Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ мир нпак тратасыт
  • Кинат суссылтавсыт
  • Св вина айнэ хтпа пусмалтаве
  • Нвраманын ёт мньщи лтӈыл потыртн
  • Пенсия-олн ойтнэ врмалит урыл
  • Ӯсувт товтыл кассыт
  • Нх-патум хтпат наманыл лввсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • М-вй нх-винэ мт рӯпитан хум
  • Пāвлыӈ мир тланыл

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи йка номуӈкве патылӯв
  • Слыӈ тгыл яныг ӯсн ёхталасыт
  • Школа кӯщаиг рӯпиты
  • Ты тла лаль вос тотаве
  • Саранпвылт лнэ тил мньщи нквет
  • Хāльӯст потыр хассыт
  • Хнтаӈ мньщит урыл
  • Якутияныл ёхталам мӯй нэ

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тав нврамыт ёт рӯпиты
  • Юрий Вэлла, рн хум, номаве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Школа кӯщаиг рӯпиты
  • Мансийский
  • Русский

Школа кӯщаиг рӯпиты

Эмилия Максимовна Нохова Кондинский район Шугур пвылт  самын патыс. Тав ань тот школа кӯщаиг лы. Н лвыс, тав влт юрист-хтпаг ханищтахтуӈкве номсыс ос яныг ӯст луӈкве акваг таӈхыс.

Тувыл Тюмень ӯсн минас, тот университетыт математика факультетт лаль ханищтахтуӈкве патыс. 1986 тлт таве стламе юи-плт юрт гитнтыл юв минасг ос та псыл тав Шугурт рӯпитаӈкве та хультыс.
влт школат математика нврамытын ханищтас, 1995 тлт школа кӯщай вӈын нг рӯпитаӈкве патыс ос 2006 тлт школа кӯщаиг паттувес.  Ам таве рӯпататэ вылтыт мощ китыгласлум, Эмилия Максимовна нумн потыртас:
– Мн колувт 67 лумхлас рӯпитгыт, тн халанылт вт хтпа нврамыт ханищтгыт. Свсыр урокытын нврамыт ханищтан мгыс мн тахольт хтпа ньщв ос ханищтахтын программат пуссын рнэ щирыл тотыянӯв. 
Школавт 106 нврам ханищтахты, тн халанылт - 80 соссаӈ гит-пыгыт. Садик ты колувт с лы, тув 37 мнь гирищит-пыгрищит ялантгыт. Тот 31 нврамакве мньщи, ханты манос рн щмьяныл лгыт. 
Ханищтан хтпанув рущ лтӈыл лвнэ «внеурочный»  свсыр рӯпата  вргыт. Тот нврамыт касылн ханищтавет, мтаныт йӣквгыт, рггыт ос хурит пслгыт.  Тув ксыӈ нврам ос тн оманыл-тяныл номтаныл патнэ щирыл вивет, таимгыс тн заявление хансгыт. 
Ты тл выл щёс кадетский класс врвес. Тув атыт классыт ханищтахтын гит-пыгыт акван-атвсыт. Тн оманыл-тяныл мгыс мн спрани с врыгласӯв, тн ётаныл потрамасӯв. 
Щнь лтыӈ ханищтан мгыс с акваг потыртв. Ты тлат Валентина Ильинична Вахрушеван мӯсхалыг лаль тотавет. Тав садикт мнь нврамыт ос школат гирищит-пыгрищит  мньщи лтӈыл ханищтыянэ. 
Ам ётум сака ёмас хтпат рӯпитгыт,  хт матыр трвит мталы ке, тн нумн нтгыт, нврамытын нтгыт.  Школат нврамыт акв смена щирыл лпыл ханищтавет, тувыл тнки хоты кружокын хасхатасыт, тув ялантгыт. 
выл классыт ханищтахтын нврамыт  продлёнкан хультуптавет, тн ётаныл тот воспитатель-хтпа рӯпиты. Китыт ос нилыт классыт ханищтахтын нврамыт мгыс с нас продлёнкат врвсыт. 
Ань йильпи скконыт щирыл ты рӯпата вруӈкве школат воспитателит ат кос ргыт. Мн ань кӯщаитн акв нпак щпитаӈкве номсв, тн «тьютор» намтым хтпаг рӯпитаӈкве вос вивет. Тнт акв тамле рӯпата врнныл мгыс  свнув олныл ойтуӈкве патавет ос нврамытын тах нтгыт. 
– Ам сускмт, нврамыт хтал палыт шко-лат лгыт, тн тыт тыттавет ос таимгыс олн ойтгыт манос ти? Тувыл ӯщлахтынныл порат нн тыт матыр ос щпитлэгн? 
– Округ янытыл нврамыт пуссын акв щёс олн ойттл тыттавет, ос китынтыг, хотьют льгота ньщи, тн тыттавет. Мтаныт китынтыг тӈкве с врмгыт, туп тн мгсыланыл щнь-щаныл олн вос ойтгыт. Тнанылн ксыӈ хтал нёлолов солкви ойтуӈкве ри, тамле врмаль щнь-щитн сака мӯсты. Нвраманыл  тыгле-тувле ул вос хйтыгтгыт, акв кол кӣвырт лым вос ханищтахтгыт ос тгыт. 
Ксыӈ ӯщлахтын порат  «Мит ущ» этноцентр рӯпиты, тот мн хтпанув  свсыр касылыт, ханищтапыт щпитгыт. Тув гирищит-пыгрищит щгтым ялантгыт, кон хйтыгтгыт, ёнгасгыт, тнки хала-нылт касгыт. Тувыл классаныл ёт  ос хотты щнь-щит ёт т хӯлуӈкве врн тотыглавет. 
Ты этноцентрув туп тлы порат мощщан лап-пантыгллылӯв. Мхманув йильпи тл кастыл щмьяныл ёт юн вос ӯщлахтасыт манос тлы лӈх лнэ торыг хотталь мт ӯсн мāшинал ялуӈкве вос врмысыт. Мт порат туп вертолётыл тыгле-тувле  яласаӈкве врмв.
Пвлувт ос таи лль, интернетув лльсаӈ рӯпиты. Нврамыт св-сыр касылыт касуӈкве ты кос таӈхгыт, ос ищхӣпыӈ утаныл ёмщакв ат ке рӯпиты, хансум потраныл ктуӈкве ат врмияныл, юв та хультгыт. Тох тай экзамен минэ гит-пыгыт ань нмхотталь ат ялгыт, мнки школавт пуссын хансгыт. 
Сртын нвраманув вертолётыл мт пвылн тотыглавсыт. Тн  ань тнки хоты предметыт ёмщакв вгыт, таияныл пригыт, янгыщ тыи литература, биология ос химия. Ты тл свнув нврам информатика хансуӈкве тахмаясыт. Св гит-пыгыт лккар-хтпаг лаль ханищтахтуӈкве мингыт. 
Ам ань Эмилия Максимовнан потре мгыс пӯмащипа лтыӈ лвгум. Тав лвыс, пвылт туп Максим Семёнович Шивторов мньщи лтӈыл потыртаӈкве хсы, мт мхманыл лтӈаныл хот та ёрувласаныл. 

