Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина ДУНАЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Россият акв колтглыл юртыӈыщ лв!
  • «Ма-ма» нампа йильпи суссылтап
  • Нпакēн сака пӯмщалавес

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Нтмил врнэ скконыт урыл потыртасыт
  • Аква лаль паттувес, мтан пōхын ктвес

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ннь ре яныг
  • Ам лупсам
  • Мнь лккарыг рӯпиты ос ргуӈкве-йӣквуӈкве лыми
  • Хнтаӈ мньщи йка кстувес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Супыт урыл потыртасӯв
  • Рӯт мирыт тланыл мкыг врияныл
  • Мньщи мхманув щпитам тнут тпъялн
  • Мāньщи пормасыт вāри ос нврамытн суссылты
  • Атыӈ тнутыт щпитгыт
  • Янге-мне мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Супыт урыл потыртасӯв
  • Мансийский
  • Русский

Супыт урыл потыртасӯв

Ювле хультум тпос порат Ханты-Мансийск ӯст мньщи ос ханты мщтыр нт акван-атыглавсыт. Тамле рущ лтӈыл намтым врмаль «Этнографические посиделки» лыс. 

Ӣтипалг мн «Трум Маа» музейн ялсӯв. Тот ам выл щёс св мщтыр н ксаласым. Тувыл вӈ­кве патсым, хумус Югра мт мньщит лгыт. Тот нквет ёт пс йис врма­лянув урыл по­тыртасӯв, щй айсӯв. Тыг ёхтасыт нс­хатаӈкве ущ ты выл­тах­тым нквет, тувыл яныг мщтыр хтпат.

Дина Васильевна Гера­симова номыл­ма­тлыс, хумус выл щёс поси­дел­кан ялантас. Тав лвыс:

– выл щёс тамле врмалит учёный ханты н Евдокия Андреевна Нёмысова ёт лыгласыт. Тнт мн Касум ос Полно­ват пвылн ялсумн. Тав лвыс: «Минымн по­си­делкан». Тот нт ак­ван-атыглахтасыт. Тн рга­сыт, йӣквасыт, тувыл щй айнэ сыс нсхатасыт. Тнт ам выл щёс мщтыр кват ёт хнтхатыгласум. Тамле врмалит мньлат хтпат пс йис тланув вӈкве патыяныл. Мт тамле врмалитна ам ат ялантасӯм. 

Реональда Степановна Ользина 1987 тл порат мтым тла номыл­мат­лыс:

– Номгум, тамле вр­маль лӯим колыт лыс. Ӣтиплаг мхумыт юв минуӈкве щпитахтасыт. Тувыл Евдокия Никола­евна Вожакова ос Зоя Никифоровна Лозямова арыгтасг. Тн акваг р­га­сг. Хумус ргасг, иӈ та номгум. 

Акван-ксалахтым по­рат нт лвсыт: Мньщи ос ханты кват свсыр су­пыт ньщасыт. Маснутыт ялпыӈ хтал мгыс ос нас тох ōщнэ мгыс лсыт. 

Ксыӈ хтал щнэ су­пыт нас трыл лсыт. Ял­пыӈ хтал мгыс тай св­сыр хансаӈ, хорамаӈ, льпаӈ супыт ньщасыт.

Маньнэ пс щирыл ст супыл мастувес. Тав ст супыл ос трыл мас­тым лыс. выл супе кминьт трыл лыс. Мньщи ос ханты супыт ӯрга­лан мгыс хорамтавсыт. 

Мньщи пс йис тлат щирыл, н ос йка супыт нас мт лсыт. Акв ля­пат ньщуӈкв ат рвыс. кватна ат рви хум суп тра масаӈкв. Тащир пс тгыл мхумыт лвсыт. 

с мньщи н Светлана Михайловна Астапович потыртас, тн супаныл мт хурипат: 

– с мньщит тай с  втат лгыт. Пуссын мнь­щит мт мт лгыт, туп мн тт. Мн хорамыт с хантыт палт ксала­сӯв. с хантыт ляпат лв, таимгыс мн нака­нув акв­хурипат. с мнь­щит ос Касум хантыт ёт супа­нув мощ аквхурип­нувет. Ка­сум хантыт врта л­сыт, таи­мгыс тн супа­ныл хорам мощща нь­щасыт. с мнь­щит  втат л­гыт, таи­мгыс тн хорамаӈ ярмак тр супыт ньщгыт. 

Мщтыр нт лвсыт, хумус рви мньщит ос хантыт супыт ханьщуӈкв: 

Мньщи супыт мощща льпыӈыт, кит манос хӯ­рум ощща хорам нь­щ­гыт. Ханты супыт св ль­пыӈ ос хорамыӈ нак нь­щгыт. Тувыл тн суп ёлыя­ныл сакыл нтыя­ныл. 

«Тōрум Маа» музейт мхумыт пс йис врма­лит урыл св потыртасыт. Мньлат хтпат вӈкве патсыт, хумус ёмащакв рви нсхатаӈкв. Тувыл мщтыр нт тӈки лупа­саныл урыл лтыӈ лвсыт. 

Матъёмас тамле вр­маль лыс! Ам номсгум, тамле тлат втихал вруӈкв ри. 

Галина ДУНАЕВА

Традиционная одежда обских угров: во времени и пространстве

В этнографическом музее «Торум Маа» прошли этнографические посиделки с мансийскими и хантыйскими мастерицами. Эта встреча была для меня полезной, потому что я узнала много нового о других манси, проживающих в Югре. Мы собрались в тёплой и дружеской атмосфере, чтобы поговорить о традиционном мастерстве создания одежды народов ханты и манси. Среди нас были как опытные мастера, так и начинающие, для которых это ремесло только начинает открываться. 

Дина Васильевна Герасимова поделилась воспоминаниями:

- Первый раз я побывала на таких посиделках с Евдокией Андреевной Нёмысовой, когда мы ездили в Казым и Полноват. Она пригласила меня: «Пойдём на посиделки». Там собирались женщины. Они рассказывали сказки, пели и шили, сидя за чашкой чая. Это были первые настоящие посиделки в моей жизни, там все были в традиционных нарядах. Такие встречи  –  способ сохранять и передавать традиции. Я не участвовала в других посиделках, кроме полноватских и, кажется, в Ханты-Мансийске. Там тоже были традиционные собрания.

Про историю посиделок 1987 года рассказала Реональда Степановна Ользина:

- Помню, в Центре культуры народов Севера проходили посиделки. Вечером люди стали расходиться, а Евдокия Николаевна Вожакова и Зоя Никифоровна Лозямова остались петь, им хотелось продолжить песнопение. К сожалению, тогда не было современных технологий, чтобы записать их пение. Эти посиделки остались в памяти как светлый момент.

На встрече мастерицы отметили, что у мансийских и хантыйских женщин было много платьев. Например: платья на праздники и повседневные. Повседневные могли быть из простых тканей, а праздничные  –  из атласных или ситцевых.

В фольклоре говорится, что невесту одевали в несколько слоёв платьев и платков, обычно до семи. Внутренний слой платья обычно был из простой мягкой ткани. Платье украшалось для оберега. Также по узорам можно было определить, к какой локальной группе относится девушка, с каких мест она приехала.

В фольклоре и традициях народа манси женская одежда всегда хранилась отдельно от мужской. Её нельзя было класть на пол. Женщинам нельзя было перешагивать через мужскую одежду. Это связано с представлениями о женской чистоте и сакральности.

Представительница обских манси Светлана Астапович рассказала об отличиях в одежде: 

- Обские манси - это единственная локальная группа манси, проживающая на Оби. Все остальные - на её притоках. Мы, обские манси, живём рядом со среднеобскими ханты. Поэтому у нас очень много заимствовано из культуры среднеобских ханты.  

Если сравнивать одежду обских манси с казымскими ханты, у них тоже есть халаты и платья, но у них очень много канонов, определённое количество цветов. А у нас (обских манси) халаты очень ярких цветов.

Казымские ханты в основном жили в лесу, где много комаров, поэтому у них более приглушённые цвета. А на Оби, где ветер и много света, преобладают светлые и яркие тона. 

Также мастерицы ответили на вопрос, как можно отличить мансийское платье от хантыйского?

Мансийские платья отличаются от хантыйских цветовой гаммой, количеством полос. В платьях северных ханты цветов больше, есть бисерные украшения. 

Этнографические посиделки в музее «Торум Маа» стали важным событием, позволившим не только узнать больше о традиционном мастерстве народов ханты и манси, но и погрузиться в атмосферу сохранения и передачи культурных традиций. Встреча дала возможность услышать личные истории и воспоминания, связанные с посиделками.

Галина ДУНАЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 21 (1351)
6.11.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика