Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мньлат хтпат кӯщаиг рӯпитаӈкве вос воратгыт
  • Пс колыт ос йис мт акв нпакн хансавет
  • Сосса мир акван-атхатыгласыт
  • Вйхатуӈкве ёхталасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Москва ӯст янытлавсыт
  • Мщтыр мньщи н лылыӈ врмаль ври
  • Кимкъясӯй мхум урыл
  • Хнтаӈ йка 90 тāлэ твлыс
  • Яныг тла врнэ нг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нврамыт ӯргалан кол
  • Ргыӈ маснутанув суссылтавет
  • Тучаӈыт ос рнхӯргыт нтуӈкве ханищтахтасыт
  • Вāрнэ рӯпатаныл мāньщи лāтӈыл намтсаныл

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Тучаӈыт ос рнхӯргыт нтуӈкве ханищтахтасыт
  • Мансийский
  • Русский

Тучаӈыт ос рнхӯргыт нтуӈкве ханищтахтасыт

Пс йис врмалит ос культура лаль тотнэ мгсыл тва музеит акван-нтхатым рӯпата вргыт. Ань Россия музеитыл ёхталам мхум мн округувт акван-атхатыгласыт ос врнэ рӯпатаныл урыл потыртасыт. 

Аквты порат «Трум Маа» музейт мщтыр нт гит щаквщуӈкве ханищтаӈкве ёхталасыт. Тн совныл ханса йинуӈ­кве, нтуӈкве ханищта­сыт, тувыл тучаӈ нтсыт. 

Ты кастыл Альбина Ярсомова Нефтеюган­ский районныл ос Мария Игишева Белоярский районныл ёхталасг. Альбина Лазаревна тн мнылт совья вй хумус нтаве, таи суссылтас ос гирищит ханищтас. Ты твыль пунэ хот-нёл­хуптым сов нрпыл ман пйтым льпыл хот-тл­лаве, тав выгыр харпаг мты. Тувыл тит оспа к­миньт совыгныл ханса йины ос тох та лгыл маснут нты. Тот сака мнь нтми­лыл нтыя­ныл, нтнэ тнаныл ул вос нӈкгыт. 

Мария Игишева Бело­ярский районныл ёхталас, тав вильтсовыл ос котыл тучаӈ нтуӈкве гит ос нт ханищтасанэ. Тн влт тит оспа сов – ӈк ос смыл акв нумплн пиныяныл ос совыг ул вос лаквсг, стапыл тит-хӯ­рум мт акван-хасумтыя­ныл. Тувыл сов тармыл ханса пслгыт ос толь­хыӈ касаил хансаныл як­туӈкве та вылтыяныл. Тыщир сов хансат ты яктавет ос нтавет. 

Мария Ивановна кол­леджит ханищтахтын гит ос ӯсыӈ нт мнь тучаӈыт нтуӈкве ха­нищтасанэ. Акв Саран­пвыл ги Ксения Землян­ская хӯрум хтал сыс татем мщтыр, ёмас хӯрыгсов н­тум. ги лви, тав ксыӈ туи «Мнь Ӯсквен» яланты, тот трныл ос нуйныл матыр нтыглы. 

нсхатнэ коныпал тот  Галина Шиянова, мщтыр ква, твыль хумус тынт­лаве, таи суссылтас. Галина Токчевна рн н, тав Ямал мт самын патыс, тот тунрат тав омаге-тяге слыт ньщим л­сг. Тав сов ёт рӯпитан вр­маль сака ёмщакв вгтэ ос тынтлахтуӈкве, нсхатуӈкве хсы. ква тох лвыс: «Ам тыг семи­нарн вввсум, мньлат гитын ос нтын суссыл­тгум, хумус твыль хот-тытылтаӈкве ри. Витыл арген сартуӈкве ат ри. Хунь мощ тыты, мн тсам коласыл сартылӯв, тувыл новтпыл новтылӯв. Ам гитын суссылтгум, тн ткыщ ул вос новтыяныл, атиӈк сов тра сылтыя­ныл. 

Ам Ямал мт яныгма­сум ос мньлат порат тыг Ханты-Мансийск ӯсн луӈкве ос рӯпитаӈкве ттвсум. Ань пенсият лгум, пӯркат, супыт ос мт маснут нтгум, хорамыӈ носкит, пссат саггум, снсквлгыт ос хум хтпа нтапыт ста­пыл саггум. 
Амти тучаӈыт, рнхӯр­гыт ньщгум, тыит пус­сын амти нтсум. Слы совныл маснут нтгум. Тр канит, сов канит нт­сум, тнаныл Центр ремё­сел колн майлы­санум, тн тот лпкат ты­на­лыяныл.

СВО хнтлын хумыт мгсыл носкит сагыгла­сум, тув св пара носки майласум. Стап амти ёвтгум ос саггум. Тох сакати нтуӈкве вр­м­гум».

Музейт мщтырлаӈкве вылтахтын лы-плт тот суссылтап рӯпитаӈкве патыс. Акв колнакт св мныл атым тучаӈыт, рнхӯргыт пинвсыт.  Раиса Решетникова, музейт рӯпитан н, сов хӯрыгсовыт ос тучаӈыт урыл потыртас. Тн окру­гув янытыл мнь пвлы­тын яласым тамле пор­масыт мхум палт кса­ласаныл ос музейн тотсаныл.

Норыт онтсыл яныг хурит тагатым лсыт, тот мньщи вит, тучаӈыт, рнхӯргыт пслымат. Ты хурит хуньт Хльӯс районт Хрыӈпвылт, Саранпвылт, Сӯкыръят  ос мт пвлытыт эстон­цыт ктыл нпакн пс­лысаныл. Тувыл ты хурит Татьяна Александровна Молданова нпакыг атсанэ ос тратастэ.

Ты 1985 тлт тн мнь­щит ос хантыт лнэ мн ёхталасыт. Та порат ам мнь лсум, школат ханищтахтасум, ёмщакв номилум, хумус учёный хум Эдгар Саар мньлат гит ос пыгыт ёт ёхта­лас. 

Тнт Хльӯс район Хрыӈ­пвлувт иӈ св хтпа лыс. Ксыӈ колт тн пормасыт пслысыт – сов маснутыт, тучаӈыт, рнхӯргыт, ссныл свтыт, ссттапыт, пйпыт, пат – ктыл врим матыр-ти пормас пуссын пслысыт. Ос хумус мньщи лтӈыл лваве, хотьютын нтвес ман врвес, пуссын н­пакн хассаныл. Ам т­на­нылн нтым мхманув палт внттлсанум, тва матум хтпанув рущ лтӈыл сака ат хссыт потыртаӈкве. Ам тна­нылн тва лтӈыт тол­мащ­ласум. Тва эстонцыт ос рущ лтӈыл щар ат потыртасыт, тох хотмус та рӯпитасыт мн пвлувт. Ам рӯтанум врум мщ­тыр пормасаныл ань та нпакт сунсыглыянум. 

Музей аквта колнакт Владимир Игошев пслум хури ханы. Тув мньщи ква пслумтэ, хумус тав сахил масхатым ӯнлахлы ос матаре ври. ква ёмаспал ктэ ос вӈнэ сахитныл кональ лватамтэ. Тох лнаӈ кват тлы порат щаквисыт манос колсори рӯпата врсыт. Сахи май тйтаге осыӈыг, титпис совыл нтым лг, ос н хтпа сахи тӈнэ хот-пстытэ, ктэ кональ-хасумтытэ. Ань лвгыт, Ямал нквет иӈ тыщир масхатгыт, ос рнколт манос кон матыр врнныл порат ктаныл ōс кон-лгматыяныл. 

«Трум Маа» музей мтыт колнакт Касум пвыл мхум пормасыт мирн суссылтаӈкве тотыг­лавсыт. Тот ос тасвит тучаӈ, рнхӯрыг, мнь хӯрыгсовыт лкква-пи­нымат. Елена Федотова, Касум пвыл музей кӯщай н, ты урыл лвыс: «Мн тыт сака пс тучаӈыт ос рнхӯргыт тотсӯв. Ос мнти ань с нсхатуӈ­кве патсӯв, йильпииг н­тым хӯрыгсовыт ньщв. 

Пс порат ксыӈ н тучаӈ ньщас, тувыл такви гиянэ мгсыл нтыс. Н тучаӈт пуссын рнэ утанэ ньщи. Ханты ос мньщи тучаӈ пхт нмта нтаве, тув туля пувт­маве, тныт ссумтавет. Пвлувт совхозт слыт нвлиг врнэ порат мн вильтсовыт ввв, хум хтпат ёмщакв вос нуияныл, мори ул вос якытлыяныл. Мн тувыл кват ёт ты вильтсовыт ёмщакв хот-осгащлыя­нув, лкква-ртым тслы­янув. Ань йист слы кот, слы сов ос вильтсов сака тыныӈ ос мощща, нмхт ёвтуӈкве. Пс порат мх­манув св щсыт, мн ань хт-ти ввим, атым та мыгтв.

рнхӯргыт с свсыр щирыл нтвсыт. Тват акв планыл мнь хансал вримат, мт планыл нас слмыл нтымат. Акв рнхӯрыг тох ты врим, тав нуйслмытыл щар ат нтыма, нас титсыр оспа совыл нтвес ос тох та нтнэг сусхаты».
Н хтпа тучаӈт нмта лы, ты нтуп, туля, тныт щнэ совлмт, тав ак­ван-схтаве ос та тӣврыт рнутанэ та ньщиянэ. Нмта нрплэ хорамыл нтаве. Слы тур ёлы-пал хоса пунанныл прна хольт ханса нтым лы. Тва порат ханса тӣвре слы тлпыл тртаве, тащир люптаве. 

Мщтырлан хӯрум хтал молях оигпасыт ос суссылтап иӈ рӯпиты. Ӯсыӈ мхум ос мӯй хт­пат слы совныл нтым пормасытыл вос пӯм­щалахтгыт. 

Галина КОНДИНА

Учились шить меховые сумочки

Для сохранения и развития культуры и традиций коренных народов Севера многие музеи и центры объединяются и ведут совместную работу. Во время выездной сессии Ассоциации этнографических музеев России в городе Ханты-Мансийске проходил семинар по работе с мехом на базе этнографического музея «Торум Маа». 

Началу семинара предшествовало открытие выставки меховых изделий, а точнее различных меховых сумочек и мешочков. Их мансийское название тучанг – сумочка, ёрнхурыг – мешок для одежды.

Альбина Ярсомова, мастерица из Нефтеюганского района обучала студентов и других желающих женщин шить традиционную хантыйскую обувь из ровдуги. Для этого ровдугу красят специальной природной краской в тёмно-бардовый цвет, затем чертят и вырезают орнамент. Двух цветов орнаменты начинают сшивать сухожильными нитями, это очень тонкая работа, каждый стежок должен идти ровно, так как между орнаментами двух цветов не вкладывается сукно или какое-то другое украшение. Здесь украшением является сам ровный шов из сухожильных нитей. 

Несмотря на тонкую и кропотливую работу, у Альбины Лазаревны было много учениц, все усердно выполняли работу хантыйской женщины.  

Мастерица из Белоярского района Мария Игишева учила шить хантыйскую меховую сумочку – тучанг. Для такой сумочки нужно сшить лицевые орнаменты, чаще всего там применяют так называемый круглый орнамент, это бывает «шишка» разных видов. Затем между лицевыми сторонами пришивается ленточный узор. Горловина тучанга шьётся из ровдуги, туда вставляется кожаный шнурок, и горловина затягивается. Обычно сумочка украшается различными медными, латуневыми отливками, крупными бусами, мелкими гильзами от патронов, кольцами и другими предметами. Для шитья мешочков используют камусы, шкуру с морды оленя или тонкую шкуру оленя, которую забивают в августе. 

У Марии Ивановны было много учениц, среди них наше внимание привлекла девушка из Берёзовского района села Саранпауль Ксения Землянская, её маленький тучанг был уже почти готов. За три дня она скроила и сшила орнаментированную сумочку из двух цветов шкуры. Ксения учится в технолого-педагогическом колледже, каждое лето отдыхает в детском стойбище «Мань Ускве», там она говорит, учится шить различные традиционные изделия. 

Кроме шитья из ровдуги и меха на семинаре показывали, как выделать оленью шкуру. Галина Шиянова, мастерица из Ханты-Мансийска, девушкам раскрыла секреты работы с оленьей шкурой. Это очень тяжёлый труд, требующий больших усилий. Галина Токчевна сначала смочила шкуру с гладкой стороны водой, много воды добавлять не нужно, так как мокрая шкура потом высохнет и снова затвердеет. 

Излишнюю влагу с поверхности кожи убирают, посыпав сухой мукой. Затем её стряхивают и скоблят специальным скребком, убирая мездру, выравнивают в разные стороны. Проделывая эту работу, нужно быть осторожной, чтобы не прорезать и не испортить шкуру. Такие шкуры используют для шитья покрышек чума, для пошива чижей и других предметов. 

Галина Токчевна представительница тундровых ненцев, она родилась и выросла на Ямале, её родители пасли большое стадо оленей. Мастерица вот что рассказала о себе: «Я с молодости живу в Ханты-Мансийске, сюда приехала работать. Сейчас нахожусь на заслуженном отдыхе, занимаюсь любимым делом, шью, вяжу. У меня есть меховые сумочки, одежда, их я сама сшила. Вяжу традиционные пояса из шерстяных нитей для подвязки обуви. Для ребят на СВО вяжу носки, так хоть помогаю нашим защитникам. Нитки сама покупаю. Я много шью сувенирной продукции, их раньше отдавала в Центр ремёсел». 

В музее «Торум Маа» во время семинара открыли выставку меховых изделий. Эти экспонаты собраны у коренных жителей Югры, они представляют локальные особенности этих предметов. В экспозиции на стенах размещены фотографии из книги «Утварь обских угров (ханты и манси)», составитель книги кандидат исторических наук Татьяна Александровна Молданова. В 80 годы прошлого века на нашу территорию приезжали эстонские учёные и музееведы, они в деревнях у коренных жителей зарисовывали одежду, предметы быта, постройки. В одну из таких экспедиций в 1985 году Эдгар Саар со студентами приезжали в нашу деревню Хурумпауль Берёзовского района. Я, будучи ещё школьницей, хорошо запомнила их группу, сопровождала их к своим тётушкам и бабушкам, была переводчиком, так как в деревне многие пожилые не разговаривали на русском языке и не всегда понимали его. Среди эстонцев были студенты, которые хорошо владели русским языком. Много предметов и моих родственников вошло в эту книгу, теперь уже нет и мастеров этих вещей, и сами вещи утрачены, в деревне не осталось жителей, но их предметы остались в книге, благодаря исследователям. Теперь они являются эталоном для обучения шитью традиционным изделиям.  

На выставке наше внимание вызвал интерес к картине Владимира Игошева, где мансийская женщина запечатлена в меховой традиционной шубе – сахи. Она из шубы освободила одну руку и плечо, так занимается шитьём. Обычно так делали женщины, занимаясь домашней работой или на улице, потому что шуба сшита из двух слоев шкуры и при движении руками, сковывает движения. В нынешнее время, таким образом, продолжают работать женщины на Ямале, обычно это у оленеводов. 

В одном из выставочных залов музея показывали предметы, привезённые из Казымского музея. Елена Федотова, директор этнографического музея села Казым, рассказала: «Мы привезли старинные сумочки и сумки их меха. Раньше у каждой женщины был свой мешочек. Такой же она шила каждой своей дочери. Там хранились все нужные женские предметы для шитья. В больших меховых мешках хранили одежду и обувь. Мы у себя в селе восстановили процесс изготовления меховых сумок. Но столкнулись с проблемой нехватки нужного меха, нет шкур или они очень дорого стоят. Каждый год во время забоя животных отбираем шкуры со лба оленей, очищаем и сушим их в расправленном виде. У нас каждый кусочек очень ценен, ничего не выбрасываем, всё используем, потому что даже купить негде бывает. 

Процесс изготовления меховых изделий очень интересен и увлекателен. К старшему поколению присоединяются и наши молодые женщины, и девушки». 

Нам хочется добавить, что у женской сумочки – тучанг есть игольница, которая пришивается сбоку, в ней хранится напёрсток, иголки, сухожильные нити. Эта игольница по-мансийски называется нэмта, она тоже орнаментирована. Её способ украшения отличается от основного изделия. Там со стороны кожи сухожильными нитями пришивается узор из длинной подшейной шерсти оленя. Обычно это узор в виде креста из крестов. Середина этого орнамента украшается кровью оленя, её осторожно туда капают и заполняют внутри орнамента. Сама игольница ромбовидной формы, она сворачивается и сверху есть кожаный ремешок, которым завязывают игольницу. 

Три мастеровых дня быстро пролетели, мастера обучили молодых мастериц, они, получив новые знания, будут применять их самостоятельно. 

Галина КОНДИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 20 (1350)
23.10.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика