- Хантыйский
- Русский
Йиԯуп музей пәхӑрн вєрсы
Музей на острове
Этнографический музей-парк села Казым Белоярского района был открыт в 1991 году, в 2009 году его переименовали в Этнографический выставочный зал. В настоящее время это учреждение является структурным подразделением Этнокультурного центра города Белоярский. Новое название не совсем отражает структуру учреждения и слишком длинное. Поэтому в статье мы его будем называть привычным словом музей.
В течение многих лет музей находился на противоположном от села Казым берегу на территории деревни Амня. Это создавало определенные трудности для доступа посетителей в музей, особенно в межсезонье или летом, когда туда можно добраться только на водном транспорте. Несмотря на это многие годы там проводились различные мероприятия, в том числе массовые гуляния в Вороний день, Тылащ поры (Праздник нарождения луны), День оленеводов и День рыбака. Идея строительства музейного комплекса на новом месте возникла случайно. По словам сотрудника выставочного зала Марины Кабаковой, они занимались поиском места для строительства здания Центра общественного доступа к социально значимой информации. Для него выбрали остров в границах села Казым, на котором впоследствии построили новый музей и торжественно открыли его в сентябре 2013 года.
– Пока выбирали, где построить информационный центр, решили, почему бы не возвести новый музей? Музею в Амне уже двадцать лет, решили его постройки перевести в Казым, чтобы был удобный доступ в учреждение для населения и его работников. Прежде два раза в год во время ледостава и ледохода мы были оторваны от музея. Зимой посетители туда не часто ходили, потому что далеко идти. Порой, идешь по реке, в лицо ветер и детей уже туда не повести. Летом по правилам безопасности по реке их нельзя перевозить. Много было желающих попасть туда, но мало кто мог. Поэтому идеальным вариантом было построить музей на этом острове.
Когда строили на новом месте, народ был немного недоволен. Говорили, что остров затопит и что здесь обычно люди отдыхают. Когда музей построили, никто не запретил им это делать, можно свободно до восьми вечера ходить по территории. Поэтому сейчас уже другое отношение, жители довольны, что в любое время могут сюда прийти. Погуляют, а потом приходят на выставки.
– Что сейчас входит в структуру выставочного комплекса?
– В новом административном здании есть два выставочных зала. Есть женская и мужская мастерские, сувенирная лавка, чайная. Сначала хотели все строения из Амни перевезти сюда, потому что это история музея. Потом решили построить новые постройки. Территория еще обустраивается. Пока здесь есть оленеводческое стойбище, стойбище охотника-рыбака с избами, чумом, лабазами, землянкой, навесами и т.д. Есть промысловая тропа, где установлены различные слопцы, ловушка для ловли рыбы. Для проведения массовых мероприятий построена сцена.
– Знаю о том, что вы активно ведете выставочную деятельность. Расскажите, пожалуйста, о некоторых выставках.
– В выставочных залах постоянно проводим сменные выставки. Несколько из них были посвящены мастерам Казыма и людям другой национальности. Проводили выставки картин художника Игоря Потпота. Была персональная выставка Александра Бокова "Живое тепло дерева". Он приезжий человек, но много лет живёт здесь. В большом зале выставки могут проходить по два месяца и быть посвящены определённой дате. В мастерской по итогам работы тоже бывают небольшие выставки мастеров декоративно-прикладного творчества.
Выставка «Емӑң юх, щупӑр юх хӑнши» («Узоры дерева священного, узоры дерева святого») была посвящена бересте, чтобы обратить внимание посетителей на традиционные изделия из бересты, а не на сувенирные коробочки. Понимаю, что сувенирная продукция нужна, но даже она должна изготавливаться по традиционным канонам. Берестяные люльки онтуп сохранились до настоящего времени, но мастерицы не всегда правильно наносят орнаментацию, потому что плохо знают традиции. Каждая мастерица использует орнамент, который где-то видела. Берут из альбома с орнаментами, где могут быть мансийские узоры и начинают наносить на берестяные изделия. Каждому изделию были характерны определенные орнаменты. Например, на спинке люльки был орнамент медведя и никакой другой. В нашем фонде есть маленькая люлька, где орнаментация нарушена. Хотя сама люлька сделана идеально.
– Я обратила внимание на выставку фотографий «Йис ёх, йис вєр» («Жившие люди, жившие дела»). Вижу, что снимки старинные. Расскажите подробней об этой выставке.
– Сюда два раза приезжала сотрудник Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Карина Соловьева. Она хотела пройти по дорогам антрополога, этнографа, археолога, географа и гидролога Сергея Ивановича Руденко (1855-1966). Он был одним из первых российских исследователей, который приезжал сюда и изучал ханты, манси. Работая сотрудником этнографического отдела Русского музея, в 1909-1910 годах он девять месяцев прожил здесь и переезжал с места на место. В его записях есть разные названия стойбищ. Так как он был русский человек, писал то, что слышал и, вероятно, неправильно записал названия. Очень много названий в описании орнаментов написал по-другому, мы их так не называем. Как было правильно, спустя сто лет, сейчас никто не может сказать.
К. Соловьева рассказала нам, что в их музее хранится коллекция фотографий С.И. Руденко, где более 600 снимков, на них есть манси и ханты. Никогда и нигде они не были выставлены. Так у нас появилась идея организовать выставку из этих фотографий. Мы написали письмо директору Российского этнографического музея, и он нам предоставил копии фотографий.
– В большом зале я посмотрела выставку предметов коми культуры. Хотелось бы узнать подробности о ней.
– Впервые за много лет у нас выставка посвящена коми-зырянам, истории их переселения на территорию Югры. Коми были очень довольны и помогли нам, дали много вещей, фотографий и на открытие выставки пришли. Сейчас своих родственников и друзей приводят сюда. Кстати, многие посетители не знают, кто такие коми-зыряне. Даже в Казыме. Сейчас почти у всех коми смешанные браки. Может, поэтому дети не задумываются, какой они национальности. На выставке они для себя делают великие открытия, когда им говоришь, что на фото твоя прапрабабушка. Это вызывает у них большой интерес, фотографируют эти снимки.
На выставке рассказываем о переселении коми-зырян в земли остяков. С Вычегды были коми-пермяне и камские коми. Первые потоки переселенцев коми были в X-XI веках. Их городища найдены в Перегребном и Шеркалах. Многие жили в Малом и Большом Атлыме. Так что в Кодском княжестве было много коми.
Одной из причин переселения была насильственная христианизация коми-пермяков Стефаном Пермским. Поэтому коми стали бежать со своей земли и ушли за Камень. Были также экологические и экономические причины. Следующий этап переселения был на Ямал и в Архангельскую область из-за голода. Олени заболевали и умирали. Пришлось искать новые пастбища, чтобы спасти свой народ и хозяйство. Часть коми переселилась в Саранпауль. Есть версия, что этот поселок появился в середине XIX века. Говорят, приезжал иностранец, в его записях написано, что есть народ, который живет рядом с Лукоморьем. Но это не русские, называет их близко к названию «саран». Так что, может, на самом деле Саранпаулю не сто лет, а гораздо больше, и зыряне там живут многие века.
В Казыме коми появились в 1930-е годы. Оленей забирают в колхозы, и они решают бежать от коллективизации сюда. Одними из первых были Каневы, Рочевы, Поповы, Филипповы и Вокуевы. На нашей выставке в основном представлены фотографии Каневых и Вокуевых. Здесь есть и фотографии их первых домов. Вокуевы и Рочевы здесь тоже застали коллективизацию. Они знали, что им этого не избежать, поэтому создали зырянский колхоз и отдали туда огромное количество своих оленей.
– И в заключение, расскажите о дальнейших планах работы музея.
– Планы у нас наполеоновские. Территория полупустая, еще не вся заполнена. Хотим создать ярмарочную площадь со старинными торговыми рядами, как было в старину, когда шел обмен товаром. Планируем сделать летнюю кухню в стиле навесов, где посетителям можно будет посидеть и попить чай. У нас будет юнтты хар (игровая площадка), где дети будут играть в разные уличные игры. Затем хотим создать экологическую тропу, чтобы гостей музея знакомить с местной растительностью.
Реональда Ользина