Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Аршӑк няврєм тӑм ԯўңӑн рўтьщӑс
  • Мир вәԯупсы тўңматман рәпитԯӑт
  • Югра мўвевн няврємӑт рўтьщӑты вєр йиԯпатԯы
  • Мўвтє мирхот вәс
  • Айкеԯ хӑншты ёх Дагомыс мўва яңхсӑт
  • Вәнԯат ёх ар нётупсы вантԯӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәщайт мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Пирӑщ ёх емӑңхӑтԯ пиԯа!
  • Няврємԯаԯ ԯәԯн вәнтӑн ат вәԯԯӑт
  • Пиркашек рәпата сӑмӑңа тӑйԯ
  • Няврємӑт вәнԯтӑты па вєртут вєрты нє
  • «Хӑнты ясӑң» нєпек мєт оӑң кәща хә
  • Вух ԯўңӑтты, ариты, хот войт єнмӑԯты иса хошԯ
  • Юкан вєрӑт пўншты па тәты щир тӑйԯ
  • Сот муԯтас оԯ мир лекщитман вәԯԯӑт
  • Покачев ёх мень нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Увӑс мир ӛрӑщты вєрӑт тәты хә
  • Сєсы ӛш
  • Ным Няръёх кәртӑн йис вєрӑт вәӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Няврємӑт вәнԯтӑты па вєртут вєрты нє
Елена Козлова няврєм пиԯа
Елена Козлова няврєм пиԯа
  • Хантыйский
  • Русский

Няврємӑт вәнԯтӑты па вєртут вєрты нє

Ларьякской ӑшкола-интернат 1980-мит оԯн пўншсы. Щӑта мәшӑң эвет па пухӑт вәнԯтыйԯԯӑт. Нижневартовской районӑн тәп щи кәртӑн щимӑщ хот вәԯ. Щӑта центральной нервной система мәшӑт тӑйты ай ёх вәԯԯӑт, ԯыв нємасыя щиты вәнԯтӑԯыйт, ԯәԯн ӛхӑт ԯывеԯа кєншӑк еԯԯы вәԯты ат вәс. Общеобразовательной вєрӑт тухӑԯпи лыв пурмӑс вєрты вәнԯтӑԯыйт, щит унтасн ӑшкола етшуптӑтэԯ юпийн пухӑт плотник-столяр хәя рәпитты кәс тӑйԯӑт, эвет – ёнтӑсты нєңа йиԯӑт. 
1998-мит оԯ вўш эвӑԯт щи хот национальной нєм тӑйс, щит пӑты няврємӑт хӑнты ясӑң, вой-хўԯ веԯпӑсԯӑты, сӑк кӑрӑтты па ён-тӑсты, пурмӑс вєрты вәнԯтӑԯыйт. 
Ар оԯ Ларьякской коррекционной ӑшкола-интернат хущи оԯьпӑң хурӑт хӑншты па ушӑңа вәԯтыя эвет-пухӑт Еле-на Юрьевна Козлова вәнԯтӑԯ. Щи вєрӑт тумпи ԯўв оԯӑң класс вўш эвӑԯт ихущъяң класс вәнты ԯывеԯ шуши мир пурмӑсӑт вєрты вәнԯтӑԯ. Тәса рәпиттаԯ пӑты щи нє «Почётный работник общего образования РФ» нємуп мевӑԯ посн мӑсы. Щӑԯта ар пўш пәмащипа па ишӑкты нєпекӑтн всероссийской па мўвтєԯ кӑсупсэтн мийԯясы. Вәнԯтӑты няврємԯаԯ ищи арсыр ишӑкты нєпекӑт кӑсупсэтн па олимпиадайт хущи ёша павӑтсӑт. 
Елена Козлова Оренбургской область Кувандык нємуп вош эвӑԯт вәԯ. Ԯўв лупӑс, ай пура вўш эвӑԯт ёнтӑсты питӑс. Ӑңкеԯ па аңкаңкеԯ ищи щит яма вєрты хошсӑңӑн. Ӑшкола юпийн Елена Юрьевна дизайнер нє-ңа вәнԯтыйԯты ԯӑңхас, ӑңкеԯн торговый техникума мӑнты партсы. Щит етшуптумаԯ юпийн оԯ мӑр вух ԯўңӑтты нєңа рәпитӑс. Щи рәпата сӑмӑԯа ӑн рӑхӑс па пурмӑс вєрты нєңа рәпитты питӑс. 
1995-мит оԯн Е. Козлова Ларьяк кәрта юхтӑс, нумӑс тӑйс и оԯ мӑр щӑта ёнтӑсты нєңа рәпитты, па иса щӑта вәԯты хӑщӑс. Мєт сыры коррекционной ӑшколайн пурмӑсӑт вєрты кружокӑн рәпитӑс па няврємӑт вой сух эвӑԯт пурмӑс вєрты вәнԯтӑс. Хән шуши мир пурмӑсӑт ёнтты щир яма уша павтӑс, нәй, вўԯы сух, сӑк па па утӑт эвӑԯт ай ёх пиԯа вєртут вєрты питсӑт. Щитӑт тухӑԯпи ԯыв нўм мўв мир пурмӑсӑт ищи вєрԯӑт. Хӑнты хӑн-шет тумпи рўщӑт па белорусӑт тӑйты хӑн-шет унтасн иши вєртут вєрԯӑт. Йиԯуп оԯ па Рождество емӑңхӑтԯ питты еԯпийн ай хуятӑт пиԯа православной пєрна посӑт, карӑң пушхӑт, анӑт-сәнӑт па ԯәңханьщупӑт вєр-ԯӑт. «Няврємӑт арсыр мирӑт культурая вәнԯтӑты мосԯ. Щит пӑты православной пасха емӑңхӑтԯа пєрна посӑт вєрԯўв, икєм юх эвӑԯт щищкўрек пушхӑт нюхрӑԯ, няврємӑт пиԯа щитӑт хурамтԯўв. Тӑм йитн гжель хурасуп анӑт, пасхальной пушхӑт, щищкўрек ай пушхӑт вєрты пиньщӑсўв», –  лупӑс Елена Юрьевна. 
Вантэ, ӑшколайн рә-питты щира нємасыя вәнԯтыйԯты мосԯ. Щит пӑты Е.Ю. Козлова Нижневартовской пе-дагогической институт етшуптӑс па пурмӑс вєртыя нєпек хоԯумтӑс. Щит тумпи ԯўв нәԯам арсыр тӑхетн Юграйн, Москвайн па па вошӑтн мєт тәса вєртут вєртыя вәнԯтыйԯ. 
Е.Ю. Козлова:
– Мўң ӑшколаевн 50-кєм няврєм вәнԯтыйԯ. 2000-мит оԯӑт питумн  ӑшкола-интерната йи-ԯуп хот омӑссы. Щӑта шєңк ям, ӑн вәԯєм, хутты щимӑщ ям хот вәԯ муй ӑнтә. Хән ӑңкет-ащет тәп мўң хотэв оԯӑңӑн уша вєрԯӑт, ԯыв пакӑнԯӑт. Ԯыв ӑн вәԯэԯ, хуты няврємеԯ тӑта шєңк ям хотн вәнԯтыйԯы питԯ. Мєт сыры, хән тыв йиԯӑт па ӑшкола шиваԯӑԯӑт, вән ёх пиԯа путӑртԯӑт, щи юпийн пӑԯты вуԯыԯӑт. 
Мўң няврємԯўв кўтэԯн ԯәхсӑңа вәԯԯӑт, вәншӑк эвет па пухӑт ай няврємӑта ванкўтԯы нётԯӑт. Итәх классӑтн ԯыв ван рәт иты вәԯ-ԯӑт. Тӑта ай ёх 11 оԯ вәнԯтыйԯԯӑт, итәх классӑтн кӑт няврєм вәԯ, па утӑтн – нивӑԯкєм-яңкєм. Сыры яртъяң класс вәс. Ӛхӑт вант-ԯўв, щи класс юпийн ԯыв хуԯна тўңщирӑңа вәԯты ӑн хошԯӑт. Щит пӑты кәщайт пойксўв, ԯәԯн ԯыв пӑтэԯа яң па ихущъяң класс ат пўншԯы. Щи юпийн колледжӑта яңхум ай ёх кўтн ар хуят щӑԯсаты тыв юхи йиԯӑт. 
Мєт ар няврєм тӑта – щит хӑнтэт. Рўщӑт, украинцӑт, гагаузӑт, хӑтанят па  узбекӑт ищи вәԯԯӑт. Арӑԯ пєлӑк няврєм хущи ӑңкиԯаԯ-ащиԯаԯ эвӑԯт родительской правайт хуԯт вўсыйт. Итәх хуятӑт нўша семьяйт эвӑԯт вәԯԯӑт, па утӑт – вўт кәртӑт эвӑԯт. Щит психической мәшӑт тӑй-ты няврємӑт. Хән тәп ӑшколая эви-пух вўԯўв, психолог, дефектолог па педагог нух ԯєрамтԯӑт, муй вєрты ԯўв кәс тӑйԯ? Щи юпийн ԯывеԯа щимӑщ урокӑт вєрԯўв, ԯәԯн тӑԯаңашӑка ат йисӑт. 
Кўш ԯыв юрємӑты щир тӑйԯӑт, ищипа стихӑт сора нумса павӑтԯӑт. Социально-бытовой ориентировка (СБО) нємуп урокӑн ай хуятӑт ԯєтут кавӑртты вәнԯтыйԯԯӑт. Щит унтасн интум масленница емӑңхӑтԯа ԯыв саттэԯа блинӑт паԯԯӑт. Ӑшколаев етшуптум Вова Уваров па ԯўв ӑңкеԯ ар пўш мўңева пәмащипа лупсӑңӑн, хуты мўң унтасэвн ԯўв ԯєтут кавӑртты вәнԯӑс. 
Няврємӑт вәнԯтӑты тумпи ма па хуятӑт пурмӑс вєрты вәнԯтӑ-ԯум Нижневартовск па районэв кәртӑт хущи. Ипўш Ёмвош округӑн вәԯты  ӑшкола кәщайт юхтыйԯсӑт, ԯыв пӑтэԯа ищи мастер-класс вєрӑнтсум. 
Икєм Андрей Ни-колаевич Козлов ищи мўң ӑшколаевн рәпитԯ, ԯўв пурмӑс вєрты хәя вәԯ па яма арийԯ. Сыры ԯўв ар оԯ леккар хәя  Ларьякской пәԯьницайн рәпитӑс. Ӛхӑт Нижнетагильской пединститут  етшуптӑс па ищи ӑшколайн рәпитты питӑс. Ԯўв пиԯаԯа ияха курсӑтӑн вәнԯтыйԯты яңхԯамн, вәтща мастер-классӑт вєрԯамн. 
Икєм – вой-хўԯ веԯпӑсԯӑты хуят, щит пӑты тӑԯсаты па мўва касӑԯты иса ӑн ԯӑңхаԯ. Минємна тӑта вәԯты ям. И вєр тәп атум – ԯўңӑн шєңк ар пєԯңа. Нумӑс павӑтсамн тӑта еԯԯы вәԯты, щит пӑты йиԯуп хот омӑсԯамн. Кӑт хиԯы тӑйԯамн па мўңева ԯӑщкам хот мосԯ. Интум путӑр сащԯ, нєш ӑшколаев лӑп тәхӑрԯы. Вантэ, щӑта няврєм шимԯ. Щи вєр ропӑхн Нялино хущи щимӑщ хот лӑп тәхӑрсы. Ма няврємӑт вәнԯтӑты тухӑԯпи нємхута рәпитты ӑн ԯӑңхаԯум. Хотэв ки тәхӑрԯы, ищипа икєм пиԯа тӑԯсаты па мўва ӑн кассӑԯԯамн. 
 
Реональда Ользина

 

И педагог, и мастер

Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья была образована в 1980 году. В Нижневартовском районе это единственная школа, где учатся дети с заболеваниями центральной нервной системы. Здесь с помощью коррекционных занятий по психическому здоровью, моторике, ритмике, дефектологии, логопедии и социально-бытовой ориентировке они поправляют недостатки психического и физического развития. Помимо общеобразовательных предметов ребята осваивают навыки профессионально-трудовой деятельности, в результате по окончании учебного заведения мальчики приобретают профессию плотника-столяра, а девочки – швеи.

С 1998 года Ларьякская коррекционная школа имела статус национальной школы, поэтому дети факультативно изучают хантыйский язык, рыболовство и охотоведение, декоративно-прикладное искусство, национальные ремесла и бисероплетение.

Много лет в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья учителем изобразительного искусства и социально-бытовой ориентировки работает Елена Юрьевна Козлова. Кроме этого, она с первого по одиннадцатый класс ведёт факультатив по ремёслам коренных народов Югры. За высокий профессионализм награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», имеет благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы за  работу и участие во всероссийских и международных конкурсах. Её воспитанники также неоднократные победители конкурсов, олимпиад и викторин по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, исследовательским работам и проектам.

Родом Елена Козлова из города Кувандык Оренбургской области. По её признанию, декоративно-прикладным творчеством увлеклась ещё в детстве. Примером для неё были рукодельницы мама и бабушка. Поэтому после школы Елена Юрьевна хотела выучиться на дизайнера, но её мама посчитала, что ей лучше окончить торговый техникум. По окончании учебы она год проработала ревизором и бухгалтером, после чего окончательно сделала выбор в пользу творческой профессии.

В селе Ларьяк Е.Ю. Козлова живёт с 1995 года, работу в коррекционной школе начинала с кружка. Сначала обучала детей изготовлению меховых изделий, по мере увлечения традиционными ремёслами коренных народов, стала использовать в работе сукно, мех, бисер. Но творчество педагога и её воспитанников не ограничивается этим направлением. Например, орнаменты для поделок используют не только хантыйские, но и русские, белорусские. Дети под её руководством учатся изготавливать и предметы православной культуры, в частности к новогодним и рождественским праздникам, пасхе мастерят крестики, пасхальные яйца, коробочки и колокольчики. Начали делать под гжель баночки и пасхальные яйца. «При обучении детей культура разных народов должна быть в сравнении», – считает Елена Юрьевна.

Поскольку работа в школе требует профессиональных знаний, Е.Ю. Козлова окончила Нижневартовский педагогический институт, получив профессию учителя декоративно-прикладного искусства. Не останавливаясь на этом, свое мастерство и знания регулярно совершенствует на курсах повышения квалификации.

Е.Ю. Козлова:

– В нашей школе обучается около 50-ти детей. В начале 2000-х годов построили новое здание школы-интерната. Там такие хорошие условия, даже не знаю, где бывает лучше. Когда родители впервые слышат о коррекционной школе, у них возникает страх. Они не понимают, что их ребёнок здесь будет учиться в комфортной атмосфере и в своей среде. Когда они впервые приезжают сюда, видят условия обучения, пообщаются с педагогами, вот тогда у них страх проходит. Но для нас это всегда проблема.

Наши дети очень дружно живут. В некоторых классах они как родные. У нас выстроена очень хорошая система: старшие ухаживают за младшими, то косички заплетут, то что-нибудь подошьют. Ребята здесь учатся до 11-го класса, в некоторых классах по два ребенка, в некоторых по восемь-десять. Раньше учеба была до девятого класса. Мы заметили, что после девятого они еще не полностью адаптированы к окружающей среде и не совсем социализированы. Поэтому  добились, чтобы открыли десятый и одиннадцатый классы.

Основная масса детей – это ханты. Есть русские, украинцы, гагаузы, татары и узбеки. Как правило, это ребята, у которых родители лишены родительских прав, или они из малообеспеченных семей. Либо из отдаленных угодий, где родители постоянно живут в лесу. Есть дети с отклонением в психическом развитии, у многих нарушены память, внимание и мышление. У кого-то больше, у кого-то меньше. Когда берём в школу нового ребенка, психолог, дефектолог и педагог дают ему выполнить графические упражнения, чтобы определить, как у него развиты двигательные, мыслительные и сенсорные навыки? И на этом основании составляем комплекс коррекционных упражнений. Постоянно делаем мониторинг здоровья детей, чтобы отслеживать их состояние.

Хотя у детей страдают память и мышление, тем не менее, многие ребята легко заучивают стихи. На уроках социально-бытовой ориентировки (СБО) есть тема «Питание», где дети учатся готовить разные блюда. Результат есть, например, к масленице детки сами пекут блины, а бывший ученик Вова Уваров и его мама неоднократно благодарили за то, что научили его готовить.

Кроме работы в школе часто провожу мастер-классы по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства в Нижневартовске и в посёлках района. Однажды на совете директоров школ Ханты-Мансийского округа давала мастер-класс. Все остались довольны.

Муж Андрей Николаевич Козлов – учитель труда, тоже творческий человек. Он долгое время работал фельдшером в Ларьякской участковой больнице, потом окончил Нижнетагильский пединститут и перешел работать в коррекционную школу. Вместе с ним ездим на курсы повышения квалификации, вместе даём мастер-классы.

Андрей Николаевич – охотник-рыбак, поэтому уезжать отсюда не хочет. Мы уже здесь укоренились, нам тут нравится жить. Единственное, что плохо – всё лето комары. Раз решили, что будем жить в Ларьяке, сейчас достраиваем дом. У нас двое внуков, так что нам надо много места для жизни, и рабочего места хочется больше. Сейчас поговаривают, что нашу школу закроют, так как деток мало. Нялинскую коррекционную школу по этой причине закрыли. Я себя ни в какой другой среде не вижу, кроме работы с детьми. Даже если школу закроют, мы отсюда никуда не уедем. У меня ещё есть нереализованные дизайнерские замыслы.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 19 (3463)
5.10.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика