- Мансийский
- Русский
Транак врнэ мщтыр н
Пс йис порат мн мхманув св пормас тнти врыгласыт. Ань ос транак врнэ хтпа урыл потыртв.
Ты ханты н наме Лидия Ивановна Яскевич, такви парищ наме Покачева. Мн тав ётэ Сургут ӯст акван-хнтхатыгласмн, мощ потыртасмн, такви уртыл ты н тох лвыс:
– Ам Нижневартовский район Аган пвылныл лгум, тот ремёсла колт рӯпитгум. Мн свсыр щирыл тот мщтырлв – сакныл хорамыт хартв, маснут нтв. Ам ос транак врнэ мщтырыг лгум. Тыг Сургут ӯсн таи мгыс ты вввсум – транак хумус враве, мирн суссылтаӈкв ри.
Тыг ёхтынв лы-плт мн врн ялсӯв, тот ӯльпа трыт атсӯв. Трыт тра сыстамтаӈкв ри. Ат те сытамтавет, тн ллиг мтгыт, тув-тōсгыт. Мн ёмащакв щпитасанӯв, тувыл холодильникыт щсанӯв. Тыг тотсанӯв, ам мщтырланэм лы-плт тнаныл витыт тытылтасанум.
Лидия Ивановна ввыслум, тав такви щмьятэ урыл вос потырты. Тав тох лвыс, анкватэ Тромаган пвылныл лум, такви парищ наме Айпина. Хум врыс, Русскиныт лнэ мн тотвес, Когалым ӯс ляпат лсыт. гитн, ты Лидия Ивановна оматэ, ос Покачевыт палт тотвес.
Лидия Ивановна оматэ ань врт пщитнтыл тнттетн лг. тятэ хосат хотталь щалтыс, щаквыт порсыс. Оматэ пщитэ наме Павел Владимирович Русскин.
Тн хусахтем слы ньщг. Пль хунь ври, тн слыянн слитым ёт мт мн внтлг, рнколт лг. Тувыл ювле коланн ӯнлын мн ёхтг. Тнти сас яныгплаг мтсг, ос тох слыянн ӯрим тнттетн врт та лг.
Лидия Ивановна мщтырлаӈкв сака хсы, Сургут ӯст лум фестивальт тав транак врнэ рӯпата суссылтас.
Лвыс, транак вруӈкв анкватн ос оматн ханищтавес, тн сас мщтырласг. Ӯльпа тр тн тув порат манос таквсы атыяныл. Аган пвланыл ляпат св ӯльпа яныгми, тув ялантгыт. Сургут ӯст мщтырланныл порат тав трыт витыт акваг тытылтасанэ, тн хунь кминьтат, ёмащакв хӯтсгыт ос рӯпитаӈкв кӯпнит.
Транак паттатэ лмйӣвныл враве, лмйив таквсы порат спаславе, сака те ввта, тав супыг яктаве, мощ осыӈнувег те лы, нилаг яктаве. Ос хунь мощ тсамыг те мты, тра витн пинуӈкв ри.
Н щмьятэ урыл титыгласлум, тав ювле тох потыртас. йкатэ белорус хум, нила нврам янмалтасг. Яныг гитн нас лы, щмьяӈыг мтыс, хӯрум нврам ньщи. Котиль ос мнь гиягн, мнь пыгн тн ётн лг. Пыгн армияныл ущты ёхтыс, ань пвылт лы, рӯпиты.
йкатэ лум мн акваг ялантгыт, юи-выл щёс тув ялманыл порат, тот мощ лсг, ос йкатэ ювле ввхатуӈкв патыс, лви – юв минымн, тыт вгтал патсум. Аган пвылт луӈкв ханьщувлас, такви враим яласы, хӯл алыщлы. Сосса хтпаг тасвит тл сыс та мтыс.
Лидия Ивановна титыгласлум, нвраманэ щнь лтӈыл потыртаӈкв хсгыт ман ти, насати, туп яныг гитн мощ потырты, тувыл та. Мт нвраманэ нмхотьютаныл щнь лтӈыл ат потырты.
«Ханты ясаӈ» газета ловиньтаӈкв с ат врмияныл, тн лтӈаныл мт хурипа. Ты рт лнэ с мхум ос Нижневартовский район хантыт халанылт лтӈаныл щар ат торгамтахтгыт, щар аквтуп титсыр лтӈыл потыртгыт.
Валентина УЗЕЛЬ
Мастер по корневатику
Плетеный сосуд из корня кедра и черемухового прута – корневатик умеют делать не многие мастера из числа ханты и манси. Одна из самых лучших мастеров живет в Агане Нижневартовского района, зовут ее Лидия Ивановна Яскевич. С ней мы познакомились на международном фестивале ремесел в Сургуте. Женщина сидела вдалеке от всех и плела традиционный сосуд. На вопрос, почему она прячется от солнца, она ответила, корень кедра, приготовленный для плетения корневатика, очень быстро высыхает на солнце, становится ломким и непригодным для работы, поэтому за ним нужен уход - беречь от солнечных лучей и вовремя класть в воду.
Знания по плетению корневатика ей передали бабушка и мама, они обе были знатными мастерицами по его изготовлению. Бабушка была с реки Аган, в девичестве Айпина, ее выдали замуж за Русскина, который увез ее на свои угодья на Тэвлинском месторождении, расположенные вблизи Когалыма. Там родилась их дочь, мама Лидии Ивановны. После замужества она так и осталась жить на родовых угодьях родителей. Сейчас живет там с младшим братом. У них есть олени, за которыми они сами и смотрят. Во время наста каслают на другое место, где оленям легче добывать себе ягель. В остальное время живут у себя на месте. Оба уже в годах, но продолжают вести традиционный образ жизни, так как не представляют себе другой жизни. Лидия выросла там же на угодьях. Все премудрости мастерства – пошив традиционной одежды, обуви, изготовление различной утвари она освоила с детства.
О работе с корневатиком она рассказала так:
– Корень кедра мы заготавливаем летом или осенью. Перед тем, как ехать на фестиваль в Сургут, мы с работниками центра ездили в лес и заготовили свежий корень. Затем мы его обработали и положили в холодильник, чтобы он не высох. В центре ремесел поселка Аган работают и мастера-мужчины. Им тоже нужен этот корень для плетения мордушки (традиционное орудие лова рыбы), поэтому мы запаслись впрок.
На этом фестивале я показывала мастер-класс по плетению корневатика, а потом вместе с Татьяной Уколовой продемонстрировали, как правильно надо чистить корень кедра. Если его сразу не чистить, он подсохнет, даже когда его отмочишь, он всё равно будет непригоден для работы.
Для основы корневатика нужен черемуховый прут, из него делается дно сосуда. Это единственное дерево, которое не ломается. Заготавливаем сами, запаса делаем столько, сколько нам будет нужно, никогда не берем лишнее. Если прут тоненький, расщепляем пополам, если потолще, делим его на четыре части. Его тоже нужно отмачивать. Когда все есть под рукой, начинается главная работа. Начинаем плести с донышка, потом дальше идем по кругу. Работа нелегкая, нужен навык и усидчивость, - поделилась мастерица.
Кроме индивидуальной работы, им делают и большие заказы, над которыми работают почти всем коллективом центра ремесел. Этим летом в преддверии празднования Дня Нижневартовского района им был сделан заказ – сшить две покрышки для чума, одну брезентовую, другую из шкур оленя, общими усилиями они вовремя выполнили эту трудоемкую и нелегкую работу.
Сама женщина многодетная мама, с супругом у них четверо детей. Муж хоть и не представитель коренных народов Севера, он белорус, всячески поддерживает и помогает своей супруге. За совместные годы с женщиной-ханты он сам стал как коренной житель – большой любитель рыбалки и охоты уже не представляет жизни без родного Агана. Если они едут в отпуск к нему в Белоруссию, спустя несколько дней он начинает проситься обратно на Север.
Из четверых детей только старшая дочь немного знает хантыйский язык, остальные трое говорят только на русском языке, они живут рядом с родителями, а старшая живет и работает в Нижневартовске. Недавно вернулся из армии их единственный сын, сразу устроился на работу, помогает родителям.
Лидия Ивановна не только сама мастерит, но и обучает молодежь поселка. Она постоянно участвует в различных семинарах, мастер-классах, делится своими секретами мастерства с другими людьми. Именно она, как никто другой, прекрасно знает весь процесс изготовления этого традиционного плетеного сосуда.
Валентина УЗЕЛЬ