Работает с дружным, надёжным коллективом

Эмилия Максимовна Нохова работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение Шугурской средней общеобразовательной школы в должности директора. Вспоминая свои школьные годы, она с улыбкой призналась, что мечтала стать юристом и переехать жить в город. Но всё сложилось иначе, как говорится, где родился – там и пригодился. Она поехала в Тюмень и поступила в государственный университет на математический факультет. В 1986 году окончив вуз, с подружкой вернулись домой, и неожиданно для себя остались поработать в Шугурской школе. Вначале Эмилия Максимовна преподавала математику, в 1995 году стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а в 2005 году была назначена директором в школе. О своей работе она рассказала следующее:

− Общий штат школы 67 человек, педагогических работников − 30. Мы реализуем программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования. У нас обучается 106 детей, и в группах дошкольного образования находится 37 детей.  Из 37 детей 31 ребёнок из числа коренных малочисленных народов Севера, а в школе из 106 учащихся 80 − манси, ханты или ненцы.

Школа полностью укомплектована всеми педагогическими работниками. Те программы, которые мы реализуем, это общеобразовательные программы по предметам в рамках образовательного процесса. В рамках воспитательного процесса мы реализуем программы военно-патриотического воспитания, трудового воспитания по разным направлениям.

В рамках внеурочной деятельности мы реализуем программы по различным направлениям по заявлениям родителей и желанию детей. Это и спортивные, и художественно-эстетические, интеллектуальные кружки. В этом году впервые открыт кадетский класс на базе пятого класса. Обучаются там дети по желанию родителей, до этого была проведена работа с ними.

В школе немало времени уделяется вопросам изучения родного языка. В этом плане незаменимый педагог Валентина Ильинична Вахрушева, которая в рамках внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования интегрировано преподает занятия мансийского языка, как в группах дошкольного образования, так и учащимся.

Коллектив у нас трудолюбивый, очень хорошо и легко работать с такими людьми, которые не щадя своего времени, в любой момент готовы прийти на помощь мне как руководителю и  к детям. Всегда откликаются и в выходные дни, и вечернее время, если есть в этом потребность. Смена в школе одна, но так как мы реализуем сферы образовательной и внеурочной деятельности, то получается, мы − «школа полного дня». В начальной школе есть продлёнка. В первом классе это традиционно, поскольку дети приходят из ДОУ, им нужно адаптироваться. У нас есть воспитатель, который всегда сопровождает их и на динамической паузе, и во второй половине дня координирует их продвижение по объединениям по внеурочной деятельности. И для 2-4-х классов ещё одна группа продлённого дня. Мы задумываемся, конечно, над тем функционалом, который сейчас работает, потому что в связи с новым требованием, мы понимаем, что нужно изменить подход, чтобы он был не воспитателем продленного дня, а может быть лицом, который сопровождает, как модно говорить «тьютером». Чтобы он координировал детей, классы, правильно распределил классы по времени, кому, куда по кружкам разойтись.  

− А как у вас организовано школьное питание, платное или бесплатное. Какие мероприятия проводите для детей во время каникул, с какими сложностями сталкиваетесь?

− Как везде по округу, школьное питание разбито на две группы, это питание детей льготной категории, то есть детей из малоимущих семей и не льготной. По льготной категории завтраки и обеды бесплатные. По второй категории бесплатно завтраки, но с финансированием родителей 8 рублей в день дети тоже могут питаться дополнительно. Мы сами оказываем услуги по второму питанию детей. Занятий бывает много у детей, поэтому родители согласны им оплатить обед. Так и родителям удобно, когда ребёнок, находясь на месте, и позавтракает, и пообедает.

Что касается школьных каникул, то мы неподалеку имеем этнокультурный центр «Мит ущ», в котором также работают сотрудники школы, поскольку там нет отдельных штатных единиц. Этнокультурный центр работает во второй половине дня, ребята с превеликим удовольствием приходят туда, им очень нравится. Во-первых, им можно на свежем воздухе побегать, поиграть, во-вторых, другая обстановка. В каникулы, если нет финансирования, то мы организуем на базе этнокультурного центра походы с ночевкой целыми классами. Родители тоже охотно принимают в этом участие. Так что все дни каникул этнокультурный центр занят. Исключение в части новогодних каникул, когда даём возможность коллективу отдохнуть и побыть с семьей. Тем более в это время открыты зимники, и у сельчан есть отличная возможность выехать  на отдых в другие места, самим обогатиться духовно и культурно.

Хочу сказать, что есть сложности с обеспечением высокоскоростной технологией. То есть, с оборудованием нет никаких проблем, мы малокомплектная школа и у нас субвенций достаточно, чтобы было оснащение, а проблема номер один – это скорость интернета. Он у нас по всему селу малодоступен. В рамках образования мы обеспечиваем доступ интернета во все классные кабинеты. Выход в интернет многое накладывает, это обучение предметов на учебных платформах, повышение квалификации наших педагогов, полноценное участие детей в различных проектах. Дистанционное и участие, и обучение.

С появлением высокотехнологических точек старшеклассники стали сдавать экзамены здесь. На вертолете вывозить не нужно. По выбору экзаменов по профилю ребята чаще выбирают литературу, биологию и химию. Есть тенденция, что наши дети чаще поступают в медицинские образовательные учреждения. В прошлом году некоторые дети выбрали информатику и сдали неплохо.

У детей младших классов основная сложность заключается в технологии, именно в оформлении работ. Может быть, ребёнок понимает и решает задачу, а вот как оформить, научить его правильному написанию этой задачи и правильному восприятию – здесь на учителя ложится большая ответственность.

Родительский комитет, родители старшеклассников более активные, потому что дети сдают экзамены, и они чаще бывают в школе. Некоторые работают в школе и участвуют в общественной деятельности. Просто не каждый родитель согласится выступить за всех детей или отстоять своё мнение.

Я благодарю Эмилию Максимовну за нашу беседу. О себе  она дополнила, что её родители местные, папа Максим Семёнович Шивторов, наверное, является единственным носителем кондинского диалекта мансийского языка. Ценно и дорого, что вся семья здесь, родители живы, они вырастили восьмерых детей.

У нашей героини сын тоже учился в Тюмени и остался там работать в МЧС, есть внучка. Пусть некогда несбывшаяся мечта уехать и жить в город воплощается в её детях, но об этом Эмилия Максимовна, в разговоре ни разу не пожалела.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1168)
23.03.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика