Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ханищтахтын тл та вылтахтас
  • Мн мв касым нх-патыс
  • Рӯпитан мт акваг уральтавет
  • Нврамыт ёмщакв ӯщлахтын кастыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Йильпи скконыт урыл

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Йӣквыт ос ргыт пӯмщалгыт
  • Н нсхатуӈкве ос щаквщуӈкве хāсы
  • Мнь пвылквет лнэ мньщи хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сс нтуӈкве ос тр толтуӈкве атхатыгласыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Ханты мхум мӯйлуӈкве акван-атхатыгласыт
  • Тāн аквъёт ханищтахтасыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Лянтор ӯст лнэ пыгрищаквег
  • Мт туи мус ӯрхатгыт
  • Ягримт щнь лтыӈ ханищтаве
  • Ам лнэ мкем

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Сс нтуӈкве ос тр толтуӈкве атхатыгласыт
  • Мансийский
  • Русский

Сс нтуӈкве ос тр толтуӈкве атхатыгласыт

Ханты мхум лнэ мнылт, Ямало-Ненецкий автономный округ Шурышкарский районт, щаквщин мхум акван-атхатыгласыт, тн фестиваляныл «Земля Мастеровая» лвияныл. Тот Ханты-Мужи пвылт «Живун» нампа музей врим лы. Тув ань хтыт щёс мщтыр мхум ввыглавсыт, хум хтпат тр врнэ кол ӯнттысыт, кӯр врсыт, нт колала пантнэ сс щпитасыт ос нтсыт.

