Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана ДИНИСЛАМОВА

Содержание номера

  • лмхлас мтэ рыл лы, мтн кинсаве
  • Враян хтпат касыланыл
  • Ты урыл вглӯв ос акваг номв
  • Сосса мир ōлупса янытлаӈкве нврамыт ханищтыянэ
  • Мāн мā-витанув сака нтнэт!
  • Ты сараныт мньщи нныл лаль лмыгтасыт
  • Анкватэ втихал кстыглытэ
  • Мньщи мйт
  • Ӯсма сагнэ мāньщи н
  • Сосса нврамыт ханищтан кол
  • М-витув ӯргалым лн
  • Мāньщи рыг Москват хӯнтлысӯв
  • Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт
  • Мт хн мт лӯим мирыт пӯмщалавсыт
  • Пēс йис потрыт пслгум (Хӯл совыт пслын н)
  • Оматэ с  втат самын патыс
  • Тэлинэ пилыт такви янмалты
  • Мāньщи лāтыӈ лы нотэ
  • Хоса лх яласаӈкв ри
  • Мирув вылтыт потырты
  • Тав мньщи хумн пӯмащипа лтыӈ кты
  • Тӯя хталанув та ёхтысыт
  • Вр ӯргалылӯв
  • Хльӯст лгыт ос вōрн акваг ялантгыт
  • Хнтлам хумыт кстыглавет
  • Мньщи лтӈыл потыр хассӯв
  • Трум манхурип хтал ври, мньщи н вгтэ
  • Яныг ӯст нпакыт урыл потыртавес
  • пав-ащйкав Мувыӈтес пвылныл лыс
  • Яныгмам пвлн внтлас
  • «Султум» нампа нпак хӯрум лтӈыл тратаве
  • Мнти лтӈувтыл акваг потыртв
  • ги нпак хаснэ хтпат урыл потыр хансыс
  • Нрытын акваг ялантв
  • Нврамыт мгыс рущ канит вргум
  • Рӯтаныл номияныл
  • Ты лӈх хосыт мир тнутыл тотвсыт
  • Мньщи н намхталт янытлылӯв!
  • Врна тотыглым гирищ
  • Нврамыт щаквщуӈкве ханищтавет

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Пēс йис потрыт пслгум (Хӯл совыт пслын н)
  • Мансийский
  • Русский

Пēс йис потрыт пслгум (Хӯл совыт пслын н)

Вероника Осипова ёт мēн Санкт-Петербург ӯст лӯпта тпост хнтхатыглāлсумēн, вāйхатаӈкве патсумēн, потыртасмēн. Тнт тот «Лӯимā нт форум»рӯпататэ вāрвес. Мāньщи хурип н кāсалым, щāгтым таве титыглāслум, хотьют ос хотыл лы. Вероника Сахалин мāныл лы, тав мире уильтаг лāваве. Ты мāхум сāвитанылт туп атсаттем хтпа.

Лӯпта тпос 5-7 хталытт Таврический яныг посыӈ колт уильта н пслум хурит суссылтан выставка лыс. Хтпат сāвсырыг пслгыт, хотьют хорамыӈ льпытыл, хотьют хаснэйӣвытл, Вероника пслын хурит «тушиг» лāвнэ утыл хӯл совытт пслы. Манрыг тамле номтыл ёхтувес, н лāвыс:

– Уильта мāхум пēс йис тāгыл хӯл совытыл сāвсыр пормасыт вāрсыт, нтсыт, мāщтырласыт. Мāн лнэ Сахалин мāвт щāрщ нупыл сāв мāнь ос яныгнув т овēгыт. Щāрщит ос т сāв хӯл лы: навага, сыг, голец, кунджи ос горбуша, ты хӯл совытыл мāхум пормасыт ты вāрсыт. Кāсыӈ хӯл сове сāвсыр, тват смылхарпаг сусхатгыт, товат сяр ӈкыг лгыт, тва хӯл совытт аквтоп тӯлыт послым лгыт. Совыт нупыл сунсым, аквтоп тāн тāнти хӯлтгыт, мāныр ос хомус пслуӈкве. Тва порат пāвлыӈ хтпанум послыянум, мā-вит пслгум, сāвсыр ӯйхулыт, ӯйрищит тлгыт. 

– Вероника, ос пслын мāгыс хӯл сов рнэ щирыл щпитаӈкве ри.

– Остыгыл. Хунь вылщёс ты вāрмалин вуйхатсум, ёмащакв сов сыстамтаӈкве ат тлыс, ётыл ущ āмти рнэ щирыл, хомус āнумн ри, сов щпитаӈкве патыслум. Солвалын щāрщит пувим хӯл саманэ сака молях сыстамтахтгын, ос хунь хӯл н щāлты, саманэ такыг патгыт, хосанув нилюӈкве ри.

Ань хӯл тӈкве те тахмаēгум, тнут урыл ат номсгум, сартын мāщтырыг хӯл нилēгум, све пуссыг вос лыс. Нилилум, сыстамтылум, «Фейри» ёт полям витыт хот-посылум, тувыл ущ тслылум. Тванакт хӯл сов хтал сыс витт ньщуӈкве рви, ос ат те алымēгум, хот-польтылум. Сов тоснтэ юи-пāлт щар каминьтаг ēмтнэ мус ёмащакв тынтлылум. Тувыл пслуӈкве та вылтахтгум. Мāнь тāгыл ам акваг пслысум. Ишколат ханищтахтумумт Некрасовка пāвылт интернатыт лсум, ханищтан н сака ёмащакв пслыс, тав нупылэ сунсым ос тох патсум.

– Вероника, наӈ мāнь нтпыл ос перал пслгын, мансавит хал тамле хурит пслын мāгыс ри?

– Мāнь хурит нила хтал пслыянум, акв яныг утум тай хт тпос пслыслум. Хурит сака ёмащакв ёвтавет, вāруӈкве ат алымēгум. 

Вероника Осипова рӯпатанэ сака нтнг тлгыт, тāн мā яныт сāвсыр музеит лгыт. 2019 тāл порат выставка штаб-квартира ООН лāвнэ мāт Нью-Йоркыт лыс, тувыл Женеват лыс. Ты пслым хурит сунсыглым, уильта мир лупса мāхум тāра паттгыт, манхурип пēс йис порал хультум мйтыт-ргыт ты мир ньщас. Санкт-Петербургыт сусылтап тох намаим лыс «Пēс йис потрыт пслгум».

Светлана Динисламова

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства госпрограммы ХМАО-Югры «Развитие гражданского общества»
< previous
> next

Я рисую легенды…

Вероника Осипова – представитель народа уйльта, одного из самых малочисленных народов Сахалина, численность которого составляет не более 500 человек.

Вероника Осипова является членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Работы художницы украшают многочисленные выставочные залы музеев разных стран мира, находятся в частных коллекциях – для многих уже сейчас стали рукотворными легендами народа уильта.

Художница родилась в пгт Ноглики Сахалинской области и проживает в Южно-Сахалинске. В основе её творчества богатые традиции уйльтинского народа, которые северная мастерица воплощает на рыбьей коже. В прошлом из кожи рыб ремесленники Сахалина делали много полезных вещей, но Вероника Осипова перевела это направление в область уникального искусства. Кожа традиционной островной рыбы (наваги, налима, гольца, кунджи или горбуши) преображается в ее руках благодаря новаторской росписи тушью. 

На рыбью кожу мастерице удается «уложить» миниатюрные пейзажи и сохранить живое «дыхание» природы.  Картины народного быта с тончайшей прорисовкой деталей играют десятками оттенков, отличаются особой красотой и графичностью.

– Я сколько себя помню, всё время рисую. И когда училась в художественной школе, у нас школы с уклоном национальным, ДПИ, наш преподаватель был увлечённый очень, она была первая. Я тоже вдохновилась, нашла рыбью кожу, сходила, сходила на берег на заре во время рыбалки, это в Некрасовке было. Я в интернате там училась и в художественную школу ходила. И там с учительницей вдохновились, притащили рыбу, сняли кожу, высушили. Ну конечно, как попало это было все сделано. Потому что знаний особых не было, и мы потом конечно, занимались, мяли. Искали. Но вот к этой технологии, которой сейчас занимаюсь, я пришла сама, как лучше подготовить, чтобы потом во время обработки было меньше работы. Чтобы она сохраняла эту фактуру. Я её обрабатываю до сушки, т.е. снимаю полностью остатки филе, кожи, и чешую снимаю сразу же. У нас рыба морская, чешуя легко снимается. Потому что рыба в речку когда заходит, уже чешуя врастает, уже сложно. Жир внутри снимаю. Потом стираю в холодной воде, только холодной водой. Ни в коем случает вода горячей не должна быть, добавляю или мыло хозяйственное, либо Фейри, чтобы обезжиривало. Могу подержать сутки, но если времени нет, то можно поменять воду и в холодильнике держать. Если вообще нет времени, можно в морозилку положить. Потом её достаешь и начинаешь мять руками. У меня были кожемялки, они такие, и немного фактуру портят, а мне для картин не нужно, чтобы портилась фактура. Полностью ручная выделка.

 – Вероника, откуда приходит вдохновение, как Вы знаете, что нужно изобразить.

– Это конечно же все впечатления от своего края. Это всё, что вокруг меня, это мой край. Муж мой русский, он наблюдает за моим творчеством, и когда увидит на природе то, что изображено у меня, говорит, что наша природа – это и есть твои картины!

– Какая у Вас технология рисования?

– Это тушь и перо. Это татуировка, наколка. У рыбьей кожи есть своя естественная графика, темная, от темно-черного, до белейшего. ВА по времени, чтоб создать такие картины, самое маленькое – дня 4. Картины пользуются спросом. В магазин не выставляю, потому что вперед уже заказы идут. Резервируют. В корпоративные заявки. 

Выставка картин Вероники Осиповой в 2019 году  была представлена в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (США) в рамках  18-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, во Дворце Наций  в Женеве (Швейцария) в рамках  проведения 8-го Форума ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека.

Для информации: Уйльта (ороки, орочоны) – самый малочисленный коренной народ, проживающий на острове Сахалин. Уйльта – это самоназвание народа на их родном языке. В настоящее время распространено и другое название – «орочоны». Название «ороки» происходит от нивхского «орнышку», айнского «ороцко» и японского «орокко», равно как и «орочоны» происходит от русского названия народа. Язык уйльта относится к тунгусо-маньчжурской семье языков, наряду с нанайским, ульчским, эвенкийским и другими. В начале XIX века уйльтинские общины расселились на Северном Сахалине от полуострова Шмидта до залива Терпения, соседствуя с нивхами и айнами. Они кочевали вокруг заливов Охотского моря и по рекам севера острова.

Светлана Динисламова

Номер Луима сэрипос: 
Спецпроект
5.12.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика