Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Хнтыт сакватавсыт кос, ос тн лаль луӈкве воратгыт
  • Пӯри вāрнэ накыт суссылтавсыт
  • Пāвлыӈ мāхум ёсал ос товтыл касым хйтсыт
  • Мньщи хум ялум лӈхе ат ёрувлылӯв
  • Советский ӯст кāминьт пāссал каснэ тла

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тӯрвт пвылн ялсӯв
  • Мньщи ннь, ктпосыт ос мт тлат урыл потыртасӯв
  • Рущ лумхлас «Лӯсум хум» намыл лввес
  • Тав Родинав вуянтастэ
  • 65-тлтыл янытлылӯв!

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хоты порат сс нуяве

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Слы нвлил тс тнут вргыт

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Хумыс Тгт-Котиль-Ялпыӈ-тыр Вит-Ялпыӈ-Акит палт ялыс

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Кульпаст ханищтахтын нврамыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Кульпаст ханищтахтын нврамыт
  • Мансийский
  • Русский

Кульпаст ханищтахтын нврамыт

Хльӯс район Кульпас пвылт интернат лы, тот сосса нврамыт лгыт ос школат ханищтахтгыт. Тн тув Кимкъясӯй ос Лпмус пвлыгныл тотыглавет. Ам Кульпасн ялсум, интернат колн щалтсасум, нврам ӯргалан хтпат ос гирищит-пыгрищит ёт потрамасум. Манах хтпа тот лы, мнь мхум хумус лгыт, ханищтахтгыт, ты урыл нн элаль ловиньтн.

Интернатыт ань 28 нврам лгыт, тн хала­нылт 15 хтпа – Кимкъя­сӯйныл, 13 - Лпмус пвылныл. гирищит ос пыгрищит 10–16 тл янытат, 5 классныл 10 класс мус ханищтахтгыт. Школан ялантанныл коныпал, мт св тлат вргыт, сыре-сыр кру­жокытын ос секциятын ялантгыт, тот с матыр тлан ханищтахтгыт. 

Нврамыт тох лы­ма­ныл, ань таимгыс ин­тернат – ты тн китыт кола­ныл. Халанылт тн юрты­ӈыщ луӈкве ха­нищтахт­гыт. Яныг­хт­патын, воспи­тателитн оманыл-тяныл хольт ӯргалавет, нтавет, руп­тавет. 

Хтал палыт тн маныр вргыт?

Ксыӈ хтал маныр вруӈкве ри, хунь нх-квлуӈкве, школан ми­нуӈкве – ты урыл пуссын хансым лы. лпыл нврамыт ст щст нх-квлгыт, ловтхатгыт, зарядка вргыт, тгыт, тувыл школан та мингыт. Кит ман хӯрум щс мус ханищтахтгыт. Ювле ёхтгыт, мощ ӯщлахтгыт, ос мт тлат палт вуй­хатгыт. Тва нврамыт Дом культуры колн ялан­тгыт, тот рггыт, йӣк­вгыт. Тваныл ктыл хурит пслгыт манос ёсал хйтыгтгыт. Экс­кур­сият врыглан порат ос «Нйтыр М» музейн ялантгыт, тот тн пӯмыщ потрыт хӯнтамлгыт, мастер-класс нампа тла порат матыр вруӈкве ханищтахтгыт. типлаг тпъялгыт, тувыл мощ ӯщлахтгыт, ёнгасгыт, кина сунсгыт.

лнэ колнаканылт хумус лгыт?

Интернат – ты кит накпа кол, матыр-ти тот пуссын лы. Ёлы накыт пыгрищит лгыт, китыт накыт – гирищит. Ксыӈ колнакт кит манос хӯрум нврам лы. Ловтхатан колнакыт ньщгыт. Кол­кананыл ксыӈ хтал ловтавет, хуйнэ траныл сттем акв щёс пнтавет, сыстам пормасыл мивет. Маснутаныл тнти посы­яныл, ты мгыс посхатан мшина-автомат лы, тув нарумтыяныл, та посавет.

Хумус тыттавет?

Интернат нврамыт хтал сыс хт щёс тпъя­лгыт. лпыл, хталът порат ос типлаг пй­тым тнутыл вравет, тыт­тавет. Тнэ пораныл халт с матыр твтащлгыт, щй агыт. Ксыӈ субботат «Кулинарное искусство» тла лыглы, та порат гирищит ос пыгрищит тнут пйтнэ хтпат ёт тнут пйтгыт, котлетат ман хӯл сритгыт, ннь вргыт. Тувыл ксыӈа­ныл потрами, юн ома­ныл манхурип тнут пй­тыглы, хумус пйты, кол­тгыл мхманыл маныр тӈкве руптгыт. Тох нв­рамыт ущпылнг акван-юрщмахтгыт, лаль пуссын аквъёт ёмас номтыл лгыт. 

лнаӈ мнь мхум интернатныл юв ойиглл­сыт, ань тай нмхотьют нм­хотталь хйтуӈкве ат номсы. Нврамыт ты лнэ коланыл урыл туп ёмас лтыӈ лвгыт, тот рӯпи­тан мхум янытлыяныл. Ома-тяныл с номтаныл ёмас, нвраманыл посыӈ, лощит колт лгыт, тыт тн мӯсхал щирыл ян­малтавет, тыттавет-ай­тавет, ханищтавет. 

Ань тай телефоныт лгыт, ёмас, кос ксыӈ щс ома-тянылн свни­таӈкве врмгыт, тла­ныл урыл потыртгыт. Каникулыт порат юв ялан­тгыт. Хунь лӈх лы, тваныл ксыӈ ӯщ­лахтын хталыт порат юв тотыгплавет. Ань китыт тл оманыл-тяныл м­гыс сап­рнит врыглгыт, пвла­нылн воспитателит ос нв­рамыт ялантгыт. Яныгхтпат халанылт потрамгыт, тувыл нвра­мыт рггыт-йӣквгыт.

Ханищтахтынныл коныпал мныр вргыт?

Спорт тла нврамыт сака руптгыт. Ксыӈ тл тн «Лыжня Андрея» тла щирыл товтыл яласгыт. Тн мгсыланыл ты ял­пыӈхтал. Оманыл-тяныл с тн ётаныл касгыт. Хунь тӯйт св паты, кркам пыгрищит тӯйт хилуӈкве нтгыт, ты мгыс тн сака янытлавет.

Интернатыт нила вос­питателит ос ти нвра­мыт ӯргалан хӯрум хтпа рӯпитгыт. Хунь нврам ксэ холы, тав тн ётаныл потрами, матыр лви, китыглахты. Тн вим н­тгыт, рнэ лтыӈ хн­т­гыт, ань нв­рам номтэ ул вос савалы, кол­тгыл мхманэ вылтыт туп ёмас щирыл вос номсы.

Кимкъясӯйныл лнэ гирищ Нина Анемгурова тох потыртас: 

– Мнав ӯргалан хт­пат ам сака руптыя­нум. Тн мн ётув юртыӈыщ лгыт, мнавн акваг н­тгыт. Таимгыс интерна­тыт луӈкве ёмас, вг­лум, мн тыт ёмас, ласкат хтпат халт лв.

Елена Владимировна Варсакова тот 22 тл старший воспитателиг рӯпиты. Н лвыс: 

– Ты тлыт сыс ам св нврам янмалтасум, тнаныл пуссын номия­нум. Интернатын 1999 тлт рӯпитаӈкве патха­тасум, тнт мт кол лыс, тот 85 нврам ханищтах­тасыт. Тувыл та колув нх-свес. Ты йильпи кол св тл ӯнттувес, гирищит-пыг­рищит пс колт лсыт, тӈкве школан ялантасыт. Ты сака трвитыӈ тлыт лсыт. Ос мк таи, нврам янмалтаӈкве трвитыӈ ти, ос хунь яныгмгыт, л мингыт, та порат тр­ви­тыӈ. Ам ксыӈ гирищ-пыгрищ амти нврамум хольт номылматлылум, ам ань св апыгрищ нь­щгум.

Интернат лме псыл тот св мхум рӯпитасыт, ань тват нвраманыл тув патхатасыт. Тот яныг­мам хтпат тув втихал щалтсгыт, яныгмам ко­ла­ныл сунсыглыяныл, воспи­тателит ёт хнтха­тыг­лахтгыт, щгтым пот­ра­мгыт, тланыл урыл китыг­лахтгыт.  

Ты йильпи интернат колын щалтманыл тынакт ат тл твлыс. Ос щар выл интернат Кульпаст 1935 тлт ӯнттувес. Ты т­лыт сыс мансвит колыт лсыт, мансвит тлат вр­всыт, св мхум рӯ­питасыт, св нврамыт ханищтахтасыт, яныгма­сыт.

Ань ты йильпи кол, тот матыр-ти пуссын лы. Нврамыт тот ёмас ном­тыл лгыт, св рнэ тлат ханищтгыт. 

Кимкъясӯйныл лнэ пыгрищ Алексей Рагузов тох потыртас: 

– Ам тов­тыл тахсын секциян ялантгум. Ты тла сака руптылум. Ха­нищтан хтпанув мнавн акваг нтгыт, тн ётаныл пот­рамаӈкве сака пӯ­мыщ. Интернатыт луӈ­кве нумн мӯсты, колна­канув янгыт, атыӈ тнутыл тыттавв. Воспитателит мн мгсылув с акваг матхурип ёнгилыт квл­тапаптыглгыт, ёнгал­та­вв. Тувыл свсыр хнт­хатыглапыт врыг­лгыт, мӯй хтпат ёт потрамв. Тла тл ат лв, акваг матыр врв, ханищтах­тв. Мн, нвра­мыт, ха­ла­нувт нтхатв, воспи­та­телянувн с н­тв. Тыт луӈкве ёмас. Ос юн атхунь ёмаснуве, воссыг хоталь врхатв, ханищ­тахтуӈкве ри, таимгыс тыт та лв.

Интернатыт рӯпитан хтпат Кульпас школа кӯщаин Наталья Алек­сандровна Слепцован пӯмащипа лтыӈ лвгыт. Тав ос ханищтан хтпат интернатыт рӯпитан мхумн ос нврамытн акваг нтгыт. Кос ханищ­тап тла щирыл манос матыр ёвтуӈкве ри, школа плыл акваг нта­вет. Матъёмас школат ос интернатыт рӯпитан мхум акв р врим, ак­ван-нтхатым рӯпитгыт. Тох, вим, тланыл кӯпни­тыӈыщ мины, нврамыт тнти наканыл вӈкве патыяныл, ёмас номтыл ханищтахтгыт.

Анна Ларионова потре мньщи лтӈыг Светлана РОМБАНДЕЕВА толмащластэ

Образование и поддержка

Интернат при общеобразовательной школе в поселке Сосьва стал важным центром для детей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в близлежащих деревнях. Это деревни — Кимкьясуй и Ломбовож, которые находятся на расстоянии 80 километров от интерната, что делает его единственным местом, где дети могут получить полноценное образование и социальную поддержку.

На данный момент в интернате проживают 28 детей, из которых 15 человек приехали из деревни Кимкьясуй, а 13 — из Ломбовожа. Все они в возрасте от 10 до 16 лет и учатся в классах с пятого по десятый. Это разница в возрасте детей способствует  уникальной атмосфере, где ребята учатся не только академическим предметам, но и взаимодействию друг с другом. Жизнь в интернате насыщена событиями. Дети не только занимаются учебой, но и участвуют в различных кружках и секциях, которые помогают развивать их таланты и интересы. Кроме образовательного процесса, интернат становится для детей вторым домом. Здесь они находят поддержку и дружбу, создают крепкие связи друг с другом, что особенно важно для ребят, которые оставили свои дома и семьи ради учебы. Воспитатели интерната играют ключевую роль в жизни детей, обеспечивая им заботу и внимание, помогая адаптироваться к новым условиям.

Каков режим дня ребенка?

В интернате строго соблюдается режим дня, который помогает детям организовать свое время и создать комфортные условия для обучения и отдыха. Каждый день начинается в семь часов утра: подъем, зарядка и утренний туалет занимают у детей немного времени, после чего они садятся за завтрак. В 8:30 ребята отправляются в школу, где их ждут занятия, продолжающиеся до 14:30. После уроков дети возвращаются в интернат, где у них есть возможность отдохнуть и подготовиться к воспитательным мероприятиям. В это время они могут посещать различные кружки, заниматься в лыжной секции и заниматься  национальными видами спорта. Все эти активности проходят на базе школы, что позволяет детям не только развивать свои навыки, но и общаться друг с другом. Помимо школьных кружков, дети также посещают Дом культуры, где работают методисты, предлагающие занятия по декоративно-прикладному искусству. Участвуя в таких кружках, ребята имеют возможность проявить свои творческие способности и принять участие в концертах, которые регулярно проводятся в местном клубе. Кроме того, интернат является постоянным гостем парка-музея «Найотыр Маа», где для детей организуются экскурсии и мастер-классы. Воспитатели сопровождают детей на всех мероприятиях, обеспечивая их безопасность и поддержку. Вечером, после насыщенного дня, ребята проводят время в интернате. У них есть свободное время — около часа-полтора — когда они могут заняться своими делами или посетить родственников. Однако, основное время вечером посвящено совместным мероприятиям: просмотр фильмов, подготовка к конкурсам и увлекательные игры. Особенно популярны среди детей игры по станциям, которые позволяют им не только развлекаться, но и развивать командный дух.

Каковы условия проживания?

В интернате, расположенном на два этажа, созданы все условия для комфортного проживания и воспитания детей. На первом этаже размещены мальчики, а на втором – девочки. Каждое жилое помещение представляет собой блок, рассчитанный на пять человек, состоящий из трехместных и двухместных комнат. Блоки оборудованы душевыми и туалетными комнатами, что обеспечивает детям необходимый уровень комфорта. Уборка в интернате осуществляется профессиональной уборщицей, а ребята помогают поддерживать порядок в своих комнатах только в вечернее время. В выходные дни совместно с уборщицей проводится генеральная уборка по всему интернату, что способствует формированию у детей чувства ответственности за общее пространство. Постельное белье выдается интернатом и меняется каждую пятницу. За этим процессом внимательно следит специально назначенный сотрудник, который отвечает за стирку, глажку и замену постельного белья и полотенец. Личное белье дети стирают самостоятельно: на втором этаже установлена стиральная машина-автомат, которая всегда готова к использованию. Такой подход приучает детей к самостоятельности и навыкам самообслуживания, что крайне важно для их будущей жизни вне стен интерната. 

Как организовано питание? 

В интернате, где проживают дети, организовано шестиразовое питание. Каждое утро, обед и ужин для воспитанников готовят профессиональные повара в школьной столовой. Однако, есть одно особое событие, которое радует детей — это субботние занятия в кружке «Кулинарное искусство». В этот день дети сами принимают участие в приготовлении пищи, что становится настоящим праздником для них. Под руководством Елены Варсаковой, ответственной за кружок, мальчики и девочки с удовольствием готовят блюда не только для себя, но и для всего интерната. Во время кулинарных занятий дети делятся своим опытом: рассказывают о том, что готовят дома, какие советы им дают родители. Эта атмосфера обмена опытом создает дружескую обстановку, где каждый может высказать свои мысли и идеи. 

Несмотря на то, что в прошлом были случаи, когда некоторые дети выражали желание покинуть интернат или даже пытались сбежать, на сегодняшний день ситуация изменилась. Все воспитанники отзываются о своем пребывании в интернате положительно. Родители также оставляют только хорошие отзывы о работе учреждения. Дети чувствуют себя комфортно и счастливо, что подтверждается их желанием остаться. Родители активно участвуют в жизни интерната. Они регулярно навещают своих детей, особенно когда приезжают в поселок по делам. В выходные дни многие из них забирают своих детей домой. Когда транспортная ситуация позволяет, ребята могут выезжать на выходные к родителям. В период учебы связь с родителями не теряется. Воспитатели активно общаются с ними через социальные сети, телефонные звонки и мессенджеры. Это помогает поддерживать контакт и обсуждать важные моменты в жизни детей. Кроме того, уже второй год подряд в интернате планируют выездные собрания для родителей. Когда есть возможность воспользоваться автобусом, такие мероприятия проводятся в Кимкьясуй и Ломбовож. На этих встречах дети представляют концерты, которые они готовят с большим энтузиазмом. Родители могут не только пообщаться с воспитателями, но и насладиться творчеством своих детей. Несмотря на некоторые трудности с транспортом, сотрудники интерната стараются организовать такие мероприятия по мере возможности, что делает общение родителей и детей еще более насыщенным и радостным.

Спортивная жизнь детей.

В интернате, где проходят занятия и жизнь детей, активно развиваются спортивные традиции. Каждый год ребята принимают участие в значимых мероприятиях, таких как «Лыжня Андрея», которая стала настоящим праздником для юных спортсменов. Это событие привлекает внимание не только участников, но и их родителей, создавая атмосферу единства и поддержки. Кроме того, воспитанники интерната активно участвуют в районных соревнованиях, таких как «Лыжня России». Эти мероприятия способствуют развитию спортивных навыков. Их старания и упорство вызывают уважение и гордость у педагогов и воспитателей. Зимой, когда снег покрывает землю, мальчики из интерната с радостью помогают взрослым с уборкой снега. Это не только полезное занятие, но и возможность проявить свою активность и трудолюбие. В такие моменты дети чувствуют себя частью команды.

В интернате трудится команда из четырех педагогов дневной смены и трех младших воспитателей, работающих в ночное время. Они не только обучают детей, но и становятся для них опорой в трудные моменты. Бывают случаи, когда ребята испытывают грусть и тоску по дому, особенно после каникул. В такие периоды они могут заболеть от скуки и одиночества. Однако именно в эти моменты воспитатели становятся ближе к детям. Они открываются, доверяют свои чувства и переживания, делятся тем, что их волнует. Несмотря на тоску по родным, большинство детей находят утешение в общении с родителями через видеосвязь. Это помогает им чувствовать связь с домом и находить поддержку в трудные времена. Так, благодаря вниманию и заботе педагогов, а также современным технологиям, дети могут преодолевать свои переживания и строить крепкие отношения с окружающими.

«Я приехала из Кимкьясуя. Мне очень нравятся наши воспитатели, они действительно хорошо к нам относятся. Мы всегда общаемся с ними, и они всегда готовы помочь нам в любых ситуациях. Их поддержка и забота делают наше время здесь комфортным и приятным. Я чувствую себя в безопасности и уверенности благодаря их вниманию и доброте», Нина Анемгурова, воспитанница пришкольного нтерната из деревни Кимкьясуй.

Елена Варсакова — старший воспитатель, который уже 22 года отдает свою жизнь работе в интернате. За это время она выпустила множество детей, и даже не может точно сказать, сколько их было. Каждый из них оставил свой след в ее сердце, и воспоминания о них всегда будут с ней. Когда Елена пришла работать в интернат в 1999 году, здесь проживало 85 детей. Интернат представлял собой двухэтажное здание, полное жизни и детского смеха. Однако вскоре произошла трагедия: интернат сгорел. Это событие стало настоящим испытанием для всех — воспитателей и детей. Их временно расселили в два разных здания, а питание организовывалось в школьной столовой. Несмотря на трудности, Елена продолжала работать, поддерживая детей и помогая им адаптироваться к новым условиям. За годы работы Елена Владимировна выпустила три группы выпускников. В данный момент она ведет восьмой класс, и в следующем году готовится отпустить семерых своих подопечных во взрослую жизнь. Она признается, что расставаться с детьми — это самое трудное в ее работе. «Это не потому, что мне тяжело с ними работать, — говорит она, — а потому что тяжело расставаться. Каждого из них я вспоминаю как своего ребенка, и у нас уже есть внуки (смеется)». 

Почему же Елена осталась работать в Сосьве? На момент ее трудоустройства она знала, что интернату нужны воспитатели. В годы учебы ей предлагали работу в полиции, но это было время конца 90-х годов, неспокойное время. В то время, на практике, она столкнулась с людьми, страдающими от наркотиков, что также повлияло на ее решение. Кроме того, Елена была старшей в семье и понимала, что должна помогать родителям. Сегодня Елена Владимировна продолжает свою работу в интернате с тем же энтузиазмом и заботой, с которыми пришла сюда много лет назад. Она стала не только воспитателем, но и настоящим другом для своих воспитанников. Каждый день она вдохновляет детей стремиться к лучшему, готовя их к самостоятельной жизни. Её история — это история преданности, любви и безграничной заботы о будущем подрастающего поколения.

В течение многих лет работы интерната педагогический состав практически полностью изменился. Из тех, кто когда-то выпускался из стен этого учреждения, лишь одна девушка вернулась, чтобы занять должность воспитателя. Остальные воспитанники, которые сегодня наполняют интернат, — это дети тех детей, которые когда-то были под опекой этого заведения. Многие из них, услышав от воспитателей о том, что их родителей воспитывали в этих же стенах, с недоумением и удивлением воспринимают эту информацию. Выпускники интерната, которые живут за пределами Сосьвы и района, при возвращении в родные места часто поражаются тем, как преобразился их бывший дом. Встречи с ними всегда наполнены радостью: и сотрудники интерната, и выпускники искренне рады видеть друг друга. Воспитатели с интересом рассказывают о новых инициативах и достижениях, а гости с любопытством расспрашивают о воспитанниках и новшествах в работе учреждения. Здание интерната, в котором сейчас живут дети, в этом году отметило свое пятилетие. Однако сама история интерната началась гораздо раньше: он был основан в 1935 году. За это время учреждение прошло через множество изменений, адаптируясь к новым условиям и требованиям времени. В интернате активно развиваются внеурочные занятия. На сегодняшний день здесь функционируют три кружка, которые предоставляют детям возможность развивать свои таланты и увлечения. Воспитатели сотрудничают с музеем, Домом культуры, школой и детским садом, что позволяет интегрировать воспитанников в культурную жизнь региона. 

«Я хожу на лыжную секцию, и мне это очень нравится! Педагоги всегда готовы помочь и поддержать, с ними приятно общаться. Условия проживания здесь просто отличные: уютные комнаты и вкусная еда. В свободное время я люблю играть в ляпы — это очень весело! Воспитатели организуют множество игр и мероприятий, так что скучать не приходится. Мы всегда помогаем друг другу, и воспитателям. Мне нравится жить в интернате, конечно дома лучше, но наверное выбирать не получается», Алексей Рагузов, воспитанник из деревни Кимкьясуй.

Особую благодарность сотрудники интерната выражают Наталье Александровне Слепцовой, директору Сосьвинской общеобразовательной школы, за её активную помощь как в педагогической, так и в материальной сфере. Учителя также играют важную роль в жизни интерната, оказывая поддержку и активно участвуя в различных мероприятиях. Таким образом, интернат продолжает свою работу, сохраняя традиции и создавая новые возможности для своих воспитанников, связывая поколения и формируя будущее.

Анна Ларионова

Рубрика: 
Нврамыт мгсыл - Детская страничка
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1336)
27.03.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика