- Мансийский
- Русский
Пунси пвыл ханты н
Ты хурит ханты н Людмила Николаевна Каюкова пслым лы. Таве таквсы Нефтеюганск ӯст «Возвращение к истокам» лум хнтхатыглапыт вслум, лупсатэ вылтыт китыгласлум. Людмила Николаевна Пунси нампа рнколыӈ мт самын патыс, тот яныгмас. Омаге-тяге слы ӯрим лсыг, враясыг, хӯл алыщласыг. Н тох потыртас:
– Мн рнколув Пыть-Ях ӯс ляпат лли. Омагум-тягум Яныг Юган плыл лсыг. Хӯрумхуйплов тлум порат омам тимыг мтыс, мощ ётылнуве тям хотталь щалтыс. Тн лов нврам ньщигласыг, мн ань хӯрум ягги хультсув. Угут пвыл школат ханищтахтасув, интернат лсув.
1984 тлт школа стламум юи-плт Ленинград ӯст А.И. Герцена нампа педагогический институтт нила тл ханищтахтасум. Тувыл ювле йисум, Угут школат нврамыт щнь лтӈыл ханищтым нила тл рӯпитасум. Ётыл Пунси мт выл классытыт ханищтахтын ханты нврамыт мгыс стойбищный школа врсум. Тот нёлолов тл рӯпитасум. Хунь школав лап-пантвес, нврамыт пуссын Чеускино пвылн тотвсыт, лаль тот ханищтахтасыт.
Ам тув внтлуӈкве ат ксащасум, Ханты-Мансийск ӯсн минасум, «Ханты ясаӈ» газетан патхатасум. Ханты лтыӈ сургутский диалектэ щирыл потрыт хассум. с угорский институтт научный сотрудникыг рӯпитасум.
Ӯсыӈ мт луӈкве трвитыӈ, Пунси ммн йисум. Врт луӈкве ёмас, лылыпе сыстам. Тыг Нефтеюганск ӯсн ам рӯт мхманум ёт млхтал вертолётыл ёхтысум. Врт сӯйпил втсув, тыг тотсанув, ань тыналыянув.
- Людмила Николаевна, наӈ тамле нтнэ маснутыл ӈхатахтыглгын, супыл хотьютын нтвсын?
- Ты амти нтум супум. Яныг ос Мнь Югант – юганский хантыянув тамле маснутыл лгыт. Ань ӯст сыре-сыр ялпыӈ хталыт врыглавет, мнти маснутанув нх-масв, тох мощ мыгтв. Ам св маснут ктыл нтыгласум, тва пквпалыӈ супанум Нефтеюганск ӯст лнэ музейн тыналасанум. Тот рӯпитан мхум юганский хантыянув маснут акваг китыглгыт.
Нефтеюганск ӯсн втихал ёхталгум, наука щирыл рӯпитгум, финно-угорский учёныянув ёт рнэ потрыт хансгум. Тн юганский хантыт лтӈаныл ос культураныл вылтыт акваг пӯмщалахтгыт, потраныл, мйтаныл ёл-хансыяныл.
Тамле ялпыӈ хталытн втихал ввиньтлавв. Ханты мхманув пил ман хӯл ньщгыт те, тыт тыналыяныл, мощ сакати олн слгыт. Ктыл врум пормасаныл, маснутаныл с ёт тотыяныл, ёвтавет. Ӯст свсыр мирыт лгыт, мн нуплув ёмас самыл сунсгыт.
Ам аньмунт лпкан щалтсасум, тот китыглавсум: «Наӈ хатань н?» Ам ювле лвгум: «ти, ам ханты н». Тра ам ётум та потрамгыт, лвгыт: «Наӈ мхум халт ул ллен, вылн минэн, ойтхатэн». Хунь автобусыл минв, с аквтох, ань ханты супыл щалтв, хум хтпат тра нх та ллюмтгыт, ёл вос ӯнтв.
Людмила Николаевна хтпа нупыл сымыӈ лумхлас, кркам, потрыӈ н. Такви мире, щнь лтӈе сака руптытэ, янытлытэ. Ханты нврамыт ханищты, тнанылн ос рӯт мхманн св нтмил ври. Пус кт, пус лгыл вос лы, вос щуни!
Хантыйская женщина родом из стойбища Пунси
Людмила Николаевна Каюкова родом из стойбища Пунси. С ней я познакомилась в Нефтеюганске на фестивале «Возвращение к истокам». Родители Людмилы были из Большого Югана. Вот что она рассказала:
- Росла я на стойбище Пунси, оно находится за городом Пыть-Ях. Родителей моих уже давно нет, мамы не стало, когда мне было тринадцать лет, позже умер отец. У них было десять детей, я девятый ребёнок. Теперь мы остались три сестры. Учились в Угутской школе Сургутского района, жили в интернате.
После окончания школы в 1984 году я поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Тогда на учителя начальных классов обучались четыре года. Окончив учебное заведение, я приехала в село Угут, где четыре года была учителем начальных классов, а также преподавала родной хантыйский язык. Затем на своём стойбище Пунси открыла стойбищную начальную школу. Проработала там восемь лет. Потом школу закрыли, всех детей перевели в посёлок Чеускино Нефтеюганского района.
Переехала я в Ханты-Мансийск, поступила на работу в газету «Ханты ясанг» корреспондентом, писала статьи на сургутском диалекте хантыйского языка. Так же была старшим научным сотрудником в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок.
Теперь живу здесь, в Нефтеюганске. Вчера из стойбища Пунси прилетела на вертолёте. Рейсом собирали школьников, увезли в интернат. Четыре дня там гостила у родственников, собирали бруснику. Собрала мешок ягод.
- Людмила Николаевна, на вас очень красивый хантыйский халат, кто сшил?
- Это традиционная одежда юганских ханты, её носят на Большом и Малом Югане. Одежду я сама шью, всё у меня в единственном экземпляре. Так теперь мы только на праздники наряжаемся. Некоторые платья и халаты я продала в музей города Нефтеюганска.
Здесь жить мне нравится, ко мне часто приезжает родня со стойбища погостить. Из администрации города нас приглашают на разные праздники и фестивали. Мы, конечно, принимаем самое активное участие – проводим мастер-классы, продаём ягоды, сами чему-нибудь учимся у мастеров, общаемся с ними.
В Нефтеюганске люди разной национальности между собой живут дружно. А к ханты у них отношение особенное. Вот сегодня утром я в магазин пришла, посетители думали, что я татарка. Спрашивают, что за одежда на вас? Я говорю, что я ханты, это наша национальная одежда. Они сразу стали расспрашивать меня о жизни коренного населения, пропустили без очереди. Здесь все знают, что рядом с городом на стойбищах проживают ханты, а с ними никогда не общались. Смотрю, им интересно знать о хантыйском народе. Когда мы в своём наряде садимся в автобус, нам сразу уступают места, что приятно для нас.
Людмила Николаевна сама светлая женщина, разговорчивая, поэтому люди к ней тянутся, хотят пообщаться. Она любит родной язык, говорит на нём, оберегает свою культуру и землю, на которой родилась и выросла. Пусть Духи-покровители юганской земли хранят и оберегают эту добрую женщину.