- Мансийский
- Русский
Нврамыт кина пōслысыт
Надежда Юрьевна Ерошевич (Илюшникова) Саранпвылт лы ос «Слыкве» нампа мнь нврамыт колт ханищтан нг рӯпиты. Млты тав аквъёт рӯпитан хтпанэ ёт «Мультимедийное пространство» намаим проект щпитас.
Тувыл таве тлаг врнэ мгыс Елена ос Геннадий Тимченко мирн нтнэ фонд-колныл олныл тстувсыт. Ртыӈ свой тпост тн ты олнытыл ноутбук ёвтсыт, тув рнэ программа щпитасыт ос нврамыт ёт лаль рӯпитаӈкве патсыт.
Ань ты тланыл вылтыт Надежда Юрьевна мнавн тох потыртас:
– Мн ань Елена ос Геннадий Тимченко нампа фонд-колн яныг пӯмащипа лтыӈ лвв, тн мн проектув суссаныл ос сака ёмащакв нтсыт. Мн мультикыт пслын лы-плт нврамыт ёт влт акв-кит тпос сыс рнэ тлат пуссын тра-паттысанӯв ос тувыл ущ вти мультфильм мнки та пслыслӯв. Ксыӈ врнутанув лкква-ӯртым ханищтасанӯв, рущ лвнэ щирыл тнаныл этапыг хассанӯв.
влт мн нврамыт ёт мультикыг суснэ тла вылтыт потыртасӯв ос тамле пӯмыщ накыт осн-паттысанӯв, тот пслым ӯйхулыт ос мт суссылтан утыт ти лылыӈыт. Тн пнтсыланыл лумхлас матыр ври ос потырты.
Мультикыт врнэ ксыӈ хтпа такви рӯпататэ нас вритэ, тыи олн ойтнэ хтпа, сценарий хаснэ хтпа, режиссёр-мультипликатор, аниматор, хурит пслын хтпа, актёр ос ргыт хаснэ хтпа.
Китыт накēт – тыи маныр суссылтаӈкве патгын, ты урыл вос номсахтгын. Мн ань мхум тнки халанылт лнныл урыл суссылтаӈкве тахмаясӯв. Янгыщ гмыӈ-мосыӈ, сакватахтам хтпат ёт ёмщакв луӈкве хсгыт ман ти, та тэлат суссылтаӈкве номылматсӯв.
Тн ётаныл юртыӈыщ луӈкве ос тнаныл акваг нтуӈкве ргыт. Ань нврамыт тамле накыт ёмщакв вос торгамтасаныл, мн ёнгил врсӯв. Тн акв лглыл мт мн вос масгыт ос акв ктыл туп нтуӈкв лвсанӯв, тувыл саманыл лап-нгсаласанӯв, тн та щирыл матыр вруӈкве врмгыт ман ти. Тнт тн ущта гмыӈ-мосыӈ, сакватахтам хтпат трвитыӈ лупсаныл тра-паттысаныл. Насати, тох сака трвит матыр вруӈкв лнтэ.
Тувыл мн мультик пōслын мгыс аквъёт хоса номсахтасӯв ос акв нак лаль тотнэ мгыс тув ӯйхулыт приясӯв. Тнаныл пластилиныл вруӈкве патсанӯв.
Хӯрмит накēт тох лы, нврамыт тнки сыре-сыр историят номылматуӈкве врмгыт. Тувыл пластилиныл матыр вргыт ке, тнт с ёмщакв номсахтуӈкве патгыт ос ктыл мщтырыг рӯпитаӈкве ханьщувлгыт.
Ты коныпал тнки халанылт св потыртгыт, тланылт кисхатым воритотгыт ос рӯпатаныл ёмщакв врнэ хтпаг мтгыт. Тох мн нврамыт группаг уртсанӯв ос тнанылн нтым номтаныл щирыл мультикыт лаль щпитаӈкве ӯнттысанӯв.
Нилыт накēт – ты мультик пслын мгыс сыре-сыр ӯйхулыт ман пормасыт вруӈкве рыс. Тувыл гирищит-пыгрищит тнки халанылт потыртахтасыт, хотьют пластилиныл маныр тах ври. Ты рӯпатаныл врнныл сыс тн пластилин лмтэ щирыл хōт та ёл-понигтаӈкве, хōт та ос акван-восилтаӈкве, мт лмтт акван-прумтаӈкве ханищтавсыт.
Тамле ханищтап «пластилинографияг» лваве. Тыт матыр щпитанв сыс мн нврамыт ёт сценарий урыл потыртасӯв. Тувыл ӯйхулыт маныр вруӈкве патгыт, маныр лвгыт, таит пуссын аквъёт тра-паттысанӯв ос лтӈаныл ёмщакв ханищтасанӯв.
Атыт накт – мн мультипликацият пслым накыт лаль ханищтым суссанӯв. Тот ктыл пслум хурит аквтупмат лылыӈыг мтапгыт, нпакн пслым лумхлас манос ӯйхул нёвсы, тыгле-тувле мыгты, хйты, потырты манос рги, йӣкви. Ань маныр ос хумус суссылтаӈкве ри, тн пуссын вргыт.
Тнт мн нврамыт ёт сыре-сыр хурит щпитасанӯв, ты халт номсахтасӯв, хоты мт ӯйхуланув акван-атхатгыт, хоты пораг тах лы, хотьютаныл ёмас номтыл ос хотьютаныл касмостлыг тах лгыт, хотьют маныр лгалы. Тамле тлат ань пуссын ханищтасанӯв.
Ос юи-вылт – тыи «Среда возможностей» Тимченко фондыт олныл щпитан проектаныл ос тувыл мнки «Мультимедийное пространство» намаим проектув тлаг лаль щпитаслӯв, нврамыт тнки пӯмыщ мультик пслысыт.
Ты рӯпатат гирищит-пыгрищит тнки режиссёрыг ос хурит пслын хтпаг лсыт, тув рвнэ рыгсов хнтсыт ос тув щпитасаныл. Мультикыт ксыӈ лыглан нак суссылтаӈкве ос тув пслуӈкве тнаныл сака трвит лыс.
Ксыӈъмт тнаныл мультикын пслым ӯйхулыт рнэ щирыл хотмус хӯтылтнтуӈкве ос тӯщтыглаӈкве рыс. Та щирыл хотьютаныл хйтым тув крты, мтанэ ёл-рагаты манос поргим суссылтаве, та сыс вильтхопияныл матыр щгтым лгалгыт, кантмаим рӈхувлгыт. Тамле накыт аквторыг суссылтаӈкве сака рӯпатаӈ тлаг лы.
Ань мультик врмув ос пслумув порат ксыӈ гирищ ос пыгрищ такви ӯйхулэ ёмщакв уральтым ньщистэ. Тав нматыр ул вос ёрувлас, хт ос маныр лаль вруӈкв ри.
Тн ань тахольт пластилиныл врум ӯйхуланыл тнки тыгле-тувле лаквтлсаныл ос ктаныл хурин ул вос тлсыт, рнэ торыг хот-висаныл. Тувыл акв матыр врнут сака св щёс пслуӈкве рыс.
Нврамыт ты рӯпатаныл врнныл юи-плт мультик акван-щпитаӈкве яныг хтпатн лаль ёмщакв нтвсыт. Тувыл аквъёт рыгсов ос сыресыр рнэ суйит тув врсыт.
Тох аквъёт рӯпитан нмēнтыл Анна Григорьевна Ельпина ёт ос нврамаквет Теплоухова Милена, Першин Данил, Таратова Ирина, Рахтымов Фёдор, Вьюткин Григорий, Анямова Инна, Филиппов Иван, Тихонов Виктор, Салиндер Венера, Ондар Виолетта, Кайдалова Василиса нтпыӈ ӯй урыл мультик пслысӯв.
Ты таквсы свыӈплэ ты гирищит ос пыгрищит, Гриша коныпал, пуссын школа выл классын мингыт. Мн тнаныл ёмщакв ханищтахтуӈкве лвиянӯв, пус кт, пус лгыл. Ань ты нврамыт врум мультиканыл нн ищхӣпыӈ ут хосыт хнтуӈкве ос сунсуӈкве врмегн: https://vk.com/wall-216226909_1008
Тыи ти туп акв пслум утув, мт мультикыт с врсанӯв. Ань няврамыт ёт мн пуссын рӯпатав нн «Слыкве» нампа ищхӣпыӈ лпсыт сунсуӈкве ос лххалыт ловиньтаӈкве врмегн.
Мн Елена ос Геннадий Тимченко фонд-колт рӯпитан хтпатн яныг пӯмащипа лтыӈ ктв, тн мнавн «Детский сад – территория традиций» нампа тлат сака ёмас ос рнэ нтмил врсыт.
Надежда Ерошевич ктум потре мньщи лтӈыл Тамара МЕРОВА хансыстэ
Дети и педагоги села Саранпауль реализовали интересный проект
Педагог детского сада «Оленёнок» из села Саранпауль Берёзовского района Надежда Юрьевна Ерошевич (Илюшникова) с воспитанниками и коллегами подготовили и реализовали очень интересный проект по направлению «Мультимедийное пространство». Свой проект они реализовали за счёт средств благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. В феврале этого года на выделенные деньги они приобрели ноутбук и программу для создания мультфильмов и сразу приступили к делу.
Как рассказала Надежда Юрьевна, реализация проекта, а именно создание детского мультфильма, проходила в несколько этапов.
– Мы благодарны нашим партнёрам благотворительному фонду Елены и Геннадия Тимченко, спасибо, что заметили нас и помогли финансово. К реализации проекта мы отнеслись очень серьёзно и с полной готовностью. Работу по созданию мультфильма мы проводили в несколько этапов.
На первом занятии мы побеседовали с детьми об их любимых мультфильмах, поговорили о секретах мультипликации. Вместе выяснили, что мультипликационные герои – неживые существа, их оживляют люди. Дети узнали, что над созданием мультфильмов, работает целая группа профессионалов. Это продюсеры, сценаристы, режиссёры-мультипликаторы, аниматоры, операторы, актёры, художники и композиторы.
На втором занятии мы с детьми придумывали сюжет для мультфильма. Решили посвятить его социальной теме – «особенным» людям в обществе. Чтоб наглядно показать ребятам как нужно вести себя с такими людьми: быть сдержанными, толерантными, помогать им. Мы провели небольшие игры, например, как бы они действовали только одной рукой или передвигались на одной ноге, потом с закрытыми глазами. Дети уяснили, что людям с инвалидностью очень тяжело.
Разработка сюжета для ребят была очень увлекательной, и они сами выбрали главных героев. Дети – великие фантазёры, они предлагали много интересных вариантов. Пока придумывали и проговаривали сюжет, параллельно лепили фигурки. Это занятие тоже увлекло их, поэтому решили создавать мультфильм из пластилина.
На третьем занятии дети сами придумали сюжет для истории, который поможет им осваивать новые способы самовыражения через творчество. Например, пластилиновая анимация, с помощью которой ребёнок приобретает навыки лепки, развивает мелкую моторику рук.
Само создание сценария мультфильма развивает речевое творчество, помогает научиться планировать своё личное время, формирует развитие личных качеств таких как: инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность.
Во время реализации проекта мы объединяли детей в рабочие группы. По необходимости с воспитателем оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.
На четвёртом этапе мы уже приступили к изготовлению героев и декораций для всех сцен мультфильма. Это очень длительный и серьёзный процесс. Дети сами распределили, какой персонаж будет лепить каждый из них. При этом они знакомятся и закрепляют различные способы: скульптурный, конструктивный или комбинированный, и приёмы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание. Изготавливая декорации, девочки и мальчики осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. Также в процессе деятельности мы проговаривали с детьми сценарий, разучивали этюды, учились с помощью мимики показывать настроение и характер героев.
На пятом этапе подошли к изучению искусства мультипликации. В первую очередь как оно воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.
На данном этапе мы с ребятами создавали декорации. Они помогали нам понять, в каком месте происходит событие, в какое время года, какое может быть настроение у героев, выявить локации, в которых развивается сюжет.
На шестом этапе ребята создали мультфильм своими руками и выполняли покадровую съёмку мультфильма. Это очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.
Монтаж фильма, конечно, выполняли взрослые. Но музыку и звуки подбирали совместно. Так был создан мультфильм, и каждый ребёнок был доволен своим результатом. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребёнка, так как он становится режиссёром и главным художником этого произведения. Так завершилась реализация проекта фонда Елены и Геннадия Тимченко «Среда возможностей» по направлению «Мультимедийное пространство». Сейчас мы предлагаем к просмотру мультфильм "Про Ёжика", который вы найдете по ссылке https://vk.com/wall-216226909_1008 .
Вместе со мной и педагогом-психологом Анной Григорьевной Ельпиной этот мультфильм придумали и создали Теплоухова Милена, Першин Данил, Таратова Ирина, Рахтымов Фёдор, Вьюткин Григорий, Анямова Инна, Филиппов Иван, Тихонов Виктор, Салиндер Венера, Ондар Виолетта, Кайдалова Василиса. Хотелось бы сказать большое спасибо им и другим воспитанникам детского сада «Оленёнок», которые участвовали в реализации нашего проекта. Все эти ребята пошли этой осенью в первый класс. Мы поздравляем первоклашек с праздником Дня знаний и желаем им больших успехов! И еще раз благодарим фонд Елены и Геннадия Тимченко за предоставленную возможность реализовать проект «Детский сад – территория традиций».
Тамара МЕРОВА