- Мансийский
- Русский
Оям рущ
Птыр-йка рӯпитамет вр ӯргалан хтпаг лыс, ты мгыс тав мощ ёралахтас. Тнт тав слтат хольт нрпумоспа харпа маснут ньщас, вӈнаге псыӈыг лсг.
Ань Птыр-йка тланэ янгыт, хосат тгыл пнсият лы. Ос хунь хтпа юн мисыт ман лувыт ньщи, ӯщлахтын хал ат ликмалы. Тлы йка Орлик лувтыл врныл нйив, пумканыл пум, ныл вит харты. Тувыл ос тлы сыс тит-хӯрум щёс стлов врыстан яныг пвылн яланты, мирколн ман почтан втихал акваг рмыгллы.
Тӯяг, ӈк нтнэ тпост, Птыр-йка врн луӈкве внтлы, тот таквсы мус лы. лнэ мтэ тав Пум врнэ пвлыг лвитэ. Тув ялнэ мгыс пс тр хприщ ос мотор ньщи. Пвлэ мнь посал хосыт лы, яныг ныл пвлэ ат нӈки.
Пум врнэ пвылт Птыр-йка мнь палаткат лы, тнэ мгыс ращ втат хӯл ттапыл врим талква пасан ньщи, ӯласыг пнтсыл тит норыг пиным лг. раще нуми-плт прт колала врыс, ракв порат колала ёлы-плт ӯнлахлуӈкве рви.
ращныл лнув Жулька мпе мгыс Птыр-йка колпал тӯщтыс. Жулька Птр-йка палт лмыгтаме псныл атахтем тлыг мтыс.
Аквнакт типлаг тав, щар хот-повырматам кӯтюврищ, ращ втан нӈхим вӈкыс, лумхласныл атпыл рохтуптахтас. Тнт Птыр-йкан мп татем слиг мтыс, улпыл хоты ниӈхпыл витн патыс, тысвит ниӈхп ксыӈ хтал хосыт миннныл суйтгыт. йка мп вотгаластэ, лвыс: «Ты манырман жулик ам палтум ёхтыс?» Ётылнув тра-патыс, насати, ты н кӯтюв, таимгыс Жулькаг таве намаястэ.
Птыр-йка тӯяг Пум врнэ пвлн ёхтынтэ торыг сртын хӯл алыщлаӈкве вуйхаты, ты мгыс тав нас мньхп ньщи. Хӯлпыт ӯнтты, хтал сыс хӯлпанэ сунсыянэ, пувум хӯланэ солвалтыянэ, тслыянэ, ёхулыг ос хорыг вриянэ. Тлы ты сōпасыт рмыглгыт, тсам хӯлыт мпытн ос мисытн пйтавет, солвалыӈ хӯлыт ёмащакв ёвтавет, ты хосыт ннь винэ олн слуӈкве рви… Пум сгруӈкве Птыр-йка йттур тпост ущ вылтахты.
Ань Птыр-йка хӯлпанэ сунсуӈкве ялыс. Ёхтыс, мпе мгыс посым пӯт врыс, пормасанэ-лтуланэ ращ колала ёлы-плн ёмащакв пинтласанэ, лпыл тах сака твитыӈыг паты, атиӈк хот-ёсавет. Хуюӈкве щпитахтас. Палаткатн щалтыс, ёл-хуяс, номтын ёхтувес: «Врт лнэ тва ӯйхулыт ань ти ущты тп тисмаясыт, матыр ктн-паттгыт ман ти? Татем пӯмыщ лнув т лупсаныл ксалаӈкве».
Тувыл йка номылматас, хосатнув хоты мат катерыт турман тыт суснэ тр тавн суссылтавес, сака пӯмыщ ос рнэ ут, тыт аквтоп хтал порат сунсыглаӈкве рвгыт. Тнт Птыр-йка номсас, хуньт тах тамле ут с ёвты. Ат ёвтыс, ты урыл сыме тванакт щргыглы: «Аман тлыт молях минасыт, аман ат всум, хт тамле утыт тыналавет, аман арыг олн нмхуньт ат щсум, тох ти суснэ тр ут атпыл ёвтсум.
Вруӈкве таӈхум тва мт врмалянум с ат врсанум... Маныр ань ты урыл тыстуӈкве, ксыӈ хтпа Трумн хӯлтум такви щир лупсал лы. нумн щгтым луӈкве ри, ттл хунь ӯнлв: пыганум врагыт, ам тыт хӯл алыщлгум, нквем юн, пвылт, мисанэ-луванэ ёт лы…»
Птыр-йка ксыӈ т мт-мт врмалит урыл номылматыгллым, тыстувъялым, ёл та ояве. лпыл тав ӯйрищит луйгын суянытл нх-сйкалы. Тыхтал нх-сйкаламēт, ты кос нтнэг ӯйрищит ргысыт-луйгысыт, ос йка сымт матыр мат мнь трвит суйтыс. Тавн оям рущ ӯлмаяхтас, аквтоп тав вр плныл тӯйтыглахтым Птыр-йка бензинэ тӯлматаӈкве юв.
«Я-та-ты, рыӈ бензинум хот-тӯлмантавес?!» йка палаткатныл мньлат пыг хольт кон-квлапас, нирщахыл нупыл маттем врмыс, та хйтыс. Бензинэ ӯнттум мтт лыс. Ювле Жулька тра миматэ, мпн моваллым лвыс:
– щнэ щёлмн ёмас ӯргаллн! Тав тлэ юв минуӈкве ат врмимн тах.
Птыр-йка м-витэ нупыл сунсым, скв лылыпыл лылтым, ӯйрищаквет луйганыл хӯнлым, аквматртн сыме ты ротмыс. Тав раще палтыс, щйпутэ тагатас, тпъялас ос хӯлпанэ сунсуӈкве та минас.
Кӯпнит мнь хптēтэ хум тӯп рыл посал хосыт плпыщ лаквыс. Ксыӈ хӯлп тглыӈыг хӯлытыл лыс. йка щгтыс: «Матъёмас юил св солвал висум, ат те висум, хӯланум хоталь тотнуванум. Ст юи-выл хталыт юв ялуӈкве тах ри, хӯланум юв тотыянум. рыӈ тальх мхум ёхтгыт, тнанылн хӯл ри».
Хоттай лын, яныг т, мотор суйтыс. Птыр-йка ксыӈ мотор суе встэ. Ань хосыт мт хн мт врим плуп мотор минас: «Степан Иванович – пиркатир тав мины. Улпыл яныг пвылн врмалянэ мгыс минмыгтас, ювле лӈхыт тах тыг пӯхталы… Наскссыг рущ хунь ӯлмаяслум. ти сар, ӯлмумт, май, оям рущ лыс. Степан Иванович оям рущиг хунь лы. Тувыл ос бензин тавн рмыглы, тав мпаранэ тамле утыл тглыӈыг лгыт.
Ам ӯлмаям оям рущум тӯйтыглахтым тыг лаквхатас. Ктт аквтоп касай ньщас. Ам ос аманрыг писалюм тав нупылэ тактым тох суиӈыщ рӈхувласум: «Ктагын нх-тактгын!» Ты хосыт амтиннум рӈх суюмтыл нх-сайкатаслум. Нх ат-те рохтынувум, ань рущум тра-паттынувлум. Пс порат ащйкам ос щум потыртлсг, тн с оям рущ ӯлмаялсг, тувыл сль, та хталт рущанн ёт та хнтхатлсг».
Птыр-йка щёпритэ консащлым, лаль номсахты: «Ам оям рущум аман хотыл ояс. Ань ляпат нматыр каснаколт тимыт. рыӈ матыр лль врмаль врыс ос милицан тинсаве? Маныр пыл тав врыс, хотыл пыл ат ёхтыс – ты ам оям рущум. нумн таве ёмащакв тыттуӈкве ри, вим, хтпа тӈкв таӈхи. Минырищум, пӯтум птылум».
йка пг пӯхтыс, мнь хпныл хӯланэ нх-лумтасанэ, раще плтыстэ, посым врыс, хтал сака лмвоиӈыг лыс. Витын яныг н ялуӈкве щпитахтас, посал витыл руще хунь айтытэ, вит сыстамнуве.
Витн ялыс, тувыл руще мгыс атыӈ щй тлыгтаӈкве тахмаяс, ссыг нир щахылн минас. миматэ, номтн хӯлтвес, тав нупылэ хотьют тай сунсы. йка тыг-тув лщлакв сунсыглахтас, аквматртн тра та паттыстэ, хотыл тав нупылэ сунсаве. Тувленув минас, рущ лтӈыл та рӈхувлас: «Наӈ хотьют?»
Сосыг таплныл хот-рохтум хум нх-нглыс, ктт тит нлмуп касай пувыс. Птыр-йка хот-ōщатахтас, тав лы-плт внэ хтпатэ ллис:
– Щрки, наӈ-а?
Хум Птыр-йка хащме торыг лты лньщалтахтас:
– Птыр-аки, ты – ам…
– Я-та! Наӈ хотыл тыг ёхтысын?
– Ат вглум. Ам бензинум холас.
– Наӈ хоталь, мн пвлувн ялсын?
– ти. Ам Паял палт Нрпвылн ялсум.
– Тувыл ос тыт маныр вргын? Нрпвыл лӈхаль лы.
– Ам юв, амти пвлумн минасум, тувыл бензинум холас.
– Щрки, наӈ наӈтиннн хот-тлыгтаслын. Наӈын лӈхаль минуӈкве рыс, ос наӈ алгаль минасын.
Хум хтпаг потрамим, ращ пхан ёхтысг. Щрки щгтэ аквтоп Жулькан торгамтавес, мп ōс хот-щгтыс, лге хосгим та порги, та хорты.
Птыр-йка мӯй хтпатэ хӯл исмитыл тыттыстэ, щил айтыстэ. Щрги втихал самвитанн ёхталалве, тувыл потре ста вылтытэ: «Птыр-аки, матъёмас мн наӈ ётыӈ хнтхатсумн. Матъёмас ам бензинум наӈ пвлын ляпат холас. Мощ лнув холас те, ам врт лмвоитн та тнувем.
Мōлхтал типлаг пг пӯхтынэм порат ам наӈ ращит посым атаялыслум, ос номсасум, улпыл хот тай врт нй тг. Сыпын хӈхуӈкве пилгум, номсгум, матыр ӯйн те нглавем, писаль тл хомус амтиннум вуянтылум. Хпыт хуюӈкве с пилсум, т сыс акваг та хӯнтласум, хотьютн рыӈ ювем. Ам выл щёс амттем врт хультсум…
Тыхтал лпыл кӯтюв хортнэ суй хӯнтамласум, тыгыл ос хот-рохтысум. втат нмхт хп ат нӈки, мпыт хотыл вуйхатгыт. Номсгум, улпыл врт хйтыгтан мпыт. Ань май тинат суссылтаве, вахтовикыт рӯпитанныл сыс мпаныл ньщияныл, тувыл мт мн миннныл порат оссувлыяныл. Тамле мпыт хтпа ёт те хнтхатгыт, пулиг-маныгтыяныл...
– Щрки, тыт вахтовикыт хотыл вуйхатгыт. Ос хотыл наӈ ёхтысын, лвгыт, м-вой хнтвес, та хтпат тай тнти кӯтьваныл тот оссувлаӈкве врмынуваныл.
Ам Жулькам лпыл, наӈ хпын лнэ нупыл хортыс. Сака номтыӈ мп. Млхтал типлаг ōс акваг тувле нёлэ тактым, матаре та атынтас. Наӈыт мōлхтал атаястэ.
– Остыгыл. Ам тай аман хомус лӈхум тлыгтаслум, мт нупыл минамум. Номилум, хӯрум щёс акв сй нёл тра-ялсум, номсытемт, ла та минасум, ти, с та сй нёлын нглгум. Пуӈкум щар хот-тлыглас. Тувыл сунсгум, лы-плумт плуп хп нуйхаты, тав юи-плт та минмыгтасум. Хунь хп тумп таплн птырас, ам тав нр лӈхе коим юил та миныслум, тит щёс тōсам мт ёл-хōигласум.
– Наӈ хōигламын торыг манрыг ат суссын, хоты нупыл ови? Тувыл ос ти манрыг ращ ат плтсын? Щранка ат щсын?
– ов урыл ам атпыл номсасум, щранка щсум, нй палтуӈкве пилсум. Нйивн врн минуӈкве рыс, ам врныл пилгум. Птыр, ос наӈ бензин тыт ньщгын???
– Бензин??? Мощ лы. Наӈ пвлын мус ат тōвылхаты. Хунь бензин холы, хомус лӈхаль минасын, тохи пвлын мус вос нтавен.
Птыр-йка бензинэ Щркин миннтэ порат, щгтым номылматас: «Матъёмас ам оям рущум – внэ хтпам».
– Щрки, акв-тит хталын рыӈ хультгын?
– ти, ам ат врмēгум. Рӯпатан ри.
– Наӈ хōт рӯпитгыт?
– Ам нврамыт ОБЖ урокын ханищтыянум.
– Ты манырсыр урок?
– Нврамыт ханищтыянум, хомус трвитыӈ порат ӯргалахтуӈкве ри.
– Т-э, наӈ тай ханищтыянын…
Щрки минмыгтамет, титыглахтас:
– Птыр-аки, ань хоталь нупыл нумн минуӈкве?
Светлана ДИНИСЛАМОВА
Русский беженец
Петыр-ойка в прошлом занимал почти самую почётную для своей таёжной глубинки должность – был лесничим, штатным сотрудником районного лесничества. У него была зелёного цвета форма. Сейчас он на пенсии, так сказать, на заслуженном отдыхе. Однако отдыхать ему особо не приходится. Зимой заготавливает дрова на делянке, вывозит их на пегом жеребце – Орлике. На нём же возит сено из леса, воду с реки и даже раза два за зиму выезжает по делам за семьдесят вёрст в соседний посёлок.
В летнее время Петыр-ойка трудится на угодьях в лесу. Транспортом в это время ему служит старенькая дюралевая лодка «Казанка-2М» с легендарным восьми-сильным «Ветерком». Конечно же, как и у любого местного рыбака, у него есть мань хап – маленькая лодка – мансийская калданка. На ней он ездит ставить сети, которые проверяет потом несколько раз в день. Пойманную рыбу засаливает, сушит, вялит, коптит. С середины лета к этой работе добавляется покос, за сезон надо накосить сено для Орлика, коровы Майки и бычка Хансан. Покосы на угодьях бескрайние.
Лесное место жительства Петыр-ойки расположено чуть выше устья Маленькой речушки, впадающей в Большую реку. Живёт он в старенькой палатке, установленной в кустах тальника. С реки его жилище не видать. Не видим с реки и костёр. Кострище оборудовано в небольшой низинке, там же сооружён навес для сушки рыбы, под которым постоянно тлеет дымокур. Чуть выше, ближе к палатке находится стол из видавшего виды перевёрнутого рыбного ящика, скамейками служат два бревна. Имеется на стане небольшая постройка – кол пал – половина дома – однобокая конура у комля хапки – осины, в ней проживает Жулька, некогда пушистая, а теперь лохматая собака неизвестной породы. Она добрая и умная. Лет пять назад, вымокшая и обессилевшая бедолага, наверное, выпав с какого-то проезжавшего катера, жалобно скуля, подползла к сидевшему у костра человеку. Удивлённый и растроганный Петыр-ойка погладил собаку, тихо произнёс: «Это что за жулик ко мне пришёл?», как оказалось, к нему пришла Жулька. С тех пор они не расстаются.
Сейчас провинившаяся собака сидела на привязи. Пока хозяин ездил проверять сети, может, за мухами гоняясь, она уронила с навеса три вешала с ёхол – рыбой, подготовленной для вяления. Теперь вот, виновато поглядывая, сидит и думает о своём поведении… Петыр-ойка развёл возле неё дымокур на ночь, стал не спеша собираться ко сну. Убрал под навес продукты, посуду, кое-какие вещи, чтоб не вымокли. Под утро будет туман и большая роса. Вон, какая жара стояла...
Обычно Петыр-ойка укладывался спать поздно, в той тишине, когда лесная жизнь на время примолкала. Он слушал едва различаемые звуки ночного леса и представлял жизнь его обитателей. Будучи лесничим, он мечтал купить бинокль ночного видения, какой видел у катеристов. Очень интересная и полезная штука. Столько необычного можно было в темноте увидеть… Но мечта его так и не сбылась. Как не сбылось в его жизни и многое другое… Но он ни о чём не жалел. Жизнь – она ведь у каждого своя. Ею просто надо жить, радоваться каждому дню. У него вон – есть свои охотничьи угодья, где сыновья занимаются промыслом, есть эти летние угодья, на которых он рыбачит. Худо-бедно, но семья голодной не сидит…
Примерно с такими рассуждениями Петыр-ойка засыпал в ночном затишье. Но вдруг среди полной тишины и безветрия где-то скрипнуло сухое дерево. Петыр-ойка встрепенулся, зашептал свою молитву-заговор, чтобы непрошенные духи не тревожили его и не принесли беды. Утвердившись, что его слова были услышаны, уснул.
Утро разбудило его множеством радостных звуков: мелодичным пением зарянок, убыстряющимся запевом куликов и трубным курлыканьем журавлей, плеском рыб на речушке, шелестом трав и листвы. Однако Петыр-ойка проснулся в непонятном смутном беспокойстве: ему приснился Оям рущ – Беглый русский. Как будто он, подкрадываясь со стороны леса, пытается украсть у него единственную десятилитровую канистру бензина, запасливо припрятанную в кустах… А если бензин и вправду украли?
Петыр-ойка по-молодецки выскочил из палатки и засеменил к дальним кустам. Канистра стояла на месте! На сердце немного отлегло.
– Смотри, охраняй наше богатство! Без него нам с тобой не уехать, – показывая пальцем в сторону кустов, шутливо обратился он к Жульке. В ответ собака радостно завиляла хвостом, залилась весёлым лаем.
Утренняя нежная свежесть, ясное синее небо, звуки природы постепенно стали наполнять сердце Петыр-ойки тихой радостью. По-стариковски покряхтывая, он развёл костёр, вскипятил чайник, не спеша позавтракал, затем отправился проверять сети.
Лёгкая лодка-калданка под тихий плеск хум туп – мужского весла быстро и плавно заскользила по воде. Подплыв к сетям, Петыр-ойка принялся за привычную работу, которой, судя по бьющейся в ячеях рыбе, было сегодня предостаточно. «Хорошо, что хоть соли много припас, а то что бы делал с уловом? Надо будет в конце недели домой съездить, часть рыбы отвезти, вдруг покупатели с верховья реки подъедут…», – разговаривал сам с собой Петыр-ойка, вынимая из сетей крупных пузатых язей и подъязков.
Где-то на реке был слышен звук первого за утро мотора. Петыр-ойка хорошо различал их, знал, когда едут «ветерки», «вихри» или «нептун», отличал по звучанию и иномарки, только названия их никак не мог запомнить. На этот раз по реке мчалась иномарка. «Степан Иванович – бригадир рыбаков. Видать в посёлок по делам поехал. Может быть, на обратном пути сюда завернёт… Ну тогда и сон мой сбудется, – подумал было Петыр-ойка, но тут же осёкся. – Тьфу ты, он ведь не беглый, да и бензин ему не нужен. У него он бочками стоит…»
Вспомнил он и про Ваську Рыжего с Саран Петькой, которые уже неделю назад вверх по речушке поднялись. Вдруг у них топливо закончилось, и теперь они на вёслах гребут. Опять же их двое, а во сне то был один человек. А Саран Петька хоть и зырянин, но всё равно как русский. Такой же светловолосый и носатый… Нет, не про них сон. Они же свои, деревенские. А приснившийся Оям рущ был похож на настоящего беглого, который от кого-то прятался. Волосы у него были лохматые, глаза круглые от страха. Напоминал он дикаря из какого-то фильма, друг у него ещё был, Пятницей звали. Вспомнилось ещё, что дикарь сжимал в руке то ли короткое копьё, то ли кинжал. Он им замахивался, но отважный лесничий наставил на незваного гостя охотничье ружьё и грозно скомандовал: «Руки вверх, шкура!»… И теперь Петыр-ойка немного жалел, что не рассчитал своего крика, слишком громким он оказался – разбудил самого себя. А так бы, наверное, уже знал, кто к нему явится. То, что кто-то сегодня придёт-приедет, он знал наверняка. А как не знать? Такой сон в руку был и у его деда и у отца. Это у них преемственно.
Дед – Ась-ойка – когда увидел сон про Оям рущ, в тот же день воочию с ним встретился. Сейчас уже не помнится, что Ась-ойка рассказывал о своём сне, но в тот день он по первому снегу отправился в лесную избушку. При подходе, хотя никаких следов вокруг не было, собаки стали яростно облаивать домик. Вскинув ружьё, тогда ещё молодой дед, рванув на себя дверь, увидел на нарах измождённого человека, пытающегося привстать. Тот, опираясь на локти, тут же падал обратно на нары. В избушке было холодно, хотя дрова ещё оставались. Ась-ойка целый месяц выхаживал своего русского гостя, который, как, оказалось, был то ли поручиком, то ли подпоручиком царской армии.
Отец – Атя – тоже видел сон про Оям рущ, и в тот же день произошла их встреча. Это было уже в послевоенные пятидесятые годы. Его Оям рущ, как говорил отец, был «беглым зэком». Они встретились летом на реке. Атя поделился с беглым продуктами, махоркой, спичками, отдал свой единственный ситцевый полог. Человек отблагодарил его кинжалом, который до сих пор хранится в их яныг кол – большом доме.
Почесав затылок, Петыр-ойка задумался: «Откуда и зачем в наши дни явится Оям рущ? Вроде времена спокойные… Тюрьмы, которые были на Урале, закрыты уже лет двадцать назад.
Может, мой Оям рущ что-то натворил и скрывается от милиции? Хочешь, не хочешь, – пора готовиться к встрече. Сейчас лето, стало быть, человеку не холодно. Но голоден, это точно! Надо ставить котёл?»
Подъехав с богатым уловом к берегу, Петыр-ойка перетаскал рыбу в тень кустов, подкинул в костёр сырого тальника для дыма, чтоб комаров меньше было... За водой отправился на реку – у той воды нет болотного привкуса, как на речушке. Возвратившись с реки, решил сходить до большого смородинового куста, чтоб нарвать листьев для чая. Но, не доходя до него, ощутил на себе чей-то взгляд. По телу пробежал неприятный холодок… Взгляд был человека, не зверя. Зверя он почувствовал бы на дальнем расстоянии. Не прерывая ходьбы, присматриваясь, уловил движение, крикнул: «Ты кто такой?»
Из-за куста смородины медленно стал подниматься взъерошенный испуганный человек, вооруженный ножницами. Приглядевшись, изумлённый Петыр-ойка громко крикнул:
– Серёга, ты что ли?
Признав в лице Петыр-ойки знакомого, у Серёги навернулись слёзы:
– Я, дядь Петь…
– Чёрт побери, ты как тут оказался?
– Не знаю. У меня бензин кончился.
– Так ты куда ездил, к нам в деревню что ли?
– Нет. Я в Няр-пауле у Пашки был.
– А тут как оказался? Няр-пауль-то там, внизу находится.
– Не знаю. Я домой ехал и бензин закончился.
– Серёга, так ты перепутал, тебе надо было вниз по реке ехать, а ты вверх поехал…
Мужчины, обсуждая случившееся, дошли до стана. Радость Серёги, потерявшего было надежду на спасение, тут же передалась Жульке. Собака, не отводя взгляда от неожиданного гостя, без устали виляла хвостом, радостно повизгивала и прыгала.
Быстро сварилась уха, вскипел чайник. Сытно поев, на глаза Серёги вновь навернулись слёзы и он вновь, наверное, уже раз десятый стал пересказывать: «Дядь Петь, как хорошо, что я тебя встретил. Хорошо, что бензин у меня кончился около твоего покоса. А если б выше или ниже метров на двести, сидел бы на берегу и кормил комаров. А ведь уже с вечера, как пристал к берегу, чувствовал запах дыма. Думал пожар где-то в тайге. Нет, чтоб на берег подняться, посмотреть. Только везде звери мерещились… В лодке даже спать боялся, всё прислушивался и на берег смотрел: не явится ли кто… Я же первый раз в жизни в тайгу выехал…
А утром услышал лай собаки. И тоже испугался. Лодок-то на реке нет, откуда собаки в лесу? Подумал, что свора бездомных собак. Видел по телевизору, на севере вахтовики уезжают, а собак бросают. А те, голодные, на людей бросаются… Не приведи бог им попасться».
– Серёга, откуда у нас тут вахтовики? Тут тихо, спокойно. А вот около Няр-пауля зимой сейсмики стояли. Землю взрывали, вроде нефть нашли… Они-то могли собак бросить. А утром моя Жулька лаяла. Хорошая собака, умная. С вечера я сам поленился к реке сходить, смотрю, она всё в ту сторону принюхивалась. Тебя чуяла.
– Да-а, дядь Петь. И как это меня угораздило уехать в другую сторону? От Пашки выехал, еду довольный, хоть комары отстали, да и улов домой везу. Еду-еду, смотрю, вроде проезжал это место, думаю, может, показалось. Через какое-то время снова там проезжаю. Страшновато стало. Три раза мимо одних и тех же мест проехал. Тут увидел впереди мотор, стал за ним держаться. Скорость у него большая, он быстро скрылся за островом. Я поехал по пузырькам на воде. Раза два цеплялся за мель, но обошлось. Долго ехал, а посёлка всё нет. Потом мотор зачихал и заглох. Решил догрести до берега.
– Да-а, Серёга! А почему ты не остановился и не проверил, куда течение идёт? Ну, ты, Серёга, даёшь! А костёр почему не разжёг? Тогда б и от комаров спасся, и зверей бы всех распугал…
– Про течение-то я не думал даже. А костёр развести тоже боялся, надо было дрова искать, а вокруг только трава растёт. Утром по той стороне мотор проезжал, но был туман, я его даже не увидел. Дядь Петь, а у Вас бензин есть?
– Бензин-то? Маленько есть. Только до посёлка вряд ли хватит. Но ты, где мотор твой остановится, к берегу не причаливай. По течению пусть тебя несёт. Какая-нибудь лодка всё равно остановится. Нет, дак доплывёшь своим ходом.
Петыр-ойка, передавая Серёге канистру с бензином, с облегчением вздохнул: «Хорошо, что мой Оям рущ знакомым оказался». Расставаться было грустно…
– Серёга, может, останешься до завтра?
– Нет, дядь Петь, не могу. Мне ведь сегодня уже надо было на работу. Наверное, прогул поставили…
– А ты где работаешь?
– В школе учителем, ОБЖ веду.
– А что это такое?
– Учу детей, как нужно вести себя в опасных и неожиданных ситуациях.
– Ну, ты-то их многому научишь…
Мужчины сердечно попрощались. Петыр-ойка помог оттолкнуть от берега лодку. Серёга, прежде чем завести мотор, озадаченно спросил:
– Дядь Петь, а мне теперь куда? В какую сторону ехать?
Светлана ДИНИСЛАМОВА