Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Россия флаг янытлавес
  • Яныгпла хтпат сака урккуптавет
  • Ёмащакв ханищтахтн

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Рӯпатан школат ханищтаӈкв патавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кркам мньлат хтпат
  • Хнтаӈ мньщи н потре
  • Такви лтӈаге янытласаге
  • Нврамыт ханищтам хтпа

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мнь пвлытн нтв
  • Мщтырыг мтум хум
  • Пс наканув лаль вос лгыт
  • Транак врнэ мщтыр н

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Нврамыт кина пōслысыт
  • Нтнэ Охсаракве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Рӯпатан школат ханищтаӈкв патавет
  • Мансийский
  • Русский

Рӯпатан школат ханищтаӈкв патавет

Хльӯс районт ханищтан врмаль хумус лы, та урыл мн образование комитет кӯщай н ёт потыртасӯв, тав наме Вероника Чекмазова. Вероника Васильевна школа стлан нврамыт аттестат-нпак коныпал ос хотты профессия нпакыл тах миӈкве патавет, ты урыл потыртас.

– Округ кӯщаиг лум н Наталья Комарова млты тл лвыс, мнь пвлыӈ школат нврамыт хотты профессиян вос ханищтавет, рущ щирыл тох лваве – «начально-профессиональное обра­зование». Ты 9 ос 11 класс стлан нврамыт снегоходыл яласаӈкве, нсхатнэ мшинал маснут нтуӈкве, йӣвныл свсыр рнут вруӈкве вос хс­сыт. Тн школан яланта­нныл сыс ты рӯпатан вос ханищтавет, ктыл матыр-ти вруӈкве вос хсгыт. Янгыщ та пвлыт ты проект рӯпитаӈкве паты, хт мньщит, хантыт ос рныт лгыт. 

Ты врмаль лаль тотнэ мгсыл округ ха­нищтап департамент кӯщаит проект хассыт, ос тув олн тстувес, тох намтвес – «Моя первая профессия». Тстым олнытыл снегоходыт, нсхатнэ мшинат, прт сылнэ станокыт ос свсыр рнэ утыт ёвтвсыт. Туи порат тн пуссын Хльӯс район Ягрим пвылн тотвсыт. 

План щирыл 2024 тлт матыр-ти рнут тотаве ос нврамыт ёт рӯпитан хтпат тнти ос влт ханищтахтгыт, сертифи­кат-нпакыл мивет. Тувыл 2025 тлт ущ нврамыт ханищтаӈкве вылтавет. 

Ань мн тит пвылт ты ханищтап вылтв – Кульпаст ос Саран­пвылт. Кульпаст хӯрум щёс мощщанув нврам ханищтахты ос Саран­пвылт св нврам лы. Мн ань сунсв, мансвит гит-пыгыт ты профес­сиятын ханищтахтуӈкве тахмагыт. 
Ксыӈ школан тит «Буран» тотаве, ты коны­пал свсыр нсхатнэ м­шинат, пртыт сылнэ станокыт ос мт рнэ пормасыт. Ты пуссын тыныӈ, ёмас утыт ёвтсӯв, нврамытын ханищтах­туӈкве кӯстыр вос лыс. 

Школат рӯпитан хтпат дистанционный щирыл ты тлан ханищтавет ос тн яныгнув гит-пыгыт ханищтаӈкве вылтыя­ныл. Кульпаст нврамыт интернатыт лгыт, тн Лпмусныл, Кимкъясӯй­ныл тув тотавет ос тот ханищтахтгыт, тваныл школа стлгыт ос юв луӈкве мингыт. Тамле нвра­мытын ты ханищ­тап ри, тн «Бураныл» яласан нпак ньщуӈкве патгыт, гирищит ос матыр-ти нтуӈкве хань­щувлгыт, рыӈ тра рӯпитаӈкве тахмагыт. Пыгыт йӣвныл матыр-ти вруӈкве тах хсгыт, тыи тнанылн сака рмыглы. Ты рӯпатал тн рыӈ олн слуӈкве врмгыт. Тва щмьят нусаг лгыт, нв­раманыл л ханищтах­туӈкве ттуӈкв ат вр­мия­ныл, тох сакати рӯпата тнти тах хнтгыт. 

Ос ты проект хосыт ти туп сосса нврамыт ханищтаӈкве рви, рущит, сараныт ос мт нацио­нальность гит-пыгыт тув ōс ялантаӈкве патгыт. Тн школа ст­ланныл порат аквта тра ты удостоверение-нпакыл мивет. 

– Вероника Васильевна, щнь-щитын ты кастыл ксащан нпак хансуӈкве ри ман ти? Ос мансвит нврам нн ханищтаӈкве номсгын? рыӈ пуссын местал ат товлавет?

– Вим, тамле нпак щнит-щит тн хансгыт, ты согласие-нпак тл тн ханищтахтуӈкве ат вивет. Мансвит нврам ксащгыт, мн ос ном­сы­сув, свнув те тахма­гыт, мн ос нас щгтв, тнаныл пуссын выга­нӯв. 

Тва Саранпвыл пыгыт лаль ат ханищтахтасыт ос слыӈколн рӯпитаӈ­кве минасыт. Тамле хтпа сака мощща ос тна­нылн тамле ханищтап сака кос рнув. 

– Нврамыт ты профес­сият мгыс олн ойтуӈкве патгыт?

– Щар олн ойттл ха­нищ­тавет, щнь-щит н­ма­тыр ойтуӈкве ат пат­гыт. Тамле врмаль пс порат лыс кос, ань нас таве хот-ёрувлавес. 

Мньщи нн Вероника Васильевнан мн пӯ­мащипа лтыӈ лвв, ты сака рнэ тла, гит-пыгыт школа стла­нныл порат тра про­фессияӈыг мтгыт ос хотьют рыӈ лаль рӯпи­таӈкве пат­хаты. 

Галина КОНДИНА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Рӯпатан школат ханищтаӈкв патавет
< previous
> next

Первую профессию можно будет получить еще в школе

Департамент образования и науки автономного округа разработал проект под названием – «Моя первая профессия». В рамках которого в населенных пунктах округа, где компактно проживают коренные малочисленные народы Севера,  школьники  смогут получить начально-профессиональное образование. Дети, заканчивая 9-11 классы, будут иметь стартовую специальность, например, удостоверение на категорию управление снегоходом, швеи, специалиста по обработки древесины и другие специальности.

Председатель комитета образования администрации Березовского района Вероника Чекмазова рассказала о реализации проекта в Берёзовском районе. 

- Данная инициатива была выдвинута в прошлом году на одном из заседаний координационного совета при губернаторе Югры. После этого департаментом образования и науки округа был разработан проект под названием – «Моя первая профессия». На приобретение необходимого оборудования он был обеспечен финансированием из регионального бюджета. 

В Берёзовском районе проект будет реализовываться в Сосьвинской средней общеобразовательной школе и Саранпаульской средней общеобразовательной школе. На данный момент по два снегохода, швейные машины, оверлоги, деревообрабатывающие станки, шуруповерты и другое необходимое оборудование находится в поселении Игрим, затем его направят  в Сосьву и Саранпауль. После педагоги этих школ, а зачастую это учителя ОБЖ, технологии  пройдут обучение. Сейчас идет подготовительный этап, после повышение квалификации педагогов, в 2025 году данный проект начнет работать. И тогда учащиеся этих школ, желающих научиться разным профессиям, начнут обучение. И неважно, отнесены они к числу коренных малочисленных народов или к другим национальностям. По выходу из школы вместе с документом об образовании - аттестатом, им будет выдаваться документ о начальном профессиональном образовании. 

- Вероника Васильевна, какое количество детей планируется обучать?

- Каждый проект подразумевает количественные и качественные характеристики. У каждой школы количество обучающихся индивидуально, поэтому, чем больше детей, тем больше охват. Если в Сосьвинской школе детей меньше в три раз, чем в Саранпауле, то конечно, желающих наверно будет больше там, где численность выше. 

В посёлке Сосьва школа интернатного типа, там проживают дети из деревень Ломбовож и Кимкъясуй. Зачастую эти дети принимают решение не продолжать обучение после окончания школы и возвращаются в родные деревни. Саранпаульские дети некоторые возвращаются в оленеводство, ну, конечно, это единичные случаи. И в дальнейшем эти ребята смогут иметь профессиональное образование. На наш взгляд, реализовать такой проект, обеспечив школьников возможностью в получении данного образования, мудрое решение. 

- Для детей такое обучение будет бесплатно?

- Обучение будет совершенно бесплатно. Такая практика существовала ранее в истории образования нашей страны, новое – это хорошо забытое старое. Это теория возврата к тому, что было и она приносит достаточно хороший результат. Эта долгосрочная перспектива. Сегодня Березовский район и комитет образования очень активно взялись за эту работу и, думаю, что мы будем развивать направление профессий. И еще у нас у каждой школы есть свое финансирование, где она сама в связи с потребностью детей может развивать эти направления, расширять еще другими профессиями. 

- Возможно ли такое, что желающих будет много, а оборудования для обучения не будет хватать?

- Такой риск, конечно, есть, в любом проекте всегда есть риски. Но думаю, что положительных моментов в данном проекте мы увидим больше, чем отрицательных. Риски есть, это обычная рабочая практика. Это гибкая работа, она индивидуальная для каждого населенного пункта и для каждой образовательной организации. В Сосьве могут быть одни сложности, а в Саранпауле – другие. Но на сегодня комитетом образования Березовского района и образовательными организациями, которые будут реализовывать проект, проработан вопрос кадрового состава, педагоги дали своё согласие и проходят обучение. Всё обучение они проходят дистанционно, без отрыва от производства. Чаще всего руководитель образовательной организации в сельском населенном пункте очень хорошо знает своих школьников и педагогов, знает их способности. Поэтому по этому принципу подошли к выбору педагогов, к примеру, в Саранпаульской школе в нём будет участвовать учитель технологии С.В. Стаканов. Он увлекается деревообработкой, дети к нему тянутся, поэтому ему предложили поучаствовать в проекте. Важно не только детей привлечь, но и получить эмоциональный ответ от педагогического состава, тогда реализация проекта будет успешной. 
Замечательному проекту хочется пожелать положительных результатов, много заинтересованных преподавателей и учеников. Удачи и вдохновений в новом учебном году! 

Галина КОНДИНА

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1323)
5.09.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика