- Мансийский
- Русский
Хумыс Тгт-Котиль-Ялпыӈ-тыр Вит-Ялпыӈ-Акит палт ялыс
Пс рыг йис, мйт йис порат лвēгыт, свсыр пупгыт, тырыт халанылт с хнтласыт, ранылтыл-вганылтыл рталахтасыт. Тва порат ос халанылт мӯйлым яласасыт. Акв йис потыр ннан хансгум - «Хумыс Тгт-Котиль-Ялпыӈ-тыр Вит-Ялпыӈ-Акит палт ялыс». Ты потыр нумн ам щнюм Анямова Александра Васильевна иӈ пустгыл лмт потыртлас.
(мньщи мйт)
Пс лвēгыт, Тгт-Котиль-Ялпыӈ кит тыр тыг ёхтумыг Вижай сӯнт ялпыӈ мн. Лвнэтн:
– Лвйт, Вижай сака ялпыӈ. Хт лы ялпыӈе? Нмхт тыт тим.
Тнт кол, пвыл тим лыс.
Акв кол ӯнлы, мнь кол.
Тув ёл-лльмыт, слыл ман матарыл ёхтысыт ань.
Лвнныл:
– Аман хт ялпыӈе лы?
йка кон-квлум, матум йка.
Тгт-Котиль-Ялпыӈныл
ёхтум йка, - китыглахтынт:
– Вижай ялпыӈ аман хт лы? Тох, лвйт, сака ялпыӈ.
Таи, матум йка лвнт:
– А-а, Ялпыӈ-Ялпыӈ! Тыт Ялпыӈ лы! Нн, аргн китыглахтуӈкв патмын, сунсуӈкве ке тахъянын, лвиянум - ты нглапгыт.
Ань та хт, ты лвм, вит акваг хнэ мныл, ань матырсыр Сслат, кр кнтуп - кр алпип тырыт нх та хульгатахтыгламыт, вит втаныл пг-квлуӈкв патмыт.
Таит, Тгт-Котильныл ёхтум утыт рохтумыт, воссыг ат китыглахтынныл. Лвнныл, Тгт-котильныл ёхтум йка лвнтэ:
– Та яныт ёмас врекēн, ат суссылтахтв, ат пилтуптахтв! Ам пыгум, - лвнт, - тыг мыглум, впсыг.
Пыге тыг та хӯлюмтэ, май, впсыг.
Хт нрт, нрт хт ялпыӈ лвылтгыт – Хӯщ-йка. Тай Тгт-Котильныл тыг тотым тыр.
– Сймалтахтв: нматыр лль ат врв, нсмыг-нсмйкаг патхатв.
Тгт-Котиль-йка пыге тыг мимтэ, хӯлюмтэ. Таи ос Хӯщ-йкаг та лваве. Нрт, лвйт, ялпыӈ с. Тув пӯрлахтуӈкв, йирхатуӈкв ялантгыт.
Вижай пвыл лнэ м, сль, мтэ ялпыӈ. Пс порат, тав кос ам мниг лмум порат, н хōтпат ты пвыл тра ат яласасыт. Матыр тлал рущ пвылн ялуӈкв ке рыс, мхум слыӈ суныл Сӯйвт пвыл тра яласасыт.
Лӯсум такви ялпыӈ ти кос. Вижай пвыл лнэ мт Ялпыӈ- Лӯсумн паты. Таимгыс Лӯсум Ялпыӈ- патнэ мныл алгаль с ӯргалахты: пувлуӈкв, посхатуӈкв, кт ловтуӈкв ты мт ат рви. Ялпыӈ- патнэ мныл лӈхаль Лӯсум витэ хӯлииг мты, воссыг ат ӯргалахты. Хосвль пвыл лнэ мт тай пувлуӈкв, посхатуӈкв т рви, косхумле витт сусыгтэн - нмхумле ат наралавēн.
Ялпыӈ- Лӯсумн патнэ мт втат ёмас яныт кēраслмт лы, та крас, лвēгыт, - щум мйтыӈ потыртлас, тай Вит-Ялпыӈ-Акит тн коланыл. Та крас ляпан минуӈкв ат рви. Маньнэ хтпатн нр вильтыл тувле сунсуӈкв ат рви, трыл пинхатуӈкв ос кастым луӈкв ри.
Тох та свсыр нксылыӈ мт лгыт. Хунь хащтл мт яласэгн, наскссыг витн ул новхатн, порс мори ул врн - свсыр ӯрхатнэ врмаль лы.
Анна АЛГАДЬЕВА
Легенда о том, как Святой Дух-Покровитель среднего течения реки Сосьвы Тагт-Котиль-Ялпынг-Отыр к Духам-Покровителям Священой Воды Вит-Ялпынг-Акит ездил
Говорят, во времена сказок и легенд Духи-Покровители разных территорий тоже вели между собой бои и мерились своими силами. А иногда ездили друг к другу в гости. Представлю вашему вниманию одну легенду, которую рассказала мне моя мама Анямова (Пеликова) Александра Васильевна.
Когда-то Святой Дух-Покровитель среднего течения реки Сосьва Тагт-Котиль-Ялпынг-Отыр со своим сыном пришли на святое место в устье святой реки Вижай.
Святой Дух-Покровитель среднего течения реки Сосьва Тагт-Котиль-Ялпынг-Отыр говорит:
- Сказывают, что Святая река Вижай очень сакральная, очень святая? Где эта святость? Что-то мы не наблюдаем.
Тогда в то время на Вижае домов и самого поселения не было.
Стоит одна избушка, маленький домик.
Остановились они и стоят там, на оленях видимо приехали, спрашивают:
– Где находится святое место?
На улицу вышел очень пожилой мужчина.
Святой Дух-Покровитель среднего течения реки Сосьвы Тагт- Котиль-Ялпынг-Отыр спрашивает:
- Священной Воды Вижая сакральность где находится? Сказывают, что сильно Святое, очень священное, запретное место?
А старец отвечает:
- Ну – да, Святые-Святые здесь места! Здесь есть сакральность! Коль хотите, я прикажу – сейчас покажутся.
На том месте, где вода воронкой кружит, вооружённые до зубов железо-грудые воины-богатыри в железных шлемах стали всплывать на поверхность воды и выходить на берег реки.
Со среднего течения реки Сосьвы прибывшие гости тут же сбавили тон, сразу на мировую пошли. Святой Дух-Покровитель среднего течения реки Сосьвы Тагт-Котиль-Ялпынг-Ойка говорит:
- Будьте столь добры, не будем показывать свои силы, не будем стращать друг друга. Я, - говорит, - сына своего в зятья в эти места отдам.
Так он сына здесь и оставил зятем.
Где-то в горах, где Святые горы – гора Хущ-Ойка есть. Это со среднего течения реки Сосьвы сюда привезённый Богатырь. Отец его отдал в эти места зятем.
- Давайте помиримся, не будем ссориться, сватами станем!
Так, Святой Дух-Покровитель среднего течения реки Сосьвы Тагт-Котиль-Ялпынг-Отыр, оставил своего сына Хущ-Ойку здесь. С тех пор эту гору так и называют – Хущ-Ойка. Находится в горах, тоже Святым местом считается. Молиться и жертву приносить туда ходят.
Анна АЛГАДЬЕВА