Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ань лусытан мхум урыл лххал
  • Мирн внэ хтпат ӯсувт атыглавсыт
  • Мегион ӯс урыл потыр лыс
  • выл яныг хнт урыл нпак нглыс
  • Яныг ӯст лнэ врмалит
  • Тн рнэ тлат урыл потыртасыт
  • Св нврамыӈ щмьят м-лмтыл мивет
  • Тн пирмайтым скконыт урыл лххал хансгыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хльӯс миркол кӯщаиг Хулюмсӯнт пвылн ёхталасг
  • Рӯпата колыт акваг уральтавет
  • Йис накыт ос пс колыт нпакн хансавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • гиквет-пыгквет пустгыл вос яныгмгыт
  • Половинка пвылт рӯпитан школа

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • ргын-йӣквнэ ханты мхум
  • Мньщи пс пормасыт суссылтавет
  • кань врнэ н
  • Тав ӯльпа трыл пормас ври
  • Ӯй ӯлыглан ргыт лаль тотавет

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • М янытыл щнь лтӈыт янытлан хтал лыс
  • Трпи лӯпта ос тнут-пормас тстын хтпат
  • Ксыӈ хумн рнэ нтап

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Половинка пвылт рӯпитан школа
  • Мансийский
  • Русский

Половинка пвылт рӯпитан школа

Кондинский район Половинка пвыл котильт яныг кирпащ школа ӯнттым лы. Ты ханищтан кол 2005 тлт рӯпитаӈкве вылтахтас. Аквпалърт садик, мтпалърт школа лы.
Кӯщаиг тот Елена Андреевна Рябова рӯпиты. Половинка пвылн ялмум порат ам таве нврамыт ханищтан врмаль урыл китыгласлум. Тав ювле таи лвыс:
– Школавт 170 гирищ-пыгрищ ханищтахты, садикын 46 нврам яланты. 
2010 тлт пвлувт школав ос садик акван-тотвесг. Ханищтан кол кӯщаиг  ам паттувсум. Ань выл классын 19 нврам яланты. Щар св нврам 6 классыт лы, тот 35 гирищ-пыгрищ ханищтахты. Ты яныг класс киттыг-уртыслӯв, ань кит 6 
класс ньщв. 11 классыт туп хӯрум нврам ханищтахты. Мт классын туп 8-11 нврам яланты. гит-пыгыт 9 класс стлгыт ос Урай ӯсн колледжин лаль ханищтахтуӈкве мингыт. Пвлув Урай ӯст  пхат лы,  лпыл автобусыл тув мингыт, ӣтиплаг ювле ёхтгыт. Пвлыӈ мхум  с тот рӯпитгыт, с аквтащирыл тыгле-тувле яласгыт.
Ты тл английский лтыӈ ханищтан н школан рӯпитаӈкве ввыслӯв. влт ос Урай ӯст лыс, ксыӈ хтал ӯсныл тыг ёхталас. Ань Половинка пвлувт лнэ колыл майвес, тыг внтлас. Мн школавт ханищтахтам ги млты тл Югорский университет стлас. 
Ань с тыт рӯпиты, нврамыт рущ лтӈын ханищтыянэ. Св хтпа Курган ӯсныл рӯ-питаӈкве тыг ёхтысыт. Тыт лнэ колыл май-всыт, школат св олныл ойтавет.  Ювле тнки ӯсанылн минуӈкве нмхотьют ат ксащи.
Школан ялантан нврамыт халт 60 гирищ-пыгрищ мньщииг лгыт. Ты лы-плт щняныл-щаныл китыгласанӯв, нвраманыл мньщи лтыӈ вӈкве ксащ-гыт ман ти. Щнь лтыӈ ханищтаӈкве нмхотьют ат тахмаяс. 
Нвраманув  «История Югры» ос «География Югры» нампа предметыг ханищтгыт. Ты 
урокыгт тн соссаӈ мхум пс лупсаныл, культураныл урыл потыртавет. Округув янытлан кастыл нвраманув мгсыл касыл врыглв. 
Тн слы сӯн ӯлтта порггыт, хйтыгтгыт, тыньщаӈ пхвтгыт ос мт щирыл касгыт. 
Пвлувт лнэ  музей ёт с акваг рӯпитв. Ань Галина Анатольевна Мостовых музей кӯщаиг лы.  Тот рӯпи-тан хтпат нврамыт мгсыл свсыр конкурсыт акваг врыглгыт. Сакныл сагуӈкве, ссныл хусапыт вруӈкве ос мт щирыл мщтырлаӈкве ханищтыяныл. Нвраманув тув ялантаӈкве ксащгыт. Тн «Ӯринква хтал», хӯл алыщлан хтпат янытлан хтал ос мт ялпыӈ хталыт щпитлыглгыт. гирищит-пыгрищит ргуӈкве, йӣквуӈкве тув ввыглыяныл. 
Ксыӈ тл округ янытыл соссаӈ мхум мньхпыл касуӈкве Нефтеюганский районт акван-атхатыглгыт. Хӯрум тл нвра-мыт ханищтан хт-панув ёт касуӈкве тув с ялантгыт. 
Мхманув выл щёс хунь тув ялсыт, мнь-хпыл яласаӈкве ат врмысыт. Туп тув 
ёхталанныл мгсыл янытлан нпакыл майвсыт. Тувыл мньхпыл товуӈкве ханищтахтасыт, ань ти нас мӯйлуӈкве, мт мхум ёт касуӈкве тув ялантгыт. Мнки мньхп ат ньщв, улпыл тыи мгсыл выл места виӈкв ат врмв. Млты тл тув ялсыт, лввсыт, мхум пуссын аквхурип мньхпыл вравет, рыӈ тнт тн тот нх-патгыт ос выл места тах выгыт. 
 
Людмила Теткина
 

 

В Половинке работает современный комплекс школа-сад

В Половинке Кондинского района первая школа появилась с момента образования самого посёлка - в 1960 году. Тогда в Половинке была построена школа, в которой обучалось 600 детей. Со временем помещение школы пришло в аварийное состояние, и в 2002 году началось строительство нового здания в капитальном исполнении. Сегодня это современный комплекс школа-сад, который может принять 360 школьников и 40 дошкольников. Директором этого образовательного учреждения  является Елена Андреевна Рябова.

- В новое здание мы перешли в 2005 году, и уже 10 лет как обучаемся в этой школе. В 2010 году у нас прошла реорганизация, теперь к школе относится детский сад «Золотая рыбка», - рассказывает директор школы Елена Андреевна. - Сегодня наше образовательное учреждение реализует программы не только начального, среднего, но и дошкольного образования. Детский сад посещает 46 детей, очерёдности у нас нет, мы охватываем всех желающих. В школе обучается 170 детей. Классы у нас небольшие, всего по 8-11 человек. В этом, конечно, есть свои плюсы, при такой численности мы каждому ребёнку можем уделить достаточно внимания. Исключение у нас составляет 6 класс, там обучается 35 детей. Чтобы облегчить образовательный процесс, учащихся мы  распределили на два класса – теперь у нас два параллельных 6 класса. Конечно, такое бывает крайне редко. Радует то, что в Половинке стабильная рождаемость, в первый класс обычно приходит по 18-19 детишек.

На вопрос, нет ли у них  проблем с нехваткой кадров, Елена Андреевна отметила, что сегодня средний возраст учителей составляет 47 лет. В последнее время  увеличился поток приезжего населения, многие учителя прибыли из Кургана. Все они обеспечиваются жильём, у них достаточно высокая заработная плата, поэтому никто из приезжих специалистов не собирается уезжать. Имея за плечами достаточно большой опыт работы, они являются высококвалифицированными специалистами и дают детям достаточно серьёзные знания, – считает директор школы села Половинка. – Конечно, мы уже сегодня задумываемся о том, что завтра можем столкнуться с проблемой нехватки кадров. Поэтому привлекаем молодых специалистов, в прошлом году сразу после окончания Югорского университета  к нам пришла работать молодая девушка. Она выпускница нашей школы, сейчас преподает русский язык. В этом учебном году к нам приехала учительница английского языка, ей предоставили служебное жильё. В этом случае администрация села очень хорошо помогает нам, специалистам сразу предоставляет жильё, - говорит Елена Андреевна.

Сегодня в школе села Половинка обучается 60 детей из числа народов ханты и манси, и подавляющее большинство из них - это манси. Мы  спросили у директора школы, как реализуется у них региональный компонент и ведётся ли обучение детей мансийскому языку?

- Мы провели анкетирование среди родителей, они такого желания не проявили, поэтому мансийский язык не преподается. Он у нас невостребован. В рамках регионального компонента дети изучают предметы:  история Югры, география ХМАО. Благодаря нашему учителю физкультуры в нашей школе очень развиты национальные виды спорта. В прошлом году ко дню округа мы провели состязания по национальным видам спорта среди 6 классов. Дети прыгали через нарты, бегали с палкой, метали тынзян на хорей. На протяжении многих лет мы очень тесно сотрудничаем с нашим поселковым музеем. Сотрудники музея проводят такие праздники как Вороний день, поклонение Богу Солнца, День рыбака. Наши дети активно участвуют во всех этих мероприятиях. Директор музея Галина Анатольевна Мостовых - очень деятельный человек, она всегда разрабатывает очень  интересные программы для детей. В музее они обучают декоративно-прикладному искусству, шьют куклу-акань, делают разные поделки из бересты. Один год Галина Анатольевна даже организовала мастер-класс по кладке кирпичей, чем вызвала огромный интерес у детей. В плане развития национальной культуры музей работает очень активно, поэтому школа не ведет работу в этом направлении. Я считаю, что каждый из нас должен знать и уважать культуру народов ханты и манси. Мы всегда приветствуем, когда наши дети участвуют в мастер-классах и в мероприятиях, которые проводят музейные работники. 

В начальных классах реализуется федеральные государственные образовательные стандарты, в рамках которых положено ведение внеурочной деятельности. Педагоги предлагают, а родители выбирают то, что их дети хотели бы посещать. У нас работает кружок, где дети играют в шахматы. Ребята очень любят кружок по информатике. Вместе с преподавателем ученики создали мультфильм, который  был представлен на выставке-форуме «Образование Югры -2014». Работа была отмечена дипломом, конечно, это вызвало огромную радость не только у детей, но и у всех педагогов школы. 

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 4 (1094)
12.03.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика