- Мансийский
- Русский
Шешкин рӯтныл ōлнэ мщтыр н
Марина Сергеевна Вынгилева Ягрим пвылт лы. Тл оигпам лы-плт тн Галина Николаевна Вынгилева ёт Ханты-Мансийск ӯсн ёхталасг. Тнт ты мн Марина Сергеевна ёт акван-хнтхатыгласмн, мощ потыртасмн.
Пвлэ урыл потыр
Ам Лпмус пвылт самын патсум ос яныгмасум. Атыт класс мус тот ханищтахтасум. Амти парищ намум – Шешкина, Петр Шешкин ёт ляпа рӯтыг лсӯв. тям Шешкин Сергей Семёнович, тав сака ёмас хпыт врыс, йӣвхпыт, тӯпыт врыглас. Саранпвылныл, Хорыӈпвылныл пуссын тавн врылтлсыт.
Ам тямн акваг лвыгласум, манрыг увщиягын кнащ гииг намталавг. Тав ювле лвыс: «Мн щёлыӈыг лсӯв, омав акваг нсхатас, мн тасвит ёмас пормас щсӯв, ёмас мольщаӈыл, вил-лӯтыл тох та янмалтавесӯв. Оман нг тотыслум, тра-патыс, тав с ёмащакв нсхатуӈкв хсы. Тав нупылэ сунсгум, омам та номылматлылум». Ам иӈ мниг лсум, тям хотталь щалтыс, хт тлум твлыс.
Яныгмамум порат акваг номсысум, с ты щирыл вруӈкв таӈхгум. Яныгмаӈкв патсум, омам нсхатуӈкв ӯнты, тав ляпатн та ӯнтылматгум. Тав нумн лви: «Наӈ тай тох хунь тлы». Ам ювле лвгум: «Ань ат тлы, ётыл тлуӈкв ул паты».
Сль, нсхатуӈкв та патсум. Омам супанэ хультсыт, тувле нупыл сунсым та нсхатгум. Матыр вруӈкв тахмагум, пуссын хсгум, пуссын тлы.
Ос сымум ста лаль воратаӈкв паты. Воссыг хумус, нврамыт яныгмгыт, тнанылн такталаӈкв ри.
Лпмусн туи ялаплв. Колув хосат тгыл тот ёл-ргпыс. Хльн яныгмавес, тав сака пс порат ӯнттувес, трсоль тл врим лыс. 2000 тлыт порат хотыл немец хум ёхталас. Мхмыт нупыл тнт лвыс, ты кол тай музейный экспонат, ул новелн. Саранпвылныл ёвтуӈкв тахвес, омам тнт нумн лвыс: «Хум хтпа ӯнттум кол, н хтпан тув новхатуӈкв щар ат рви. Кос манасвит олн мыгыт, ул тыналлн».
йкам урыл
йкам Сортынъя пвылныл лы. Тав наме – Николай Васильевич Вынгилев. Ам салехадский педучилище стласлум, тувыл Ӯсн ёхтысум. Тнт май пуссын распределение щирыл рӯпитаӈкв ттыглавесӯв. Лвгыт: «Сортынъят места лы, тув минн». Ам ювле лвгум: «Ам тув щар ат таӈхгум, юв Лпмусн тув мингум, омам тот тактт лы». Кӯщай н ювле лви: «Оман ёт-виӈкв врмилын».
Номсахтасум, номсахтасум, тыгле-тувле та мыгтгум. Аквъёт ханищтахтам тит мньщи нгагум лвг: «Мн тай тув минымн». Ам лвгум: «Ам с тув мингум». Пуссын та тлматсӯв, тув та минмыгтасӯв. Тот мощ лсум, омам тув с тотыслум. Тот мн интернат колнакт лсӯв, ётыл колыл майвесӯв.
йкам ёт Сортынъят тот хнтхатсумн. Тав тнт Ханты-Мансийскат водителиг ханищтахтас. Йильпи тл хталыт ты мтгыт, тав юв ёхтыс. Мн ос школат рӯпитв, нврамыт мгыс ялпыӈ хтал вруӈкв ри. Мхмыт тот акван-атхатасыт, мн маскал-лӯтыл масхатсӯв, тот та поргв. Тувыл ань йкам с ты тув щалтыс.
Тав увщитэ ам вслум, тав ётэ вйхатымн. Увщитэ тавн лви: «Ты ги ам вглум, тав нупылэ сунсэн». Та мӯйлын колт свсыр лотореят врыглавсыт. Ам палтум ты ёхтыгпас, титыглахты: «Наӈ св билет ньщгын?» Ам лвгум: «Ам ньщгум, щум мгсыл вуйласум. Наӈын ри те, титыг вуен». Та вис.
Юв минасум, сунсгум, омам пасан-лӯт пуссын щпитас. Ялпыӈ хтал ты ёхты, аквмат кутюв хортуӈкв ты вылтахтас. Мн ос кӯтюв ат ньщв. Насати, тав кӯтюв ёт ёхтыс. Кӯтюве ты палямтахты. Лви: «Наӈ палтын ты ёхтысум, кон ат нвлылын?». Омам лви: «ти, ти, щалтэн». Ты 1976 тл лыс.
Омам наме Наталья Васильевна Шешкина лыс, такви парищ наме Вадичупова. Хулюмсӯнт нупыл Саӈкитӯр пвылт тот яныгмас. Тн тям ёт Люлюкарт хнтхантсг. Леспромхозт тот рӯпитасг. Тувыл тямн Лмпусн тотвес. Мн тит гииг лсумн – ам ос щум.
Омам Сортыӈъян с тотыслум. Тот пӯмыщ тавн лыс, тувыл гим самын патыс, тав та ннькалахты, врн ялаплы, пил вты, пил тоты. Нив юв тоты, кӯре плтапитэ.
1979 тлт тыг Ягримн внтлысӯв. влт вагончикыт лсӯв, нйвыл плтыглахтасӯв. Хунь таве Ягримн тотыслум, тот тай тавн лль лыс. Тванакт ргуӈкв паты, та рги. Ань ам омам рганэ ргуӈкв таӈхгум кос, ос лньщин тра ёхтавем.
Ягримт мнти кол ньщимн, вта ляпат лымн. влт мн центрыт лсӯв, та колув сака псыг мтыс. Мирколн минасум, лвсум, тит накпа кол ул вос мыгыт. Нумын лнэ мхум акваг вит ссантгыт, порггыт, йилггыт.
Мнь гим юртыӈ-нврамыг лсыг. Тн ань вӈксын янытыг мтсыг, та порат йильпи колыл майвесӯв. Тув внтлысӯв. Тот кӯр тим, колув нас исылтаве. Юв щалтсум, омам унлы, матаре номсахты. Ксэ тим. Титыглылум, манаре мтыс.
Тав ювле лви: «Ам номсахтгум, наӈ манрыг тамле кол висын. Тыт кӯр тим, нив тим. Тасавит нив тот та хультуптасын, кӯртв тыг ӯнттэлн».
Ам ювле лвгум: «Ргыӈ кол тӣвырт ӯнлахлв». Тав ювле лви: «Щй хумус аюӈкв патв?» Ам лвгум: «Тот та кӯр лы». «Ты нас ттап, ты ман кӯр?», - тав ювле лви. Такос тавн такталасум, юв ёхтгум, лви: «Ам ста ттл ӯнлахлгум».
Ханищтаслум. Аквнакт юв ёхтысум, газ та атэ. Тав щйпут пйтуӈкв ӯнттум, газ витын лап-харыгтыма. Тох ты лсув.
Нвраманум урыл
йкамнтыл ань 45 тл аквъёт лымн. Нвраманмн пуссын яныгмасыт. Нила нврам щсумн, тит нврамагмн тимыг. Лов тлыг ты мтыс, яныг гим тим. Тав пувласпи гмыл лыс. Илттыг гмыӈыг мтыс, 34 тлэ лыс, тит пыг нумн хультуптас.
гиягмн-пыгагмн хультсг. Оля гим мн палтумн лы, Павел пыгмн Ростов нупыл минас, тот лы. Яныг апгумн ос Подмосковьят лы, тав 21 тлэ ты мты. Мнь апгум ам палтум лы, янмалтылум.
гимн акваг лвыглгум, маныр ри, пуссын нпакн вос хансы. Тувыл матыр рмыглы, тав хотыл сака титыглахтуӈкв паты. Ань яныгхтпат сака тимыт, ос лнэ мхманув пс врмалянув ат вганыл. Тав гитэ нилыт класст ханищтахты, лов тлэ твлыс.
Тав ётэ ос Тимофей апгум ёт потыртгум, тн торгамтг. Нврамыт ёт мнь тагыл потыртаӈкв ри. Яныг гим тай хансыглас, тавн тай таляхтасум.
йкам тай лтӈане с мхум щирыл лтӈане тув мингыт, потыртаӈкв ат таӈхи. Тванакт ам нупылум матыр лви, лльсаӈ лвум лтӈане ювле лвиянум, таимгыс ам ётум рущ лтӈыл потырты. щум мньщи лтӈыл с ёмащакв потырты, Ягримт лы. йкатэ рущ, тн акван-хасхатым ат лг. Такви парищ намыл лы.
Ягримт ксыӈ ӯщлахтын хталт акван-атхатыгллв. Сака лль, мхманув холуӈкв та патсыт, лтнув та мины. Пвлувт нилах-атахтем хтпа щнь лтӈув вгыт, потыртгыт. Алы-см махум, венгрыт, тн тай сака лаль воратгыт.
Искусствовед-нэ, Наталья Николаевна Федорован, лввсум, Лпмуст ссныл врим пормасыт нх-врмалтаӈкв ри, ань ты тла хотталь ты мины.
Номсгум, хотмус ханищтап вруӈкв ри, мньлат хтпат ханищтан мгыс. Лылыӈ тгыл иӈ лгум, щёл иӈ ньщгум. Сымамтахтуӈкв ри.
Марина Сергеевнан пӯмыщ потре мгыс яныг пӯмащипа лтыӈ лвв. Тав Трумн вос ӯргалаве, тыранн вос ӯргалаве, св тл пустгыл вос лы. Ос св мньлат хōтпа мщтырлаӈкве вос ханищты.
Валентина УЗЕЛЬ
Мастерица из рода Шешкиных
Жительница посёлка Игрим Марина Сергеевна Вынгилева относится к категории тех людей, которых в последнее время называют «кладезь народа». Она мастер декоративно-прикладного искусства, знаток фольклора, в совершенстве владеет родным мансийским языком и она очень интересный собеседник.
Встретились мы с ней в Ханты-Мансийске на форуме мастеров. Она привезла с собой различные мансийские наряды, сшитые ею – женские платья, мужские рубашки и нагрудные украшения. В перерывах между работой форума мне удалось побеседовать с ней. Выяснилось, история жизни этой женщины идёт из мансийского княжеского рода Шешкиных. Близким родственником её отца Сергея Семёновича был знаменитый мастер из Ломбовожа Пётр Шешкин.
По воспоминаниям Марины Сергеевны, отец был большой мастер по дереву, на заказ делал деревянные лодки, вёсла. Женился на красивой мансийской девушке из деревни Санкитур, звали её Наталья Васильевна Вадичупова. Она была мастером по пошиву одежды, шила не только из ткани, но и из меха оленя, обшивала всех зимней одеждой. С Сергеем Семёновичем, будущим мужем, они познакомились летом. В те послевоенные годы всю молодёжь отправляли в деревню Люлюкары для добычи сезонной рыбы. Там они и познакомились, родились две дочери. К сожалению, когда старшей Марине исполнилось только шесть лет, отца не стало. Мама одна воспитала двух дочерей.
После окончания школы Марина с подругами уехала учиться в Салехардское педучилище. Окончив его, они вернулись в округ и по направлению их отправили работать в деревню Сартынья Берёзовского района. Устроившись там, она сразу перевезла маму к себе. Первое время жили в интернате, там им выделили небольшую комнату. Проработав какое-то время, Марина Сергеевна познакомилась с молодым человеком Николаем Васильевичем Вынгилевым, который приехал на каникулы после учёбы в Ханты-Мансийске. Её маме он сразу понравился. Молодые начали встречаться, а потом поженились.
Спустя время молодая семья переехала в Игрим, там устроились на работу. Первое время жили в вагончике. Потом им дали трёхкомнатную квартиру с печным отоплением, что очень обрадовало её маму. Однажды им предложили жильё в благоустроенном двухэтажном доме. Но мама категорически отказалась туда переезжать, сказала, ей не нравится, что над ними будут ходить люди и лить воду. Тогда им предложили квартиру в двухквартирном доме с газовым отоплением. Переехали туда. Наталья Васильевна увидев, что в доме нет печи, очень расстроилась, родные объяснили ей, что там центральное газовое отопление и печь не нужна. Пожилая женщина потом долго сожалела об этом, ведь в старом доме осталось очень много дров. Одно её радовало, рядом была река. Даже спустя много лет, Марина Сергеевна не может без слез вспоминать те годы, когда её мама жила с ними. По её словам, она знает много маминых песен, но петь их до сих пор не может, ведь они очень личные и в них мама пела о своей нелегкой судьбе.
У супругов Вынгилевых было четверо детей, сейчас у них остались только дочь и сын. Дочь живёт рядом, сын уехал жить в Ростов. Из-за тяжёлой онкологии не стало старшей дочери, двух её сыновей воспитали бабушка с дедушкой. Марина Сергеевна рассказывает:
– Сейчас наш старший внук живёт в Подмосковье, ему 21 год. Младший ещё с нами. Я стараюсь с ним разговаривать на мансийском языке, он понимает мою речь. Дочь, которая живёт рядом с нами, к сожалению, родной язык вообще не знает. Я ей постоянно говорю: «Записывай слова на мансийском языке, учи его и учись шить, пока есть, у кого учиться». Моя младшая сестра тоже живёт в Игриме, с ней мы всегда говорим на родном языке.
По выходным женщины-манси, проживающие в Игриме, собираются вместе в мастерской и занимаются шитьём. Между собой они называют его «северным домом». Именно там у них есть возможность пообщаться на родном языке.
– В нашем посёлке осталось всего несколько человек, кто ещё может и хочет говорить на мансийском языке. Очень жаль, что носителей языка становится всё меньше. Меня всегда удивляет то, с каким огромным интересом наш язык изучают венгры. Вот с кого надо брать пример, – поделилась мастерица.
В последнее время в округе проводится много мероприятий, направленных на сохранение и развитие народного искусства коренных народов Югры. По словам Марины Сергеевны, участвовать в этих мероприятиях – это возможность не только взаимообмена опытом, но и возможность показать своё мастерство другим участникам, занимающихся восстановлением и популяризацией декоративно-прикладного творчества обских угров.
Валентина УЗЕЛЬ