- Мансийский
- Русский
Румагум ёт потыртасум
Млалнув Дарья Жорник ёт потыртасум, тав лвыс, китыт тпосый ēмтыс, мхум юн ӯнлуӈкве лввсыт. Тавн с лль ӯст луӈкв, таимйс тав Москва пхыт лнэ пвлн минас, тот лай кол ньщи. Тот вр хосыт рви мыйтаӈкв.
Тав лвыс: «нумн юн луӈкв ёмас, матыр врнэ мйс св щс арыйтас. Ам касуӈкв патсум, нпак ловиньтаӈкв, осэвтл тнутыт пйтуӈкв, та коныпал рӯпатам врюм. Мощ млалнув экзаменанум сдавайтсум. Аквъёт рӯпитан юртанум ёт телефон хосыт тв порат потыртв.
нумн лль — ат врмюм нмат хотталь ялуӈкв. Тӯяй мн Ушма пвылн ялуӈкв куссӯв, мньщит ёт потыртаӈкв, тувл хансуӈкв лильпи потыр нпак, гм мйс миннэ лӈхув лап-пантыслав.
Ань ат торъямтылум, хунь ос ялуӈкв врмв. Ам щёровн мньщи лтыӈ ханищтылум, хӯнтлюм, тувл ёл-хансум потрыт рущ лтыӈна толмащлыянум. Ам диссертациям с мньщи лтыӈ урыл лы, таимйс ам лтыӈ ханищтылум.
Тувл ос Василий Харитонов ёт потыртасум. Хум ос лвыс:
– Ам лнэ палытум карантин мйс, ак палыттыл мощ мтщир мтыс, мт палыттыл ти. Ам ты лы-пал юн с св рӯпитасум. Новгородский университетта ам нас кабинет ат ньщюм, хт ам врмынувум рӯпитаӈкв, тувл щёровн ам тот св рӯпата ат ньщюм.
Ань лумхласыт мт щирл луӈкв патсыт, тн пйтсыт мыйтаӈкв, ханищтахтан мн яласаӈкв, ам тнанылн нтуӈкв патсум. Ам врсум амки курсанум осэвтал лтӈыт, тувл ксыӈ хтал матсыр потрыт потыртасум, тувл руманум нтуӈкв ввыйласум. Св внут хумыс ханищтахтаӈкв, хумыс мт щирл ёмащакв вруӈкв, ам лвыйласум.
Мньщи проекта ам технический рӯпата врюм, тувл ос Дарья ёт мн иӈ лаль мньщи потрыт врв. Тувл ос интернет хосыт мньщит ёт рӯпитв, мньщи потрыт рущ лтыйна врьянув, лильпи потрыт хансв – тамле ут кос хунь ри.
Евгений АНЯМОВ
Дистанционная жизнь, учёба и общение
Общаясь по социальным сетям с Дарьей Жорник из Москвы, я узнал, как она проводит время в дни самоизоляции, как другие работают, и обучаются по дистанционной форме. Василий Харитонов из Нижнего Новгорода тоже рассказал о своей ситуации. Нас объединяет изучение и интерес к мансийскому языку.
Дарья Жорник написала в своем письме: «В Москве самоизоляция длится уже два месяца, и мне быстро стало тесно находиться в городской квартире. Поэтому я месяц назад переехала в деревню в Подмосковье. Здесь можно свободно гулять на природе, не как в Москве — там для передвижения по городу до сих пор нужно получать пропуск. В целом, мне нравится жить в самоизоляции, появилось больше времени, чтобы делать важные дела и учиться новому. Я стала больше заниматься спортом, читать книги, немного учусь музыке и готовлю интересные новые блюда.
Но большую часть времени я, конечно, занимаюсь работой и исследованиями. Поскольку заканчиваю магистратуру в Московском государственном университете, недавно сдавала госэкзамены онлайн, а вскоре предстоит также онлайн защищать магистерскую диссертацию. С коллегами по работе тоже общаемся редкими дозвонами.
Немного грустно, что я не могу поехать ни в какую поездку. Весной мы собирались приехать на Ушму, чтобы пообщаться с детьми на мансийском языке и записывать новые материалы, но эти планы пришлось перенести. Пока не понятно, когда снова получится отправиться на Ушму, в Ханты-Мансийск и другие места. Я стараюсь продолжать изучение мансийского языка - слушаю и разбираю записи, которые мы делали в предыдущих поездках. Моя магистерская диссертация тоже посвящена мансийскому языку, так что и в контексте учёбы удаётся им заниматься».
А Василий Харитонов так ответил мне: «Моя жизнь с карантином, с одной стороны, изменилась, с другой стороны - нет. Я много работал дома, именно научная работа чаще всего исполняется дома за компьютером. В Новгородском университете у меня сейчас нет помещения, где я мог бы так работать, да и вообще там у меня мало задач.
Но, с другой стороны, жизнь остальных людей сильно изменилась, они перестали ходить и ездить на учёбу и работу, и я с первых дней решил им помогать, раз для них это новая область. Я решил организовать свои собственные курсы по языкам и почти каждый вечер сам рассказывал что-то интересное, приглашал также знакомых. Так нескучно было проводить вечера. Много консультировал участников по тому, с помощью каких систем проводить занятия - в зуме (zoom), например, были проблемы с безопасностью у учителей, и я подсказывал, как эти проблемы решить, потому что работодатели и администрации школ сами часто не знали, что делать.
В онлайн-школе "Открытый Ковчег" я начал вести занятия для детей про "Языковое разнообразие в мире". А с коллегами по университету мы выпускаем подкаст "Что происходит с педагогикой", где обсуждаем волнующие нас темы в образовании.
В проекте с мансийским языком я занимаюсь технической работой и выполняю задания Дарьи Жорник. Мы продолжаем разбирать мансийские записи, наши сборы и записанные этнографом В. Н. Чернецовым. Осваиваем новые инструменты, учимся программировать. Ну и пытаемся, не особенно успешно, по интернету работать с носителями мансийского языка, поэтому если готовы принимать участие в работе, пишите нам: разбирать тексты, записывать новые - это нужно всегда и для нашей работы, и для мансийского языка.
Евгений АНЯМОВ