- Мансийский
- Русский
Пēс йис потрыт пслгум (Хӯл совыт пслын н)
Вероника Осипова ёт мēн Санкт-Петербург ӯст лӯпта тпост хнтхатыглāлсумēн, вāйхатаӈкве патсумēн, потыртасмēн. Тнт тот «Лӯимā нт форум»рӯпататэ вāрвес. Мāньщи хурип н кāсалым, щāгтым таве титыглāслум, хотьют ос хотыл лы. Вероника Сахалин мāныл лы, тав мире уильтаг лāваве. Ты мāхум сāвитанылт туп атсаттем хтпа.
Лӯпта тпос 5-7 хталытт Таврический яныг посыӈ колт уильта н пслум хурит суссылтан выставка лыс. Хтпат сāвсырыг пслгыт, хотьют хорамыӈ льпытыл, хотьют хаснэйӣвытл, Вероника пслын хурит «тушиг» лāвнэ утыл хӯл совытт пслы. Манрыг тамле номтыл ёхтувес, н лāвыс:
– Уильта мāхум пēс йис тāгыл хӯл совытыл сāвсыр пормасыт вāрсыт, нтсыт, мāщтырласыт. Мāн лнэ Сахалин мāвт щāрщ нупыл сāв мāнь ос яныгнув т овēгыт. Щāрщит ос т сāв хӯл лы: навага, сыг, голец, кунджи ос горбуша, ты хӯл совытыл мāхум пормасыт ты вāрсыт. Кāсыӈ хӯл сове сāвсыр, тват смылхарпаг сусхатгыт, товат сяр ӈкыг лгыт, тва хӯл совытт аквтоп тӯлыт послым лгыт. Совыт нупыл сунсым, аквтоп тāн тāнти хӯлтгыт, мāныр ос хомус пслуӈкве. Тва порат пāвлыӈ хтпанум послыянум, мā-вит пслгум, сāвсыр ӯйхулыт, ӯйрищит тлгыт.
– Вероника, ос пслын мāгыс хӯл сов рнэ щирыл щпитаӈкве ри.
– Остыгыл. Хунь вылщёс ты вāрмалин вуйхатсум, ёмащакв сов сыстамтаӈкве ат тлыс, ётыл ущ āмти рнэ щирыл, хомус āнумн ри, сов щпитаӈкве патыслум. Солвалын щāрщит пувим хӯл саманэ сака молях сыстамтахтгын, ос хунь хӯл н щāлты, саманэ такыг патгыт, хосанув нилюӈкве ри.
Ань хӯл тӈкве те тахмаēгум, тнут урыл ат номсгум, сартын мāщтырыг хӯл нилēгум, све пуссыг вос лыс. Нилилум, сыстамтылум, «Фейри» ёт полям витыт хот-посылум, тувыл ущ тслылум. Тванакт хӯл сов хтал сыс витт ньщуӈкве рви, ос ат те алымēгум, хот-польтылум. Сов тоснтэ юи-пāлт щар каминьтаг ēмтнэ мус ёмащакв тынтлылум. Тувыл пслуӈкве та вылтахтгум. Мāнь тāгыл ам акваг пслысум. Ишколат ханищтахтумумт Некрасовка пāвылт интернатыт лсум, ханищтан н сака ёмащакв пслыс, тав нупылэ сунсым ос тох патсум.
– Вероника, наӈ мāнь нтпыл ос перал пслгын, мансавит хал тамле хурит пслын мāгыс ри?
– Мāнь хурит нила хтал пслыянум, акв яныг утум тай хт тпос пслыслум. Хурит сака ёмащакв ёвтавет, вāруӈкве ат алымēгум.
Вероника Осипова рӯпатанэ сака нтнг тлгыт, тāн мā яныт сāвсыр музеит лгыт. 2019 тāл порат выставка штаб-квартира ООН лāвнэ мāт Нью-Йоркыт лыс, тувыл Женеват лыс. Ты пслым хурит сунсыглым, уильта мир лупса мāхум тāра паттгыт, манхурип пēс йис порал хультум мйтыт-ргыт ты мир ньщас. Санкт-Петербургыт сусылтап тох намаим лыс «Пēс йис потрыт пслгум».
Светлана Динисламова
Я рисую легенды…
Вероника Осипова – представитель народа уйльта, одного из самых малочисленных народов Сахалина, численность которого составляет не более 500 человек.
Вероника Осипова является членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Работы художницы украшают многочисленные выставочные залы музеев разных стран мира, находятся в частных коллекциях – для многих уже сейчас стали рукотворными легендами народа уильта.
Художница родилась в пгт Ноглики Сахалинской области и проживает в Южно-Сахалинске. В основе её творчества богатые традиции уйльтинского народа, которые северная мастерица воплощает на рыбьей коже. В прошлом из кожи рыб ремесленники Сахалина делали много полезных вещей, но Вероника Осипова перевела это направление в область уникального искусства. Кожа традиционной островной рыбы (наваги, налима, гольца, кунджи или горбуши) преображается в ее руках благодаря новаторской росписи тушью.
На рыбью кожу мастерице удается «уложить» миниатюрные пейзажи и сохранить живое «дыхание» природы. Картины народного быта с тончайшей прорисовкой деталей играют десятками оттенков, отличаются особой красотой и графичностью.
– Я сколько себя помню, всё время рисую. И когда училась в художественной школе, у нас школы с уклоном национальным, ДПИ, наш преподаватель был увлечённый очень, она была первая. Я тоже вдохновилась, нашла рыбью кожу, сходила, сходила на берег на заре во время рыбалки, это в Некрасовке было. Я в интернате там училась и в художественную школу ходила. И там с учительницей вдохновились, притащили рыбу, сняли кожу, высушили. Ну конечно, как попало это было все сделано. Потому что знаний особых не было, и мы потом конечно, занимались, мяли. Искали. Но вот к этой технологии, которой сейчас занимаюсь, я пришла сама, как лучше подготовить, чтобы потом во время обработки было меньше работы. Чтобы она сохраняла эту фактуру. Я её обрабатываю до сушки, т.е. снимаю полностью остатки филе, кожи, и чешую снимаю сразу же. У нас рыба морская, чешуя легко снимается. Потому что рыба в речку когда заходит, уже чешуя врастает, уже сложно. Жир внутри снимаю. Потом стираю в холодной воде, только холодной водой. Ни в коем случает вода горячей не должна быть, добавляю или мыло хозяйственное, либо Фейри, чтобы обезжиривало. Могу подержать сутки, но если времени нет, то можно поменять воду и в холодильнике держать. Если вообще нет времени, можно в морозилку положить. Потом её достаешь и начинаешь мять руками. У меня были кожемялки, они такие, и немного фактуру портят, а мне для картин не нужно, чтобы портилась фактура. Полностью ручная выделка.
– Вероника, откуда приходит вдохновение, как Вы знаете, что нужно изобразить.
– Это конечно же все впечатления от своего края. Это всё, что вокруг меня, это мой край. Муж мой русский, он наблюдает за моим творчеством, и когда увидит на природе то, что изображено у меня, говорит, что наша природа – это и есть твои картины!
– Какая у Вас технология рисования?
– Это тушь и перо. Это татуировка, наколка. У рыбьей кожи есть своя естественная графика, темная, от темно-черного, до белейшего. ВА по времени, чтоб создать такие картины, самое маленькое – дня 4. Картины пользуются спросом. В магазин не выставляю, потому что вперед уже заказы идут. Резервируют. В корпоративные заявки.
Выставка картин Вероники Осиповой в 2019 году была представлена в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (США) в рамках 18-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, во Дворце Наций в Женеве (Швейцария) в рамках проведения 8-го Форума ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека.
Для информации: Уйльта (ороки, орочоны) – самый малочисленный коренной народ, проживающий на острове Сахалин. Уйльта – это самоназвание народа на их родном языке. В настоящее время распространено и другое название – «орочоны». Название «ороки» происходит от нивхского «орнышку», айнского «ороцко» и японского «орокко», равно как и «орочоны» происходит от русского названия народа. Язык уйльта относится к тунгусо-маньчжурской семье языков, наряду с нанайским, ульчским, эвенкийским и другими. В начале XIX века уйльтинские общины расселились на Северном Сахалине от полуострова Шмидта до залива Терпения, соседствуя с нивхами и айнами. Они кочевали вокруг заливов Охотского моря и по рекам севера острова.
Светлана Динисламова