- Мансийский
- Русский
Мари мхум пӯрлахтасыт
Мари мхум пс йис псыл пӯрлахтын мныл врт лгыт, тув акван-атхатым ялантгыт. Туи ам Марий Эл мн Йошкар-Ола ӯсн ялмум порат тн журналистыт мгсыл тамле пӯрлахтын канын ялсыт, рущ щирыл «дубовая роща» лвияныл.
Хара м котильт ращ плтсыт, юил тс тнут тотсыт, яныг йӣвыт ляпат кват пасан врсыт. Ктсгнэ нтнэ трыт тармыл свсыр сыртэпыл пйтым сламат, мӯӈит, сковородкат тслым ввта ннит ос щаритым нньсаквыл врим айнэ вит ӯнтталасыт. Харамт ращ врсыт.
Ст хум акв ляпан лльсыт, атхатам мхум нупыл потыртасыт. Тн ос тва порат хотты ӯйхул йирыг тӯщтгыт, ктыл щнэ лунт, вс манос пля пӯрлахтын мнылт алгыт, нвле тот пйтыяныл, ксыӈ хтпа вос рталы ос тпъялы. Ёхтум мхум пуссын тнти мир щнэ маснутыл масхатым лсыт, татем нтнэг сусхатсыт.
Я-ты, хумыт потыртаманыл юи-плт пасан нупыл хсыт, мхум тн сыспаланылт хультсыт, яныг йка хорамыл нтым тр ктагн вис ос пйкщаӈкве та патыс. Тав юи-плт мт йка лаль пйкщас. Тн халанылт мньнув хум лыс, тав ктагт сграп ос касай ньщас, пйкщан лтӈыт халт тав сграпаге-касаяге акван та ныгтнтыс. Хумыт хоса пйкщасыт ос тнаныл туп сыспалыл пслуӈкве рвыс, тн лы-планылн минуӈкве нмхотьют ат тртвес. Мн халувт ллюм мари н лвыс, млты акв мт хотьютын мхум пслувсыт, тн пуссын тимыг мтсыт, таимгыс тн ты врмалил сака ӯргалахтгыт. Мн яныг мхманув пӯрлахтын мт пслахтуӈкве с ат тратахтасыт.
Мн, сосса мхум, пӯрлахтын мт пуӈк пинв, хталыӈыщ хӯрум щёс ӈхēв, мари мхум ос ктпаттаныл нӈхаль ӈхтым ллгыт, лаль лнэ ёмас хтал тащир пйкщгыт.
Св врмалянув аквхурипаг лгыт, наскссыг хунь мн финно-угрыт рӯтыг лнэ мирыг ловиньтахтв, пс йис тгыл хультум врмалит аквхольт вриянув.
Тн нй с пӯрлыяныл, яныг йкаг тслым ввта ннь ос мт тнут нйн пинсг, мӯӈи траныл мори с ат пхвтыяныл, ращн пинумтыяныл. Тох ты рӯтыг лнэ мирыт тнти щирыл трумн пйкщгыт.
Журналисты стали участниками марийского обряда
У марийцев места поклонения, места моления находятся в дубовых рощах. На одном из таких мест летом побывали финно-угорские журналисты.
Участники обряда принесли с собой различные угощения: кашу, сваренную из разных круп, традиционные блины, домашний квас, яйца и многое другое. В середине поляны разожгли костёр. Женщины под высокими деревьями расставили еду на вышитых полотенцах. Затем старейшины, повернувшись ко всем участникам, рассказали, как проводятся обряды, что нужно делать и приступили к самому процессу. Семеро мужчин были одеты в национальную одежду, самый старший, взяв в руки вышитое традиционное полотенце, стал читать молитву на марийском языке. Один из молившихся держал в руках топор и нож, периодически их постукивал друг об друга. Когда закончил читать старший чтец, другой взял полотенце в руки и продолжил чтение молитвы. Стоявшие позади участники, держали ладони к верху, таким образом, просили благополучия для себя и своих близких. К слову, в отличие от марийцев, манси кланяются три раза и поворачиваются по солнцу трижды.
Во время моления старейшин можно было фотографировать только со спины, в процессе моления фотографировать спереди было нельзя. Такой же запрет существует и у обско-угорских народов, старшее поколение никогда не разрешало фотографироваться в местах проведения обрядов. На этот счёт существуют различные доводы.
Закончив моление у деревьев, старейшины взяли угощения для огня, один из них положил в костёр блин, другой налил в огонь напиток. После этого всех присутствовавших пригласили к столу угостится традиционными блюдами марийского народа. Без этого с места моления уходить нельзя. Очищенную скорлупу яиц тоже клали в костёр, чтобы она не оставалась лежать на земле.
Так проживающие на разных территориях финно-угорские народы проводят очень похожие обряды поклонения. У родственных народов сохранились древние традиции поклонения духам земли, неба, огня.