Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Скконыт хаснэ кол вт тлэ твлыс
  • Сосса мирыт мгсыл врнэ рӯпатаныл
  • Рӯпата киснэ хтпат ёмщакв рталахтасыт
  • Ханты пс потрыт, мйтыт яныг нпакыгн атвсыт
  • Мньщи мйтыт нпакн хасвсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Мньщи пвыл ат тӯр халт ӯнлы

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Куриков ягпыгыг кассг
  • Щнь лтӈувтыл пӯмщалахтгыт
  • Мртым ӯит ёт ёт-яласан ӯрапаныл
  • Лтыӈ внэ нврамыт ханищтас

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хулюмсӯнтыӈ школат нврамыт «Ӯринква хтал» урыл потыртавсыт
  • Ӯринква хумус янытлаве
  • Ты м тав руптастэ
  • Тӯя тотнэ товлыӈӯй янытлавес

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Хт лмыгтгын – тот та ёмас

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Нврамыт ӈк тармыл тахсуӈкв ханищтыянэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Лтыӈ внэ нврамыт ханищтас
  • Мансийский
  • Русский

Лтыӈ внэ нврамыт ханищтас

Ирина Дмитриевна Енова, парищ наме Миляхова, 38 тл нврамыт ханищтан хтпаг Хльӯс район Тк пвылт ос Ямал мт рӯпитас. 

Млты тл тав пенсиян патхатас ос Ханты-Мансийск ӯсн внтлас.

Такви рӯпататэ урыл ханты н тох потыртас:

– Ам Салехард ӯст учитель-хтпаг хӯрум тл ханищтахтасум. 1985 тлт Ямал мт Овгорт пвылн ктвсум, тот акв тл воспитателиг рӯпитасум, тувыл Ямгорт пвылн внтласум. 

выл школат учителиг тот рӯпитасум ос ханты лтӈыл нврамыт ханищ­тасанум. Тнт заочный щирыл Тобольск ӯст педагогический институт стласум. Диплом-нпа­кыл хунь майвсум, Ямгорт школа кӯщаиг паттувсум. Та пвылт ам 16 арыгкем тл школа кӯщаиг рӯпитасум.

Ямал мт лнэ ханты мхум щнь лтӈаныл вганыл. Ямгорт пвыл школан слыӈ мхум нвраманыл ялантгыт, ханты лтӈыл тн ёмащакв потыртгыт. Ам рӯпитамум порат рущ лтыӈ школат ущ ханищтасаныл. Ты гирищит, пыгрищит ёт рӯпитаӈкве сака пӯмащ лыс. 

2011 тлт амки Тк пвлумн внтлысум, тот с школан патхатасум, нврамыт ханты лтӈыл  ханищтасанум. Пвлувт лнэ нврамыт щнь лтыӈ щар ат вганыл, оманыл-тяныл рущ лтӈыл юн потыртгыт. 

Тн ётаныл мōт щирыл рӯпитаӈкве рыс, мт учебник-нпакыт рсыт. Мн округувт ханты учёный мхум акван-потыртахтуӈкве хоса ат врмысыт, хоты алфавит хосыт нврамыт щнь лтӈын ханищтаӈкве ри. 

Мн шурышкарский диалектыл хансым пс учебник-нпакыт щирыл рӯпитасӯв. Юи-выл тлыт школан лильпи нпакыт ктвсыт. Ты учебникыт казымский диалектыл Евдокия Андреевна Нёмысова хассанэ. Ос ты лы-плт свсыр программат, ха­нищтан нпакыт мнки хассанӯв. 

Ам рӯпитамум порат выл школан ялантан гирищит-пыгрищит щнь лтӈыл пӯмщалахтасыт ос ханищтаӈкве кса­щасыт. Тн ётаныл мн ханты мйтыт ловинь­тасӯв, мщит мщисӯв, свсыр ёнгилыл ёнгал­тасанӯв, тох моляхнув лтыӈ тн торгамтасыт. 

Тувыл тн яныгмгыт, щнь лтыӈ ханищтаӈ­кве аты таӈхгыт. Ань пвлувт школан ялантан нврамыт Олеся Вячеславовна Хандыбина ханищтыянэ. 

Млты тл псныл  пвлувт лильпи школа рӯпиты. Ты кол 20 тл сыс ӯнттувес. Мн ты кол сака хоса ӯрыслӯв. Школа лильпи уласыл, пасаныл, компьютерыл, свсыр ищхӣпыӈ утыл ёвтвес. Таяныт кол-капай св тл ӯнттувес, ань мощща нврам тот ханищтахты. 

Млты тл 62 гирищ, пыгрищ школан яланта­сыт, ты тл мощщанув. Ам нилыт классумт туп 8 нврам лыс. Ань св мхум Хльӯсн внтлгыт манос мт мн миныг­лгыт. 

Амки с Тк пвылныл лгум, щнягум-щагум тыгыл лсг. Ам яныгма­мум порат ксыӈ классын 25 нврам ялантасыт, тнт мир св лыс. Ос мн туп 8 класс мус ха­нищтаве­сӯв. 10 класс стлаӈкве Светлый п­вылн ктыглавесӯв. 

Ирина Дмитриевна лвыс, тав мнь тгыл учитель-хтпаг рӯпи­таӈ­кве номсыс. Нврамыт тав сака руптыянэ, таи­мгсыл тасвит тл школат та рӯпитас.

Людмила ТЕТКИНА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Лтыӈ внэ нврамыт ханищтас
< previous
> next

Преподавание родного языка

До выхода на пенсию Ирина Дмитриевна Енова (Миляхова) работала учителем начальных классов и учителем хантыйского языка в средней школе села Теги Берёзовского района, её педагогический стаж – 38 лет.  

– После окончания Салехардского педагогического училище в 1985 году я начала работать на Ямале воспитателем в Овгортской средней школе, – вспоминает молодые годы Ирина Дмитриевна. – Затем меня перевели учителем начальных классов в Ямгорстскую школу. В то время я заочно поступила в Тобольский педагогический институт им. Менделеева. Получив диплом, в 1992 году меня назначили директором начальной школы в деревне Ямгорте. Директором школы и учителем хантыйского языка я проработала 16 лет. 

Как признаётся Ирина Дмитриевна, работать на Ямале ей очень нравилось, потому что в школе, в которой она преподавала, обучались дети оленеводов, прекрасно знающие хантыйский язык. А когда она переехала в Теги и стала работать учителем родного языка, то увидела совсем другую реальность. 

–  В 2011 году я переехала в село Теги, и меня приняли на работу в школу учителем начальных классов, кроме этого я преподавала хантыйский язык в 1-4 классах. Здесь я увидела совсем другую ситуацию, в Тегах дети не знают родной язык, дома родители не общаются с ними на хантыйском языке, поэтому изучали  его как иностранный. На уроках учили слова, короткие предложения, песенки, потешки, разучивали скороговорки. Мы занимались по учебникам на шурышкарском диалекте, так как других учебников у нас не было. А уже последние годы, когда я ещё работала, поступили учебники на казымском диалекте под редакцией Е.А. Нёмысовой, теперь дети по ним обучаются. Учащиеся начальных классов ещё хотят изучать язык, им все интересно, а вот в старших классах ситуация меняется, у детей появляются другие интересы. Сейчас в Тегах в школе с 1-11 классы родной язык преподаёт Олеся Вячеславовна Хантыбина. Хантыйский язык школьники учат в рамках урочной деятельности. Когда я работала, мы старались заинтересовать детей, они участвовали в Олимпиаде по родным языкам. К примеру, в 2023 году наша девочка Кира Слепцова заняла первое место в Олимпиаде по родным языкам.

Ирина Дмитриевна рассказала, что в 2023 году в селе Теги состоялось радостное событие, в поселении ввели в эксплуатацию новую школу. Этого события дети, педагоги и местные жители ждали почти 20 лет.    

– Для нас это стало большим праздником, теперь дети учатся в просторной, современной школе, у педагогов новое оборудование, компьютеры, интернет, интерактивные доски. Правда, пока школу строили, численность населения деревни сильно сократилась, многие жители переехали в районный центр. И, к сожалению, с каждым годом детей в нашей школе становится всё меньше, сейчас учится всего 62 ребёнка. В пошлом году у меня 4 класс был, в котором училось всего 8 учеников. Я их выпустила и решила уйти на пенсию. Я сама родом из села Теги, там училась в школе, в наше время в классах по 20-25 детей обучалось. В те годы в Тегах 8-летняя школа работала, поэтому 9-10 классы мы в посёлке Светлый оканчивали. Позже в Тегах открыли среднюю школу, а сейчас тенденция идёт в обратную сторону.

Людмила ТЕТКИНА
 

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 8 (1314)
25.04.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика