- Мансийский
- Русский
Тучаӈыт ос рнхӯргыт нтуӈкве ханищтахтасыт
Пс йис врмалит ос культура лаль тотнэ мгсыл тва музеит акван-нтхатым рӯпата вргыт. Ань Россия музеитыл ёхталам мхум мн округувт акван-атхатыгласыт ос врнэ рӯпатаныл урыл потыртасыт.
Аквты порат «Трум Маа» музейт мщтыр нт гит щаквщуӈкве ханищтаӈкве ёхталасыт. Тн совныл ханса йинуӈкве, нтуӈкве ханищтасыт, тувыл тучаӈ нтсыт.
Ты кастыл Альбина Ярсомова Нефтеюганский районныл ос Мария Игишева Белоярский районныл ёхталасг. Альбина Лазаревна тн мнылт совья вй хумус нтаве, таи суссылтас ос гирищит ханищтас. Ты твыль пунэ хот-нёлхуптым сов нрпыл ман пйтым льпыл хот-тллаве, тав выгыр харпаг мты. Тувыл тит оспа кминьт совыгныл ханса йины ос тох та лгыл маснут нты. Тот сака мнь нтмилыл нтыяныл, нтнэ тнаныл ул вос нӈкгыт.
Мария Игишева Белоярский районныл ёхталас, тав вильтсовыл ос котыл тучаӈ нтуӈкве гит ос нт ханищтасанэ. Тн влт тит оспа сов – ӈк ос смыл акв нумплн пиныяныл ос совыг ул вос лаквсг, стапыл тит-хӯрум мт акван-хасумтыяныл. Тувыл сов тармыл ханса пслгыт ос тольхыӈ касаил хансаныл яктуӈкве та вылтыяныл. Тыщир сов хансат ты яктавет ос нтавет.
Мария Ивановна колледжит ханищтахтын гит ос ӯсыӈ нт мнь тучаӈыт нтуӈкве ханищтасанэ. Акв Саранпвыл ги Ксения Землянская хӯрум хтал сыс татем мщтыр, ёмас хӯрыгсов нтум. ги лви, тав ксыӈ туи «Мнь Ӯсквен» яланты, тот трныл ос нуйныл матыр нтыглы.
нсхатнэ коныпал тот Галина Шиянова, мщтыр ква, твыль хумус тынтлаве, таи суссылтас. Галина Токчевна рн н, тав Ямал мт самын патыс, тот тунрат тав омаге-тяге слыт ньщим лсг. Тав сов ёт рӯпитан врмаль сака ёмщакв вгтэ ос тынтлахтуӈкве, нсхатуӈкве хсы. ква тох лвыс: «Ам тыг семинарн вввсум, мньлат гитын ос нтын суссылтгум, хумус твыль хот-тытылтаӈкве ри. Витыл арген сартуӈкве ат ри. Хунь мощ тыты, мн тсам коласыл сартылӯв, тувыл новтпыл новтылӯв. Ам гитын суссылтгум, тн ткыщ ул вос новтыяныл, атиӈк сов тра сылтыяныл.
Ам Ямал мт яныгмасум ос мньлат порат тыг Ханты-Мансийск ӯсн луӈкве ос рӯпитаӈкве ттвсум. Ань пенсият лгум, пӯркат, супыт ос мт маснут нтгум, хорамыӈ носкит, пссат саггум, снсквлгыт ос хум хтпа нтапыт стапыл саггум.
Амти тучаӈыт, рнхӯргыт ньщгум, тыит пуссын амти нтсум. Слы совныл маснут нтгум. Тр канит, сов канит нтсум, тнаныл Центр ремёсел колн майлысанум, тн тот лпкат тыналыяныл.
СВО хнтлын хумыт мгсыл носкит сагыгласум, тув св пара носки майласум. Стап амти ёвтгум ос саггум. Тох сакати нтуӈкве врмгум».
Музейт мщтырлаӈкве вылтахтын лы-плт тот суссылтап рӯпитаӈкве патыс. Акв колнакт св мныл атым тучаӈыт, рнхӯргыт пинвсыт. Раиса Решетникова, музейт рӯпитан н, сов хӯрыгсовыт ос тучаӈыт урыл потыртас. Тн округув янытыл мнь пвлытын яласым тамле пормасыт мхум палт ксаласаныл ос музейн тотсаныл.
Норыт онтсыл яныг хурит тагатым лсыт, тот мньщи вит, тучаӈыт, рнхӯргыт пслымат. Ты хурит хуньт Хльӯс районт Хрыӈпвылт, Саранпвылт, Сӯкыръят ос мт пвлытыт эстонцыт ктыл нпакн пслысаныл. Тувыл ты хурит Татьяна Александровна Молданова нпакыг атсанэ ос тратастэ.
Ты 1985 тлт тн мньщит ос хантыт лнэ мн ёхталасыт. Та порат ам мнь лсум, школат ханищтахтасум, ёмщакв номилум, хумус учёный хум Эдгар Саар мньлат гит ос пыгыт ёт ёхталас.
Тнт Хльӯс район Хрыӈпвлувт иӈ св хтпа лыс. Ксыӈ колт тн пормасыт пслысыт – сов маснутыт, тучаӈыт, рнхӯргыт, ссныл свтыт, ссттапыт, пйпыт, пат – ктыл врим матыр-ти пормас пуссын пслысыт. Ос хумус мньщи лтӈыл лваве, хотьютын нтвес ман врвес, пуссын нпакн хассаныл. Ам тнанылн нтым мхманув палт внттлсанум, тва матум хтпанув рущ лтӈыл сака ат хссыт потыртаӈкве. Ам тнанылн тва лтӈыт толмащласум. Тва эстонцыт ос рущ лтӈыл щар ат потыртасыт, тох хотмус та рӯпитасыт мн пвлувт. Ам рӯтанум врум мщтыр пормасаныл ань та нпакт сунсыглыянум.
Музей аквта колнакт Владимир Игошев пслум хури ханы. Тув мньщи ква пслумтэ, хумус тав сахил масхатым ӯнлахлы ос матаре ври. ква ёмаспал ктэ ос вӈнэ сахитныл кональ лватамтэ. Тох лнаӈ кват тлы порат щаквисыт манос колсори рӯпата врсыт. Сахи май тйтаге осыӈыг, титпис совыл нтым лг, ос н хтпа сахи тӈнэ хот-пстытэ, ктэ кональ-хасумтытэ. Ань лвгыт, Ямал нквет иӈ тыщир масхатгыт, ос рнколт манос кон матыр врнныл порат ктаныл ōс кон-лгматыяныл.
«Трум Маа» музей мтыт колнакт Касум пвыл мхум пормасыт мирн суссылтаӈкве тотыглавсыт. Тот ос тасвит тучаӈ, рнхӯрыг, мнь хӯрыгсовыт лкква-пинымат. Елена Федотова, Касум пвыл музей кӯщай н, ты урыл лвыс: «Мн тыт сака пс тучаӈыт ос рнхӯргыт тотсӯв. Ос мнти ань с нсхатуӈкве патсӯв, йильпииг нтым хӯрыгсовыт ньщв.
Пс порат ксыӈ н тучаӈ ньщас, тувыл такви гиянэ мгсыл нтыс. Н тучаӈт пуссын рнэ утанэ ньщи. Ханты ос мньщи тучаӈ пхт нмта нтаве, тув туля пувтмаве, тныт ссумтавет. Пвлувт совхозт слыт нвлиг врнэ порат мн вильтсовыт ввв, хум хтпат ёмщакв вос нуияныл, мори ул вос якытлыяныл. Мн тувыл кват ёт ты вильтсовыт ёмщакв хот-осгащлыянув, лкква-ртым тслыянув. Ань йист слы кот, слы сов ос вильтсов сака тыныӈ ос мощща, нмхт ёвтуӈкве. Пс порат мхманув св щсыт, мн ань хт-ти ввим, атым та мыгтв.
рнхӯргыт с свсыр щирыл нтвсыт. Тват акв планыл мнь хансал вримат, мт планыл нас слмыл нтымат. Акв рнхӯрыг тох ты врим, тав нуйслмытыл щар ат нтыма, нас титсыр оспа совыл нтвес ос тох та нтнэг сусхаты».
Н хтпа тучаӈт нмта лы, ты нтуп, туля, тныт щнэ совлмт, тав акван-схтаве ос та тӣврыт рнутанэ та ньщиянэ. Нмта нрплэ хорамыл нтаве. Слы тур ёлы-пал хоса пунанныл прна хольт ханса нтым лы. Тва порат ханса тӣвре слы тлпыл тртаве, тащир люптаве.
Мщтырлан хӯрум хтал молях оигпасыт ос суссылтап иӈ рӯпиты. Ӯсыӈ мхум ос мӯй хтпат слы совныл нтым пормасытыл вос пӯмщалахтгыт.
Галина КОНДИНА
Учились шить меховые сумочки
Для сохранения и развития культуры и традиций коренных народов Севера многие музеи и центры объединяются и ведут совместную работу. Во время выездной сессии Ассоциации этнографических музеев России в городе Ханты-Мансийске проходил семинар по работе с мехом на базе этнографического музея «Торум Маа».
Началу семинара предшествовало открытие выставки меховых изделий, а точнее различных меховых сумочек и мешочков. Их мансийское название тучанг – сумочка, ёрнхурыг – мешок для одежды.
Альбина Ярсомова, мастерица из Нефтеюганского района обучала студентов и других желающих женщин шить традиционную хантыйскую обувь из ровдуги. Для этого ровдугу красят специальной природной краской в тёмно-бардовый цвет, затем чертят и вырезают орнамент. Двух цветов орнаменты начинают сшивать сухожильными нитями, это очень тонкая работа, каждый стежок должен идти ровно, так как между орнаментами двух цветов не вкладывается сукно или какое-то другое украшение. Здесь украшением является сам ровный шов из сухожильных нитей.
Несмотря на тонкую и кропотливую работу, у Альбины Лазаревны было много учениц, все усердно выполняли работу хантыйской женщины.
Мастерица из Белоярского района Мария Игишева учила шить хантыйскую меховую сумочку – тучанг. Для такой сумочки нужно сшить лицевые орнаменты, чаще всего там применяют так называемый круглый орнамент, это бывает «шишка» разных видов. Затем между лицевыми сторонами пришивается ленточный узор. Горловина тучанга шьётся из ровдуги, туда вставляется кожаный шнурок, и горловина затягивается. Обычно сумочка украшается различными медными, латуневыми отливками, крупными бусами, мелкими гильзами от патронов, кольцами и другими предметами. Для шитья мешочков используют камусы, шкуру с морды оленя или тонкую шкуру оленя, которую забивают в августе.
У Марии Ивановны было много учениц, среди них наше внимание привлекла девушка из Берёзовского района села Саранпауль Ксения Землянская, её маленький тучанг был уже почти готов. За три дня она скроила и сшила орнаментированную сумочку из двух цветов шкуры. Ксения учится в технолого-педагогическом колледже, каждое лето отдыхает в детском стойбище «Мань Ускве», там она говорит, учится шить различные традиционные изделия.
Кроме шитья из ровдуги и меха на семинаре показывали, как выделать оленью шкуру. Галина Шиянова, мастерица из Ханты-Мансийска, девушкам раскрыла секреты работы с оленьей шкурой. Это очень тяжёлый труд, требующий больших усилий. Галина Токчевна сначала смочила шкуру с гладкой стороны водой, много воды добавлять не нужно, так как мокрая шкура потом высохнет и снова затвердеет.
Излишнюю влагу с поверхности кожи убирают, посыпав сухой мукой. Затем её стряхивают и скоблят специальным скребком, убирая мездру, выравнивают в разные стороны. Проделывая эту работу, нужно быть осторожной, чтобы не прорезать и не испортить шкуру. Такие шкуры используют для шитья покрышек чума, для пошива чижей и других предметов.
Галина Токчевна представительница тундровых ненцев, она родилась и выросла на Ямале, её родители пасли большое стадо оленей. Мастерица вот что рассказала о себе: «Я с молодости живу в Ханты-Мансийске, сюда приехала работать. Сейчас нахожусь на заслуженном отдыхе, занимаюсь любимым делом, шью, вяжу. У меня есть меховые сумочки, одежда, их я сама сшила. Вяжу традиционные пояса из шерстяных нитей для подвязки обуви. Для ребят на СВО вяжу носки, так хоть помогаю нашим защитникам. Нитки сама покупаю. Я много шью сувенирной продукции, их раньше отдавала в Центр ремёсел».
В музее «Торум Маа» во время семинара открыли выставку меховых изделий. Эти экспонаты собраны у коренных жителей Югры, они представляют локальные особенности этих предметов. В экспозиции на стенах размещены фотографии из книги «Утварь обских угров (ханты и манси)», составитель книги кандидат исторических наук Татьяна Александровна Молданова. В 80 годы прошлого века на нашу территорию приезжали эстонские учёные и музееведы, они в деревнях у коренных жителей зарисовывали одежду, предметы быта, постройки. В одну из таких экспедиций в 1985 году Эдгар Саар со студентами приезжали в нашу деревню Хурумпауль Берёзовского района. Я, будучи ещё школьницей, хорошо запомнила их группу, сопровождала их к своим тётушкам и бабушкам, была переводчиком, так как в деревне многие пожилые не разговаривали на русском языке и не всегда понимали его. Среди эстонцев были студенты, которые хорошо владели русским языком. Много предметов и моих родственников вошло в эту книгу, теперь уже нет и мастеров этих вещей, и сами вещи утрачены, в деревне не осталось жителей, но их предметы остались в книге, благодаря исследователям. Теперь они являются эталоном для обучения шитью традиционным изделиям.
На выставке наше внимание вызвал интерес к картине Владимира Игошева, где мансийская женщина запечатлена в меховой традиционной шубе – сахи. Она из шубы освободила одну руку и плечо, так занимается шитьём. Обычно так делали женщины, занимаясь домашней работой или на улице, потому что шуба сшита из двух слоев шкуры и при движении руками, сковывает движения. В нынешнее время, таким образом, продолжают работать женщины на Ямале, обычно это у оленеводов.
В одном из выставочных залов музея показывали предметы, привезённые из Казымского музея. Елена Федотова, директор этнографического музея села Казым, рассказала: «Мы привезли старинные сумочки и сумки их меха. Раньше у каждой женщины был свой мешочек. Такой же она шила каждой своей дочери. Там хранились все нужные женские предметы для шитья. В больших меховых мешках хранили одежду и обувь. Мы у себя в селе восстановили процесс изготовления меховых сумок. Но столкнулись с проблемой нехватки нужного меха, нет шкур или они очень дорого стоят. Каждый год во время забоя животных отбираем шкуры со лба оленей, очищаем и сушим их в расправленном виде. У нас каждый кусочек очень ценен, ничего не выбрасываем, всё используем, потому что даже купить негде бывает.
Процесс изготовления меховых изделий очень интересен и увлекателен. К старшему поколению присоединяются и наши молодые женщины, и девушки».
Нам хочется добавить, что у женской сумочки – тучанг есть игольница, которая пришивается сбоку, в ней хранится напёрсток, иголки, сухожильные нити. Эта игольница по-мансийски называется нэмта, она тоже орнаментирована. Её способ украшения отличается от основного изделия. Там со стороны кожи сухожильными нитями пришивается узор из длинной подшейной шерсти оленя. Обычно это узор в виде креста из крестов. Середина этого орнамента украшается кровью оленя, её осторожно туда капают и заполняют внутри орнамента. Сама игольница ромбовидной формы, она сворачивается и сверху есть кожаный ремешок, которым завязывают игольницу.
Три мастеровых дня быстро пролетели, мастера обучили молодых мастериц, они, получив новые знания, будут применять их самостоятельно.
Галина КОНДИНА














