Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Хнтыт сакватавсыт кос, ос тн лаль луӈкве воратгыт
  • Пӯри вāрнэ накыт суссылтавсыт
  • Пāвлыӈ мāхум ёсал ос товтыл касым хйтсыт
  • Мньщи хум ялум лӈхе ат ёрувлылӯв
  • Советский ӯст кāминьт пāссал каснэ тла

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тӯрвт пвылн ялсӯв
  • Мньщи ннь, ктпосыт ос мт тлат урыл потыртасӯв
  • Рущ лумхлас «Лӯсум хум» намыл лввес
  • Тав Родинав вуянтастэ
  • 65-тлтыл янытлылӯв!

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хоты порат сс нуяве

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Слы нвлил тс тнут вргыт

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Хумыс Тгт-Котиль-Ялпыӈ-тыр Вит-Ялпыӈ-Акит палт ялыс

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Кульпаст ханищтахтын нврамыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мньщи ннь, ктпосыт ос мт тлат урыл потыртасӯв
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи ннь, ктпосыт ос мт тлат урыл потыртасӯв

«Лӯим срипос» ос «Ханты ясанг» газетаг врнэ колн св мхум ёхталгыт, тва мӯй хтпат мт ӯсытныл ос лы хн мныл лыглгыт. Ань ханты ос мньщи мирагув, лтӈанув-диалектанув сака пӯмщалавет, ханищтавет, таимгыс мхум мн палтув та молямлгыт. Ксыӈ хтпан щгтв, тн ётаныл потрамв, матыр-ти китыглахтгыт, мн с тнаныл китыглыянӯв, щил айтыянӯв. 

Тынакт Екатеринбург ӯсныл кркам н ос хум хтпаг ёхталасг – Алексей Викторович Слепухин ос Наталья Юрьевна Бердюгина. Тн «Туристическая культур­но-исследовательская ассоциация команды искателей приключений» (КИП) тла палт рӯпитг, тувыл Историко-этногра­фический парк «Земля предков» нампа м вр­сг, мньщи мир лупса урыл мирн потыртг. Тув ань м янытыл яласан мхум втихал ялантгыт, лнэ наканув пӯмщалы­яныл. «Лӯим срипос» газета корреспондент Тамара Мерова 2018 тлт тув ялыс, Алексей Викторович ос Наталья Юрьевна ёт хнтхатыглас, ты урыл газетат хансыглас.

Ты мӯй хтпагув мож­жевельник нампа нирща­хыл тлыщ врим ннь тотыгласг. Лвсыг, пс порат Свердловский областьт лум мньщи мхманув ннь тох ты врмыт. Тн та рецепт-потыр хт тра-пат­тыстн, пс щирыл ннь врсг, нумитэ мньщи хансатыл нтум­тастн. Татем атыӈ ннь. 

Тнатн мн китыгласагӯв, мирув урыл хумус пӯм­ща­лахтуӈкве пат­сг. Алексей Викторович Слепухин сака потрыӈ хум, тав тох лвыс:

– Мн Наталья Юрьев­на ёт св тл м янытыл яласымн, рущ щи­рыл те лвуӈкве – професси­ональ­ные путешествен­ники. М янытыл яласан мхум мгыс экскурсият ос экспедицият врыг­лымн, наука щирыл рӯпитан хтпат р хосыт хнтхатыглапыт щпитв, пӯмыщ потрыт ловиньтв. Хунь нрт лыг­лв, тасвит хащ­тл намыт – н­рыт, тӯрыт ос т на­ма­ныл. Тн ян­гыщ мньщи лтӈыл намаим л­гыт. Тувыл 21 тл ювле хуль­тум порат мньщи хтпат ёт румалах­тасмн, тн палта­ныл ялан­таӈкве пат­сумн, матыр тра-пат­тын мгыс китыг­лах­тас­мн. Тох мньщи хт­пат ёт юртыӈыщ луӈкве патсумн. 

Мн мвт ань мньщи хтпа 130 свиттем ма­нос тыгыл мощщанув лгыт, лнэ наканыл сй­муӈкве патыс. лнаӈ слыт щ­сыт, юи-выл слыт 25 тл ювле хультум порат иӈ лсыт. 1998 тлт 800 свитем слы лыс, Вогульский камень нампа нр втат янмалта­саныл-ӯрса­ныл. Ань щар акв слы тим, таи­мгыс мньщи мхманув нрыт нупыл ат ялан­тгыт. 

Хотты хтпанылн ма­тыр нтмил вруӈкве ри те, нтыянмн. Акв пыг­рищ самаге постл пат­сг, пӯль­ницан тотуӈкве рыс, ос рнэ нпакыт ат нь­щас. Мн мирколн ялсу­мн, кӯщаит хосыт нв­рам нпаканэ щпи­тав­сыт, пӯль­ницан то­тыс­лӯв, тот пус­малтаӈкве патвес. Акв хум лглаге пльт­саге, такос лвсу­мн, наӈн пӯльницан то­ты­ламн, вос пусмалта­вен, ат таӈхи, тох та лы. Воссыг хоталь врха­тымн, рвгыл хунь тоты­ламн. 

Вишерский районт Самбинда­ло­выт колтгыл лыс, Татьяна Иосифовна хӯрум пщи ньщас. йкатэ Алексей Бахтия­ров, тн кит пыг янмал­тасг, слыт щсг.  

Ам хунь сосса мхум ёт потра­мгум, номсгум, ктпосаныл хт аман пслыглыяныл манос ат ньщгыт. Вглум, лнаӈ ксыӈ мньщи хтпа такви ктпос нь­щас. Млты порат Михаил Пакин китапаслум: «Наӈ ктпос ньщ­гын?» Тав матырсыр мат дамка урыл лви, ам торгамтаӈкве ат врми­лум. Насати тамга лвыл­тытэ. Ам тавен лвсум: «Тамга – ты лумхлас рӯтэ пс. Хоты рӯтныл лы, ты щирыл тра-паты. Ос ктпос – ты ксыӈ хтпа тав псэ». Тувыл сун­сгум, тав матыр пормас щпиты, тув такви ктпосэ вритэ. 

– Алексей Викторович ос Наталья Юрьевна, нн хотыл лэгн?

– Наталья Юрьевна Верхняя Пышма ӯсныл лы. Ам ос Асбест ӯст самын патсум, тот яныг­масум. Та мт хосат хри­зотил-асбест (ӈк асбест) нампа сака тыныӈ минерал ос мт рнэ матарыт хнтвсыт. Тувыл тув св мир рӯпитаӈкве ёх­та­лаӈ­кве патсыт, яныг колыт ӯнт­тувсыт, пвыл ӯсыг мтыс, Асбес­тыг намтвес. Ань тыхтал мус та ляпат яныг вӈхат хилавет, рнэ хвтасыт нх-вивет. Таимгыс та мт ӯйхул мощщаг мтыс, мньщи мхум тот враяӈкве ос хӯл алыщ­лаӈкве воссыг ат патсыт, мт мн внт­лысыт. Ань кос выгув Лӯсум  манос мт т, тот с сака хӯл тим, свсыр предприятият рӯпитгыт, порсаныл пуссын н па­тгыт, тамле мт хӯл ма­нос вруй луӈкве хунь врми. 

– Нн лвсын, музей ньщегн, тот мньщи пормасыт лгыт?

– «Земля предков» парк музеювт св пор­масыт ньщв - мньщи хпыт, суныт, маснутыт. Сӯмъях ӯнттысӯв, рнкол тӯщтысӯв, ннь­кӯр вр­сӯв. Мн палтув мӯйлуӈ­кве ёхталн, матыр-ти пус­сын ннти ксалэгн.

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Вспомнили рецепт мансийского хлеба, говорили о тамге и других важных вещах

Объединённую редакцию национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» часто посещают гости – читатели, учёные, туристы, школьники и все, кто интересуется обско-угорскими языками, культурой коренных народов Севера. Мы всегда всем рады, если нужна помощь, всегда поможем, подскажем. С гостями и чай попьём, и побеседуем, и сфотографируемся. 

Недавно к нам приезжали гости из Екатеринбурга – Алексей Викторович Слепухин и Наталья Юрьевна Бердюгина. С собой они привозили пирог сладкий – можжевеловый пряник, который сами испекли по старинному мансийскому рецепту. Алексей Викторович рассказал о своей деятельности:

- У нас две организации – наш холдинг называется «Туристическая культурно-исследовательская ассоциация команды искателей приключений» или просто КИП, и есть подразделение – Историко-этнографический парк «Земля предков». Как этнопарк на среднем Урале он один и самое ближайшее к нам – это Югра. 

У вас в округе два народа, ханты и манси, в Свердловской области один народ остался – манси, и он уже очень сильно поредел, там меньше 130 человек проживают. Культура их ассимилируется, она сама по себе истончается, здесь другой формулировки, как истончается, нет, и не подберёшь.

Мы туристы, профессиональные путешественники, я ещё и возглавляю комиссию по этнографии исторической географии Свердловского областного отделения Русского географического общества. На Северном Урале, в отличие от Среднего Урала, больше топонимии и больше названий, которые имеют мансийские корни, в этом как раз особенность. Только носителей этой информации теперь очень мало. Сами манси сейчас в горы не ходят, потому что нет оленей. 

Когда мы начали свою деятельность 21 год назад, оленей уже не было. А 27 лет назад, в 1998 году, было объединённое стадо хозяйств, там было 800 оленей, а спустя шесть лет, когда мы начали своё дело, их уже не было. Олени сборные были, часть приходили с Вишеры, там ещё было небольшое стадо Бахтияровых, были стада у Пакиных. 

У нас очень большой спектр, мы интересуемся очень многим. Мы восьмой год читаем цикл лекций. У нас есть свой собственный этнопарк «Земля предков», за нами почти 50 всяких разных экспедиций, и мы спасли последние мансийские нарты в Североуральском районе. Мы пионеры во многих местах у себя. Например, мы начали с того, что 2020-й год очень тяжёлый был, выживали тяжело, но с другой стороны, за год мы прочитали 204 лекции. Читали мы их как Карантинные экскурсии, читали из этнопарка, потому что парк должен хоть как то был сводить концы с концами. Те люди, которые смотрели наши экскурсии, присылали кто сто, кто пятьсот рублей. Они нас поддерживали.  

- На границе с Пермским краем в Вишерском районе живут манси?

- Там только одна семья Самбиндаловых жила. У Татьяны Иосифовны Самбиндаловой было три брата. Мы застали только самого младшего Данила Самбиндалова. У него было образование, закончил Свердловский радиотехникум, мог бы в принципе где-то устроиться, но последние годы еле сводил концы с концами, безработный, без пенсии. Как то так у него всё получилось. В последние годы он жил в Хорпии. 

Татьяна вышла замуж за Алексея Бахтиярова, они вырастили двоих сыновей. Супруги работали егерями на кардоне речки Мойва в Вишерском заповеднике. Там директорами были уникальные люди, они их как коренных жителей манси уважали, ценили, мансийские названия, географические, переводили на русский язык. У Алексея были свои олени, в семье они говорили на родном языке.

Вы знаете, язык – это прежде всего, здесь носитель один, хранитель другой. Носителем будет мужчина, хранителем женщина. Во первых женщина живёт подольше, если она знает свой родной язык и традиции, всё это она передаст своим детям. 

У нас есть документы, в которых написано, что манси работали егерями, слали отчёты. Все охотники манси делали отчёты и там стоят катпосы. Я Михаила Пакина спрашиваю: «Почему у тебя нет катпоса?» И они рассказывают про какие-то там дамки. Я ничего понять не могу, какие дамки? Потом выясняется, что дамкой они называют тамгу. 

Я говорю: «Пойми, тамга – это родовой знак, его оставил род. Это была ограничительная территория, где тамгами как раз и надо было обозначить территорию. А когда дело касалось одного мужчины, то это будет катпос. Катпос – это знак руки, потому что рука она одна, другой такой не найти. В этом особенность. Почему у тебя нет вот этих знаков? Почему их нигде не ставите?» 

Вот те же самые деревянные ножны, Куриковы нам их дали, это очень важно, это именные вещи, там у них стоит катпос. А у Михаила почему этого нет. И позже он на всех своих предметах, которые для нас делал, начал ставить катпос. 

- Вы откуда родом? 

- Я из маленького городка, всемирно известного города Асбеста, Наталья Юрьевна из Верхней Пышмы. В 50-х годах в Асбест приехало много людей, потому что карьер – это огромная разработка, добывали минерал асбест или его ещё называют горный лён. Повалило туда народу, город стал расти. Минерал отправляли в 114 стран, он был безумно популярен, это было второе предприятие после «УРАЛМАША», имевшее свой собственный валютный счёт. 

- В Ханты-Мансийске вы впервые?

- Да. Вы знаете, город мне очень понравился, видно, что он молодёжный, что в нём идут такие новации. Конечно, мы за сутки, которые здесь находимся, ничего толком не увидели. Мы увидели всё, что касается нашей тематики, мы на Тур биеннале приехали, увидели музей «Торум Маа», увидели часть экспозиции «Мифологическое время» в Музее Природы и Человека. Вот это единственное, что мы успели посмотреть. Но с другой стороны нам это любопытно, потому что для нас это совершенно новая, неизведанная страница. Ряд моментов, конечно, нас поразили, потому что город молодой.

Приезжайте в наши места, посетите этнопарк «Земля предков», побываете на наших экскурсиях, послушаете лекции, посетите музей.

Записала Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1336)
27.03.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика