Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыӈ щмьят олныл нтавет
  • Пӯльницаӈ ниӈхп яласы
  • Ӯргалахтым лн
  • Ӯщлахтын кол

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хӈла пвыл хумыт
  • Хнт порат рӯпитам йка
  • нсхатнэ ос маснут сагнэ н
  • Колтглыт янытлан хтал лыс
  • лнэ пвлув руптылӯв
  • Ёмас румам урыл потыр
  • Хотаӈыт Саранпвыл колыт пхыт уигтасыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Оматн ос щащкватн мщтырлаӈкве ханищтавес
  • Аган пвыл мщтыр хум

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Мньщи лтӈув финнытн ханищтаве
  • Пнт крныт вравет
  • Мир щнь лтӈе тл ат лы

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Оматн ос щащкватн мщтырлаӈкве ханищтавес
  • Мансийский
  • Русский

Оматн ос щащкватн мщтырлаӈкве ханищтавес

Наталья Ксенофонтовна Снегур, такви парищ наме Молданова, Белоярский район Ванзеват пвылныл лы. Лов арыгкем тл ювле хультум порат тав Белоярский ӯсн колтглэ ёт внтлас. 

Ханты н ёт ам Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» нампа музейт ртыӈ свой тпост вйхатасум. Та порат музей-колт ханищтап врыглавес, рущ лтӈыл «Традиционные плетён­ные пояса, орна­мен­тированные вязаные чулки и бытовая дере­вянная утварь обских угров» намаим лыс. Тнт мщтыр нт снсквлгыт, нтапыт ос щулкиныт сагсыт. Наталья Ксенофонтовна мхум хансаӈ щулкиныт сагуӈкве ханищтасанэ. Ам таве ты рӯпататэ ос лупсатэ урыл китыг­ласлум.

– Наталья Ксено­фон­товна, наӈ н хтпат ёт щулкиныт тыт сагсын, мщтырлаӈкве хотью­тын ханищ­тав­сын?

– Ам Ванзеват пвылт самын патсум. Та мт лнэ мир пс йис пора тгыл тох мщтырласыт. Ам омам ос щащквам нупыл сунсым ханищтахтасум. Омам такви Пугоры пвылныл лыс. Тав 19 тлэ хунь твлыс, тямн тӯлмантавес ос Ванзеват пвылн тотвес. 

Мн щмьявт 13 нврам лсув. Ань хт увщи ос щ ньщгум. Акванум суп нтгыт, мтананум сакныл хар­тгыт, ам хансаӈ щулки­ныт сагуӈкве хсгум. 

влт омам нупыл сунсым ханищтахтасум. Тав колхозт рӯпитас, ты юи-плт школат колкан ловтыс. Мн щмьявт св нврам лсӯв, омам колсори рӯ­пата акваг св ньщас, тувыл нсхатуӈкве с лымас. Школат мщ­тырлаӈкве с ханищ­тавесӯв. Ань щулкиныт рещинкатэ свсыр щи­рыл сагуӈкве хсгум, ты ханищтапт мхумн ты урыл потыртасум, суссылтасум.

– Ханищтап лум порат учёный н Татьяна Александровна Молданова пс йис врмалит урыл потыр­тас. Наӈ матыр йильпи тла урыл тот хӯлсын?

– Ам мньтгыл мщтыр мхум халт яныгмасум, вглум, пс порат хантыт щул­ки­на­ныл туп хӯрум оспа ста­пыл сагсаныл. Ты ста­пыт тнки врсыт ос вит оспаг клылтасаныл. Ам яныгмамум порат пвлувт ксыӈ щмья пля янмалтас. Н хт­пат стап вруӈкве ос клылтаӈкве с пуссын врмысыт. Ты урыл нпакыт ат ловиньта­сум, амки мнь­тгыл вщиньтасум. 

Лпкат ань свсыр оспаӈ стап тыналаве, тват номсгыт, свнув стапыл щулкинаныл ке саггыт, нтнг сус­хатуӈкве тах паты. Мтаныт ӈк ос хлам хль лӯпта оспа стапыл хорамыт саггыт. Хтыл порат ты хораманыл нӈкгыт, тувыл мощ турманлы, нматыр ат ксалгын. Тыимгсыл пс порат мхум тох ат врсыт, ты урыл нумн щащквам потыртлас. 

Нвраманум иӈ мниг лсыт, ам акв порат Белоярский ӯсн ялсум. Мнь пыгрищум ктыл пслуӈкве сака руптас, ам тавн краска ӯст ёвтсум. Юв ёхтысум, пыгрищум пслуӈкве ӯнтылматас. Тувыл хӯлылум, та лньщал­тахтас. Ам тра ёхтыг­пасум, китыг­лылум: «Маныр мтыс, манрыг лньщгын? Тав ювле лвыс: «Ам такос пслгум, щар нматыр ат нӈки». Сунсгум, тав ӈк нпак тармыл ӈк люпыл матыр пслыс. Ам тавн лвгум: «Ты люпыл пслуӈкве ке патгын, нматыр ат нӈки». Н хтпат с аквта щирыл кит ӈк стапыл хунь саггыт, с нматыр аты нӈки. 

Ванзеват пвылт лнэ рӯт нм Евгения Петровна Русмиленко смыл ос ӈк стапыл вит саги. Тамле маснут тай мхманув ньщиг­ласыт. Пс порат тамле щулкиныт нт тнки хум хтпаныл мгсыл сагсыт. Тн ты сагим вил враяӈкве ос хӯл алыщлаӈкве миннныл порат масхатыгласыт. Смыл плят пунныл нматыр ат вргын, тыимгсыл тамле щул­киныт с сагсыт.    

– Наталья Ксенофон­товна, хорамыӈ вй сагуӈкве сака ёмащакв хсгын, ос мт матыр пормас вргын?

– нсхатуӈкве, сак­ныл хартуӈкве с хс­гум. Омам лум порат супанэ сакыл хорам­тасанум, тавн турлпс хартсум. Увщиянум ос щанум нсхатуӈкве пуссын хсгыт. Ам тай сагуӈкве руптгум. 

Пенсиян патхатмум юи-плт тасвит щул­киныт сагсум, тувыл пуссын увщиянум, ща­нум ос мт рӯтанум мӯйлуптасанум. Амки­нмн щулкин сагуӈкве иӈ ат лымгум. 

– Наӈ Белоярский ӯст ань лэгн. Та ӯст тамле ханищтапыт в­рыглавет? Тув ввыг­лавн?

– Белоярский ӯст втихал ханищтапыт, хнтхатыглапыт, ялпыӈ хталыт врыглавет, тув с ялантгум. Свсыр янытлан нпакыт, сер­тификат-нпакыт ань св ньщгум. УРФо мт «Славим человека труда!» нампа касыл врыглаве. Ань юи-выл тлыт мщтыр мхум тув касуӈкве с ввыглавет. 

Ты тл вылтах­там порат ам Ханты-Мансийск ӯст центр ремёсел кӯщай н Ольга Бубновене ёт хнтхатыгллсум. Тав ты касылн ялуӈкве нум ввыгластэ. Тав лвыс, акв хтал сыс кит щул­кин сагуӈкве ри. лпыл лов щёс порат сагуӈкве вылтахтуӈкве ос ӣти­п­лыг нёлолов щёс порат стуӈкве ри. Ам тра лвсум, ам тох молях рӯ­питаӈкве ат врмгум, тыимгсыл тув ялуӈкве ат ксащасум. 

Касыл лӯпта тпос щпитаӈкве кусыгла­вес, ань тай, улпыл, ат враве. Ам кит щулки хӯрум хтал сыс саг­гум, нврам мгсыл акв хтал сыс вруӈкве тай врмгум. Сагим порма­сыт ремёсла центрын ос «Трум Маа» музейн мӯйлуптасанум, выстав­кат ань суссыл­тавет.

Акв порат Ванзеват пвылн ялсум, ниӈ­хпыл тув хӯрум щс арыгкем минуӈкве ри. Миннэ лӈхум хоса, щулкин сагуӈкве пат­сум. Ам пхумн рущ н ӯнтыс, китыглахтуӈкв патыс ос щулкиныт сагуӈкве ханищтах­туӈкве тахмаяс. Таве такос ханищтылум, такос суссылтылум, тав ат торгамты. Такви вруӈкве вылтахты, тувыл рӯпататэ щар ат тлы. Хоса мн тох потыртасмн, тав сагуӈкве аты врми. Тувыл торгамтаслум, ам вртыпал ктум ёмащакв рӯпиты, тыи­мгсыл мт нупыл саггум. Ань свсыр ха­нищтап лыглан порат н хтпан ты врмаль урыл тра лвгум. 

Школат хансуӈкве хунь ханищтавсум, учительница-н нум ат лвыльттастэ, нас хас­нэйӣв акв ктыл мт ктн акваг майластэ ос лвыглас, ёмаспал ктыл вос хансгум. Ань кит ктыл тра хансуӈкве хсгум. Тувыл китл­мил яктуӈкве вртыпал ктыл ат врмгум, ёмаспал ктын выглум. нсхатгум с врты­пал ктыл. Омам с ты ктэ ёмащакв рӯпитас. Мнь пыгум ёмаспал ктыл нматыр вруӈ­кве с ат врми, вртыпал ктыл пуссын ври.   

– Наӈ пенсиян пат­хатмын лы-плт, хоты мт рӯпитасын?

– Ам Белоярский ӯсн хунь внтласум, садикт нврам ӯргалан нг рӯпитаӈкве патсум. Тн ётаныл рӯпитаӈкве ам сака руптасум. Ам яныг щмьят яныгмасум, мн колувт акваг св нврам лыс. 

Омам школат колкан ловтым рӯпитас. Мн мньтгыл тавн нтсӯв. Школат ханищтахтамум порат мнки колкан ловтсӯв, кӯр плтсӯв. Тнт ханищтахтын кол яныг лыс, тот лов кӯр ӯнлыс. Акв плэ акв н ловтыс ос ат кӯр плтыглас, мт плэ мн ловтыслӯв ос ат кӯр плтыгласӯв. Амки мньтгыл учителиг ханищтахтуӈкве тахсум. Тувыл школа стласум, тра хум врсум, лаль ханищтахтуӈкве ат минасум. 

– Наталья Ксенофон­товна, наӈ яныг щмьят яныгмасын. Наӈки манах нврам ньщ­гын? Тн щнь лтыӈ вгыт?

– Ам хӯрум пыг ян­малтасӯм. Кит пыгагум Ханты-Мансийск ӯст колтгланн ёт лг. Мнь пыгум Белоярс­кий ӯст лы. Сергей, Владимир ос Юрий ханты лтыӈ торгам­тгыт, потыр­таӈкве ат хсгыт. 

Омам ат тл ювле хультум порат тимыг мтыс. Тав рущ лтӈыл ат потыртас, нврама­нум тав ляпатт яныг­масыт, щнь лтыӈ хӯ­лгыт. Ам амки ханты лтӈыл ёмащакв потыр­тгум. Увщиянум, ща­нум ёт потыртгум, тн тай ювле рущ лтӈыл лвгыт. Щнь лтӈув хот-ёрувлаӈкве патса­ныл. Пыганум нумн ань лвгыт, тн гияныл ханты лтӈыл потыр­таӈкве вос ханищтыя­нум. Ань св мхманув лтыӈ вӈкве ат кса­щгыт, ос хунь нтмил ввуӈкве выл­тах­тгыт, ты врмаль урыл тра та номыл­матгыт.

Людмила ТЕТКИНА

Сохраняя и передавая традиционные знания

Национальную самобытность народов ярко представляет орнамент. Вязание из шерстяных  ниток на спицах – это одно из старейших ремёсел, в котором используются орнаменты. Сегодня среди народов ханты и манси есть мастера, которые умеют вязать орнаментированные вещи. Одна из таких мастериц живёт в городе Белоярский, и зовут её Наталья Ксенофонтовна Снегур.

 

С ней мы познакомились на семинаре «Традиционные плетёные пояса, орнаментированные вязаные чулки и бытовая деревянная утварь обских угров», который состоялся в феврале этого года в окружном музее «Торум Маа». 

 

– Об этом мероприятии я узнала ещё в декабре 2019 года, когда приезжала в Ханты-Мансийск. Тогда зашла в музей и меня пригласили на семинар как мастера по вязанию орнаментированных вещей, – рассказала Наталья Ксенофонтовна.  – Не скажу, что я всё умею и знаю, так как человек не может всё знать и уметь. Здесь на семинаре учила всех желающих вязать резинку хантыйских чулков. У нас в деревне женщины умели вязать резинки 4-5 способами. Я показала, как умею. Этот принцип вязки все усвоили, кто-то даже за эти дни успел связать детские чулочки.

 

 

– Наталья Ксенофонтовна, кто научил Вас такому ремеслу?

 

– Я сама родом из деревни Ванзеват, только последние 10 лет живу в городе Белоярский. В нашей деревне все женщины умели вязать хантыйские чулки. Училась у мамы, у бабушки. Мама была родом из Пугор. Папа украл её, когда маме было 19 лет. В семье нас было 13 детей. Сначала мама работала в колхозе, потом в школе. Первое, что я видела, как она вязала и шила. Потом мы, сёстры, уже сами друг у друга учились. В те годы в школе работали разные кружки, там многому научилась. Я всегда интересовалась вязанием, у всех спрашивала, как это сделать, как это нужно связать. Мои сёстры тоже умеют вязать, но так как я этим увлечена, так никто из них не увлекся.

 

– На теоретической части семинара, посвящённой орнаментам обских угров, Татьяна Александровна Молданова рассказала, что сейчас многие мастерицы не соблюдают традиционные каноны, сложившиеся веками. Вы согласны с этим мнением?

 

– О том, что необходимо соблюдать цветовую гамму, о том, что изначально было только три цвета, я знаю, и это не из книг вынесла. Я жила среди наших мастериц, мама, бабушка, тёти всегда придерживались цветовой гаммы, и всегда вязали из овечьей шерсти. Сами красили нитки, брали красный, синий и зелёный, это природные цвета. А мы сейчас имеем такой большой выбор пряжи, поэтому многие мастерицы экспериментируют, иногда не совсем удачно. Сейчас могут белыми и голубыми нитками вязать, хотя наши бабушки так никогда бы не сделали. Некоторые вяжут жёлтыми нитками на белом, это же пастельные тона, для нас это неприемлемо. Если мастерица так свяжет, днём узор можно ещё увидеть, но чуть стемнеет, он потеряется, сольётся с белым. Поэтому наши предки так не вязали, и это не я придумала, так мне моя бабушка объясняла.

 

Помню, как-то ездили в Белоярский, и я купила маленькому сыну краски. Он сел рисовать, но потом слышу, заплакал. Я перепуганная забегаю в комнату и спрашиваю: «Юра, что случилась? Почему ты плачешь?» Он отвечает: «Я рисую, а ничего не видно». Я ему говорю: «Сын, ты рисуешь белыми красками на белом листе, конечно, ничего не видно». Это то же самое, что жёлтыми нитками вязать на белом фоне.

 

Моя тётя Евгения Петровна Русмиленко тоже родом из Ванзевата. Вот она уже в переходе на современные лад на чёрном фоне вяжет жёлтые орнаменты. Такие чёрные носки и чулки и у нас вязали для мужчин для охоты и рыбалки. А почему на чёрном? Да потому, что овечья шерсть была чёрной.

 

 

– Кроме того, что вяжете, ещё чем-то увлекаетесь?

 

– Шью я редко, с бисером могу работать. Я маме манжеты платья обшивала, ниры  бисером обшивала. Турлопсы тоже для неё плела. Но вязание для меня – это главное. Сёстры мои тоже занимаются рукоделием, но не так сильно увлекаются этим делом. Им уже не по одной паре связала. Я очень люблю вязать, но вот для себя только недавно вторую пару чулок связала. Вяжу много, но потом всё раздариваю.

 

– В Белоярском посещаете такие обучающие семинары?

 

– Меня часто приглашают на различные семинары, выставки и мастер-классы. У меня дома много разных дипломов, сертификатов и грамот накопилось. Хочу рассказать забавный случай из жизни. Как-то раз поехала по воде до Ванзевата, на судне воздушной подушки ехать три часа. Я собой взяла спицы и нитки. Думала, свяжу резинку. Рядом со мной села женщина. Говорит: «Покажите мне, я тоже хочу научиться  вязать». У нее тоже с собой вбыли спицы и нитки. Я набираю, она смотрит. Начинает сама набирать и вижу, что не правильно. Пока мы ехали, я всё пыталась ей объяснить, как правильно нужно набирать петли. И только потом поняла, почему у нее не получается. Да потому, что я левша. Оказывается, и в этом есть разница, когда вяжет правша, а когда левша. Поэтому на различных обучающих семинара сразу предупреждаю своих учениц, что я это буду делать наоборот. Иголку держу левой рукой, шить правой не могу. А вот ножницами режу правой рукой, левой работать не могу.

 

Когда в школе начинала учиться, то сначала писала левой рукой. Меня никто не ругал, никто за это не наказывал. Учительница просто брала ручку и давала мне её в правую руку. Но я всё равно не могла понять, почему должна писать правой, если мне удобно это делать левой рукой. Моя сестра двойняшка, она правша. У нас мама была левшой, все делала только левой рукой. Из сыновей у меня младший сын левша.

 

В этом году директор окружного центра ремесел в Ханты-Мансийске Ольга Дмитриевна Бубновене предлагала мне поучаствовать в конкурсе профессионального мастерства в УРФо «Славим человека труда!» Но там определённые требования, я смотрела конкурсы за предыдущие годы, мастер должен начать работать в 10 утра и к 8 вечера изделие должно быть готово. Я не могу на время работать, за один день чулки взрослые не свяжу. Поэтому отказалась, для меня это космические цели, я вяжу для удовольствия, для себя, а не на скорость.

 

– Вы выросли в традиционной среде, поддерживаете ли свою хантыйскую культуру? Ваши дети знают родной язык?

 

– Сыновья Сергей, Владимир и Юрий хорошо понимают хантыйский язык. Мои дети росли рядом с бабушкой, её не стало пять лет назад, поэтому с детства слышали родную речь. Когда я говорю на хантыйском языке, мои сёстры удивляются, они уже забывают родную речь. А мне нравится общаться на хантыйском языке, я люблю читать газету «Ханты ясанг». У меня есть книги, словарь и буквари на хантыйском языке, изданные ещё в советские годы. Сыновья сейчас мне говорят, чтобы я внучек учила разговаривать на хантыйском языке. Стараюсь их учить, когда нахожусь рядом с ними. И приятно, что мои дети понимают, что родной язык у них всё-таки хантыйский.

 

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1220)
29.05.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика