- Мансийский
- Русский
Супыт урыл потыртасӯв
Ювле хультум тпос порат Ханты-Мансийск ӯст мньщи ос ханты мщтыр нт акван-атыглавсыт. Тамле рущ лтӈыл намтым врмаль «Этнографические посиделки» лыс.
Ӣтипалг мн «Трум Маа» музейн ялсӯв. Тот ам выл щёс св мщтыр н ксаласым. Тувыл вӈкве патсым, хумус Югра мт мньщит лгыт. Тот нквет ёт пс йис врмалянув урыл потыртасӯв, щй айсӯв. Тыг ёхтасыт нсхатаӈкве ущ ты вылтахтым нквет, тувыл яныг мщтыр хтпат.
Дина Васильевна Герасимова номылматлыс, хумус выл щёс посиделкан ялантас. Тав лвыс:
– выл щёс тамле врмалит учёный ханты н Евдокия Андреевна Нёмысова ёт лыгласыт. Тнт мн Касум ос Полноват пвылн ялсумн. Тав лвыс: «Минымн посиделкан». Тот нт акван-атыглахтасыт. Тн ргасыт, йӣквасыт, тувыл щй айнэ сыс нсхатасыт. Тнт ам выл щёс мщтыр кват ёт хнтхатыгласум. Тамле врмалит мньлат хтпат пс йис тланув вӈкве патыяныл. Мт тамле врмалитна ам ат ялантасӯм.
Реональда Степановна Ользина 1987 тл порат мтым тла номылматлыс:
– Номгум, тамле врмаль лӯим колыт лыс. Ӣтиплаг мхумыт юв минуӈкве щпитахтасыт. Тувыл Евдокия Николаевна Вожакова ос Зоя Никифоровна Лозямова арыгтасг. Тн акваг ргасг. Хумус ргасг, иӈ та номгум.
Акван-ксалахтым порат нт лвсыт: Мньщи ос ханты кват свсыр супыт ньщасыт. Маснутыт ялпыӈ хтал мгыс ос нас тох ōщнэ мгыс лсыт.
Ксыӈ хтал щнэ супыт нас трыл лсыт. Ялпыӈ хтал мгыс тай свсыр хансаӈ, хорамаӈ, льпаӈ супыт ньщасыт.
Маньнэ пс щирыл ст супыл мастувес. Тав ст супыл ос трыл мастым лыс. выл супе кминьт трыл лыс. Мньщи ос ханты супыт ӯргалан мгыс хорамтавсыт.
Мньщи пс йис тлат щирыл, н ос йка супыт нас мт лсыт. Акв ляпат ньщуӈкв ат рвыс. кватна ат рви хум суп тра масаӈкв. Тащир пс тгыл мхумыт лвсыт.
с мньщи н Светлана Михайловна Астапович потыртас, тн супаныл мт хурипат:
– с мньщит тай с втат лгыт. Пуссын мньщит мт мт лгыт, туп мн тт. Мн хорамыт с хантыт палт ксаласӯв. с хантыт ляпат лв, таимгыс мн наканув аквхурипат. с мньщит ос Касум хантыт ёт супанув мощ аквхурипнувет. Касум хантыт врта лсыт, таимгыс тн супаныл хорам мощща ньщасыт. с мньщит втат лгыт, таимгыс тн хорамаӈ ярмак тр супыт ньщгыт.
Мщтыр нт лвсыт, хумус рви мньщит ос хантыт супыт ханьщуӈкв:
Мньщи супыт мощща льпыӈыт, кит манос хӯрум ощща хорам ньщгыт. Ханты супыт св льпыӈ ос хорамыӈ нак ньщгыт. Тувыл тн суп ёлыяныл сакыл нтыяныл.
«Тōрум Маа» музейт мхумыт пс йис врмалит урыл св потыртасыт. Мньлат хтпат вӈкве патсыт, хумус ёмащакв рви нсхатаӈкв. Тувыл мщтыр нт тӈки лупасаныл урыл лтыӈ лвсыт.
Матъёмас тамле врмаль лыс! Ам номсгум, тамле тлат втихал вруӈкв ри.
Галина ДУНАЕВА
Традиционная одежда обских угров: во времени и пространстве
В этнографическом музее «Торум Маа» прошли этнографические посиделки с мансийскими и хантыйскими мастерицами. Эта встреча была для меня полезной, потому что я узнала много нового о других манси, проживающих в Югре. Мы собрались в тёплой и дружеской атмосфере, чтобы поговорить о традиционном мастерстве создания одежды народов ханты и манси. Среди нас были как опытные мастера, так и начинающие, для которых это ремесло только начинает открываться.
Дина Васильевна Герасимова поделилась воспоминаниями:
- Первый раз я побывала на таких посиделках с Евдокией Андреевной Нёмысовой, когда мы ездили в Казым и Полноват. Она пригласила меня: «Пойдём на посиделки». Там собирались женщины. Они рассказывали сказки, пели и шили, сидя за чашкой чая. Это были первые настоящие посиделки в моей жизни, там все были в традиционных нарядах. Такие встречи – способ сохранять и передавать традиции. Я не участвовала в других посиделках, кроме полноватских и, кажется, в Ханты-Мансийске. Там тоже были традиционные собрания.
Про историю посиделок 1987 года рассказала Реональда Степановна Ользина:
- Помню, в Центре культуры народов Севера проходили посиделки. Вечером люди стали расходиться, а Евдокия Николаевна Вожакова и Зоя Никифоровна Лозямова остались петь, им хотелось продолжить песнопение. К сожалению, тогда не было современных технологий, чтобы записать их пение. Эти посиделки остались в памяти как светлый момент.
На встрече мастерицы отметили, что у мансийских и хантыйских женщин было много платьев. Например: платья на праздники и повседневные. Повседневные могли быть из простых тканей, а праздничные – из атласных или ситцевых.
В фольклоре говорится, что невесту одевали в несколько слоёв платьев и платков, обычно до семи. Внутренний слой платья обычно был из простой мягкой ткани. Платье украшалось для оберега. Также по узорам можно было определить, к какой локальной группе относится девушка, с каких мест она приехала.
В фольклоре и традициях народа манси женская одежда всегда хранилась отдельно от мужской. Её нельзя было класть на пол. Женщинам нельзя было перешагивать через мужскую одежду. Это связано с представлениями о женской чистоте и сакральности.
Представительница обских манси Светлана Астапович рассказала об отличиях в одежде:
- Обские манси - это единственная локальная группа манси, проживающая на Оби. Все остальные - на её притоках. Мы, обские манси, живём рядом со среднеобскими ханты. Поэтому у нас очень много заимствовано из культуры среднеобских ханты.
Если сравнивать одежду обских манси с казымскими ханты, у них тоже есть халаты и платья, но у них очень много канонов, определённое количество цветов. А у нас (обских манси) халаты очень ярких цветов.
Казымские ханты в основном жили в лесу, где много комаров, поэтому у них более приглушённые цвета. А на Оби, где ветер и много света, преобладают светлые и яркие тона.
Также мастерицы ответили на вопрос, как можно отличить мансийское платье от хантыйского?
Мансийские платья отличаются от хантыйских цветовой гаммой, количеством полос. В платьях северных ханты цветов больше, есть бисерные украшения.
Этнографические посиделки в музее «Торум Маа» стали важным событием, позволившим не только узнать больше о традиционном мастерстве народов ханты и манси, но и погрузиться в атмосферу сохранения и передачи культурных традиций. Встреча дала возможность услышать личные истории и воспоминания, связанные с посиделками.
Галина ДУНАЕВА




