- Мансийский
- Русский
Пӯри тнэ хталанылт хумус мӯйлысыт
Ам ань с мньщи хум Никита Партанов рущ лтӈыл ктум потранэ мньщи лтӈыл лаль толмащлыянум. Кит потрыг тавн Клавдия Ивановна Пакина потыртас.
Ты н 1959 тл мнь таквсы тпост самын патыс, млты тл 60 тлэ твлыс, таимгыс мн ань таве янытлылӯв.
Клавдия Пакина Ягрим пвылт лы, такви щмьятэ урыл н тох лвыс: «Мн Михаил йкамнтыл 1975 тлт вйхатсумн, тав ам каӈкагум ёт румаӈыщ лыс. Та порат ам Саранпвылт ӯйхул янмалтан пēрмат тнут пйтнэ нг рӯпитасум. Св рӯпитасум, хум вруӈкве иӈ ат номсысум.
Акв пщим 1977 тлт армияныл юв ёхтыс ос мн Ягрим пвылн каӈкагмн палт мӯйлуӈкве минасмн. Тот Миша ёт ста хнтхатсумн, тав нум акван-минуӈкве ввыстэ. Ам тай тав палтэ минуӈкве матрыг ссамтасум, Ягримн лмыгтамумт акван-юрщхатсумн кос ос ам каӈкагум палт тот лсум.
Акв щёс Миша щне ёт ёхтысг, н лвыс: «руптахтым лэгн ке, ам колумн лмыгтн». Та щирыл мн 1978 тлт акван та минасмн, влт тав щнэ колт лсумн, ётылнув ущ мнки колыӈыг мтсумн. Ам пӯльницат рӯпитасум, йкам нй крквглыт уральтан хтпаг лыс.
Пӯри вртур тпост рущ щирыл врыслӯв. Рӯтанув пуссын акван-атхатыгласыт, св мньлат хтпат мӯйлысыт. Мирколт акван-хасхатсумн, пӯри тнэ пасан атсӯв ос яныг атыӈ мгыӈннь врсӯв. Тувыл мн, нг-хумыг, юв ёхтумамн порат ныпум ннил ос солвал хусапыӈ тгыл юв ӯрвесмн. Ам таве акваг омаг лвыслум.
йкамнтыл мн хӯрум нврам янмалтасмн. Яныг гимн, Светлана ань Тюмень ӯст лы, тот акв ЖКХ колт инженер-диспетчерыг рӯпиты. Анатолий пыгмн Приобье пвылт лы ос тот рӯпиты. Сака ёмас врнэ рӯпататэ мгыс Ягрим пвылт «Янытлан пртын» наме хансым лы. Ольга мнь гимн Ханты-Мансийск ӯст Югорский университет стлас ос юв ёхтыс, мн ёт мн лы. Ты тлат мгыс ам хот-щгтгум, воссыг маныр ри, пустгыл пуссын вос лсӯв».
Тувыл Клавдия Ивановна мньщи щирыл пӯри тнэ врмалит номылматас. 1970 тлт тав увщитэ Галина Семёновна ос Иван Семёнович Таратов акван-минасг. Ты лы-плт тн акван-хйталавесг, хумитэ рӯт мхманэ Галина оматэ-тятэ колн ёхталасыт ос тот акван та потыртахтасыт.
Тва пс накыт мнавн сака пӯмщиг лсыт. Нсумнэ ос нып щлыголн туляг ӈквинаӈ ӣстаканын тратасг, тувыл пнтхтасг. ги пӯри тнэ порат нтнэ мньщи супыл масхаты ос трыл пинхаты. Тлы ӈк пӯрка масы. Хум хтпа тай рущ суп масуӈкве врми ос нрал масхаты.
Пӯрияныл влт Саранпвылт лыс, тот хӯрум хтал мӯйлысыт, йӣквсыт, ргысыт. Тувыл нг-хумыг Сӯкыръя пвылн яныгпла мньщит палт тотвесг. влт пуссын Григорий Николаевич Сайнахов колт мӯйлысыт. Тав колэт яныг пасан щпитавес, мньлат нг-хумыг мньщи щирыл рсын тотсг ос пс мхманыл щирыл пасан втат ӯнлысыт.
Китыт хтал нг-хумыг мт матумпла хтпа колн ввыглавесг, тот с аквтох рсын нгсаласыт ос пасан врыгласыт. Ётыл прнаӈ щнь колн щалтсасыт, тот с мӯйлысыт.
Пс мхманув сака ёмщакв пӯри тсыт, пасананыл хӯлыӈ ос нвлиӈ тнутыл тглкв, тот та пйтым тнут, та нрхул, та нрнвыль, пил ныт ӯнтталгыт. Мхманув сртын сур ӯнттыгласыт ос сур айсыт.
Тлы порат лувыӈ суныл манос слыӈ суныл пвыл халт яласасыт. Луваныл сыс хорамыӈ трыл пиныяныл, лӈханьщап тагатгыт, сунаныл с хорамтыяныл. Слыӈ сун с нтнэг хорамтаве, вгыр льпыл сартым сув выгыт. Туи порат мхум хпыл яласасыт мӯйлуӈкве. Тыи сака пӯмыщ пора лыс».
Пс порат мньлат гит-пыгыт акван-миннныл лы-плт пс мхманувн сака уральтым щвсыт, тн ляпа рӯтыг ул вос лсыг. Хотьютаныл рӯтыг лг ке, акван-минуӈкве ат тртвесг.
Никита Партанов хансум потре мньщи лтӈыг Тамара Мерова толмащластэ
О свадебных обрядах и гуляниях
Никита Партанов – представитель обских манси, в своих письмах в редакцию он рассказывает о свадебных обрядах и гуляниях, которые он записал во время рабочих командировок. В этом материале рассказ пойдет о жизни Клавдии Ивановны Пакиной из посёлка Игрима Берёзовского района. В октябре прошлого года она отметила 60-летний юбилей.
Вспоминая молодые годы, Клавдия Ивановна рассказала: «Моего мужа зовут Михаил, он дружил с моими братьями. Так мы с ним и познакомились в 1975 году. В то время я работала поваром в Саранпаульской звероферме. Тогда ещё была совсем молодая, ни о каком замужестве не думала. В 1977 году пришел из армии один из моих братьев, и мы поехали в гости в Игрим к своим родственникам. Там вновь мы встретились с Мишей и стали дружить. Он сделал мне предложение, но я все не решалась. Мама его, бывает, меня поругает, а мне было стыдно идти к ним жить. Только у братьев и жила. Я работала в больнице, а Миша работал электриком. Потом он пришел с мамой. Его мама сказала: «Если любите друг друга, приходите к нам в дом и живите у нас». Так мы сошлись и стали жить у его родителей. Позже мы переехали от них и стали жить отдельно. Сыграли свадьбу по-русски, на регистрации нашего брака у нас были свидетели и кумовья. Когда мы пришли домой, свекровь встречала нас хлебом и солью. Свадьба прошла очень интересно, было много молодежи. Свою свекровь я всегда называла мамой.
Вскоре у нас с мужем родилась дочка Светлана. Через год появился сын Анатолий, а в 1988 году я родила ещё одну дочь Ольгу. Старшая дочь живет и работает в городе Тюмени, она у нас инженер-диспетчер в ЖКХ. Ольга окончила Югорский государственный университет в городе Ханты-Мансийске, живет с нами. Сын живет в посёлке Приобье, работает в тресте, его портрет помещен на «Доске Почета». Мы с супругом счастливы, что воспитали достойных людей».
Клавдия Ивановна рассказала ещё об одной свадьбе, которая ей запомнилась необычными гуляниями. В 1970 году её сестра Галина Семеновна Тихонова вышла замуж за Ивана Семеновича Таратова. Их сватали по мансийским традициям. Сваты со стороны жениха пришли в дом невесты. Жениха и невесту сватали в присутствии родителей. Две сватьи взяли серебряные кольца (раньше манси носили серебряные кольца), опустили их в стаканы, каждая в свой, и затем обменялись обручальными кольцами. В те годы невесты наряжалась в мансийские платья, накрывались платком, зимой ходили в белых бурках. Мужчины надевали мужские костюмы и длинные меховые кисы.
Молодые жили в Саранпауле, поэтому свадьбу отмечали там же, потом поехали в соседнее мансийское поселение в Щекурью. Там жили уважаемые люди старшего возвраста, и для молодых мужа и жены повязали оберег-арсын. Они гостили в доме Григория Николаевича Сайнахова. Он накрыл свадебный стол для гостей и провел мансийский обряд. Затем молодые пошли в другой дом к бабушке и дедушке. Таким образом, они посещали родственников, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Позже они заходили в гости и к крестнице. И в каждом доме повязывали оберег-арсын. Во всех домах для них накрывали большой стол, угощали мясом оленины, строганиной из рыбы щёкура, стряпанными пирогами, кровяными лепешками из оленьей крови. На разные праздничные гуляния манси раньше ставили брагу из ягод, и пили в основном только её.
Днем народ веселится также вне дома, гуляния проходили и на улице, гости ездили на красивых оленьих упряжках, катались на лошадях. Лошадей покрывали красивой шалью и вешали колокольчики. Оленьи упряжки тоже украшали. Хореи делали оранжевые, а оленей выбирали самых красивых. Сани украшали бахромой из кожи. Оленью кожу красили охрой, разрезали по кромке бахромой и ею украшали нарты. Их только на оленьи нарты укрепляют. Колокольчиками украшали лошадиные упряжки, дуги и кошевки. Если свадьбу проводили летом, то ездили на лодках. По-своему интересно и очень задорно проходили свадьбы в старое время.
Никита Партанов, на мансийский язык перевела Тамара Мерова.