- Мансийский
- Русский
Школа кӯщаиг рӯпиты
Эмилия Максимовна Нохова Кондинский район Шугур пвылт самын патыс. Тав ань тот школа кӯщаиг лы. Н лвыс, тав влт юрист-хтпаг ханищтахтуӈкве номсыс ос яныг ӯст луӈкве акваг таӈхыс.
Тувыл Тюмень ӯсн минас, тот университетыт математика факультетт лаль ханищтахтуӈкве патыс. 1986 тлт таве стламе юи-плт юрт гитнтыл юв минасг ос та псыл тав Шугурт рӯпитаӈкве та хультыс.
влт школат математика нврамытын ханищтас, 1995 тлт школа кӯщай вӈын нг рӯпитаӈкве патыс ос 2006 тлт школа кӯщаиг паттувес. Ам таве рӯпататэ вылтыт мощ китыгласлум, Эмилия Максимовна нумн потыртас:
– Мн колувт 67 лумхлас рӯпитгыт, тн халанылт вт хтпа нврамыт ханищтгыт. Свсыр урокытын нврамыт ханищтан мгыс мн тахольт хтпа ньщв ос ханищтахтын программат пуссын рнэ щирыл тотыянӯв.
Школавт 106 нврам ханищтахты, тн халанылт - 80 соссаӈ гит-пыгыт. Садик ты колувт с лы, тув 37 мнь гирищит-пыгрищит ялантгыт. Тот 31 нврамакве мньщи, ханты манос рн щмьяныл лгыт.
Ханищтан хтпанув рущ лтӈыл лвнэ «внеурочный» свсыр рӯпата вргыт. Тот нврамыт касылн ханищтавет, мтаныт йӣквгыт, рггыт ос хурит пслгыт. Тув ксыӈ нврам ос тн оманыл-тяныл номтаныл патнэ щирыл вивет, таимгыс тн заявление хансгыт.
Ты тл выл щёс кадетский класс врвес. Тув атыт классыт ханищтахтын гит-пыгыт акван-атвсыт. Тн оманыл-тяныл мгыс мн спрани с врыгласӯв, тн ётаныл потрамасӯв.
Щнь лтыӈ ханищтан мгыс с акваг потыртв. Ты тлат Валентина Ильинична Вахрушеван мӯсхалыг лаль тотавет. Тав садикт мнь нврамыт ос школат гирищит-пыгрищит мньщи лтӈыл ханищтыянэ.
Ам ётум сака ёмас хтпат рӯпитгыт, хт матыр трвит мталы ке, тн нумн нтгыт, нврамытын нтгыт. Школат нврамыт акв смена щирыл лпыл ханищтавет, тувыл тнки хоты кружокын хасхатасыт, тув ялантгыт.
выл классыт ханищтахтын нврамыт продлёнкан хультуптавет, тн ётаныл тот воспитатель-хтпа рӯпиты. Китыт ос нилыт классыт ханищтахтын нврамыт мгыс с нас продлёнкат врвсыт.
Ань йильпи скконыт щирыл ты рӯпата вруӈкве школат воспитателит ат кос ргыт. Мн ань кӯщаитн акв нпак щпитаӈкве номсв, тн «тьютор» намтым хтпаг рӯпитаӈкве вос вивет. Тнт акв тамле рӯпата врнныл мгыс свнув олныл ойтуӈкве патавет ос нврамытын тах нтгыт.
– Ам сускмт, нврамыт хтал палыт шко-лат лгыт, тн тыт тыттавет ос таимгыс олн ойтгыт манос ти? Тувыл ӯщлахтынныл порат нн тыт матыр ос щпитлэгн?
– Округ янытыл нврамыт пуссын акв щёс олн ойттл тыттавет, ос китынтыг, хотьют льгота ньщи, тн тыттавет. Мтаныт китынтыг тӈкве с врмгыт, туп тн мгсыланыл щнь-щаныл олн вос ойтгыт. Тнанылн ксыӈ хтал нёлолов солкви ойтуӈкве ри, тамле врмаль щнь-щитн сака мӯсты. Нвраманыл тыгле-тувле ул вос хйтыгтгыт, акв кол кӣвырт лым вос ханищтахтгыт ос тгыт.
Ксыӈ ӯщлахтын порат «Мит ущ» этноцентр рӯпиты, тот мн хтпанув свсыр касылыт, ханищтапыт щпитгыт. Тув гирищит-пыгрищит щгтым ялантгыт, кон хйтыгтгыт, ёнгасгыт, тнки хала-нылт касгыт. Тувыл классаныл ёт ос хотты щнь-щит ёт т хӯлуӈкве врн тотыглавет.
Ты этноцентрув туп тлы порат мощщан лап-пантыгллылӯв. Мхманув йильпи тл кастыл щмьяныл ёт юн вос ӯщлахтасыт манос тлы лӈх лнэ торыг хотталь мт ӯсн мāшинал ялуӈкве вос врмысыт. Мт порат туп вертолётыл тыгле-тувле яласаӈкве врмв.
Пвлувт ос таи лль, интернетув лльсаӈ рӯпиты. Нврамыт св-сыр касылыт касуӈкве ты кос таӈхгыт, ос ищхӣпыӈ утаныл ёмщакв ат ке рӯпиты, хансум потраныл ктуӈкве ат врмияныл, юв та хультгыт. Тох тай экзамен минэ гит-пыгыт ань нмхотталь ат ялгыт, мнки школавт пуссын хансгыт.
Сртын нвраманув вертолётыл мт пвылн тотыглавсыт. Тн ань тнки хоты предметыт ёмщакв вгыт, таияныл пригыт, янгыщ тыи литература, биология ос химия. Ты тл свнув нврам информатика хансуӈкве тахмаясыт. Св гит-пыгыт лккар-хтпаг лаль ханищтахтуӈкве мингыт.
Ам ань Эмилия Максимовнан потре мгыс пӯмащипа лтыӈ лвгум. Тав лвыс, пвылт туп Максим Семёнович Шивторов мньщи лтӈыл потыртаӈкве хсы, мт мхманыл лтӈаныл хот та ёрувласаныл.
Работает с дружным, надёжным коллективом
Эмилия Максимовна Нохова работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение Шугурской средней общеобразовательной школы в должности директора. Вспоминая свои школьные годы, она с улыбкой призналась, что мечтала стать юристом и переехать жить в город. Но всё сложилось иначе, как говорится, где родился – там и пригодился. Она поехала в Тюмень и поступила в государственный университет на математический факультет. В 1986 году окончив вуз, с подружкой вернулись домой, и неожиданно для себя остались поработать в Шугурской школе. Вначале Эмилия Максимовна преподавала математику, в 1995 году стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а в 2005 году была назначена директором в школе. О своей работе она рассказала следующее:
− Общий штат школы 67 человек, педагогических работников − 30. Мы реализуем программы дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования. У нас обучается 106 детей, и в группах дошкольного образования находится 37 детей. Из 37 детей 31 ребёнок из числа коренных малочисленных народов Севера, а в школе из 106 учащихся 80 − манси, ханты или ненцы.
Школа полностью укомплектована всеми педагогическими работниками. Те программы, которые мы реализуем, это общеобразовательные программы по предметам в рамках образовательного процесса. В рамках воспитательного процесса мы реализуем программы военно-патриотического воспитания, трудового воспитания по разным направлениям.
В рамках внеурочной деятельности мы реализуем программы по различным направлениям по заявлениям родителей и желанию детей. Это и спортивные, и художественно-эстетические, интеллектуальные кружки. В этом году впервые открыт кадетский класс на базе пятого класса. Обучаются там дети по желанию родителей, до этого была проведена работа с ними.
В школе немало времени уделяется вопросам изучения родного языка. В этом плане незаменимый педагог Валентина Ильинична Вахрушева, которая в рамках внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования интегрировано преподает занятия мансийского языка, как в группах дошкольного образования, так и учащимся.
Коллектив у нас трудолюбивый, очень хорошо и легко работать с такими людьми, которые не щадя своего времени, в любой момент готовы прийти на помощь мне как руководителю и к детям. Всегда откликаются и в выходные дни, и вечернее время, если есть в этом потребность. Смена в школе одна, но так как мы реализуем сферы образовательной и внеурочной деятельности, то получается, мы − «школа полного дня». В начальной школе есть продлёнка. В первом классе это традиционно, поскольку дети приходят из ДОУ, им нужно адаптироваться. У нас есть воспитатель, который всегда сопровождает их и на динамической паузе, и во второй половине дня координирует их продвижение по объединениям по внеурочной деятельности. И для 2-4-х классов ещё одна группа продлённого дня. Мы задумываемся, конечно, над тем функционалом, который сейчас работает, потому что в связи с новым требованием, мы понимаем, что нужно изменить подход, чтобы он был не воспитателем продленного дня, а может быть лицом, который сопровождает, как модно говорить «тьютером». Чтобы он координировал детей, классы, правильно распределил классы по времени, кому, куда по кружкам разойтись.
− А как у вас организовано школьное питание, платное или бесплатное. Какие мероприятия проводите для детей во время каникул, с какими сложностями сталкиваетесь?
− Как везде по округу, школьное питание разбито на две группы, это питание детей льготной категории, то есть детей из малоимущих семей и не льготной. По льготной категории завтраки и обеды бесплатные. По второй категории бесплатно завтраки, но с финансированием родителей 8 рублей в день дети тоже могут питаться дополнительно. Мы сами оказываем услуги по второму питанию детей. Занятий бывает много у детей, поэтому родители согласны им оплатить обед. Так и родителям удобно, когда ребёнок, находясь на месте, и позавтракает, и пообедает.
Что касается школьных каникул, то мы неподалеку имеем этнокультурный центр «Мит ущ», в котором также работают сотрудники школы, поскольку там нет отдельных штатных единиц. Этнокультурный центр работает во второй половине дня, ребята с превеликим удовольствием приходят туда, им очень нравится. Во-первых, им можно на свежем воздухе побегать, поиграть, во-вторых, другая обстановка. В каникулы, если нет финансирования, то мы организуем на базе этнокультурного центра походы с ночевкой целыми классами. Родители тоже охотно принимают в этом участие. Так что все дни каникул этнокультурный центр занят. Исключение в части новогодних каникул, когда даём возможность коллективу отдохнуть и побыть с семьей. Тем более в это время открыты зимники, и у сельчан есть отличная возможность выехать на отдых в другие места, самим обогатиться духовно и культурно.
Хочу сказать, что есть сложности с обеспечением высокоскоростной технологией. То есть, с оборудованием нет никаких проблем, мы малокомплектная школа и у нас субвенций достаточно, чтобы было оснащение, а проблема номер один – это скорость интернета. Он у нас по всему селу малодоступен. В рамках образования мы обеспечиваем доступ интернета во все классные кабинеты. Выход в интернет многое накладывает, это обучение предметов на учебных платформах, повышение квалификации наших педагогов, полноценное участие детей в различных проектах. Дистанционное и участие, и обучение.
С появлением высокотехнологических точек старшеклассники стали сдавать экзамены здесь. На вертолете вывозить не нужно. По выбору экзаменов по профилю ребята чаще выбирают литературу, биологию и химию. Есть тенденция, что наши дети чаще поступают в медицинские образовательные учреждения. В прошлом году некоторые дети выбрали информатику и сдали неплохо.
У детей младших классов основная сложность заключается в технологии, именно в оформлении работ. Может быть, ребёнок понимает и решает задачу, а вот как оформить, научить его правильному написанию этой задачи и правильному восприятию – здесь на учителя ложится большая ответственность.
Родительский комитет, родители старшеклассников более активные, потому что дети сдают экзамены, и они чаще бывают в школе. Некоторые работают в школе и участвуют в общественной деятельности. Просто не каждый родитель согласится выступить за всех детей или отстоять своё мнение.
Я благодарю Эмилию Максимовну за нашу беседу. О себе она дополнила, что её родители местные, папа Максим Семёнович Шивторов, наверное, является единственным носителем кондинского диалекта мансийского языка. Ценно и дорого, что вся семья здесь, родители живы, они вырастили восьмерых детей.
У нашей героини сын тоже учился в Тюмени и остался там работать в МЧС, есть внучка. Пусть некогда несбывшаяся мечта уехать и жить в город воплощается в её детях, но об этом Эмилия Максимовна, в разговоре ни разу не пожалела.