«Живун» нампа музей ханты мхум лнэ пвланылт врим лы. Тот хультум тва пс колыт музей нупыл хасвсыт ос тн ань ӯргалым ньщавет. Тлы кол, туи кол, мпарыт, нив анят, ты коныпал хӯрум рнкол тӯщтым лгыт, пӯрлахтын м врвес. Тот нтнэ с  втат щар пс хольт лым пвылкве ӯнлы.
Щаквщин врмаляныл урыл ам районный музейт кӯщаиг лнэ н Анна Брусницына ёт потыртасум. Анна Геннадьевна тох лвыс: «Мн хтыт щёс ты фестивалин мир акван-атыглв. Ст хтал сыс мхманув матыр мщтырлгыт. Ты тл мāн тр толтын ос трныл свсыр рнэ утыт врнэ кол ӯнттуӈкве таӈхв. Тамле кол тыт Ямал мт пс йис порат лум. Археологыт тисхатманыл порат м ёлы-плт таве хнтсаныл. Кол вим, пртанэ хотсайсыт ос мт ёмщаквег иӈ хащхатсыт. Тув сунсым мана яныт, мана карсыт — тав пслувес, ань мн акв тамле кол тах ӯнттв. Ос тр исылтан кӯ-рыт хумус врвсыт, мн Ханты-Мансийск ӯсныл Вячеслав Кондин ввыслӯв, тав вритэ. Тн округанылт «Трум Маа» музейт тамле кӯр ньщгыт, с Вячеслав Юрьевич врыстэ. Мн мвт тамле хтпа ат хнтсӯв».
Пс порат тр врнэ хум сака янытлавес, тав нй ёт ос исум тр ёт рӯпитаӈкве хсыс. Ты рӯпата ат врыглам лумхлас номсы, ты кӯпнит врмаль ос ксыӈ рӯпатат св мӯтра вӈкве ри. Нас тнэ нйт тр таяныт вгыл ат исыглы, та кастыл врнэ кӯр рущ щирыл «горн» лваве. Кӯр яныг хвта-сытыл пуврыг пинаве, сй рктыл аквъёт тлыгтым пщгаве, котильт ас хультуптаве, тув лылыпыл пувлын ут нй лумщалтан мгыс враве, тав ос «меха» лваве. Таил пувлым кӯр не сака исумыг мты, тащир тр ткыщ исылтаӈкве рви. Пс йис порат тох касай трыт, сграпыт, мт рнэ утыт тнти ртсыт.
Тр исылтаве ос хумус ри, трщакыл ртаве. Тамле колыт пс йис порат ти норкол хольт ӯнттымат. Тн нор пртыг сылсыт, тамле кол трсолил ат ртвес, пртыт акван-пстувсыт. Ань музейт хумыт норыт с пртыг сылсаныл, тащир кол ӯнттысыт. Кол тӣвырт колканэ сил хартвес, м колкан вос лыс. Нй манос исум тр ёл те паты, колкан нх ат пламлаве.
Нй лумщалтан ут (меха) Анатолий Тогочев, Мужи пвылт лнэ хум, врыстэ. влт пртныл тит лмтыг сартыс ос тнатн рнэ янытыг врсаге, ктпувнутыл сгращласаге. Тувыл ты тит пртыг халн осыӈ сов мнь трсолитыл ртыс. Трсолит с такви трсйтыл яктыс. Тамле пс пувлын ут Мужи пвыл музейт ньщаве, хум тув сунсым акв там-ле ут мщтырыг врыс. Тувыл мощ яныгнув пувлын ут ос мньлатнув хум Леонид Лонгортов тав врыстэ. Кол ӯнттым лов арыгтем хум хтпат рӯпитсыт, тн пуссын мщтырыг сгырхат-сыт ос хумус ри, прт сылсыт, норыт сартсыт.
Йис нотыт хнтым кол хуньт ссыл пнтым лум. Ань таимгыс к-ват колала пантнэ сс щпитасыт. Прасковья Александровна Артан-зеева Ямгорт пвылныл тув ёхталас, тав н хтпат халт ты рӯпата вруӈкве хсы ос матыр-ти вг. Тав пхатт акваг Роза Накова рӯпитас. Роза Тимофеевна мньла-тыг кос лы ос маныр, хумус враве, пуссын вг, такви вруӈкве хсы, мт н хтпат тн хӯлтыгласанн, рӯпатал суссылтасанн.
Ам н хтпат ёт ос сс плыт хотсыстамтасум, хотхалюптасанум. Нилах-атах сс пл акв тар-мыл пинв, та тӣвырн хаслы лмт ос тащирыл акван та схтыянӯв. Св-нув сс хот-сыстамтв ос акван-схтым ссыт яныг пӯтын пйтуӈкве тртыянӯв. Яныг пӯтыт исум вит лыс, тув влт Прасковья Алексеевна хаслы, солвалыӈ сорх хӯл ос плям хулюм-хӯл тртыс. Та юи-плт ущ акван-схтым ссыт тратасаныл, нумыл хаслыл лаппин-саныл ос алал лап та пнтсаныл. Тох т па-лыт пйтуӈкве ри, нй ткыщ плтыглаӈкве ат ри, пӯт лщлаквег вос пйтахты.
Колала пантнэ мгсыл сака св сс ри. Акв лпс хӯрум пис акван-нтаве, тувыл тит пис ссыг с акв нумпалын нтавег, тох хт пис ссыг та мты. Ты хт пис ссыт с акван-нтавет, тох яныг лпсыг та мты. Хум мхум коланыл стум мус н хтпат колала пантнэ ссаныл с та стыс. Ссыт колалан трсолил ат ртавет, влт ощща йӣвыт пингыт, та нумпалын сс лпыс, нумыл ос сырыл тынылтыяныл.
выл хталт Хльӯс район Тк пвылныл Леонид Дмитриевич Ря-занцев рӯпитаӈкве тув ввиньтлвес. Тав св тл сыс трныл, нох-трныл свсыр хорамыт овумлапты. Ты йка мньлат мхум ха-нищтаӈкве ёхталас. Юн лнэ пвлт рӯпитан кастыл кол ньщи, тот тр овумлапты, ты кастыл ркт хурит ври ос тслы.
Ханты пвылт тав влт ркт хурит вруӈкве хумыт ханищ-тасанэ. нохтр хумус исылтаӈкве ри, щлгыг вос мты, тув ссуӈ-кве вос рвыс, тнаныл хӯлтсанэ.
Пс порат хумыт нтапаныл, нврам пат, н хтпат тучаӈаныл тамле хорамытыл, туитыл тагатасаныл, хорамтасаныл. Ань тамле туит вруӈкве пат ты йка хсы, таимгыс тав тув ты ввиньтāлвес ос хоса рӯпитаӈкве ат лымас, мтыт хтал пвлн минас. Тот Хльӯс янытлан хталн кӯщаитын вввес.
«Мщтыр мхум м» нампа фестивальт мхум сака ёмщакв рӯпитасыт, ксыӈ типлаг ос потыртаӈкве акв колн атхатыгласыт. Акв типлаг мйтыт, пс потрыт урыл потыртасыт, ргыт ргысыт. Тув Мужи пвылт лнэ йка Иосиф Никифорович Куртямов ввиньтлвес. Тав ханты мйтыт мйтыс. Галина Гавриловна Артанзеева, Овгорт пвылныл лнэ н, пс ргыт ргыс.
Мт типлаг Надежда Михайловна Талигина, ктыл хурит пслын н, Тк пвыл хум мйтэ урыл потыртас. Ты потыр тавн хуньт Ева Шмидт мимтэ. Хунь тав ловиньтаӈкве патыстэ, насати татем ёмщакв хансым лнтэ. Тот лнэ ханты мхум лтӈаныл сака ёмщакв вганыл, халанылт туп ханты лтӈыл потыр-тгыт, таимгыс ам т-наныл тва порат ат торгамтасанум, ат вг-лум, маныр урыл с потраныл лыс.
Ямалн мн округувныл тит нг ёхталасг, ты Ольга Леонидовна Тасьманова, Касум пвыл н, ос Людмила Васильевна Туполева, Полноват пвыл н. Тн лвг, матъёмас ёхталасг, яныг кват сс пйтуӈкве, ссыт акван-нтуӈкве тнатн ханищтасагн. Ань юн мт мхум ханищтаӈкве тах врмг. Ам с амти самагумтыл суссум, амти нтсум, ань вглум, рнкол сс нтнэ мгсыл сака св сс нуюӈкве, пйтуӈкве ри, акван-нтсын порат ос трвитыӈ, капрон стапыл ктанув хот л яктысанӯв. Тох ты пс порат н хтпат сс щпитасыт.
 

Югорские мастера стали участниками фестиваля ремесел «Земля Мастеровая»

В Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в шестой раз состоялся фестиваль ремесел «Земля Мастеровая». Традиционно мастеров пригласили в хантыйскую деревню Ханты-Мужи, на территории которой находится уникальный парк-музей «Живун».
 

Он находится в трех километрах от села Мужи в красивом живописном месте. В музейном комплексе имеются старинные постройки зимний и летний домики, амбары, чумы, дровяники в виде чумов, святилище и многое другое. Впервые туда приехав, не сразу и определишь, какие дома принадлежат музею, а какие местным жителям.

На этот раз мужчинам предстояло построить старинную кузницу по чертежам ранее найденной постройки на территории Ямала, а женщинам изготовить берестяное покрытие для музейной кузницы.

О работе фестиваля нам рассказала директор Шурышкарского музейного комплекса имени Г.С. Пузырева Анна Геннадьевна Брусницына. Напомним, природно-этнографический парк-музей «Живун» входит в районный музейный комплекс. Вот что рассказала Анна Геннадьевна: «На территории парка-музея мы шестой раз проводим данный фестиваль. Мастера будут работать в течение семи дней. В этом году нам предстоит построить кузницу, постройка будет каркасно-столбовой. Мы благодарны мастерам за то, что они взялись её построить. Впервые у нас вся программа, всё, что мы делаем, посвящена кузне. Своими силами строить такой объект просто невозможно, здесь нужно объединить силы многих людей, которые хорошо знают свою работу и каждый является мастером своего дела. Когда они вместе собираются и делятся опытом друг с другом и с нами, то вместе могут сделать многое.

По археологическим данным известны литейные комплексы, которые располагались в домах. Мы хотели показать старые принципы строительства, и воспроизвести внешний облик постройки. Выложить горн пригласили мастера из Ханты-Мансийска, сотрудника музея «Торум Маа» Вячеслава Кондина. На территории их музея имеется кузня, у нас не было опыта строительства подобных сооружений, поэтому обратились к коллегам. По завершению фестиваля у нас будет свой производственный комплекс, где можно будет ковать металл, надеемся отливать и бронзу».

В древности кузнеца считали шаманом, уважали и даже побаивались, считалось, что если он умеет обращаться с огнем, то в нём есть что-то магическое. Кузнечное дело - одно из древнейших ремесел. Кузнец раньше, никаким другим ремеслом не занимался, он полностью сосредотачивался на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов.

Для того чтобы выложить горн в строящейся кузнице Вячеслав Юрьевич со своими помощниками с другого берега навезли камней среднего размера. Для промазывания камней с сотрудником музейного комплекса Дмитрием Кузнецовым смешали раствор глины, песка и воды. Горн сложили из нескольких рядов камней и смеси, каждый ряд просушивали, сверху растапливая костер. Для поддува оставили отверстие, в которое вмонтировали сопло. К соплу присоединяются меха. Меха изготовил житель села Мужи Алексей Тогочев, для наглядности мастер использовал музейные меха, хранящиеся в фондах музейного комплекса. Как и в старинных мехах, Алексей использовал самодельные гвозди. Меха большие по размеру, с двумя камерами для воздуха изготовил молодой мастер Леонид Лонгортов. Они получились значительно больше, чем хранящийся музейный экспонат. После того, как установили меха, горн задышал как живой организм, и Вячеслав Кондин отковал первую необходимую в кузнице принадлежность – кузнечные клещи, чтобы в дальнейшем можно было ковать и другие предметы.  

Кузницу построили старым методом постройки несрубной конструкции. Для строительства кузни использовали колотые бревна. Бревна нужно было распиливать вдоль на две половины. Кузница, как и раньше,  строилась без гвоздей. Для скрепления между собой вырубали пазы. В целях безопасности, пол засыпали песком, так как может упасть огонь или горячее железо.

Для покрытия крыши постройки женщины с первого дня заезда стали заниматься подготовкой бересты. Мастером и главным умельцем этого ремесла была жительница деревни Овгорт Прасковья Александровна Артанзеева. Под её руководством женщины стали очищать пласты бересты от наростов и белого слоя. Очистив нужное количество, скрутили в рулоны с влажным мхом. Все рулоны обвязали веревками, чтобы не раскрутились. Перед этим подготовили большой котел с горячей водой, в него Прасковья Александровна опустила несколько вяленых сырков и свежемороженого язя. Туда также положили болотный мох, это делается для того, чтобы рулоны бересты не прилипли ко дну,  уже потом сложили рулоны, сверху еще слой мха и закрыли большой крышкой. Так береста томилась в течение вечера и ночи, костер поддерживали так, чтобы содержимое не кипело. Утром вываренную бересту достали, рулоны раскрутили и сложили под пресс. Отлежавшийся материал сначала сшивают в три слоя, затем трёхслойные пласты еще сложили и так сшили вместе, получилось прочное шестислойное покрытие. Это очень трудоёмкий процесс подготовки материала. Каждый день женщины готовили, варили и сшивали бересту, так образовывалось большое полотно. Поучаствовав в этом процессе, знаешь, как много надо снять с берез коры, как долго её надо обрабатывать и готовит. Берестяные покрышки для чумов, и для покрытия крыш, и всё это делалось вручную, как в старину.

Также на фестиваль мастеров был приглашен житель деревни Теги Березовского района, художник, мастер  по художественной обработке металла Леонид Дмитриевич Рязанцев, который возрождает забытое искусство литья и ковки. Мужчинам он показал, как изготовить тигли, формы, а потом и отливать художественные фигурки из бронзы. Обучение продлилось два дня, за это время отлили несколько фигур и некоторые получись неплохо. Так у Егора Накова получилась отличная фигурка птицы.

В течение семи дней кипела работа, а чтобы отдохнули руки мастеров, вечером собирались на фольклорные посиделки, тема тоже была посвящена литью и ковке металла. На один из вечеров был приглашен Иосиф Никифорович Куртямов из Мужей, он исполнил несколько сказочных и песенных произведений. Искусная исполнительница Галина Гавриловна Артанзеева спела песни на хантыйском языке.

Гостьей фестиваля была и хантыйская художница Надежда Михайловна Талигина. Она рассказала о том, что когда-то венгерская ученая Ева Шмидт подарила ей рукопись песни Тегинского старца. Спустя много лет она взяла его в руки и не могла оторваться от него, так красиво была сложена хантыйская песня.  Об этом она с гордостью рассказала своим землякам, восхищалась умением предков слогать песни и сказания на родном языке.

Хотя большая часть беседы происходила на хантыйском языке, мне удалось понять смысл их разговоров. Потому что шурышкарский диалект во многом близок к мансийскому языку. Мы, всей семьей побывав на ямальской земле, благодарны хозяевам за их гостеприимство, за умение найти общий язык, за передачу своего умения и мастерства.

С Югры фестиваль также посетили Ольга Леонидовна Тасьманова из села Казым и Людмила Васильевна Туполева из деревни Полноват Белоярского района. Женщины уставшие, но довольные покидали гостеприимную ямальскую землю. Теперь полученные знания они будут использовать на своей территории, делиться ими со своими коллегами, друзьями и родственниками, а главное передадут подрастающему поколению.

Побывав на таком масштабном мероприятии, можно с уверенностью сказать, традиции коренных народов Ямала и Югры возрождаются и будут сохранены на долгие годы.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1179)
5.09.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика