- Хантыйский
- Русский
Няврємӑт вәнԯтӑты па вєртут вєрты нє
И педагог, и мастер
Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья была образована в 1980 году. В Нижневартовском районе это единственная школа, где учатся дети с заболеваниями центральной нервной системы. Здесь с помощью коррекционных занятий по психическому здоровью, моторике, ритмике, дефектологии, логопедии и социально-бытовой ориентировке они поправляют недостатки психического и физического развития. Помимо общеобразовательных предметов ребята осваивают навыки профессионально-трудовой деятельности, в результате по окончании учебного заведения мальчики приобретают профессию плотника-столяра, а девочки – швеи.
С 1998 года Ларьякская коррекционная школа имела статус национальной школы, поэтому дети факультативно изучают хантыйский язык, рыболовство и охотоведение, декоративно-прикладное искусство, национальные ремесла и бисероплетение.
Много лет в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья учителем изобразительного искусства и социально-бытовой ориентировки работает Елена Юрьевна Козлова. Кроме этого, она с первого по одиннадцатый класс ведёт факультатив по ремёслам коренных народов Югры. За высокий профессионализм награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», имеет благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы за работу и участие во всероссийских и международных конкурсах. Её воспитанники также неоднократные победители конкурсов, олимпиад и викторин по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, исследовательским работам и проектам.
Родом Елена Козлова из города Кувандык Оренбургской области. По её признанию, декоративно-прикладным творчеством увлеклась ещё в детстве. Примером для неё были рукодельницы мама и бабушка. Поэтому после школы Елена Юрьевна хотела выучиться на дизайнера, но её мама посчитала, что ей лучше окончить торговый техникум. По окончании учебы она год проработала ревизором и бухгалтером, после чего окончательно сделала выбор в пользу творческой профессии.
В селе Ларьяк Е.Ю. Козлова живёт с 1995 года, работу в коррекционной школе начинала с кружка. Сначала обучала детей изготовлению меховых изделий, по мере увлечения традиционными ремёслами коренных народов, стала использовать в работе сукно, мех, бисер. Но творчество педагога и её воспитанников не ограничивается этим направлением. Например, орнаменты для поделок используют не только хантыйские, но и русские, белорусские. Дети под её руководством учатся изготавливать и предметы православной культуры, в частности к новогодним и рождественским праздникам, пасхе мастерят крестики, пасхальные яйца, коробочки и колокольчики. Начали делать под гжель баночки и пасхальные яйца. «При обучении детей культура разных народов должна быть в сравнении», – считает Елена Юрьевна.
Поскольку работа в школе требует профессиональных знаний, Е.Ю. Козлова окончила Нижневартовский педагогический институт, получив профессию учителя декоративно-прикладного искусства. Не останавливаясь на этом, свое мастерство и знания регулярно совершенствует на курсах повышения квалификации.
Е.Ю. Козлова:
– В нашей школе обучается около 50-ти детей. В начале 2000-х годов построили новое здание школы-интерната. Там такие хорошие условия, даже не знаю, где бывает лучше. Когда родители впервые слышат о коррекционной школе, у них возникает страх. Они не понимают, что их ребёнок здесь будет учиться в комфортной атмосфере и в своей среде. Когда они впервые приезжают сюда, видят условия обучения, пообщаются с педагогами, вот тогда у них страх проходит. Но для нас это всегда проблема.
Наши дети очень дружно живут. В некоторых классах они как родные. У нас выстроена очень хорошая система: старшие ухаживают за младшими, то косички заплетут, то что-нибудь подошьют. Ребята здесь учатся до 11-го класса, в некоторых классах по два ребенка, в некоторых по восемь-десять. Раньше учеба была до девятого класса. Мы заметили, что после девятого они еще не полностью адаптированы к окружающей среде и не совсем социализированы. Поэтому добились, чтобы открыли десятый и одиннадцатый классы.
Основная масса детей – это ханты. Есть русские, украинцы, гагаузы, татары и узбеки. Как правило, это ребята, у которых родители лишены родительских прав, или они из малообеспеченных семей. Либо из отдаленных угодий, где родители постоянно живут в лесу. Есть дети с отклонением в психическом развитии, у многих нарушены память, внимание и мышление. У кого-то больше, у кого-то меньше. Когда берём в школу нового ребенка, психолог, дефектолог и педагог дают ему выполнить графические упражнения, чтобы определить, как у него развиты двигательные, мыслительные и сенсорные навыки? И на этом основании составляем комплекс коррекционных упражнений. Постоянно делаем мониторинг здоровья детей, чтобы отслеживать их состояние.
Хотя у детей страдают память и мышление, тем не менее, многие ребята легко заучивают стихи. На уроках социально-бытовой ориентировки (СБО) есть тема «Питание», где дети учатся готовить разные блюда. Результат есть, например, к масленице детки сами пекут блины, а бывший ученик Вова Уваров и его мама неоднократно благодарили за то, что научили его готовить.
Кроме работы в школе часто провожу мастер-классы по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства в Нижневартовске и в посёлках района. Однажды на совете директоров школ Ханты-Мансийского округа давала мастер-класс. Все остались довольны.
Муж Андрей Николаевич Козлов – учитель труда, тоже творческий человек. Он долгое время работал фельдшером в Ларьякской участковой больнице, потом окончил Нижнетагильский пединститут и перешел работать в коррекционную школу. Вместе с ним ездим на курсы повышения квалификации, вместе даём мастер-классы.
Андрей Николаевич – охотник-рыбак, поэтому уезжать отсюда не хочет. Мы уже здесь укоренились, нам тут нравится жить. Единственное, что плохо – всё лето комары. Раз решили, что будем жить в Ларьяке, сейчас достраиваем дом. У нас двое внуков, так что нам надо много места для жизни, и рабочего места хочется больше. Сейчас поговаривают, что нашу школу закроют, так как деток мало. Нялинскую коррекционную школу по этой причине закрыли. Я себя ни в какой другой среде не вижу, кроме работы с детьми. Даже если школу закроют, мы отсюда никуда не уедем. У меня ещё есть нереализованные дизайнерские замыслы.
Реональда Ользина