Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Вәйтантупсы прокурор пиа
  • Пенсия оӑңӑн путӑртӑс
  • Увӑс мирӑт институт 85 оԯа йис
  • Мўвеԯ ԯавӑԯты мӑнсӑт
  • «Най Аңки» сора юхӑтԯ
  • Югра мўвн Няврємӑт о пўншсы
  • Тӑм оԯ вєрӑт нух вантсӑт
  • «Путрӑт, арӑт, нарӑсты сыйт хӑншты айԯат ёх» нємпи ўңтупсы
  • Татья емӑңхӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Югра мўв правительства мирхот
  • Н. Комарова Нижневартовск мўвн вәс
  • Государственной поступсэт щирн яма рәпитсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тӑм йис хӑнтэт ищи леккӑра вәнӆтыйӆӆӑт
  • Кәртӑң депутата вә
  • Хәумъяң хәт о мӑр вўэт авӑ
  • Югорск вош тывум вєр
  • Нўвӑң оңтуп сот вўэ
  • Ими вєрӑт яма вәты ими
  • Вет яй кәща нє
  • «Кантык ях» община вєрӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Йиԯуп музей пәхӑрн вєрсы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Йиԯуп музей пәхӑрн вєрсы
  • Хантыйский
  • Русский

Йиԯуп музей пәхӑрн вєрсы

Нуви сӑңхум районӑн Касум вошн 1991-мит оԯн музей пўншсы. 2009-мит оԯн щи ут «Этнографический выставочный зал» нємн пунсы. Тӑм пўԯяң щи ут «Этнокультурный центр города Белоярский» нємуп тахия ԯӑңман вәԯ. Ар оԯ музей Амня кәртӑн вәс. Тӑԯн мира хўв щив шәшты вәс, ԯўңӑн хопн щив яңхты мосӑс. Ищипа щӑта арсыр мирхотӑт па емӑңхӑтԯӑт вєрӑнтсыйт. Щи хотн рәпитты нє Марина Кабакова лупӑс, иԯатн ԯыв Касум хущи оса хот омӑсты тӑхи кӑншсӑт. Щи пурайн йиԯуп тӑхийн музей вєрты нумӑсн юхӑтсыйт. 2013-мит оԯн лыпӑт хойты тыԯӑщн йиԯуп музей щӑта щи пўншсы. 
– Катра музея товийн па юхан потты пурайн яңхты щир иса ӑнтәм вәс. Тӑԯн муртӑң хуят щив юхтыԯӑс. Итәх пурайн юхан хўват вот ещаԯт рәпатая йитыйн иса ищкийн потԯыйн. Щит пӑты няврємӑт тӑԯн щив тәтьԯяты ԯавӑрт вәс, ԯўңӑн хопн ԯывеԯ щив тәты ӑн рӑхӑс. Ԯәԯн мира кєн ат вәс хот, щит Касумн омӑсты нумӑс вєрсўв. 
Интум ԯывеԯа кашӑң хӑтԯ аԯӑңа вўш эвӑԯт етн нивԯ щос вәнты тыв юхтыйԯты рӑхԯ па вән ёх, няврємӑт, айԯат хуятӑт ванкўтԯы тӑта вәԯԯяԯӑт. Нуви сӑңхум вош эвӑԯт ищи мир нәԯам тыв юхтыйԯԯӑт. 
– Тӑм пўԯяң музей хущи муй вәԯ?
– Рәпитты хотэвн ванԯтупсы вєрты пӑты кӑт хот йит тӑйԯўв. Кимит хотн нєңӑт па хәйт пӑты пурмӑс вєрты хот йитңӑн вәԯԯӑңӑн. Щӑԯта ратӑң хот па пурмӑсӑт еԯ тыныты тӑхеңӑн вєрсўв. Мєт сыры Амня эвӑԯт хотӑт па ԯупасӑт тыв тәты ԯӑңхасўв. Ӛхӑт щитӑт юкана йиԯуп утӑт тӑта омӑссўв. Интум вўт кәрт па вой-хўԯ веԯпӑсԯӑты хурасуп тӑхеңӑн вєрсўв. Щорканӑт па пән тӑта тӑйԯўв. Емӑңхӑтԯӑт вєртыя сцена нємуп тӑхи омӑссўв. 
– Ма вәԯєм, нын нәԯам ванԯтупсэт вєрԯӑтн. Щи оԯӑңӑн ай павта.
– Пурмӑс вєрты ёх пӑты ванԯтупсэт вєрӑнтԯўв. Игорь Потпот хурӑт эвӑԯт ищи щимӑщ ут вєрԯўв Александр Боков кўш нўм мўв хә, ар оԯ Увӑс мўвн вәԯ. Ԯўв пурмӑсԯаԯ «Живое тепло дерева» нємуп ванԯтупсыйн мира ванԯтӑсўв. Итәх ванԯтупсэт вән хот йитн кӑт тыԯӑщ мӑр вәԯԯяԯӑт. Пурмӑс вєрты тӑхийн ищи нє-хә вєрум утӑт эвӑԯт ванԯтупсэт вєрԯўв.  
«Емӑң юх, щўпӑр юх хӑнши» ванԯтупсыйн тунты пурмӑсӑт мира ванԯтӑсўв. Ԯәԯн мир ат вантсӑт, муй щирн пўԯяң хӑнты пурмӑс вєрты мосԯ. Ма щирємн, сувенирной пурмӑсӑт интум ищи мосԯӑт, тәп щитӑт хӑнты щирн вєрты мосԯ. Касум мўвн онтупӑт хуԯна вєрԯыйт, тәп итәх нєңӑт щитӑт юврая вєрԯӑт. Ԯыв итәх пурайн киникаят хущи вухаԯь хурамӑт вантԯӑт па щитӑт хӑнты пурмӑса вєрԯӑт. Ма нәмӑсԯум, щиты вєрты ӑн рӑхԯ. 
– Ма тӑта «Йис ёх, йис вєр» ванԯтупсы шиваԯӑсум. Щи оԯӑңӑн путӑрта.
– Кӑт пўш Российской этнографической музей (Санкт-Петербург) эвӑԯт Карина Соловьева тыв юхтыԯӑс. Ԯўв ԯӑңхас вантты, муйсӑр мўва хәнты ученой хә Сергей Иванович Руденко (1855-1966) яңхӑс. Ԯўв Русской музей хущи рәпитмӑԯ пурайн 1909-1910-мит оԯңӑнӑн яртъяң тыԯӑщ Увӑс мўвн вәс. Илпи кәртӑн, Выркум кәртӑн па па тӑхетн вәс.  Нєпекԯаԯ хущи арсыр хӑнты кәрт па хурамӑт оԯӑңӑн хӑншман вәԯ. Ԯўв рўщ ики па муй щирн хӑнты ясңӑт хәԯӑс, щиты нєпека хӑншӑс. Щит пӑты итәх ясңӑт юврая хӑншман вәԯԯӑт. 
К. Соловьева мўңева лупӑс, ԯыв музееԯ хущи 600-кєм С.И. Руденко вєрум хур вәԯ, щитӑтн хӑнтэт па вухаԯят ищи вәԯԯӑт. Щи хурӑт нємхәнты мира ӑн ванԯтӑсыйт. Щи пурайн нумӑсн юхӑтсыюв щитӑт ванԯтупсыйн Касум мира ванԯтӑты. 
– Кимит хот йитн сӑран мир пурмӑсӑт па хурӑт нух єхӑтман па пунман вәԯԯӑт. Муй нумасн щи ванԯтупсы вєрсӑтн?
– Щӑта мўң мира путӑртԯўв, хән па муй пӑты сӑранӑт хӑнты мўва касӑԯсӑт. Вычегда юхан эвӑԯт коми-пермякӑт па камской коми ёх тыв йисӑт. Мєт оԯӑңӑн ԯыв X-XI-мит йисн тыв юхӑтсӑт, ԯыв йис кәртԯаԯ  Кевавӑт па Шӑншвош пўңӑԯн вәйтсыйт. Вән Аңкԯум па Ай Аңкԯум кәртңӑн хущи йис пурайн щи мир ищи вәсӑт. Катра йисн Стефан Пермской пәп ики сӑранӑт рўщ ԯәңха пойкщӑты партӑс. Ԯыв щит вєрты ӑн ԯӑңхасӑт, щит пӑты итәх ёх Увӑс мўва хунтасӑт. Щӑԯта нўша вәԯупсы эвӑԯт ям вәԯупсы кӑншман ищи хӑнты мўва касӑԯсӑт. Касума сӑранӑт 1930-мит оԯӑтн вәԯты юхӑтсӑт. Коллективизация нємуп вєр эвӑԯт тыв мӑнсӑт. Щит Каневӑт, Рочевӑт, Поповӑт, Филипповӑт па Вокуевӑт. Тӑм мўвн вўԯыԯаԯ ищи колхоза мӑты партсыйт, щит пӑты ԯыв сӑран колхоз вєрсӑт па войԯаԯ щив мӑсԯаԯ. 
– Еԯԯы муй вєрты музейн ԯӑңхаԯты?
– Тынєсты хӑр катра йис щирн вєрты нумӑс тӑйԯўв. Щӑԯта шай яньщты тӑхи камн вєрԯўв. Няврємӑт пӑты юнтты хӑр ԯэщӑтԯўв. Ӛхӑт экологической ӛш вєрԯўв па музея юхтыйԯты мира мўң мўвевн єнумты юхӑт, нӛрщет па турнӑт-варсӑт оԯӑңӑн ай павӑтты питԯўв.   
 
Реональда СУРЕЙСКАЯ
 

 

Музей на острове

Этнографический музей-парк села Казым Белоярского района был открыт в 1991 году, в 2009 году его переименовали в Этнографический выставочный зал. В настоящее время это учреждение является структурным подразделением Этнокультурного центра города Белоярский. Новое название не совсем отражает структуру учреждения и слишком длинное. Поэтому в статье мы его будем называть привычным словом музей.

В течение многих лет музей находился на противоположном от села Казым берегу на территории деревни Амня. Это создавало определенные трудности для доступа посетителей в музей, особенно в межсезонье или летом, когда туда можно добраться только на водном транспорте. Несмотря на это многие годы там проводились различные мероприятия, в том числе массовые гуляния в Вороний день, Тылащ поры (Праздник нарождения луны), День оленеводов и День рыбака. Идея строительства музейного комплекса на новом месте возникла случайно. По словам сотрудника выставочного зала Марины Кабаковой, они занимались поиском места для строительства здания Центра общественного доступа к социально значимой информации. Для него выбрали остров в границах села Казым, на котором впоследствии построили новый музей и торжественно открыли его в сентябре 2013 года. 

– Пока выбирали, где построить информационный центр, решили, почему бы не возвести новый музей? Музею в Амне уже двадцать лет, решили его постройки перевести в Казым, чтобы был удобный доступ в учреждение для населения и его работников. Прежде два раза в год во время ледостава и ледохода мы были оторваны от музея. Зимой посетители туда не часто ходили, потому что далеко идти. Порой, идешь по реке, в лицо ветер и детей уже туда не повести. Летом по правилам безопасности по реке их нельзя перевозить. Много было желающих попасть туда, но мало кто мог. Поэтому идеальным вариантом было построить музей на этом острове.

Когда строили на новом месте, народ был немного недоволен. Говорили, что остров затопит и что здесь обычно люди отдыхают. Когда музей построили, никто не запретил им это делать, можно свободно до восьми вечера ходить по территории. Поэтому сейчас уже другое отношение, жители довольны, что в любое время могут сюда прийти. Погуляют, а потом приходят на выставки.

– Что сейчас входит в структуру выставочного комплекса?

– В новом административном здании есть два выставочных зала. Есть женская и мужская мастерские, сувенирная лавка, чайная. Сначала хотели все строения из Амни перевезти сюда, потому что это история музея. Потом решили построить новые постройки. Территория еще обустраивается. Пока здесь есть оленеводческое стойбище, стойбище охотника-рыбака с избами, чумом, лабазами, землянкой, навесами и т.д. Есть промысловая тропа, где установлены различные слопцы, ловушка для ловли рыбы. Для проведения массовых мероприятий построена сцена.

– Знаю о том, что вы активно ведете выставочную деятельность. Расскажите, пожалуйста, о некоторых выставках.

– В выставочных залах постоянно проводим сменные выставки. Несколько из них были посвящены мастерам Казыма и людям другой национальности. Проводили выставки картин художника Игоря Потпота. Была персональная выставка Александра Бокова "Живое тепло дерева". Он приезжий человек, но много лет живёт здесь. В большом зале выставки могут проходить по два месяца и быть посвящены определённой дате. В мастерской по итогам работы тоже бывают небольшие выставки мастеров декоративно-прикладного творчества.  

Выставка «Емӑң юх, щупӑр юх хӑнши» («Узоры дерева священного, узоры дерева святого») была посвящена бересте, чтобы обратить внимание посетителей на традиционные изделия из бересты, а не на сувенирные коробочки. Понимаю, что сувенирная продукция нужна, но даже она должна изготавливаться по традиционным канонам. Берестяные люльки онтуп сохранились до настоящего времени, но мастерицы не всегда правильно наносят орнаментацию, потому что плохо знают традиции. Каждая мастерица использует орнамент, который где-то видела. Берут из альбома с орнаментами, где могут быть мансийские узоры и начинают наносить на берестяные изделия. Каждому изделию были характерны определенные орнаменты. Например, на спинке люльки был орнамент медведя и никакой другой. В нашем фонде есть маленькая люлька, где орнаментация нарушена. Хотя сама люлька сделана идеально.

– Я обратила внимание на выставку фотографий «Йис ёх, йис вєр» («Жившие люди, жившие дела»). Вижу, что снимки старинные. Расскажите подробней об этой выставке.

– Сюда два раза приезжала сотрудник Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Карина Соловьева. Она хотела пройти по дорогам антрополога, этнографа, археолога, географа и гидролога Сергея Ивановича Руденко (1855-1966). Он был одним из первых российских исследователей, который приезжал сюда и изучал ханты, манси. Работая сотрудником этнографического отдела Русского музея, в 1909-1910 годах он девять месяцев прожил здесь и переезжал с места на место. В его записях есть разные названия стойбищ. Так как он был русский человек, писал то, что слышал и, вероятно, неправильно записал названия. Очень много названий в описании орнаментов написал по-другому, мы их так не называем. Как было правильно, спустя сто лет, сейчас никто не может сказать.

К. Соловьева рассказала нам, что в их музее хранится коллекция фотографий С.И. Руденко, где более 600 снимков, на них есть манси и ханты. Никогда и нигде они не были выставлены. Так у нас появилась идея организовать выставку из этих фотографий. Мы написали письмо директору Российского этнографического музея, и он нам предоставил копии фотографий.

– В большом зале я посмотрела выставку предметов коми культуры. Хотелось бы узнать подробности о ней.

– Впервые за много лет у нас выставка посвящена коми-зырянам, истории их переселения на территорию Югры. Коми были очень довольны и помогли нам, дали много вещей, фотографий и на открытие выставки пришли. Сейчас своих родственников и друзей приводят сюда. Кстати, многие посетители не знают, кто такие коми-зыряне. Даже в Казыме. Сейчас почти у всех коми смешанные браки. Может, поэтому дети не задумываются, какой они национальности. На выставке они для себя делают великие открытия, когда им говоришь, что на фото твоя прапрабабушка. Это вызывает у них большой интерес, фотографируют эти снимки.

На выставке рассказываем о переселении коми-зырян в земли остяков. С Вычегды были коми-пермяне и камские коми. Первые потоки переселенцев коми были в X-XI веках. Их городища найдены в Перегребном и Шеркалах. Многие жили в Малом и Большом Атлыме. Так что в Кодском княжестве было много коми.

Одной из причин переселения была насильственная христианизация коми-пермяков Стефаном Пермским. Поэтому коми стали бежать со своей земли и ушли за Камень. Были также экологические и экономические причины. Следующий этап переселения был на Ямал и в Архангельскую область из-за  голода. Олени заболевали и умирали. Пришлось искать новые пастбища, чтобы спасти свой народ и хозяйство. Часть коми переселилась в Саранпауль. Есть версия, что этот поселок появился в середине XIX века. Говорят, приезжал иностранец, в его записях написано, что есть народ, который живет рядом с Лукоморьем. Но это не русские, называет их близко к названию «саран». Так что, может, на самом деле Саранпаулю не сто лет, а гораздо больше, и зыряне там живут многие века.

В Казыме коми появились в 1930-е годы. Оленей забирают в колхозы, и они решают бежать от коллективизации сюда. Одними из первых были Каневы, Рочевы, Поповы, Филипповы и Вокуевы. На нашей выставке в основном представлены фотографии Каневых и Вокуевых. Здесь есть и фотографии их первых домов. Вокуевы и Рочевы здесь тоже застали коллективизацию. Они знали, что им этого не избежать, поэтому создали зырянский колхоз и отдали туда огромное количество своих оленей.

– И в заключение, расскажите о дальнейших планах работы музея.

– Планы у нас наполеоновские. Территория полупустая, еще не вся заполнена. Хотим создать ярмарочную площадь со старинными торговыми рядами, как было в старину, когда шел обмен товаром. Планируем сделать летнюю кухню в стиле навесов, где посетителям можно будет посидеть и попить чай. У нас будет юнтты хар (игровая площадка), где дети будут играть в разные уличные игры. Затем хотим создать экологическую тропу, чтобы гостей музея знакомить с местной растительностью.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 2 (3446)
27.01.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика