Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Хнтлам хум кӯщаиг паттувес
  • Ялпыӈ хталаныл кастыл янытлавсыт
  • Свсыр тнут суссылтавес ос тыналавес
  • «Ам Хуллор мм»

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Олныт рнэ мн тстувсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кркамыг лнэ сосса хтпат акван-атыглавсыт
  • Нврамыт палт св тл лккарыг рӯпитас
  • Омаге-тяге ханищтан хтпаг лсыг
  • Хнтаӈ мньщит щнь лтыӈ ханищтгыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • рыг тотнэ мньщи нт
  • Щаквщин урыл потыртасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Н саами мхум пс накыт пслыянэ

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Пыгрищ ос Мӈкв кваг-ōйкаг, Хоса лгуп скваляк

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Хнтаӈ мньщит щнь лтыӈ ханищтгыт
  • Мансийский
  • Русский

Хнтаӈ мньщит щнь лтыӈ ханищтгыт

Хнтаӈ район Кондинский пвыл школа 2008 тл мус сосса нврамыт ханищтан колыг ловиньтавес. Тнт 2-7 классыт гирищит ос пыгрищит  урок щирыл мньщи лтыӈ ханищтасыт. Ань лтыӈ ханищтаӈкве ке ксащгыт, оманыл-тяныл влт китыглавет ос рнэ нпак хансуӈкве лвавет. 

Ты пора мус та пвылт Ирина Владимировна Коркина нврамыт мнь-щи лтӈыл ханищта-санэ. Тав ётэ ам ты тл мньполь тпост Кон-динский пвылн ялмум порат хнтхатыгласум ос рӯпататэ урыл тнт китыгласлум. Тав потре лаль хансым лы. 

Св тл нврамыт ханищты

– Учителиг 22 тл рӯпитгум, ам Ханты-Мансийск ӯст колледж стласлум ос Кондинский пвыл школан рӯпитаӈк-ве ёхтысум. Нврамыт мньщи лтӈын ханищ-тасанум. Ос рӯпитамум сыс заочный щирыл Югорс-кий государственный университет стласум. 

Ётыл «Мит ущ» нв-рамыт ӯщлахтан мт рӯ-питасум. Тот гирищит, пыгрищит мщтырлаӈкве ханищтасанум ос мньщи пс йис врмалит урыл потыртасанум. 

2014 тлт «Мит ущ» нампа мт ам кӯщаиг паттувсум. Тувыл 2017 тлныл ты ӯщлахтын м олныл тстуӈкве воссыг  ат патвес, мн рӯпатаныл пхын пуссын ктвесӯв. Тнт ам ювле выл шко-лан вввсум, ань ам 1-4 классыт учителиг рӯ-питгум ос урокыт стын юи-плт тнанылн мньщи лтӈыл ханищтыянум. 

Мнь нврамыт лтӈыл пӯмщалахтгыт

Ань 90 арыгкем ги-рищит-пыгрищит мньщи лтыӈ ханищтгыт. Лиль-пи ханищтахтын тл хунь вылтахты, ам оманыл-тяныл китыглыянум нв-раманыл лтыӈ ханищ-таӈкве патгыт ман ти. Нвраманыл ты урокын ялантаӈкве ке ксащ-гыт, тнт тн заявление-нпак хансгыт. Мнь ги-рищитын, пыгрищитын  ты лтыӈ ханищтаӈкве пӯмащ, 5-7 классытн ялантан гит-пыгыт с кос пӯмщалахтгыт, тувыл тамле нврам мощща, 9-11 классын ялантан гит, пыгыт щар ат ёхталгыт. 

Лильпи нпакыл ктвсыт

Юи-вылт тлыт мн округувт мньщи лтыӈ ханищтан лильпи нпакыт тратавсыт. Ань нврамыт ты нпакыт щирыл ханищтахтгыт. Тамле учебникыл мн с тотвесӯв. Ты лы-плт ам амки свсыр нпакыт хассум. 

Вруит ке ханищта-санӯв, ам ксыӈ нврам ханищтан нпакыл в-рыслум. Хаснэйӣвыл в-руит тот пслысанум ос мньщи лтӈыл хумус лвавет, тув хассум. Тн люпыл ты хурит сарт-саныл ос мньщи лтӈыл лвсаныл. Тох вруит ханищтаӈкве тнанылн сака пӯмыщ лыс. 

Ань щнь лтыӈ ха-нищтан нврамыт олим-пиадал ксыӈ тл врыг-лавет. Юи-выл тлыт мн тамле касылн гит, пыгыт ат ктыянӯв. Ст хтал сыс акв урокыл туп врыглыянӯв, таи сака мощща. Нврамыт хунь урок щирыл мньщи лтыӈ ханищтасыт, тнт тай тамле касылын акваг ялантасыт. 

Нвраманув ксыӈ тл «Фронтальный диктант» хансуӈкве ввыглыянӯв. Ты тл 11 гирищит, пыгрищит потыр хан-суӈкве ёхталасыт. 

Ханищтан хтпанэ урыл 

Ам рӯпитаӈкве хунь вылтахтасум, Шугур пвылт учителиг рӯпитан мньщи н Валентина Ильинична Вахрушева ёт акваг потыртасум. Таве рӯпататэ урыл ки-тыгласлум, манхурип ханищтан нпак ньщи с пӯмщалахтасум. Учёный ква Дина Васильевна Герасимова ёт втихал потыртгум, тав мньщи лтыӈ ханищтан врмаль урыл св вг, нумн с акваг нты.   

Ирина Владимировна рӯпататэ урыл потыртаме порат Анастасия Ильи-нична Сайнахова ос Клавдия Васильевна Афанасьева ёмас лт-ӈыл кстысаге. Тн та-ве мньщи лтныл с ханищтастн. Н лвыс, ЮГУ колт диплом-нпак хансуӈкве Анастасия Ильинична тавн нтыс. Ирина Владимировна мньщи суффиксыт урыл потыр тнт хансыс.   

Ань Ирина Влади-мировна нврамыт ха-нищтан хтпат янытлан хталыл янытлылум. Врнэ рӯпататэ тавн туп щгт вос тоты, свнув гит, пыгыт щнь лтыӈ вос ханищтгыт ос пс йис врмалил вос пӯмщалахтгыт. 

Людмила ТЕТКИНА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Хнтаӈ мньщит щнь лтыӈ ханищтгыт
< previous
> next

Учитель родного языка и литературы

Школа посёлка Кондинского до 2008 года имела статус национального образовательного учреждения коренных малочисленных народов Севера. До этого времени мансийский язык стоял в учебном плане и преподавался с 2 по 7 классы. Сегодня этот предмет ведется там факультативно и только по запросу родителей. Преподаёт его учитель мансийского языка и литературы Ирина Владимировна Коркина. С ней мы встречались в марте этого года, тогда педагог рассказала о своей работе и о преподавании мансийского языка в школе.    

Педагог с большим стажем

– Я начала работать учителем родного языка и литературы во 2 школе, мой педагогический стаж 22 года – рассказала Ирина Владимировна, – Я окончила педагогическое училище в Ханты-Мансийске, там три года училась на учителя начальных классов. После поступила в ЮГУ и получила специальность «Учитель мансийского языка и литературы». В 2003 году здесь открылся детский центр «Мит ущ», я перешла работать педагогом дополнительного образования. С детьми мы изучали культуру народов манси, занимались декоративно-прикладным творчеством. В 2014 году стала заведующей этим детским центром. В настоящий момент я – учитель начальных классов, а также преподаю внеурочную деятельность по изучению родного языка и литературы. 

Изучают родной язык по желанию

Этот предмет веду факультативно и только по запросу родителей. Сегодня его посещают  92 ребёнка. Родной язык дети изучают по желанию, в начале учебного года мы раздаем детям анкеты, они сами выбирают программу. На такие занятия ходят, в основном, дети начальной школы. Им нравится, они интересуются родным языком. Ребята из среднего звена тоже посещают, но их уже намного меньше. Ученики 9-11 классов совсем не ходят, так как им предстоит подготовка к выпускным экзаменам, поэтому времени они больше уделяют другим предметам.   

Занятия проходят по новым учебникам 

Обучение у нас идет по новым учебникам, которые были изданы несколько лет назад. Мы оформляли заявку и нам сразу пришли новые учебники. А до этого я сама разрабатывала обучающую программу, к примеру, сама делала раскраски. Если тема изучения была «Животные», сама рисовала картинки животных, а внизу писала их название на мансийском языке. Дети раскашивали, записывали перевод, повторяли несколько раз слова, чтобы запомнить. На следующем занятии мы закрепляли эти знания. Ребятам такие уроки очень нравятся. 

Олимпиады по родным языкам

К сожалению, сейчас мы в окружных олимпиадах не участвуем, так как предмет у нас преподается факультативно. Сейчас у меня 4 класс, мансийский язык веду всего один час в неделю. Для всех возрастных групп по одному часу,  так выходит по три часа в неделю, это очень мало. А вот когда он был, как основной предмет, и его преподавала Анастасия Салеховна, тогда наша школа была национальной, вот тогда наши дети участвовали в таких конкурсах. В этом году мы участвовали во «Фронтальном диктанте», 11 детей приходили написать диктант. 

У нас дети очень активно принимают участие в мероприятиях, связанных с культурой народов Севера – это Вороний день, национальное многоборье, национальные игры. В каникулярный период посещают «Мит ущ», там для них мы мастер-классы, национальные игры проводим. Они изучают и инсценируют сказки народов Севера. У нас Светлана Александра Мировалова работает совместно с музеем и с детьми они делают «Театр теней» по сказкам бабушки Аннэ. Многие наши школьники посещают этот театр и активно в нём участвуют.  

Мы даже летом активно работаем с краеведческим музеем, у нас дети ходят на экскурсии в музей, мастер-классы посещаем. Работа ведется. 

О коллегах и учителях

Когда я училась в Югорском университете, мансийский язык преподавала Анастасия Ильинична Сайнахова. Дипломную работу я писала у нее по теме «Суффиксы в мансийском языке».  А до этого у нас Клавдия Васильевна Афанасьева преподавала, она очень строгая была. Учила очень хорошо, мы все учили, чтобы от зубов отскакивало. Кроме этого, Дина Васильевна Герасимова у нас  преподавала, с ней мы до сих пор связь поддерживаем. Дина Васильевна хорошо помогает, где-то подскажет, где-то новый материал пришлёт. С Вахрушевой Валентиной Ильиничной, учителем родного языка из Шугура, хорошо общаемся, информацией обмениваемся. 

Людмила ТЕТКИНА
 

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1325)
9.10.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика