- Мансийский
- Русский
Ёмас номтыл лаль вос лв
Млты тув Ханты-Мансийск ӯсн па врнэ ханищтапн св кркам хтпат атхатыгласыт, тн халанылт Вера Кузьминична Гашкова лыс. Тав Ямал мныл ёхталас. Н лвыс, мнь пат, ёнгын пат туп нтыглас, ос яныгнув па выл щёс нтыс. Вера Кузьминична тох потыртас:
– Ам Ямал мт Пуровский район Тарко-Сале ӯст лгум. 1963 тлт Приуральский район Катравож пвылт самын патсум, тот яныгмасум. Омагум-тягум ханты хтпаг, сас рнколт самын патсг, слы ӯрим яласасыг. Омам Пельвож н лыс, сахит, мольщаӈыт ос лгыл маснутыт нтыс.
Школат влт Катравож пвылт ханищтахтасум, ётыл Аксарка пвылт, тот лов класс стласум. Ханты-Мансийск ӯс педучилищат ханищтахтасум, нврам садикт 11 тл рӯпитасум. Тувыл культура тлан патхатасум, тот хус тл рӯпитасум.
Хунь пенсиян минасум, рӯпитан мныл пйтсум, нсхатаӈкве патсум – ханты супыт, ссныл свсыр хусапсовыт нтгум, сакныл сыре-сыр пормасыт хартгум, стапыл маснут саггум.
Тамле хнтхатыглапын ввавем те, ялантгум. Тыт, Ханты-Мансийск ӯст, мнь гим лы, кит нврам ньщи, ты ӯсн втихал ёхталгум.
Мн ань акваг номсв, свнув олн слуӈкве ри, акваг та рӯпитв, ннь винэ олн ктын вос паттв. Ос пуӈканувт щнэ номтанув нупыл сака тлав ти, пс мхманув хумус лсыт, маныр врсыт, мрсыӈ порат номылматлв. Мнти культурав вӈкве ри, щнь лтӈыл потыртаӈкве, пс лупсав нвраманувн вос вве. Тн мн нуплув сунсгыт, мн хумус лв, маныр янытлв, тн с аквтох тах лаль луӈкве патгыт.
«Ханты ясаӈ» газета ловиньтылум, «Лӯим срипос» мньщи газета с акваг сунсыглылум, лтыӈ ат внм тпыл, сакати хурит пӯмщалгум. Пс йис лупсав ул вос ёрувлылув, лаль ёмас номтыл вос лсув.
Ам ань вглум, па нтуӈкве нас хунь, ты сака трвитыӈ рӯпата. Тамле ханищтапыт втихал вруӈкве ри. Хтпа щаквщуӈкве ат те хсы, тыт пормасыт рнэ щирыл вруӈкве ханищтаве.
Светлана Ромбандеева
Вначале должна быть духовность
Так говорит знаток и носитель хантыйской культуры Вера Кузьминична Гашкова.
- Нам и нашим детям надо знать свою культуру, традиции, свои корни. А ведь мы теперь чаще мыслим по-другому, мыслим больше в материальном плане. Вначале духовность должна быть, а потом все остальное. Дети смотрят на нас, они всё видят, как мы относимся к своему родному языку, помним ли корни свои, традиции. Они так же будут поступать. Надо чтобы молодёжь учила родной язык, говорила на нём, интересовалась своей культурой. Тогда будет звучать на этой древней земле наша родная речь, наши красивые выражения.
Вера Кузьминична Гашкова родилась и выросла на Ямале. Она с детства рукодельничает – шьёт хантыйские платья, изготавливает из бересты различные коробочки и детские колыбельки.
- Родом я с Ямала, Пуровского района, проживаю в Тарко-Сале. Родилась в оленеводческой семье, росла в Приуральском районе в Катравоже. Мама моя родом из Пельвожа, всю жизнь жила в тундре, шила меховую одежду. Я работала костюмером, по работе приходилось шить одежду и обувь.
Училась я в Катравожской школе, девятый и десятый классы окончила в Аксарке. Затем поступила в Ханты-Мансийское педучилище. После 11 лет проработала воспитателем в детском саду. Затем перешла в культуру, где проработала 20 лет.
Я часто приезжаю в Ханты-Мансийск, здесь проживает моя младшая дочь с семьёй. Шью платья, вяжу, плету из бисера, шью берестяные коробочки. Когда приглашают на семинары, с удовольствием в них участвую. В прошлом году здесь был семинар по изготовлению традиционных колыбелей из бересты. Тогда я сшила настоящую хантыйскую колыбель – «вонтуп». Это моя первая берестяная люлька. Так-то я шила маленькие, сувенирные. Теперь знаю, что шить традиционную люльку из бересты тяжело, узнала способ и сейчас имею представление, как изготавливать. Главное, чтобы был подручный материал.
Светлана Ромбандеева