Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Колыт ёмщакв щпитан олныт нх-нтавет
  • «Титул» нампа нпакыт щнэ хтпат мгсыл лххал
  • Тлы сыс лккарытын пусмалтавсыт
  • Номтыӈыг хансум потраныл мгыс янытлавсыт
  • Ханищтахтын кол

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Шугур пāвыл миркол кӯщай
  • Скконытн хансым тлат уральтавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нрт лнэ мньщи хум н кинсы
  • Мхманув ӯст мӯйлысыт
  • Врколт лнэ яггииг
  • Сӯкыръя мхум мӯйлысыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Н хтпат нсхатуӈкве Ягримн ёхталасыт
  • Восыӈтӯр пвылт рӯпитан кол
  • Мньщи Ӯй ргыт ат ёрувлавсыт
  • Мотышевыт урыл суссылтап лыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 12 (1342)
  • № 11 (1341)
  • № 10 (1340)
  • № 9 (1339)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 6 (1336)
  • № 5 (1335)
  • № 4 (1334)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Скконытн хансым тлат уральтавет
  • Мансийский
  • Русский

Скконытн хансым тлат уральтавет

Соссаӈ мир Ассамблеят рӯпитан депутатыт, свсыр департаментыт лнэ кӯщаит, тувыл тув ввиньтлым яныгпла ос мньлат соссаӈ хтпат сапрāнин атхатыгласыт. Тн хт сыресыр врмалит урыл потыртасыт ос тув рнэ лтыӈ хӯлтсыт.

влт образование департаментыт кӯщай хум Алексей Дренин ханты, мньщи ос рн мхум лтӈаныл ӯргалан сккон урыл потыртас. Тав лвыс: «Соссаӈ мхум лтӈаныл лаль тотнэ нак мн кит врмаль щирыл нх-ӯрмыгтылӯв. Тыи щнь лтӈыт мньтгыл садикыт ос школат вос ханищтавет ос тувыл ёмас, номтыӈ ханищтан хтпа мнки вос щсӯв. Округувт ань щнь лтӈытн 263 мнь нврам лов садикыт ханищтавет ос 1 668 нврам 28 свсыр школат ханищтавет. Ты нврамыт стхуйплов школат ханты лтӈыл ос аквхуйплов школат мньщи лтӈыл ос Нижневартовский район Варьёган пвыл школат рн лтӈыл потыртаӈкве ханищтавет. Млты тл Касум школат 9 классыт ханищтахтын гит-пыгыт  аттестация мгыс ханты лтыӈ экзаменыг приясыт. Федерация плыл ёхталам кӯщаитн ты тла мӯстыс, ань тамле врмаль лаль тотуӈкве врмилӯв. 
Образование департамент соссаӈ нврамыт ёт рӯпитан хтпат мгыс  ханищтапыт щпитлыс. Тн «Педагог года Югры» касылыт нас номинациял врвсыт. Ты тл Полноват школат рӯпитан мньлат н Анастасия Вахат нх-патыс. Ханты, мньщи ос рн лтӈыт ханищтан хтпат щпитаӈкве мнавн Санкт-Петербург ӯст лнэ А.И. Герцен нампа университет нты. Ань Нижневартовский университет ёт с потыртахтасӯв. Ханты-Мансийский педагогический колледжит щнь лтыӈ внэ āгит-пыгыт мн физкультура ос труд урокыт ханты, мньщи лтӈыл хнищтан хтпаг щпитаӈкве таӈхв. Тамле врмаль ртми ке, ёмас лнув. 
Акв трвит тла рнэ нпакыт тратан порат ньщв. Школа мгыс хаснэ ханищтахтын нпакыт образование Министерство плыл «федеральный перечень» документын хансым вос лсыт. с-угорский институт тн ётаныл соглашение-нпак ат хансыглас, таимгыс тн нпаканыл щирыл школат нврамыт ханищтаӈкве ат врмавет. Ос щнь лтыӈ урок щс щирыл ат ловиньтаве, тав факультатив щирыл лаль тотаве. 
Мт трвит врмаль тамле – ханты мхум ань тыг мус хоты алфавитыл рӯпитаӈкве ат потыртахтасыт, халанылт воритотгыт. Мн ань хосат пирмайтым ос йильпи алфавитыг Москват лнэ языкознание институтын ктсагӯв. Тот учёныитн ёмщакв уральтавег ос матыр лтыӈ тн ктгыт, тох лаль рӯпитаӈкве тах та патв». 
Ты врмалит вылтыт Ассамблеят рӯпитан депутатыт, М.К. Волдина ос Г.И. Егорова мӯй кваг, лтыӈ лвсыт. Ты тлат тн лаль уральтаӈкве патыяныл. Тувыл соссаӈ мхум пуссын врмаляныл уральтан мгыс тнки Уполномоченный хтпа приим вос щсыт, ты урыл сккон щпитасыт ос округ кӯщаитн  лтыӈ ктсыт. Кӯщаит ты тла нупыл номтаныл ат паты. Ань соссаӈ депутатыт ты сккон лаль тотнэ мгыс иӈ рӯпитгыт ос ётыл мт спранит тах потыртгыт.

Обсудили законопроекты, касающиеся коренных жителей округа

Председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Еремей Айпин провёл заседание Ассамблеи, на котором присутствовали директора нескольких департаментов и представители общественных объединений. Приглашённые рассмотрели шесть вопросов, включённые на повестку дня очередного заседания Думы автономного округа – Югры. После обсуждения предложенных инициатив в некоторые законопроекты были внесены изменения, другие оставили на дополнительное рассмотрение.
Также прослушали информацию об исполнении закона «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО – Югры в 2017 году». Директор департамента образования и молодёжной политики Алексей Дренин отметил: «Сохранение родных языков в рамках деятельности образовательной организации основывается на двух позициях. Это сами условия образовательной организации обеспечения необходимым инструментарием, и второе, профессиональной компетенции педагогов. В настоящее время родные языки изучают в 10 детских садах 263 ребёнка, почти 1668 детей в  28 школах. Хантыйский язык изучают в 17 школах, причём  все три диалекта, и 11 школах язык манси. В Варьёганской школе Нижневартовского района преподают также язык лесных ненцев. Есть хорошие прецеденты, в частности того, что государственный экзамен начинают сдавать и по родным языкам. Так, в прошлый учебный год в прохождение государственной итоговой аттестации в 9 классе, ученики Казымской школы выбрали экзамен по хантыйскому языку. Федеральные эксперты это оценили положительно.

Приказом департамента образования утвержден комплекс мер по подготовке педагогического и дополнительного образования высококвалифицированными кадрами. В рамках реализации программы в прошлом году все 100% преподавателей  родных языков и литературы народов Севера во всех муниципальных образований прошли курсы повышения квалификации. Таково было поручение губернатора округа.

В рамках конкурса профессионального мастерства в окружном конкурсе «Педагог года Югры» отдельно учреждена номинация учителям родного языка и литературы в ХМАО-Югре. Недавно в Белоярском районе  состоялся конкурс 2018 года, победителем стала Анастасия Вахат, учительница школы  села Полноват Белоярского района. Вторым важным аспектом является обеспечение кадрами образовательных организаций, что является проблемой на самом деле. Но с профессиональной подготовкой кадров у нас давнее сотрудничество с РГПУ им. А. Герцена. И на 2017-2018 учебный год зачислено 12 человек по целевому приёму. Кроме того, договорились с Нижневартовским государственным университетом, что они открывают специальность по подготовке учителей родного языка. В этом году ожидается первый набор, мы готовы обеспечить целевой набор за счёт средств финансирования бюджета ХМАО-Югры.

Те школы, в которых реализуется образовательная программа, точнее, где преподаются родные языки, мы их несколько переформатировали. В настоящий момент родной язык преподается как предмет. Очевидно, что этого не достаточно, есть ряд предметов, которые возможно перевести на преподавание на родном языке. Мы не говорим, например, о точных предметах как математика и другие сложные предметы, но вполне возможно начать с физкультуры, труда. Это обсуждаемый проект, во время подготовки учителей начальных классов в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже можно провести профессиональную переподготовку и на предмет учителя физкультуры. То есть мы будем переходить к формату организации подготовки с преподаванием государственного языка.

Что касается о самом инструментарии – стол и учебники. Есть моменты, с выведением дисциплин по преподаванию родного языка из основной программы и связано оно с итогами проверки службы по контролю надзору и обусловлено из-за отсутствия учебников. Требования федеральных государственных образовательных стандартов они чётко регламентированы, что должен быть сформирован учебный методический комплекс. Если его нет, значит, дисциплина не может быть в основной образовательной программе. Дисциплины выводятся не на факультатив (то, что по выбору), а на вариативную часть и называется в рамках федеральных обязательных образовательных стандартов «Обязательная внеурочная деятельность». Они не регламентируются как основной предмет, но преподаются в обязательном порядке. В образовательных организациях могут использоваться учебники только, которые издаются издательством, входящие в приказ Министерством образования и включены в Федеральный перечень. Департамент образования и молодёжной политики подписал соглашение с издательством «Просвещение». Соответственно, Обско-угорский институт свои учебники издавать и внедрять в школу не может, для этого у него должно заключено соглашение с соответствующим издательством и это делается на уровне Федерации.

С прошлого года совместно с институтом развития образования были созданы рабочие группы, и учебники на мансийском языке уже готовы к выпуску. В связи со сложившимся алфавитом хантыйского языка, мы договорились с федеральным институтом языкознания, который проведёт экспертизу ныне действующего алфавита и нового алфавита. Есть вероятность, что новый алфавит в том виде, который предлагается, скорее всего, принят не будет, поскольку есть определенные претензии  экспертов к нему. Поэтому мы либо оставим тот алфавит, который есть, либо будем рекомендовать доработать новый алфавит. В любом случае алфавит должен быть единым. Таким образом, мы сможем приступить к разработке и выпуску новых учебников на хантыйском языке.

В части популяризации распространения осуществляется разработка электронных ресурсов на родных языках. Это электронный депозитарий, который обеспечивает массовый доступ пользователей к материальному наследию хантов, манси и ненцев. Проводятся достаточно большое количество различных мероприятий и олимпиад для школьников».

Затем обсудили вносимые изменения в законопроекты, касающиеся регулирование охраны и использования особо-охраняемых природных территорий, о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО – Югры отдельным государственным полномочием по участию в реализации социально-экономической государственной программы. По всем волнующим вопросам депутаты Ассамблеи и приглашённые высказали своё мнение. Приняли во внимание ряд замечаний от старейшин коренных малочисленных народов Севера М.К. Волдиной и Г.И. Егоровой. Вопрос о проекте закона ХМАО – Югры «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов в ХМАО – Югре»  требует дополнительного рассмотрения и перенесён на следующее заседание.

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 7 (1169)
4.04.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика