- Мансийский
- Русский
Вāрнэ рӯпатаныл мāньщи лāтӈыл намтсаныл
Ханты-Мансийск ӯст «Югра Экспо» нампа яныг колт суссылтап щпитāлвес. Ханты-Мансийск ӯст лнэ хум Николай Чебоненко, тот татем пӯмащ маснутыт мирн суссылтас ос тыналас. Ты маснут нтнэ предприятие мāньщи лāтӈыл «Ам» намаим лы. Хотьют ты тла лаль тотуӈкве номылматастэ ос мансāвит хтпа ты пормасыт нтгыт, хум ты урыл āнумн мощ потыртас.
Ты маснутыт нтнэ тла Татьяна Крашенинникова номылматастэ, тав тот кӯщаиг лы. Н Ханты-Мансийск ӯст самын патыс, тыт яныгмас. Тав мāньтāгыл кāтыл сāвсыр пормасыт сагыс ос маснутыт нтыс. Ётыл 2021 тāлт маснутыт нтнэ такви рӯпата вāруӈкве номылматас. Ты маснутаныл сосса мāхум хансал нтыяныл. Тва хансат нпакытныл висаныл, тват ос тāнки номылматын ширыл нтыяныл.
Тот пуссын аквъёт нёлолов āги-пыг рӯпиты. Ты маснутыт нтын, хансат щпитан, ты урыл лххал хаснэ ос пормасыт л тыналан хтпат. Тāн Ханты-Маснийск ӯст лāпка ньщгыт ос интернет хосыт пормасаныл тыналгыт. Ань тынакт ос Сургут ӯст лāпка пӯсвес. Округувт тāнки рӯпата вāрнэ тва мāхум нтум маснутаныл та лāпка хосыт тыналыяныл. Таимāгыс тāн тāнки нтум маснутаныл ос тув тотсаныл.
Николай Чебоненко лāвыс:
– Маснут нтнэ рӯпата «Ам» намыл хосат тāгыл намаяслӯв. Та порат мāн «Узор мира» рӯпата вāрсӯв. Мāньщи пыг Денис Вынгилев мāн ётув рӯпитас. Тав мāньщи лāтӈыт ищхӣпыӈ утын хансыс. Тнт аквъёт ты рӯпатав тамле намыл пинуӈкве номылматсӯв.
Мāн округувт сāв мāхум лы, хотьютын ты маснутыт сака мӯстгыт, маснутанув мощ ёвтавет. Сāвыӈпāлэ маснутанув ос кнтанув палт «Югра» лāтыӈ хансв. Ётыл ты маснут щнэ хтпа хотталь мӯйлуӈкве мины ке, тав лӯимāныл лнт тāра-ханьщаве. Ты маснутыт нтнэ вāрмаль лаль тотнэ мāгыс мāн округ миркол пāлыл нтмилыл акваг вāравв.
«Ам» фабрикат яныг хтпат ос мāньлат āгит-пыгыт мāгыс туи кнтыт нтавет, лы-пāланылт хорамыӈ лāтыӈ «Югра» хансым лы. Тувыл сāвсыр свитерыт, супыт, пуӈктрыт ос мт пормасыт нтгыт ос тыналгыт.
Ань Ханты-Мансийскат лум суссылтапыт хӯрум хтал сыс сāт осыӈ свитерыт ёвтвсыт. Мāхум тāнки мāгсыланыл матахмат туи кнт, ӯргалан хорамыӈ пм ут (рущ щирыл «оберег» лāваве) висыт. Тва хтпат суссылтапыт выл щёс ты маснутыт ёвтгыт, тувыл лаль ищхӣпыӈ ут хосыт ты лāпкат ос мт пормасыт выгыт.
Николай Чебоненко лāвме щирыл, ты хосыт тāн сосса мāхум лнэ-хӯлнэ наканыл лаль тотгыт. Мир вāӈкве патгыт, мāньщит ос хантыт лнэ мāт тамле нтнэ хансаӈ маснутыт нтавет.
Николай МЕРОВ
Молодая компания шьёт брендовую одежду «Ам»
В Ханты-Мансийске с 10 по 12 октября в здании «Югра Экспо» для предпринимателей были организованы дни креативных индустрий. Дизайнер брендовой одежды «Ам» Николай Чебоненко из Ханты-Мансийска рассказал нам, какую одежду они выпускают.
По его словам, вдохновителем и главным идеологом является руководитель бренда одежды «Ам» Татьяна Крашенинникова, которая родилась и выросла в Югре. С малых лет она активно занималась вязанием и вышивкой, но она всегда мечтала выпускать свою одежду.
И вот её желания сбылись, в 2021 году компания молодых ребят во главе с Татьяной Крашенинниковой создали фабрику по шитью брендовой одежды в Югре. Название «Ам» взято с мансийского языка, в переводе означает «Я». В каждую одежду добавляется фирменная символика бренда одежды и орнамент коренных малочисленных народов ханты и манси.
В штате находится восемь сотрудников. Это директор, швейные работники, дизайнеры одежды и медиа по продвижению в сети. Есть свой магазин в Ханты-Мансийске, где продаётся одежда. Недавно в Сургуте открылся магазин местных брендов, теперь фабрика «Ам» и там реализуют свои товары.
Беседу продолжает Николай Чебоненко:
– Название «Ам» придумали давно, когда мы занимались проектом «Узор мира». Тогда в нашей команде был Денис Вынгилев, который знает мансийский язык, он занимался записями и переводами аудио-файлов на мансийском языке. И нам совместно пришла идея назвать фабрику по шитью брендовой одежды мансийским словом «Ам». В Югре много людей, которых интересует наш бренд одежды.
Бренд одежды «Ам» предоставляет изделия вдохновлённые Севером. Это худи, платья и аксессуары с уникальной вышивкой, аналогов которой нет в России. Повседневная одежда передаёт характер и стиль Севера, а также узнаваемость. Есть шапки зимние и летние. Летние бейсболки имеют надпись: «Югра».
Брендовую одежду компании «Ам» покупают люди разного возраста. Например, на выставке люди охотно приобретали такие вещи, как худи, летние бейсболки и обереги. Вся одежда «Ам» вышита из качественного материала и выглядит очень модно и красиво.
По словам Николая Чебоненко, таким образом, они продвигают культуру и традиции коренных народов, проживающих в Югре. Сейчас уже многие люди знают, что в национальном округе есть бренд одежды «Ам», на которой вышиты традиционные орнаменты.
Николай МЕРОВ






