- Мансийский
- Русский
Пӯри вāрнэ накыт суссылтавсыт
Та сāтыт «Тōрум Маа» нампа музейт ханты ос мāньщи пс мāхманув «Пӯри вāрнэ накыт вылтыт» потыртасыт ос ханищтап вāрыгласыт. Тнт Ханты-Мансийскан мāщтыр хтпат ввиньтлвсыт ос тāн пӯри вāрнэ лы-пāлт рнэ пормасыт щпитасыт.
выл хталт мхум пӯри тнэ мгыс щпитахтын тлат вылтыт потрыт хӯнтлысыт, тва хōтпат музейн ёхталасыт, мтаныт ищхӣпыӈ ут хосыт суссыт. Тн ётаныл Людмила Алфёрова, музей кӯщай н, пащалахтас ос втыт ханищтапаныл вылтасыт. Ксыӈ сосса щмьят пӯри врнэ нак сака ёмас ос мк тлаг лы, тыи ōс акв йильпи щмья ӯргыт ос св нврамаквет самын вос патгыт.
Татьяна Волдина-Ледкова, с-угорский институтт рӯпитан н, ханты мхум пӯри врнэ накыт тра-паттысанэ ос доклад хансыс. Пс тгыл лнэ врмалит лаль тотнэ мгыс сосса мньлат гитн-пыгытн с вос ввет. Ань тыг мус хантыт палт лӯим рт ос хтал нглын рт пӯри врнэ тлат мирытн внэг ньщавет. Тувыл таи ёмас лнув, хантыт тнаныл ёмщакв номнныл торыг аквтох мкыг пӯри вос врыгланувыт.
Пс порат таимгыс акв рӯт колтгылт хйталан хум ос н хтпа приявесг, тувыл мӯйлын коланылт тн нас лтӈыл потыртасг, мӯйлупса тотыгласг.
Тванакт пыг ги ёт акван-потыртахтг ос пыг таве тӯлмантытэ ос аквъёт минг. Пыг гитэ такви колн тотнтэ юи-плт, тн щмьяг та мтг. Оманум-тянум аквта щирыл акван-минасыт, мт мньщи щмьятныл ōс акв тамле потрыт хӯлыгласӯв.
Ос мт щирыл лаль тотнэ тла, тыи нас св мирыт лы-плт ёнгим суссылтгыт. Акв тамле пӯри ёнгуманыл вылтыт Марина Кабакова потыртас, тав Касум пвылт рӯпитаме порат ханты пыг Виталий Русскин ос лӯсум мньщи ги Татьяна Бахтиярова акван-хасхатнэтн порат сценарий щпитасыт. Ты нг-хумыг Москва ӯсн ввиньтлвесг ос тот сосса мхманув щирыл пӯри врнэ пс накыт суссылтаӈкве рыс.
Тыи сртын пыг рӯтанэ хумус ги колн хйталаӈкве ёхталасыт, тувыл матхурип ойтхатнэ тлат ос мт сыре-сыр врмалит урыл потыртахтгыт. Ань Татьяна ос Виталий рӯтанн коныпал тамле врмалит «Хтал» нампа с-угорский театрыт рӯпитан артистат суссылтасыт.
Ищхӣпыӈ ут хосыт пӯмыщ потыр Расима Ибраева ловиньтас. Тав Аган хосыт лнэ хантыт хумус пӯри врсыт, та тлат тра-паттысанэ. Та рт лнэ хантыт пс щирыл пӯритнэ наканыл ань лаль тотуӈкве сака таӈхияныл. Тн лвнныл щирыл, тнт тнки щнь лтӈаныл мньлат гитн-пыгытн ёмщакв ханищтавет, тувыл тамле щмьят самын патум нврамыт янмалтым, тн тнки щнэ пс наканыл мт щирыл ат врияныл. Пыгыт враян, хӯл алыщлан ман слы ӯрнэ хум хтпаг яныгмгыт, гирищит колсори рӯпата хснг вргыт, маснут нтгыт ос рӯтанылт акван-нтхатым щуниӈыщ лгыт.
Мт пӯмыщ тлат ханты пӯри врнныл порат Раиса Решетникова ос Светлана Дядюн доклад ловиньтасг. Мньщи пӯритнэ вылтыт Дина Герасимова потыртас, тав 1990-ыт выл тлант Лōпмус пвылт пӯри ёнгын урыл номылматас. Тнт вти кина пслан мгыс мхум тув атыглавсыт, мньлат хумыг тот Никита Партанов лыс, маньнэг Татьяна Мерова.
Тувыл ань семинар лум порат музейт акван-атхатыглам мӯй мхум мгыс «Свадебные традиции обских угров» нампа суссылтап врвес. Тот пӯри врнэ порат рнэ пормасыт суссылтавсыт, ос та юи-плт мт колнаканылт маньнэ тӯп, хйталан хум кт сув, пормасыт пиннэ туманыӈ ттап щаквщуӈкве ос втаӈ тр, хорамыӈ осма-хӯрыг ос хасап нтуӈкве мщтыр хтпат вввсыт. Тот мхум ксыӈ колнакт нас мщтыр хтпатн ханищтавсыт. Тн вылтыт лаль тах хансв.
Тамара МЕРОВА
Свадебные обряды обских угров
В течение прошлой недели в этнографическом музее «Торум Маа» проходил научно-практический семинар «Свадебная атрибутика обских угров: Технологические и музееведческие аспекты». В Ханты-Мансийск были приглашены мастера, которые могли рассказать не только о старинных свадебных обрядах, но и изготовить некоторые предметы для такого важного события.
В первый день участники теоретической сессии заслушали семь докладов о свадебных обрядах разных локальных групп хантов и манси. Некоторые докладчики выступили непосредственно в аудитории, другие подключались и участвовали онлайн. Приветствуя участников XXX научно-практического семинара, директор музея «Торум Маа» Людмила Алфёрова отметила уникальность темы, потому что для каждой семьи свадьба – эта та радость, которая сохраняется у супругов на протяжении всей жизни, эта та связующая нить и бесконечность семьи, которая после рождения детей ведёт род через века.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Татьяна Волдина-Ледкова затронула вопросы реконструкции комплекса семейных обрядностей у хантов. Несмотря на значительные изменения и трансформацию старинного свадебного обряда, проведение свадьбы в этническом стиле остаётся востребованной у современной молодёжи. На сегодня известны и воссозданы два варианта сценария свадьбы, это северо-хантыйской и восточно-хантыйской.
В цикл свадебной обрядности в старину входило сватовство, свадьба и послесвадебный обряд. Уплата калыма и подготовка приданого в хантыйской семье фактически утратило свою актуальность, также, потерял смысл обряд умыкания невесты, в случае невозможности уплаты калыма или несогласия родителей. По рассказам старшего поколения, в середине прошлого века таких браков было несколько десятков.
В реконструкции свадебной обрядовой культуры отмечают новый вид – сценический, когда старинные обряды, построенные на основе фольклорно-этнографических материалов, включают в концертные композиции или театральные спектакли. В музее «Торум Маа», с элементами старинного обряда, проводилась свадебная церемония в конце прошлого века.
О преобразованиях традиций хантыйского свадебного обряда в современной постановке свадьбы рассказала директор Центра народных художественных промыслов и ремесел Кабакова Марина. Работая ещё в Казыме, ей предложили разработать сценарий проведения традиционной свадьбы, который потом представляли в Москве на Международной выставке-форуме «Россия». Так, в день образования автономного округа-Югры, молодожёны ханты Виталий Русскин и лозьвинская манси Татьяна Бахтиярова, соответствуя старинным традициям северных ханты, заключили брак.
В сценарий свадебной церемонии вошли элементы сватовства, выкуп невесты, которые Татьяна и Виталий исполнили совместно с артистами театра обско-угорских народов «Солнце».
Об особенностях свадебного обряда юганских ханты поделилась научный сотрудник Регионального историко-культурного и экологического центра города Мегиона Расима Ибраева. В своём докладе она детально раскрыла предсвадебную, свадебную обрядность этой локальной группы хантов. Как она отмечает, на сохранение народных традиций большое влияние имеет сохранение родного языка в этносе. Забывая язык, забываются и народные традиции, обычаи. А ведь именно свадебный обряд закрепляет общественное утверждение семейного союза. Уклад семейной жизни у аганских хантов был и остаётся патриархальным, где женщина – хранительница очага, мужчина – глава семейства и добытчик.
Интересное значение сватовства в свадебной традиции северных хантов прозвучало из уст кандидата педагогических наук Раисы Решетниковой. Образ невесты в хантыйском фольклоре, на примере сказки «Дочь маленького зеленого карася», представила исследователь фольклора Светлана Дядюн. О мансийском свадебном обряде, который проходил в деревне Ломбовож в начале 1990-х годов, рассказала кандидат филологических наук Дина Герасимова. По исполнению обрядов был снят документальный фильм, в роли молодожёнов выступили Никита Партанов и Татьяна Мерова.
Все темы вызывали активное обсуждение, местами спор участников, а также и дополнялись знатоками традиционных обрядов ценными комментариями. Таким образом, открывается обзор для дальнейшего изучения, исследования свадебных традиций и темы проведения следующего семинара.
Участникам и гостям семинара была подготовлена выставка «Свадебные традиции обских угров», где представлены эталонные предметы, к технологии изготовления которых приступили во время практической сессии на мастер-классах. А именно, изготовление приглашенными мастерами свадебного посоха и весла, сундука невесты, полога невесты, платка невесты, орнаментированной подушки из сукна.
Тамара МЕРОВА