныл с вта хосыт лнэ ханты мхум тпос яныгман порат пӯрлахтасыт. Ань юи-выл тлытт млтыпыг мтнэ лы-плт яныг ӯсытт ос мнь пвлыӈ мтт лнэ сосса мхманув пӯрлахтын врмаль с врыглаӈкв патсыт, ханты лтӈыл тав лваве - «Тылащ пори», мньщи щирыл – тпос пури.
Ос ты лы-пал хталт Ханты-Мансийск ӯс «Трум Маа» музейт атхатыглам хтпат нньныл ст ӯйхул хурит (ты слы, лув, мис, пля ос щищкурек) врсыт. Тн халанылт венгр ги лыс, наме Чилла Хорват. Тав с пасан втан ӯнтыл-матлыс, нврамыт ёт хурит врыс. Ты нньныл врим хурит мтыт хталт «йирыг тӯщтувсыт».
Пӯрлахтын хталт типлаг музей мт св мир акван-атхатас. Кон сака кос втыс ос тӯйис, ос мхум нвраманыл ёт тув ёхтысыт, пӯмщалахтым тыгле-тувле мыгтасыт. мпыӈ мхум тот с лсыт. Тн мпаныл рущ лтӈыл «самоедыг» лвавет. Нврамыт ты мпытыл маттем та пӯмщалахтасыт.
Тувыл мӯйлын хт-пат сун ӯлтта поргын мн касуӈкв вввсыт, мньнув нврамыт талква сун ӯлтта, яныгнув нврамыт карыснув сун ӯлтта поргысыт ос йӣв нумпāлн пувыр лкв пхвтысыт.
Сӈквылтан тн та сумыллас, мхум пс кол пхат акван-атхатуӈкв лввсыт. Ялпыӈ хтал та вылтавес. влт нврамыт свсыр пӯмыщ мщил мщувсыт. Тувыл гирищ ос мань пыгрищакве мирн потыртасг, манрыг тпос нупыл намталахтуӈкв ос тулвыл такталаӈкв ат рви.
Ханты нквет вр ляпат тӯйтныл врим пасан втан атхатасыт. Щар яныгплаг тн халанылт Евдокия Андреевна Нёмысова лыс. Тав влт пйкщас, сосса мхум мгыс ёмас посыӈ хтал ввыс, т хӯлыӈыг вос лгыт, вранув вруй вос ньщгыт, св пил вос яныгми. Нврамаквет щняныл-щаныл лтыӈ вос хӯнтлгыт.
Та юи-плт нньныл врим ӯйхул хурит йӣв касаил лкква-яктувсыт, пуӈканыл мāнт тармыл пинвсыт, алпияныл ос ныт хультсыт. Мнт тармыл пиным тнут тпос нупыл та вущкасавес.
Мӯйлын хтпат с пуссын пасан втан вввсыт, сламатыл пинвсыт, исум щил айтвсыт, атыӈ ннил тыттувсыт. Тпъяла-маныл юи-плт пуссын юв та мингаласыт.
В музее «Торум Маа» прошел Обряд угощения Луны
Традиционный обрядовый праздник «Тылащ пори» или Обряд приношения Луне коренные жители Югры проводят на растущую луну в феврале-марте. В этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» города Ханты-Мансийска обряд провели 15 марта. Несмотря на сильный снегопад и метель, жители и гости города пришли туда вместе со своими детьми. Встречали их приветствиями на разных языках – хантыйском, мансийском и ненецком. Меня поприветствовали на ненецком языке – «Ань торова».
Данный обряд в этнографическом музее проводят девятый год подряд. Многие участники отмечали, в предыдущие годы во время праздника на небе всегда появлялась луна, к сожалению, в этом году погода не благоприятствовала, небесное светило так и не появилось.
Маленьких гостей праздника сразу привлекли к спортивным состязаниям «Этно-старт», они с большим азартом состязались между собой в прыжках через нарты, в перетягивании каната и бросании кольца на палку. Затем была проведена викторина, гостям праздника задавали различные вопросы о данном обряде, ответившим правильно были вручены призы. В театрализованном прологе «Как луна на землю приходила» маленькие артисты учат сверстников с уважением относиться к небесным светилам. Ведь по старинным легендам они некогда были людьми древнего народа, солнце – это «Хатл-анки», солнце-мать, а луна – это «Тылащ-пух», месяц-сын.
Затем всех гостей пригласили на обрядовое действо. По традиции из снега был сделан стол, на который поставили различные угощения. К данному месту были приглашены самые уважаемые люди из числа коренных народов, носители традиций. От имени старейшин жительница города Ханты-Мансийска Евдокия Андреевна Нёмысова прочла специальную молитву, обратившись к Луне и духам-покровителям с просьбой о размножении животных, о благополучии каждой семьи и здоровье людей. Затем было проведено «жертвоприношение». Фигуркам «животных», которые были приготовлены накануне из теста, сотрудник музея Анатолий Брусницын отсекал головы специальным деревянным ножом и клал их на деревянную лопату, смешивая со снегом. Затем он бросил их в сторону растущего Месяца. Остальные части «жертвенных животных» участники обряда разделили между собой и угостились.
Праздник «Тылащ пори» для представителей коренных народов носит сакральный характер, своими молитвами участники данного обряда обращаются к силам и духам природы с просьбой о помощи. В это время начинает просыпаться природа, и им крайне важно, какая будет весна, ведь от этого зависит их дальнейшее благополучие и достаток.