- Мансийский
- Русский
Нх-патум хтпат наманыл лввсыт
Белоярский ӯст «Педагог года Югры 2018» касыл врыглавес. Тув свсыр мныл нврамыт ханищтан 17 хтпа, садикт воспитателиг рӯпитан 14 хтпа ос 6 педагог-психологыт касуӈкве ёхталасыт.
Школат рӯпитан мхум тнки ханищтан предметаныл щирыл касгыт, садикт рӯпитан хтпат мгыс ос «Сердце отдаю детям» нампа касыл врыглавес. Щнь лтыӈ ханищтан хтпат ксыӈ тл с касгыт. Ты тл нила ханты н ос акв мньщи н уроканыл суссылтасыт. Мӯй мхум пуссын «Нуви Ат» этнокультурный центр колт акван-атыглавсыт.
Ханты-Мансийск ӯсныл тув кит нг ялсг. Ирина Молданова ханты стихыт хаснэ ос тнаныл ловиньтан урыл потыртас. Галина Молданова канит ос мт ёнгынутыт урыл потыртас. Октябрьский районныл ёхталам н Лариса Карпенко мньщи пӯри врнэ урыл потыртас ос хурит суссылтас. Белоярский районт лнэ нг Ирина Енова «Ам щмьям» нампа ханищтан щс врыглас, ос Анастасия Вахат «синквейн» йильпи щирыл номсуӈкве нврамыт ханищтас. Тот акв хотты лххал св мныл ловиньтгыт ман хӯнтлгыт ке, тувыл тнки мк номт вос вргыт, нмхотьютн номтаныл лльсаӈ ул вос тлыгтавсыт.
Ань ты нт халт Анастасия Вахат нх-патыс. Китыт места Лариса Карпенко вис, хӯрмит местат Ирина Енова лыс. Мн ханищтан хтпат пуссын янытлыянӯв, тн св ёмас ос лтыӈ хӯнтлын, номтыӈ нврам вос ханищтгыт.
Развитие образования институтныл ктым лххал мньщи лтӈыл Тамара Мерова хансыстэ.
Названы имена лучших учителей родного языка
В городе Белоярском завершился окружной конкурс «Педагог года Югры 2018». В нём приняли участие 17 учителей, 14 воспитателей и 6 педагогов-психологов со всего региона. Каждый преподаватель показал своё педагогическое мастерство, навыки, авторские разработки уроков, для воспитателей детских садов был организован конкурс «Сердце отдаю детям».
Отдельный конкурс проходил для учителей родного языка и литературы. В этом году между собой соревновались четыре учительницы хантыйского языка и учительница мансийского языка. Как отмечают организаторы, проведение конкурсного мероприятия в выставочном зале Этнокультурного центра «Нуви Ат», его уникальная экспозиция зала, представляющая построение северного дома с использованием природных материалов, способствовало эмоциональному подъёму конкурсанток.
Две участницы были из Ханты-Мансийска. Ирина Максимовна Молданова раскрыла тонкости хантыйского фольклорного стихосложения, она применила такие формы, как синквейн, хайку (хокку), диаманта, штрихи, продемонстрировала искусство преобразования фольклорного текста в стихотворение для детей. Галина Сергеевна Молданова, используя музейные экспонаты, продемонстрировала мастер-класс по изготовлению куклы «акань».
Лариса Николаевна Карпенко делилась своим опытом использования средств народного воспитания на уроках родного языка путём прямого и комментированного показа традиционного мансийского свадебного обряда.
Мастер-класс Ирины Дмитриевны Еновой представил идеи, находки и результаты использования метода мини-проектов «Моя семья» на уроках родного языка и литературы. Конкурсанты в течение десяти минут работали над проектом по алгоритму, разработанному педагогом. Результаты проекта были представлены на мансийском и хантыйском языках.
«Использование приёма «Синквейн» на уроках родного языка» представила Анастасия Евгеньевна Вахат. По её убеждению, школьники должны овладеть умением критически относиться к той информации, которую они получают. Они должны осмысливать новую информацию, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. Практическая часть мастер-класса раскрывала секреты применения на уроке родного языка технологии развития критического мышления. Авторской находкой стал «синквейн наоборот», который сразу же обогатил методическую копилку конкурсантов.
В итоге, в конкурсе среди учителей родного языка и литературы победителем признана Анастасия Евгеньевна Вахат из Белоярского района. Второе место присуждено Ларисе Николаевне Карпенко из Октябрьского района, и третье − Ирине Дмитриевне Еновой из Белоярского района.
Информацию из сайта института развития и образования на мансийский язык перевела Тамара Мерова.